Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет творческой личности в современном российском обществе

Работа №111279

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования социального портрета творческой личности в современном российском обществе 9
1.1 Социальный портрет творческой личности 9
1.2 Развитие понятия творчества в трудах отечественных социологов 23
Глава 2 Социологический анализ социального портрета творческой личности в современном российском обществе 31
2.1 Сравнение мнений творческих личностей относительно их сферы
деятельности 31
2.2 Оценка социального портрета творческой личности в современном
российском обществе с использованием метода Стефенсона 46
Заключение 59
Список используемой литературы и источников 62
Приложение А Рабочая программа социологического исследования 69
Приложение Б Анкета 82
Приложение В Оценка отношения личностей к творческой деятельности в современном российском обществе методом Стефенсона 89
Приложение Г Таблицы распределений анкетирования 91


Актуальность темы исследования может быть определена тем кризисным состоянием культуры современного обществе, которое оно переживает. Только через развитие и совершенствование творческой личности, которая становится ядром в формировании и становлении социума, возможно преодоление указанного кризиса.
Современному обществу необходимы от личностей не шаблонные и привычные действия, а гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к повседневным практикам. Именно данные трансформации обусловили важность именно творческой личности для современного социума, что подтверждает актуальность поставленной в работе задачи - формирование социального портрета творческой личности.
Социальный портрет создается для описания индивидуальных характеристик и более детального рассмотрения основных аспектов жизнедеятельности. Одним из ключевых условий создания социального портрета признается подобие составленного «образа» оригиналу. Это может быть осуществлено как посредством трансляции внешности изучаемого объекта, так и отображением духовной составляющей, отличительных черт, национальность и др. Также, важно раскрыть психологические характеристики портретируемого объекта с учетом особенностей ментальности, образовательных, возрастных, гендерных и профессиональных качеств. Иначе говоря, составленный социальный портрет способен оценить, как социальную принадлежность, так и характер объекта.
Результатом творческой деятельности молодежи можно считать не только материальные творческие продукты, но и изменения, которые происходят в самой личности: раскрытие способностей, получение новых профессиональных умений и навыков, появление нового отношения к себе и к окружающему миру.
Повышенный интерес к картине творчества в социологии очевиден. В настоящее время исследование творчества как социального феномена является актуальной проблемой, так как происходит модернизация современного российского общества, повышается интерес к социокультурному своеобразию и масштабности социальных процессов, расширяются и углубляются межкультурные контакты. Физическая картина мира демонстрирует принцип креативности в процессах самоорганизации и саморазвития личности, общность выставляет инновационность в результативной социальной деятельности, происходит формирование и развитие творческой деятельности индивида.
Особенностью социологического изучения феномена «творчество» также определяется пониманием спрятанных в истории механизмов деятельности социальных отношений, которые реализуются в различных формах социального общения, объединений, социализации, социальной активности и взаимодействия индивидов.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретический анализ специфики самореализации личности часто находился в центре внимания философов, психологов, социологов и представителей различных областей наук. Вопрос продуктивного развития и в полной степени реализации человеческих возможностей привлекает внимание мыслителей разных научных направлений еще с давних времен.
В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский говорят о том, что самореализация, в широком смысле, представляет собой делание потенциального реальным, переход возможности в действительность [31, с. 154]. Отличились представители Г. Мюррей с теорией потребностей и Д. Мак-Клелланд, который изучал мотивацию достижения. Исходя из их теорий, можно сказать, что желание к самореализации имеет свойство уменьшаться, когда нарастает степень успешности в достижении поставленной цели [29].
Михаил Сергеевич Иванов также отмечает, что реализация личностных ценностей молодежи в современном социуме происходит в процессе жизнедеятельности, которая включает в себя профессионально-образовательную деятельность, социально-политическую деятельность и отрасль семейно-бытовых отношений, в том числе свободное время [28].
