Анализ договоров технологического присоединения к электрическим сетям на предмет повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей
|
Введение 3
1 Процесс заключения договора технологического присоединения к
электрическим сетям 10
1.1 Взаимодействия сторон до момента заключения договора
технологического присоединения 11
1.2 Взаимодействие сетевой организации и заявителя в процессе
выполнение обязательств 18
1.3 Особенности процедуры технологического присоединения 26
2 Договор об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям 32
2.1 Правовая природа договора об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям 32
2.2 Ответственность сторон по договору технологического
присоединения к электрическим сетям 40
2.3 Значимые изменения в законодательстве, регулирующие
правоотношения в сфере технологического присоединения 48
3. Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей 56
3.1 Опыт процесса технологического присоединения на примере
Казахстана, Германии, Швеции, Англии 56
3.2 Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых
организаций и потребителей 69
Заключение 73
Список используемой литературы 77
1 Процесс заключения договора технологического присоединения к
электрическим сетям 10
1.1 Взаимодействия сторон до момента заключения договора
технологического присоединения 11
1.2 Взаимодействие сетевой организации и заявителя в процессе
выполнение обязательств 18
1.3 Особенности процедуры технологического присоединения 26
2 Договор об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям 32
2.1 Правовая природа договора об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям 32
2.2 Ответственность сторон по договору технологического
присоединения к электрическим сетям 40
2.3 Значимые изменения в законодательстве, регулирующие
правоотношения в сфере технологического присоединения 48
3. Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей 56
3.1 Опыт процесса технологического присоединения на примере
Казахстана, Германии, Швеции, Англии 56
3.2 Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых
организаций и потребителей 69
Заключение 73
Список используемой литературы 77
Ключевым разделом энергетики Российской Федерации (далее - РФ) на федеральном уровне считается электроэнергетика, «включающая в себя производство, передачу и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, являясь основой функционирования экономики и жизнеобеспечения» [55]. Процесс формирования Российского государства свидетельствует о важном стратегическом значении политики государства за прошедший век в области электроэнергетики, как способ обеспечения благополучия страны и ее населения.
С появлением первых симптомов спада экономики в начале 1980-х годов модернизация производственных мощностей отступала перед ростом потребления электроэнергии, а процесс обновления электрической мощности практически остановился. Положение в отрасли отличалось отставанием отечественных энергетических компаний по применяемым технологиям, отсутствием импульса для роста энергоэффективности и энергосбережения. В регионах происходили аварии в энергосистемах, и как следствие - энергетический кризис и потеря основных принципов надежности. Попасть на рынок электроэнергии новым участникам было невозможно. В результате требовались изменения, вносившие благоприятные условия для повышения энергоэффективности компаний и существенного увеличения финансовых вложений в отрасль. Иначе в результате сотрудничества с зарубежными энергетическими предприятиями российские компании оказались бы не конкурентноспособными.
Непосредственно в ходе реформы планировалось осуществить разделение производства, сбыта и передачи электроэнергии, где вместо прежних организаций, появились новые компании, с отдельными функциями.
Рассматривают три стадии реформы энергетики: первая - разделение региональных AO-Энерго по видам деятельности на отдельные организации: по производству, передаче, распределению и сбыту энергии; вторая стадия - возникновение структуры рыночного функционирования энергетики (10 объединенных генерирующих компаний (ОГК) на основе федеральных базовых тепловых и гидравлических электрических станций; 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) на основе тепловых станций, выделенных из АО-энерго; федеральной сетевой компании (ФСК), которой переданы линии электропередач свыше 330 кВ; межмагистральных сетевых компаний, отвечающих за линии до 220 кВ; межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) с передачей им местных распределительных сетей; органов, регулирующих торговлю на оптовом и розничном рынках); третья стадия — запуск оптовых и розничных рынков электроэнергии. Энергокомпаниями выпущены в обращение на фондовый рынок ценные бумаги. Было учреждено 7 ОГК, 14 ТГК, 4 МРСК. В 2006г. был устранен сектор свободной торговли (ССТ), осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями и запущен спотовый рынок — «рынок на сутки вперед» (БОВ). Постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры планировалась в 2011г. 30 июля 2008г. прекратил свое существование крупнейший монополист - РАО ЕЭС.
