Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования социального портрета творческой личности в современном российском обществе 9
1.1 Социальный портрет творческой личности 9
1.2 Развитие понятия творчества в трудах отечественных социологов 23
Глава 2 Социологический анализ социального портрета творческой личности в современном российском обществе 31
2.1 Сравнение мнений творческих личностей относительно их сферы
деятельности 31
2.2 Оценка социального портрета творческой личности в современном
российском обществе с использованием метода Стефенсона 46
Заключение 59
Список используемой литературы и источников 62
Приложение А Рабочая программа социологического исследования 69
Приложение Б Анкета 82
Приложение В Оценка отношения личностей к творческой деятельности в современном российском обществе методом Стефенсона 89
Приложение Г Таблицы распределений анкетирования 91
Актуальность темы исследования может быть определена тем кризисным состоянием культуры современного обществе, которое оно переживает. Только через развитие и совершенствование творческой личности, которая становится ядром в формировании и становлении социума, возможно преодоление указанного кризиса.
Современному обществу необходимы от личностей не шаблонные и привычные действия, а гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к повседневным практикам. Именно данные трансформации обусловили важность именно творческой личности для современного социума, что подтверждает актуальность поставленной в работе задачи - формирование социального портрета творческой личности.
Социальный портрет создается для описания индивидуальных характеристик и более детального рассмотрения основных аспектов жизнедеятельности. Одним из ключевых условий создания социального портрета признается подобие составленного «образа» оригиналу. Это может быть осуществлено как посредством трансляции внешности изучаемого объекта, так и отображением духовной составляющей, отличительных черт, национальность и др. Также, важно раскрыть психологические характеристики портретируемого объекта с учетом особенностей ментальности, образовательных, возрастных, гендерных и профессиональных качеств. Иначе говоря, составленный социальный портрет способен оценить, как социальную принадлежность, так и характер объекта.
Результатом творческой деятельности молодежи можно считать не только материальные творческие продукты, но и изменения, которые происходят в самой личности: раскрытие способностей, получение новых профессиональных умений и навыков, появление нового отношения к себе и к окружающему миру.
Повышенный интерес к картине творчества в социологии очевиден. В настоящее время исследование творчества как социального феномена является актуальной проблемой, так как происходит модернизация современного российского общества, повышается интерес к социокультурному своеобразию и масштабности социальных процессов, расширяются и углубляются межкультурные контакты. Физическая картина мира демонстрирует принцип креативности в процессах самоорганизации и саморазвития личности, общность выставляет инновационность в результативной социальной деятельности, происходит формирование и развитие творческой деятельности индивида.
Особенностью социологического изучения феномена «творчество» также определяется пониманием спрятанных в истории механизмов деятельности социальных отношений, которые реализуются в различных формах социального общения, объединений, социализации, социальной активности и взаимодействия индивидов.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретический анализ специфики самореализации личности часто находился в центре внимания философов, психологов, социологов и представителей различных областей наук. Вопрос продуктивного развития и в полной степени реализации человеческих возможностей привлекает внимание мыслителей разных научных направлений еще с давних времен.
В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский говорят о том, что самореализация, в широком смысле, представляет собой делание потенциального реальным, переход возможности в действительность [31, с. 154]. Отличились представители Г. Мюррей с теорией потребностей и Д. Мак-Клелланд, который изучал мотивацию достижения. Исходя из их теорий, можно сказать, что желание к самореализации имеет свойство уменьшаться, когда нарастает степень успешности в достижении поставленной цели [29].
Михаил Сергеевич Иванов также отмечает, что реализация личностных ценностей молодежи в современном социуме происходит в процессе жизнедеятельности, которая включает в себя профессионально-образовательную деятельность, социально-политическую деятельность и отрасль семейно-бытовых отношений, в том числе свободное время [28].