Касательно темы возможности доступа творческой деятельности для человека исследователи имеют различные точки зрения. Одни ученые доказывают, что творческой деятельностью могут заниматься люди, отличающиеся уникальными способностями [66, с. 192]. Другие, наоборот, говорят, что творчество — есть неотъемлемая принадлежность человека, и каждый первоначально владеет несомненным креативным ресурсом. Творчество является механизмом совершенствования, взаимодействия, которое направляет к развитию [53, с. 149].
Также, мы наблюдаем не прекращающийся интерес к проблеме творчества, об этом свидетельствуют издающиеся публикации о творчестве как в России, так и за рубежом.
Теоретико-социологический и социально-культурологический подходы к проблеме творческой деятельности личности, социальной группы, общества, основанные на философских, социологических и культурологических исследованиях, осуществлялись в трудах Е. Г. Андрющенко, Э. Геннекена, B. C. Библера, A. C. Кулагина, И. Тэн и др.
Социально-психологические проблемы творчества личности, исследование личностных качеств творца, его способностей и мотивации излагаются в работах Б. Г. Ананьева, И. С. Бочарникова, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, К. Д. Кавелина, Г. В. Плеханова, А. Н. Пыпина, Н. А. Рубакина и других.
В результате анализа степени разработанности проблемы социального портрета творческой личности российского общества можно сказать, что, несмотря на обилие исследований различных аспектов творчества и творческой деятельности, назрела необходимость обобщения, систематизации и соотнесения, во-первых, понятия «социального портрета» и отечественного опыта социологических теорий изучения феномена «творчество», во-вторых, междисциплинарного опыта гуманитарных исследований, прежде всего социологических к творчеству.
Объектом данного исследования являются творческие личности, предметом выступает обобщенный социальный портрет творческих личностей в современном российском обществе.
Цель бакалаврской работы является исследование творческих личностей современного российского общества с помощью выявления основных типологических качеств социального портрета.
Задачи исследования:
1. Определить методологические основы анализа социального портрета в современном обществе.
2. Проанализировать исследования понятия творчества в различных областях науки.
3. Оценить положительные и отрицательные стороны творческих личностей.
4. Определить основные перспективы в творческой деятельности.
5. Выявить способы реализации своих творческих способностей.
6. Проанализировать отношение участников к творческой деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования. В работе использован историко-сравнительный анализ феномена «творчества» в трудах следующих исследователей: М. Экхарта, М. К. Мамардашвили, Н. П. Бехтерева, И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Гегеля, А. Шлегеля, А. Микиельса, И. Тэна, Ж. М. Гюйо, Э. Геннекена, И. С. Бочарникова, П. Н. Ткачева, Н. А. Рыбакина, А. Н. Пыпина, К. Д. Кавелина, А. С. Пругавина, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова, А. Д. Ярцева, Н. А. Рубакина, А. С. Каргина, Ю. Кристеевой, К. В. Чистова, Л. И. Михайлова, В. Е. Гусева, Ф. И. Прокофьева, Л. И. Михайлова.
Для более детального изучения социального портрета творческой личности в работе применяются следующие научные подходы:
Антропологический подход рассматривает человека в качестве главного критерия создаваемых моделей коммуникации, позволяет изучать социальные связи в общественной системе.
Социокультурный подход представляет собой взгляд на общество как выражение единства культуры и социальности.
Деятельностный подход позволяет нам раскрыть смысл понятий и человеческих представлений, которые порождаются характером деятельности и выступает как результат процессов её воплощения.
Системный подход направлен на раскрытие целостности объекта и ее механизмов, на проявление разнообразных типов связей объекта и превращение их в целостную картину мира.
Социологический подход позволяет определить роль и место творческой личности в обществе.
Гипотеза исследования. Следует ожидать, что творческие личности в современном обществе могут не только заниматься любимым делом, но и получать денежный доход от творческой деятельности.
Методы исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и метод Стефенсона. Анкетирование по теме: «Социальный портрет творческой личности в современном российском обществе», проведенное при помощи веб-анкет.