Современный оптовый рынок электроэнергии по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных. Выделены первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны. В Европейском регионе установленная мощность - 72-75% от общего показателя, достаточно равномерно распределена по территории. Используются различные виды топлива, развита сетевая инфраструктура. В Сибири установленная мощность — около 20% от общего показателя. Относительно слабые связи между Европейским регионом и Дальним Востоком. В структуре производства более 50% составляют ГЭС.
Неценовые зоны (Дальний Восток, Калининградская область, Республика Коми и Архангельская область) захватывают менее 10% установленных мощностей. Наличие несколько крупных электростанций и слабая сеть при большой протяженности [40], [51].
На деле приватизация и раздел РАО ЕС России на управляющие, генерирующие, сбытовые и сетевые компании привели к серьезным проблемам. Прежде всего, это связано с переходом на рыночные отношения. В процессе приватизации стало ясно, что наиболее привлекательными станут генерирующие, управляющие и сбытовые компании, в отличие от сетевых компаний. На содержание механизма, оборудования, сети в рабочем состоянии должны постоянно выделяться необходимые и достаточные средства. Эксплуатация всегда была, есть и будет убыточной. А средства должны использоваться эффективно, работы выполняться профессионально. В случае невыполнения этих правил возможны аварии и несчастные случаи. На качестве работы инфраструктуры энергетики незамедлительно отразился явный перекос в сторону менеджмента. Известная истина гласит - кадры решают все. Экономисты-реформаторы, которые добивались всевозможными путями получения прибыли, заменили опытных специалистов - энергетиков. Резко упал уровень эксплуатационного и технического обслуживания. Аварии на энергетических объектах, несчастные случаи на энергоустановках - не замедлили себя ждать. Ещё долго будет сказываться на состоянии отрасли кадровый голод, даже при надлежащей работе по подготовке специалистов-энергетиков. Многомиллиардных финансовых вливаний требует износ электросетевого хозяйства и основного электрооборудования (до 90% основных фондов эксплуатируются свыше 20 лет) [16].
Итогом реформ стал непосредственно федеральный закон от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), в котором вводится понятие сделки по проведению процедуры технологического присоединения объектов потребителей к электрическим сетям [55]. Деятельность по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям является полностью регулируемой со стороны государства. Порядок и сроки подключения установлены «Правилами технологического присоединения к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Размер платы за подключение утверждается регулирующим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Процесс осуществления технологического присоединения состоит из нескольких процедур, сроки по которым строго регламентируются законодательством Российской Федерации [28].
В 2012 году принят план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденный Распоряжением Правительства РФ №1144-р от 30.06.2012г. План предусматривал реализацию комплекса мероприятий, способных облегчить условия подключения российских потребителей к объектам энергетической инфраструктуры [45]. Вместе с тем, предполагалось уменьшить количество этапов технологического присоединения, сократить время на их прохождение и снизить затраты потребителей. В качестве ориентира для контроля успешности Плана мероприятий Правительством РФ определено вхождение России к 2018 году в Топ-20 международного рейтинга «Ведение бизнеса» (Doing Business) по показателю «подключение к системам электроснабжения» [26]. Проведенные в рамках реализации «дорожной карты» мероприятия привели к определенному положительному эффекту. За период, прошедший с момента принятия плана, можно констатировать улучшение условий подключения российских потребителей к электрическим сетям в плане снижения стоимости, сокращения сроков и количества этапов технологического присоединения. Но Распоряжение № 1144-р не ведет к увеличению энергетической безопасности страны. Остаются не решенными кадровая проблема в энергетике, а также техническое состояние имеющейся инфраструктуры электросетевого хозяйства.