Касательно темы возможности доступа творческой деятельности для человека исследователи имеют различные точки зрения. Одни ученые доказывают, что творческой деятельностью могут заниматься люди, отличающиеся уникальными способностями [66, с. 192]. Другие, наоборот, говорят, что творчество — есть неотъемлемая принадлежность человека, и каждый первоначально владеет несомненным креативным ресурсом. Творчество является механизмом совершенствования, взаимодействия, которое направляет к развитию [53, с. 149].
Также, мы наблюдаем не прекращающийся интерес к проблеме творчества, об этом свидетельствуют издающиеся публикации о творчестве как в России, так и за рубежом.
Теоретико-социологический и социально-культурологический подходы к проблеме творческой деятельности личности, социальной группы, общества, основанные на философских, социологических и культурологических исследованиях, осуществлялись в трудах Е. Г. Андрющенко, Э. Геннекена, B. C. Библера, A. C. Кулагина, И. Тэн и др.
Социально-психологические проблемы творчества личности, исследование личностных качеств творца, его способностей и мотивации излагаются в работах Б. Г. Ананьева, И. С. Бочарникова, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, К. Д. Кавелина, Г. В. Плеханова, А. Н. Пыпина, Н. А. Рубакина и других.
В результате анализа степени разработанности проблемы социального портрета творческой личности российского общества можно сказать, что, несмотря на обилие исследований различных аспектов творчества и творческой деятельности, назрела необходимость обобщения, систематизации и соотнесения, во-первых, понятия «социального портрета» и отечественного опыта социологических теорий изучения феномена «творчество», во-вторых, междисциплинарного опыта гуманитарных исследований, прежде всего социологических к творчеству.
Объектом данного исследования являются творческие личности, предметом выступает обобщенный социальный портрет творческих личностей в современном российском обществе.
Цель бакалаврской работы является исследование творческих личностей современного российского общества с помощью выявления основных типологических качеств социального портрета.
Задачи исследования:
1. Определить методологические основы анализа социального портрета в современном обществе.
2. Проанализировать исследования понятия творчества в различных областях науки.
3. Оценить положительные и отрицательные стороны творческих личностей.
4. Определить основные перспективы в творческой деятельности.
5. Выявить способы реализации своих творческих способностей.
6. Проанализировать отношение участников к творческой деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования. В работе использован историко-сравнительный анализ феномена «творчества» в трудах следующих исследователей: М. Экхарта, М. К. Мамардашвили, Н. П. Бехтерева, И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Гегеля, А. Шлегеля, А. Микиельса, И. Тэна, Ж. М. Гюйо, Э. Геннекена, И. С. Бочарникова, П. Н. Ткачева, Н. А. Рыбакина, А. Н. Пыпина, К. Д. Кавелина, А. С. Пругавина, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова, А. Д. Ярцева, Н. А. Рубакина, А. С. Каргина, Ю. Кристеевой, К. В. Чистова, Л. И. Михайлова, В. Е. Гусева, Ф. И. Прокофьева, Л. И. Михайлова.
Для более детального изучения социального портрета творческой личности в работе применяются следующие научные подходы:
Антропологический подход рассматривает человека в качестве главного критерия создаваемых моделей коммуникации, позволяет изучать социальные связи в общественной системе.
Социокультурный подход представляет собой взгляд на общество как выражение единства культуры и социальности.
Деятельностный подход позволяет нам раскрыть смысл понятий и человеческих представлений, которые порождаются характером деятельности и выступает как результат процессов её воплощения.
Системный подход направлен на раскрытие целостности объекта и ее механизмов, на проявление разнообразных типов связей объекта и превращение их в целостную картину мира.
Социологический подход позволяет определить роль и место творческой личности в обществе.
Гипотеза исследования. Следует ожидать, что творческие личности в современном обществе могут не только заниматься любимым делом, но и получать денежный доход от творческой деятельности.
Методы исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и метод Стефенсона. Анкетирование по теме: «Социальный портрет творческой личности в современном российском обществе», проведенное при помощи веб-анкет.