Эмпирическая база исследования. Для получения информации о социальном портрете творческой личности было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность N = 200 респондентов, дифференцированных по половому признаку (90 мужчин и 110 женщин).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные в ходе исследования теоретические обоснования в соединении с результатами анкетирования позволили составить социальный портрет творческой личности в современном российском обществе. Творчество как одна из форм развития является значимым фактором как объективной, так и субъективной стороны любой профессиональной сферы.
Процесс эволюции профессии определяется, в основном, созданием новых продуктов труда или инновационными технологиями. Специальность, которая опирается на репродуктивные способы, утрачивает социальную значимость, поскольку оспаривает принципы сознательного, активного общественного развития. Непосредственный аспект творчества состоит в возможности установления оригинальных способов решения профессиональных задач, продуктивного преодоления различных кризисов квалифицированного становления и совершенствования специалиста.
Максимальное самовыражение происходит у личностей, которые увлечены творчеством. Для творческих личностей неотъемлемой частью их жизни является создание шедевров в искусстве, научные открытия. Эти благородные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта. Везде, где необходимо принять необычные решения или же применить инновационные методы у человека возникает необходимость в творческом, креативном мышлении.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что творческие личности в современном российском обществе талантливы, самостоятельны в преодолении трудностей и очень трудолюбивы. Они могут совмещать занятия как онлайн, так и в живую. Для большинства творчество не приносит денежного дохода, но, тем самым, творцы не превращают свою деятельность только в добывание прибыли, а трепетно и с удовольствием создают шедевры. Вместе с тем следует подчеркнуть, что творческие люди для поиска вдохновения чаще используют путешествия или обогащение красотой (от балета до выставки фотографий, архитектура, музыка, книги) и реже обращаются к перестановке/ремонту в доме.
Также, как и в любой деятельности, в творчестве личности иногда сталкиваются с депрессией и с легкостью преодолевают её, так как творчество может быть эффективным средством от депрессии, помогая улучшить настроение и снизить уровень отрицательных эмоций. Хочется отметить, что семья и близкие принимают участие в поддержке личности на творческом пути. Одним из плюсов творческой деятельности представляется общение и знакомство с интересными личностями, а также, разумеется, внутреннее, творческое развитие. Отрицательным аспектом для творцов является творческий кризис и эмоциональная нестабильность.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что формирование и развитие творческой личности выступает одной из наиболее важных и актуальных проблем при создании социального портрета.
Творческий потенциал - это фундаментальный компонент человеческого ресурса, который демонстрирует возможности отдельной личности в совершенствовании себя в профессиональном, социальном и личностном плане.
Творческие способности и ресурсы в процессе всей жизни личности могут как активно раскрываться и развиваться, так и угасать, подавляться. Они позволяют не только обнаружить решения ежедневных проблем, но и адаптироваться к любому новому обстоятельству жизни.
Творческие личности достаточно функциональны и способны подстраиваться под различные факторы, влияющие на ведение своей деятельности. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно получают новые знания, затем происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая их окружает.
Индивид достигает определенную степень творческой самореализации личности, при помощи творческого потенциала и выражения своей творческой сути. Существует много способов для самореализации личности, но сильное желание заниматься делом, которое приносит удовольствие и постоянная устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.
Таким образом, в процессе исследования были:
- проанализированы понятия «социальный портрет», «творческая личность» как предмет социологических исследований в современном обществе;
- рассмотрены современные проекты, влияющие на развитие творческих личностей;
- рассмотрены научные труды по развитию творчества таких ученых как И. С. Бочарникова, Д. С. Бразевич, Г. В. Плеханов, Н. А. Рубакин и др.
- проанализированы результаты эмпирического исследования социального портрета творческой личности в современном российском обществе, по которым были составлены таблицы распределений и представлены выводы по полученным данным.
- описаны и проанализированы ответы юношей и девушек по вопросу их отношения к творческой деятельности в современном мире.



1. Алпатов М. В. Очерки по истории портрета. М.: «Искусство»; JL, 1937. 60 с.
2. Американская буржуазия: социальный портрет // Вестник Ленинградского университета. Серия 5. Экономика. 1988. № 3.