Вместе с тем результат изменений процесса технологического присоединения ведет к росту стоимости электроэнергии для бытового потребителя. Это весьма пагубно сказывается на состоянии экологии (увеличение выбросов СО2), и на экономике страны в целом, поскольку инвестиции в единую энергетическую систему страны постепенно падают. Незащищенность поставщиков электроэнергии с точки зрения преступных посягательств на электрические сети. Несовершенство механизма правового регулирования договора технологического присоединения противоречит основным требованиям законодательства в области электроэнергетики.
Технологическое присоединение вновь построенных объектов необходимо юридическим и физическим лицам. К данным объектам относятся все сооружения, не обеспеченные электроэнергией: постройки на садово-дачных участках, магазины, жилые дома, здания и сооружения. Кроме того, технологическое присоединение к сетевой инфраструктуре создает условия для производства дополнительных видов продуктов, выполнения услуг.
Главной целью создания «Стратегии развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года» от 03.04.2013г.№511-р (далее - Стратегия развития ЭСК) становится резервирование мощностей, повышение качества выполнения мероприятий электросетевыми организациями, а также совершенствование законотворчества в части создания и развития интеллектуальных систем учета электрической энергии [52]. На новые присоединения к электросетям в сетевые организации поступает большое количество заявок. Вместе с тем присоединение новых потребителей не ведет за собой увеличение электропотребления, что говорит о недостаточной загрузке существующих мощностей. Сетевые организации вынуждены уводить от усовершенствования и ремонта электрических сетей средства, необходимые для строительства и обслуживание избыточных мощностей, нуждающихся в дополнительных капиталовложениях. Как вариант выхода из сложившейся ситуации перекладывание ответственности на потребителей за использование максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в акте о технологическом присоединении, с помощью применения порядка по определению количества услуг и объема стоимости электроэнергии. Идея, разработанная Министерством энергетики России для более рационального использования потребителями максимальной мощности энергопринимающих устройств и создания стимулов к отказу от избыточной мощности, использует введения платы за резервируемую максимальную мощность [58].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442 "О функционировании розничных рынков» был представлен поэтапный переход от использования заявленной мощности в расчетах с потребителями услуг по передаче электрической энергии к определению стоимости таких услуг, используя непосредственно фактическую мощность с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности [29]. С июня 2012 года потребители электрической энергии перешли к расчетам за услуги по передаче электрической энергии непосредственно, по фактической мощности. Снижение тарифа может быть обеспечено оплатой потребителями всей сетевой мощности, в том числе резервируемой, но неиспользуемой, непосредственно путем установления тарифов на услуги по передаче , исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя. Что в конечном итоге повлечет за собой отказ потребителей от избыточной максимальной мощности и справедливое распределение оплаты без роста ее общего размера [58]. На электросетевые организации Стратегией развития ЭСК с целью обеспечения достоверного учета электрической энергии предполагается возложение ответственности за установку, эксплуатацию и осуществление учета электроэнергии. При этом участникам рынка должен быть предоставлен недискриминационный доступ к данным учета электроэнергии. Таким образом, развитие электросетевого комплекса предусматривает реализацию мер, которые необходимо рассматривать совместно, так как зависимость процессов в этой области очень велика. Возможности электросетевого комплекса и внедрение мер по повышению эффективности технологического присоединения к электрическим сетям напрямую связаны с наличием четко определенных стратегических целей в общей структуре экономики страны [59].
Практика применение законодательства и взаимодействие потребителя и сетевой организации в процессе оказания услуг по технологическому присоединению является предметом исследования данной работы.
Актуальность темы исследования проистекает из необходимости изучения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям электросетевой организации и выявление пробелов в правовом регулировании.
Цель настоящего исследования заключается в анализе взаимодействий потребителя и сетевой организации в процессе осуществления технологического присоединения, выявление проблемных мест регулирования порядка подключения, определение мер повышения эффективности установленной процедуры.
В процессе достижения цели настоящей работы требуется решить следующие задачи: исследовать особенности процесса заключения и исполнения сторонами договоров технологического присоединения, рассмотреть вопросы правовой природы договора и ответственности сторон при нарушении обязательств.