Эмпирическая база исследования. Для получения информации о социальном портрете творческой личности было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность N = 200 респондентов, дифференцированных по половому признаку (90 мужчин и 110 женщин).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Полученные в ходе исследования теоретические обоснования в соединении с результатами анкетирования позволили составить социальный портрет творческой личности в современном российском обществе. Творчество как одна из форм развития является значимым фактором как объективной, так и субъективной стороны любой профессиональной сферы.
Процесс эволюции профессии определяется, в основном, созданием новых продуктов труда или инновационными технологиями. Специальность, которая опирается на репродуктивные способы, утрачивает социальную значимость, поскольку оспаривает принципы сознательного, активного общественного развития. Непосредственный аспект творчества состоит в возможности установления оригинальных способов решения профессиональных задач, продуктивного преодоления различных кризисов квалифицированного становления и совершенствования специалиста.
Максимальное самовыражение происходит у личностей, которые увлечены творчеством. Для творческих личностей неотъемлемой частью их жизни является создание шедевров в искусстве, научные открытия. Эти благородные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта. Везде, где необходимо принять необычные решения или же применить инновационные методы у человека возникает необходимость в творческом, креативном мышлении.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что творческие личности в современном российском обществе талантливы, самостоятельны в преодолении трудностей и очень трудолюбивы. Они могут совмещать занятия как онлайн, так и в живую. Для большинства творчество не приносит денежного дохода, но, тем самым, творцы не превращают свою деятельность только в добывание прибыли, а трепетно и с удовольствием создают шедевры. Вместе с тем следует подчеркнуть, что творческие люди для поиска вдохновения чаще используют путешествия или обогащение красотой (от балета до выставки фотографий, архитектура, музыка, книги) и реже обращаются к перестановке/ремонту в доме.
Также, как и в любой деятельности, в творчестве личности иногда сталкиваются с депрессией и с легкостью преодолевают её, так как творчество может быть эффективным средством от депрессии, помогая улучшить настроение и снизить уровень отрицательных эмоций. Хочется отметить, что семья и близкие принимают участие в поддержке личности на творческом пути. Одним из плюсов творческой деятельности представляется общение и знакомство с интересными личностями, а также, разумеется, внутреннее, творческое развитие. Отрицательным аспектом для творцов является творческий кризис и эмоциональная нестабильность.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что формирование и развитие творческой личности выступает одной из наиболее важных и актуальных проблем при создании социального портрета.
Творческий потенциал - это фундаментальный компонент человеческого ресурса, который демонстрирует возможности отдельной личности в совершенствовании себя в профессиональном, социальном и личностном плане.
Творческие способности и ресурсы в процессе всей жизни личности могут как активно раскрываться и развиваться, так и угасать, подавляться. Они позволяют не только обнаружить решения ежедневных проблем, но и адаптироваться к любому новому обстоятельству жизни.
Творческие личности достаточно функциональны и способны подстраиваться под различные факторы, влияющие на ведение своей деятельности. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно получают новые знания, затем происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая их окружает.
Индивид достигает определенную степень творческой самореализации личности, при помощи творческого потенциала и выражения своей творческой сути. Существует много способов для самореализации личности, но сильное желание заниматься делом, которое приносит удовольствие и постоянная устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.
Таким образом, в процессе исследования были:
- проанализированы понятия «социальный портрет», «творческая личность» как предмет социологических исследований в современном обществе;
- рассмотрены современные проекты, влияющие на развитие творческих личностей;
- рассмотрены научные труды по развитию творчества таких ученых как И. С. Бочарникова, Д. С. Бразевич, Г. В. Плеханов, Н. А. Рубакин и др.
- проанализированы результаты эмпирического исследования социального портрета творческой личности в современном российском обществе, по которым были составлены таблицы распределений и представлены выводы по полученным данным.
- описаны и проанализированы ответы юношей и девушек по вопросу их отношения к творческой деятельности в современном мире.
1. Алпатов М. В. Очерки по истории портрета. М.: «Искусство»; JL, 1937. 60 с.
2. Американская буржуазия: социальный портрет // Вестник Ленинградского университета. Серия 5. Экономика. 1988. № 3.
3. Андронникова М. А. Об искусстве портрета. М.: «Искусство», 1975. 326 с.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М., 1992.