3. Андронникова М. А. Об искусстве портрета. М.: «Искусство», 1975. 326 с.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М., 1992.
5. Бердяев H. A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. 384 с.
6. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. № 2. 1999. С. 36-37.
7. Бочарникова И. С., Калюжная Н. А., Богохудова Е. Н. Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции развития. Научно-исследовательская работа / Астрахань: ОМЦ НК, 2005. 119 с.
8. Бразевич, Д. С. Социология / Д. С. Бразевич. - СПб: Университет ИТМО, 2015. 43 с.
9. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Нева, 2005. 367 с.
10. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Кн. 4 //
Сочинения. Т. 1 М.: «Мысль», 1993. 590 с.
11. Викторов В. А. Взгляд на трибуны: социальный портрет
болельщика // Социологические исследования. 1991. № 5. 76 с.
12. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Введение в истори - ческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное ис-кусство, 1985. 288 с.
13. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 168 с.
14. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
15. Воробьев A. M. Социальный портрет работника ОВД // Социологические исследования, 1992. № 10.
16. Гегель Г. В. Ф. «Философия права», 1820. § 35.
17. Гирусов Э. В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера, // Педагогика. № 2. 1998. С. 28-32.
18. Гришина Е. А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.
19. Грищенко Ж. Н., Новикова Л. Г. Социальный портрет
предпринимателя // Социологические исследования. 1992. № 10.
20. Гусев Ю. А. Познание и творчество: логико-гносеологические
проблемы художественного творчества. Минск: Издательство
«Университетское», 1987. 253 с.
21. Данилов Р. С. Состязательность как форма социального бытия человека. Автореф. канд. филос. наук. Саратов, 2007.
22. Долженко О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учебе // Вестник высшей школы. 1997. № 3.
23. Ежов О. Н. Проблема жизненного пути в западной социологии: социальная карьера//Вестник МГУ, Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 4, С. 82-95.
24. Елыпевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М.: Советский художник, 1986. 216 с.
25. Ельчанинов В. А. Проблема творчества в историческом познании и искусстве. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. 193 с.
26. Здравомыслов А. Г. Теория социальной реальности в российской социологии // Мир России, 1999. № 1-2, С. 3-58.
Т1. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66-11.
28. Иванов М. С. Содействие самореализации как приоритетное направление работы с молодежью / М. С. Иванов, Е. В. Харченко // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. 15 с.
29. Ильиных С. А. Управленческая культура в учреждениях
культуры и искусства: социологический анализ составляющих/
С. А. Ильиных, М. Р. Пашаева // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. 31 с.
30. Клементьев Д. С. Социология личности / Д. С. Клементьев, А. Г. Маслова. М.: УМО ВО, 2018. 132 с.
31. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 2011. 154 с.
32. Ковалева А. И, Луков В. А. Социология молодежи.
Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.
33. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс, 2003, № 1, С. 109-115.
34. Константинова Е. Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий / Автореф. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006.
35. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М. 2000.
36. Манылов Л. М. Теория социальной эволюции / Л. М. Манылов. М.: Директ-Медиа, 2017. 166 с.
31. Мелик-Пашаев A. A. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 16-82.
38. Меликов И. М. Творчество как социальный феномен Текст / И. М. Меликов // Социальная политика и социология // Российский государственный социальный университет. 2010. № 4. (58) .С. 6.
39. Мельников А. Н. Американцы: социальный портрет: Новые явления в классовой структуре США. М. 1987.
40. Молодежь новой России [Электронный ресурс] : Институт социологии РАН. URL:www.isras.ru/analytical/npHopHTera(дата обращения: 6.04.2020).
41. Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Изд-во «Советский художник», 1981. 167 с.
42. Москвичев Л. Н. Социология / Л. Н. Москвичев, Г. В. Осипов. М.: Норма, 2015. 135 с.
43. Навыки будущего. [Электронный ресурс]: Агентство
стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/future_skills/(дата обращения: 15.02.2020).
44. Нурышев Г. Н. Социология / Г. Н. Нурышев, Д . С. Бразевич. Санкт-Петербург: ИХБТ, НИУ ИТМО, 2010. 293 с.