С появлением первых симптомов спада экономики в начале 1980-х годов модернизация производственных мощностей отступала перед ростом потребления электроэнергии, а процесс обновления электрической мощности практически остановился. Положение в отрасли отличалось отставанием отечественных энергетических компаний по применяемым технологиям, отсутствием импульса для роста энергоэффективности и энергосбережения. В регионах происходили аварии в энергосистемах, и как следствие - энергетический кризис и потеря основных принципов надежности. Попасть на рынок электроэнергии новым участникам было невозможно. В результате требовались изменения, вносившие благоприятные условия для повышения энергоэффективности компаний и существенного увеличения финансовых вложений в отрасль. Иначе в результате сотрудничества с зарубежными энергетическими предприятиями российские компании оказались бы не конкурентноспособными.
Непосредственно в ходе реформы планировалось осуществить разделение производства, сбыта и передачи электроэнергии, где вместо прежних организаций, появились новые компании, с отдельными функциями.
Рассматривают три стадии реформы энергетики: первая - разделение региональных AO-Энерго по видам деятельности на отдельные организации: по производству, передаче, распределению и сбыту энергии; вторая стадия - возникновение структуры рыночного функционирования энергетики (10 объединенных генерирующих компаний (ОГК) на основе федеральных базовых тепловых и гидравлических электрических станций; 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) на основе тепловых станций, выделенных из АО-энерго; федеральной сетевой компании (ФСК), которой переданы линии электропередач свыше 330 кВ; межмагистральных сетевых компаний, отвечающих за линии до 220 кВ; межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) с передачей им местных распределительных сетей; органов, регулирующих торговлю на оптовом и розничном рынках); третья стадия — запуск оптовых и розничных рынков электроэнергии. Энергокомпаниями выпущены в обращение на фондовый рынок ценные бумаги. Было учреждено 7 ОГК, 14 ТГК, 4 МРСК. В 2006г. был устранен сектор свободной торговли (ССТ), осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями и запущен спотовый рынок — «рынок на сутки вперед» (БОВ). Постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры планировалась в 2011г. 30 июля 2008г. прекратил свое существование крупнейший монополист - РАО ЕЭС.
Современный оптовый рынок электроэнергии по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных. Выделены первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны. В Европейском регионе установленная мощность - 72-75% от общего показателя, достаточно равномерно распределена по территории. Используются различные виды топлива, развита сетевая инфраструктура. В Сибири установленная мощность — около 20% от общего показателя. Относительно слабые связи между Европейским регионом и Дальним Востоком. В структуре производства более 50% составляют ГЭС.
Неценовые зоны (Дальний Восток, Калининградская область, Республика Коми и Архангельская область) захватывают менее 10% установленных мощностей. Наличие несколько крупных электростанций и слабая сеть при большой протяженности [40], [51].
На деле приватизация и раздел РАО ЕС России на управляющие, генерирующие, сбытовые и сетевые компании привели к серьезным проблемам. Прежде всего, это связано с переходом на рыночные отношения. В процессе приватизации стало ясно, что наиболее привлекательными станут генерирующие, управляющие и сбытовые компании, в отличие от сетевых компаний. На содержание механизма, оборудования, сети в рабочем состоянии должны постоянно выделяться необходимые и достаточные средства. Эксплуатация всегда была, есть и будет убыточной. А средства должны использоваться эффективно, работы выполняться профессионально. В случае невыполнения этих правил возможны аварии и несчастные случаи. На качестве работы инфраструктуры энергетики незамедлительно отразился явный перекос в сторону менеджмента. Известная истина гласит - кадры решают все. Экономисты-реформаторы, которые добивались всевозможными путями получения прибыли, заменили опытных специалистов - энергетиков. Резко упал уровень эксплуатационного и технического обслуживания. Аварии на энергетических объектах, несчастные случаи на энергоустановках - не замедлили себя ждать. Ещё долго будет сказываться на состоянии отрасли кадровый голод, даже при надлежащей работе по подготовке специалистов-энергетиков. Многомиллиардных финансовых вливаний требует износ электросетевого хозяйства и основного электрооборудования (до 90% основных фондов эксплуатируются свыше 20 лет) [16].