5. Бердяев H. A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. 384 с.
6. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. № 2. 1999. С. 36-37.
7. Бочарникова И. С., Калюжная Н. А., Богохудова Е. Н. Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции развития. Научно-исследовательская работа / Астрахань: ОМЦ НК, 2005. 119 с.
8. Бразевич, Д. С. Социология / Д. С. Бразевич. - СПб: Университет ИТМО, 2015. 43 с.
9. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Нева, 2005. 367 с.
10. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Кн. 4 //
Сочинения. Т. 1 М.: «Мысль», 1993. 590 с.
11. Викторов В. А. Взгляд на трибуны: социальный портрет
болельщика // Социологические исследования. 1991. № 5. 76 с.
12. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Введение в истори - ческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное ис-кусство, 1985. 288 с.
13. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 168 с.
14. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
15. Воробьев A. M. Социальный портрет работника ОВД // Социологические исследования, 1992. № 10.
16. Гегель Г. В. Ф. «Философия права», 1820. § 35.
17. Гирусов Э. В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера, // Педагогика. № 2. 1998. С. 28-32.
18. Гришина Е. А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.
19. Грищенко Ж. Н., Новикова Л. Г. Социальный портрет
предпринимателя // Социологические исследования. 1992. № 10.
20. Гусев Ю. А. Познание и творчество: логико-гносеологические
проблемы художественного творчества. Минск: Издательство
«Университетское», 1987. 253 с.
21. Данилов Р. С. Состязательность как форма социального бытия человека. Автореф. канд. филос. наук. Саратов, 2007.
22. Долженко О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учебе // Вестник высшей школы. 1997. № 3.
23. Ежов О. Н. Проблема жизненного пути в западной социологии: социальная карьера//Вестник МГУ, Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 4, С. 82-95.
24. Елыпевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М.: Советский художник, 1986. 216 с.
25. Ельчанинов В. А. Проблема творчества в историческом познании и искусстве. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. 193 с.
26. Здравомыслов А. Г. Теория социальной реальности в российской социологии // Мир России, 1999. № 1-2, С. 3-58.
Т1. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). С. 66-11.
28. Иванов М. С. Содействие самореализации как приоритетное направление работы с молодежью / М. С. Иванов, Е. В. Харченко // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. 15 с.
29. Ильиных С. А. Управленческая культура в учреждениях
культуры и искусства: социологический анализ составляющих/
С. А. Ильиных, М. Р. Пашаева // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. 31 с.
30. Клементьев Д. С. Социология личности / Д. С. Клементьев, А. Г. Маслова. М.: УМО ВО, 2018. 132 с.
31. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 2011. 154 с.
32. Ковалева А. И, Луков В. А. Социология молодежи.
Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.
33. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс, 2003, № 1, С. 109-115.
34. Константинова Е. Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий / Автореф. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006.
35. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М. 2000.
36. Манылов Л. М. Теория социальной эволюции / Л. М. Манылов. М.: Директ-Медиа, 2017. 166 с.
31. Мелик-Пашаев A. A. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 16-82.
38. Меликов И. М. Творчество как социальный феномен Текст / И. М. Меликов // Социальная политика и социология // Российский государственный социальный университет. 2010. № 4. (58) .С. 6.
39. Мельников А. Н. Американцы: социальный портрет: Новые явления в классовой структуре США. М. 1987.
40. Молодежь новой России [Электронный ресурс] : Институт социологии РАН. URL:www.isras.ru/analytical/npHopHTera(дата обращения: 6.04.2020).
41. Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Изд-во «Советский художник», 1981. 167 с.
42. Москвичев Л. Н. Социология / Л. Н. Москвичев, Г. В. Осипов. М.: Норма, 2015. 135 с.
43. Навыки будущего. [Электронный ресурс]: Агентство
стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/future_skills/(дата обращения: 15.02.2020).
44. Нурышев Г. Н. Социология / Г. Н. Нурышев, Д . С. Бразевич. Санкт-Петербург: ИХБТ, НИУ ИТМО, 2010. 293 с.