45. Омельченко E. JI. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. / Автореф. докт. социол. наук. М. 2005.
46. Осипов Г. В. Социология. Учеб. пособ. М., 1998. 85 с.;
Российской социологической энциклопедии. М., 1998. 480 с.
47. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова М. 1998.
48. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Институт социологии РАН. 2000. № 12.
49. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Инфра-М, 1998. 528 с.
50. Петрушин В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие Текст / В. И. Петрушин. М.: Издательство Юрайт, 2018. 221 с.
51. Плеханов Г. В. Жизнь, деятельность, осмысление творческого наследия: Сборник статей / Л. И. Абалкин, В. Т. Агаев, Е. В. Александрова. Москва: Международный институт экономики и права, 2018.
52. Познин В. Ф. Экранное творчество: современные тенденции / Научная электронная библиотека Киберленинка, вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 7(63), 2008.
53. Пономарев В. А. Творчество как родовая сущность человека / В. А. Пономарев // Вопросы психологии. 1992. № 4. С. 149-151.
54. Публика театра. Социологические свидетельства 1890-х - 1930-х годов / сост., вст. Статья, прим. Ю. У. Фохт-Бабушкина, СПб.: Алетейя, 2010. 764 с.
55. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности// Институт социологии РАН. 1995. № 12, С. 100-105.
56. Российская социология. СПб., 1993. 96 с.
57. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. 264 с.
58. Сарабьянов Д. В. Личность и индивидуальность в русской порт-ретной живописи. // Русское подвижничество. М., 1996. С. 540-550.
59. Скворцова Н. Г. Социология Текст / Н. Г. Скворцова. М.: Проспект, 2009. 121 с.
60. Словарь иностранных слов. М., 1996. 384 с.
61. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. А. Левады. М., 1993; Социально-демографический портрет студента. М. 1986. 5 с.
62. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.
63. Творческая личность - кто это в психологии. [Электронный ресурс] : Советы психолога. URL:https://psychologist.tips/4216-tvorcheskaya-lichnost-kto-eto-v-psihologii-osobennosti-priznaki-psihologicheskij-portret.html#i-9 (дата обращения: 9.03.2020).
64. Творчество vs Роботы: как искусственный интеллект повлияет на
рынок медиа. [Электронный ресурс] : Adinex- информационное издание о рынке рекламы и маркетинга в России. URL:
https://adindex.ru/publication/opinion/media/2018/06/22/172275.phtml (дата
обращения: 2.02.2020).
65. Тощенко Ж. Т. Социология труда / Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ- ДИАНА, 2015. 228 с.
66. Туник Е. Е., Тест Е. Торренса: Диагностика креативности : метод. руководство / Е. Е. Туник. СПб. : ИМАТОН, 2008. 192 с.
67. Ты оставляешь часть себя в этой машине: Франческо Ферро об отношениях человека и робота. [Электронный ресурс] : Теории и практики. Новый век. URL:https://theoryandpractice.ru/posts/9009-franchesko-ferro-o-robotah(дата обращения: 14.02.2020).
68. Филиппов В. Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ. / Автореф. канд. социол. наук. М. 2007.
69. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. 576 с.
70. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности// Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Гослитиздат, 1949. Т. 4.
71. Шахматов Б. М., Ткачев П. Н.: Этюды к творческому портрету. М. 1981. 4 с.
72. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: «Мысль», 1999. 607 с.
73. Ягодовская А. Т. От реальности к образу: Духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60-70-х гг. М.: «Сов. художник», 1985. 183 с.
74. Исследования показали - творческая работа увеличивает жизнь
[Электронный ресурс] : Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: проект URL:
http://www.izvestia.ru/news/414949(дата обращения: 23.03.2020).
75. Alexander V. Sociology of the Arts: Exploring Fine and Popular Forms. Cornwall, 2003.
76. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste.Cambridge, 1984
77. Storey J. An Introductory Guide to Cultural Theory and Popular Culture. London, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