Итогом реформ стал непосредственно федеральный закон от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), в котором вводится понятие сделки по проведению процедуры технологического присоединения объектов потребителей к электрическим сетям [55]. Деятельность по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям является полностью регулируемой со стороны государства. Порядок и сроки подключения установлены «Правилами технологического присоединения к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Размер платы за подключение утверждается регулирующим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Процесс осуществления технологического присоединения состоит из нескольких процедур, сроки по которым строго регламентируются законодательством Российской Федерации [28].
В 2012 году принят план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденный Распоряжением Правительства РФ №1144-р от 30.06.2012г. План предусматривал реализацию комплекса мероприятий, способных облегчить условия подключения российских потребителей к объектам энергетической инфраструктуры [45]. Вместе с тем, предполагалось уменьшить количество этапов технологического присоединения, сократить время на их прохождение и снизить затраты потребителей. В качестве ориентира для контроля успешности Плана мероприятий Правительством РФ определено вхождение России к 2018 году в Топ-20 международного рейтинга «Ведение бизнеса» (Doing Business) по показателю «подключение к системам электроснабжения» [26]. Проведенные в рамках реализации «дорожной карты» мероприятия привели к определенному положительному эффекту. За период, прошедший с момента принятия плана, можно констатировать улучшение условий подключения российских потребителей к электрическим сетям в плане снижения стоимости, сокращения сроков и количества этапов технологического присоединения. Но Распоряжение № 1144-р не ведет к увеличению энергетической безопасности страны. Остаются не решенными кадровая проблема в энергетике, а также техническое состояние имеющейся инфраструктуры электросетевого хозяйства.
Вместе с тем результат изменений процесса технологического присоединения ведет к росту стоимости электроэнергии для бытового потребителя. Это весьма пагубно сказывается на состоянии экологии (увеличение выбросов СО2), и на экономике страны в целом, поскольку инвестиции в единую энергетическую систему страны постепенно падают. Незащищенность поставщиков электроэнергии с точки зрения преступных посягательств на электрические сети. Несовершенство механизма правового регулирования договора технологического присоединения противоречит основным требованиям законодательства в области электроэнергетики.
Технологическое присоединение вновь построенных объектов необходимо юридическим и физическим лицам. К данным объектам относятся все сооружения, не обеспеченные электроэнергией: постройки на садово-дачных участках, магазины, жилые дома, здания и сооружения. Кроме того, технологическое присоединение к сетевой инфраструктуре создает условия для производства дополнительных видов продуктов, выполнения услуг.
Главной целью создания «Стратегии развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года» от 03.04.2013г.№511-р (далее - Стратегия развития ЭСК) становится резервирование мощностей, повышение качества выполнения мероприятий электросетевыми организациями, а также совершенствование законотворчества в части создания и развития интеллектуальных систем учета электрической энергии [52]. На новые присоединения к электросетям в сетевые организации поступает большое количество заявок. Вместе с тем присоединение новых потребителей не ведет за собой увеличение электропотребления, что говорит о недостаточной загрузке существующих мощностей. Сетевые организации вынуждены уводить от усовершенствования и ремонта электрических сетей средства, необходимые для строительства и обслуживание избыточных мощностей, нуждающихся в дополнительных капиталовложениях. Как вариант выхода из сложившейся ситуации перекладывание ответственности на потребителей за использование максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в акте о технологическом присоединении, с помощью применения порядка по определению количества услуг и объема стоимости электроэнергии. Идея, разработанная Министерством энергетики России для более рационального использования потребителями максимальной мощности энергопринимающих устройств и создания стимулов к отказу от избыточной мощности, использует введения платы за резервируемую максимальную мощность [58].