45. Омельченко E. JI. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. / Автореф. докт. социол. наук. М. 2005.
46. Осипов Г. В. Социология. Учеб. пособ. М., 1998. 85 с.;
Российской социологической энциклопедии. М., 1998. 480 с.
47. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова М. 1998.
48. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Институт социологии РАН. 2000. № 12.
49. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Инфра-М, 1998. 528 с.
50. Петрушин В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие Текст / В. И. Петрушин. М.: Издательство Юрайт, 2018. 221 с.
51. Плеханов Г. В. Жизнь, деятельность, осмысление творческого наследия: Сборник статей / Л. И. Абалкин, В. Т. Агаев, Е. В. Александрова. Москва: Международный институт экономики и права, 2018.
52. Познин В. Ф. Экранное творчество: современные тенденции / Научная электронная библиотека Киберленинка, вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 7(63), 2008.
53. Пономарев В. А. Творчество как родовая сущность человека / В. А. Пономарев // Вопросы психологии. 1992. № 4. С. 149-151.
54. Публика театра. Социологические свидетельства 1890-х - 1930-х годов / сост., вст. Статья, прим. Ю. У. Фохт-Бабушкина, СПб.: Алетейя, 2010. 764 с.
55. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности// Институт социологии РАН. 1995. № 12, С. 100-105.
56. Российская социология. СПб., 1993. 96 с.
57. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. 264 с.
58. Сарабьянов Д. В. Личность и индивидуальность в русской порт-ретной живописи. // Русское подвижничество. М., 1996. С. 540-550.
59. Скворцова Н. Г. Социология Текст / Н. Г. Скворцова. М.: Проспект, 2009. 121 с.
60. Словарь иностранных слов. М., 1996. 384 с.
61. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. А. Левады. М., 1993; Социально-демографический портрет студента. М. 1986. 5 с.
62. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.
63. Творческая личность - кто это в психологии. [Электронный ресурс] : Советы психолога. URL:https://psychologist.tips/4216-tvorcheskaya-lichnost-kto-eto-v-psihologii-osobennosti-priznaki-psihologicheskij-portret.html#i-9 (дата обращения: 9.03.2020).
64. Творчество vs Роботы: как искусственный интеллект повлияет на
рынок медиа. [Электронный ресурс] : Adinex- информационное издание о рынке рекламы и маркетинга в России. URL:
https://adindex.ru/publication/opinion/media/2018/06/22/172275.phtml (дата
обращения: 2.02.2020).
65. Тощенко Ж. Т. Социология труда / Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ- ДИАНА, 2015. 228 с.
66. Туник Е. Е., Тест Е. Торренса: Диагностика креативности : метод. руководство / Е. Е. Туник. СПб. : ИМАТОН, 2008. 192 с.
67. Ты оставляешь часть себя в этой машине: Франческо Ферро об отношениях человека и робота. [Электронный ресурс] : Теории и практики. Новый век. URL:https://theoryandpractice.ru/posts/9009-franchesko-ferro-o-robotah(дата обращения: 14.02.2020).
68. Филиппов В. Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ. / Автореф. канд. социол. наук. М. 2007.
69. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. 576 с.
70. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности// Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Гослитиздат, 1949. Т. 4.
71. Шахматов Б. М., Ткачев П. Н.: Этюды к творческому портрету. М. 1981. 4 с.
72. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: «Мысль», 1999. 607 с.
73. Ягодовская А. Т. От реальности к образу: Духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60-70-х гг. М.: «Сов. художник», 1985. 183 с.
74. Исследования показали - творческая работа увеличивает жизнь
[Электронный ресурс] : Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: проект URL:
http://www.izvestia.ru/news/414949(дата обращения: 23.03.2020).
75. Alexander V. Sociology of the Arts: Exploring Fine and Popular Forms. Cornwall, 2003.
76. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste.Cambridge, 1984
77. Storey J. An Introductory Guide to Cultural Theory and Popular Culture. London, 1993.