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442 "О функционировании розничных рынков» был представлен поэтапный переход от использования заявленной мощности в расчетах с потребителями услуг по передаче электрической энергии к определению стоимости таких услуг, используя непосредственно фактическую мощность с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности [29]. С июня 2012 года потребители электрической энергии перешли к расчетам за услуги по передаче электрической энергии непосредственно, по фактической мощности. Снижение тарифа может быть обеспечено оплатой потребителями всей сетевой мощности, в том числе резервируемой, но неиспользуемой, непосредственно путем установления тарифов на услуги по передаче , исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя. Что в конечном итоге повлечет за собой отказ потребителей от избыточной максимальной мощности и справедливое распределение оплаты без роста ее общего размера [58]. На электросетевые организации Стратегией развития ЭСК с целью обеспечения достоверного учета электрической энергии предполагается возложение ответственности за установку, эксплуатацию и осуществление учета электроэнергии. При этом участникам рынка должен быть предоставлен недискриминационный доступ к данным учета электроэнергии. Таким образом, развитие электросетевого комплекса предусматривает реализацию мер, которые необходимо рассматривать совместно, так как зависимость процессов в этой области очень велика. Возможности электросетевого комплекса и внедрение мер по повышению эффективности технологического присоединения к электрическим сетям напрямую связаны с наличием четко определенных стратегических целей в общей структуре экономики страны [59].
Практика применение законодательства и взаимодействие потребителя и сетевой организации в процессе оказания услуг по технологическому присоединению является предметом исследования данной работы.
Актуальность темы исследования проистекает из необходимости изучения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям электросетевой организации и выявление пробелов в правовом регулировании.
Цель настоящего исследования заключается в анализе взаимодействий потребителя и сетевой организации в процессе осуществления технологического присоединения, выявление проблемных мест регулирования порядка подключения, определение мер повышения эффективности установленной процедуры.
В процессе достижения цели настоящей работы требуется решить следующие задачи: исследовать особенности процесса заключения и исполнения сторонами договоров технологического присоединения, рассмотреть вопросы правовой природы договора и ответственности сторон при нарушении обязательств.
В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование взаимодействия сторон договора в процессе технологического присоединения к сетям энергосетевой компании. Проведен анализ этапов подключения и договора технологического присоединения. Рассмотрены вопросы правового регулирования процесса технологического присоединения и судебная практика по отдельным элементам договора. Представлены пути повышения эффективности взаимодействия потребителей и сетевой компании. Для достижения цели работы проведен анализ опыта подключения к энергосетям зарубежными государствами Европейского Союза и СНГ.
Проведенное исследование договора технологического присоединения к энергосетям позволяет в итоге сделать следующие выводы.
Процесс взаимодействия сторон при осуществлении технологического присоединения строго определен законодательством. Кроме Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основным нормативно-правовым актом являются Правила об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2004г., утвержденные постановлением Правительства № 861. С момента принятия Правил №861 введено множество поправок с целью оптимизации процедуры технологического присоединения. Последние изменения касались взаимодействия отдельных категорий заявителей и сетевой организации. Для отдельных категорий заявителей процедура заключения договора возможна только в электронной форме при помощи личного кабинета потребителя. В обязанность энергосетевой организации входит обеспечить возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединения объекта к электрическим сетям. Выполнение обязательств энергосетевой организацией теперь не зависят от реализации заявителем мероприятий, предусмотренных техническими условиями. Так же в случае осуществления подключения на 73
уровне напряжения 0,4 кВ и ниже проверка сетевой организацией выполнения мероприятий заявителем не требуется.
Договор технологического присоединения дает возможность заявителю вступления в законные отношения по энергоснабжению.
По своей правовой природе договор технологического присоединения является договором возмездного оказания услуг. Предметом договора является деятельность энергосетевой организации по созданию энергетического оборудования и передача потребителю права требования передачи электрической энергии от сетевой организации в объеме, указанной в виде максимальной мощности. Максимальная мощность закрепляется в акте о технологическом присоединении, который и является итогом процесса подключения энергопринимающих устройств заявителя.
Изменения в законодательстве произошли и в части порядка заключения договора технологического присоединения. Договор считается заключенным с момента оплаты заявителем счета, выставленного энергосетевой организацией за подключение.
Технологическое присоединение к электрическим сетям является самостоятельной услугой, осуществляемой за плату. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с нормативными правовыми актами требует регулирования государственными органами. Заявитель имеет возможность выбрать плату по стандартизированным тарифным ставкам или за единицу максимальной мощности.
Кроме исследования основной процедуры подключения к энергосетям в работе уделено внимание процессу временного присоединения энергопринимающих устройств. Российским законодательством допускается выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии заключенного договора о технологическом присоединении, либо договора о временном подключении. При этом временная схема технологического присоединения не электроснабжения.
Ещё одной особенностью процедуры технологического присоединения является возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении. Договором возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному до завершения процедуры по осуществлению технологического присоединения, определена дата подачи электрической энергии. А точка поставки электрической энергии не подлежит согласованию гарантирующим поставщиком. Надо полагать, что она определяется сетевой организацией. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Однако возможны варианты нахождения точек поставки вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении носит противоречивый характер по причине отсутствия согласования точки поставки с гарантирующим поставщиком.
Ответственность сетевой организации и заявителя за нарушение сроков исполнения обязательств относится к существенным условиям договора. Правила №861 обязывают сторону, допустившую нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению выплатить неустойку. Размер неустойки ограничен суммой, рассчитанной за год просрочки. При этом имущественная ответственность заявителя и сетевой компании обязывает сторону, допустившую нарушение, возместить причиненные убытки в виде реального ущерба, а также упущенной выгоды.
Рассмотрение опыта зарубежных особенностей процесса подключения к энергосетям в части взаимодействия заявителя и энергосетевой организации предлагается:
- дополнить процесс подключения к энергосетям предварительным согласованием варианта точки и схемы подключения объектов заявителя с правом выбора менее затратного;
- проведение оценки мероприятий заявителя, указанных в технических условиях в независимой экспертной организации;
- исключение взаимодействия потребителей с иными подразделениями сетевой организации с передачей своих полномочий по организации, выполнению и согласованию специализированному подрядчику;
- мотивирование сетевых компаний к выполнению этапов технологического присоединения в обозначенные договором сроки. В качестве дополнительного решения предлагается использовать автономное электроснабжение;
- введение ответственности потребителя за несоответствие фактических объемов переданной электрической энергии объемам, указанным в заявке на технологическое присоединение.
В результате цель данного исследования достигнута, а итоги выпускной квалифицированной работы могут представлять интерес для последующего изучения процесса технологического присоединения к энергосетям.
Проведенное исследование договора технологического присоединения к энергосетям позволяет в итоге сделать следующие выводы.
Процесс взаимодействия сторон при осуществлении технологического присоединения строго определен законодательством. Кроме Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основным нормативно-правовым актом являются Правила об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2004г., утвержденные постановлением Правительства № 861. С момента принятия Правил №861 введено множество поправок с целью оптимизации процедуры технологического присоединения. Последние изменения касались взаимодействия отдельных категорий заявителей и сетевой организации. Для отдельных категорий заявителей процедура заключения договора возможна только в электронной форме при помощи личного кабинета потребителя. В обязанность энергосетевой организации входит обеспечить возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединения объекта к электрическим сетям. Выполнение обязательств энергосетевой организацией теперь не зависят от реализации заявителем мероприятий, предусмотренных техническими условиями. Так же в случае осуществления подключения на 73
уровне напряжения 0,4 кВ и ниже проверка сетевой организацией выполнения мероприятий заявителем не требуется.
Договор технологического присоединения дает возможность заявителю вступления в законные отношения по энергоснабжению.
По своей правовой природе договор технологического присоединения является договором возмездного оказания услуг. Предметом договора является деятельность энергосетевой организации по созданию энергетического оборудования и передача потребителю права требования передачи электрической энергии от сетевой организации в объеме, указанной в виде максимальной мощности. Максимальная мощность закрепляется в акте о технологическом присоединении, который и является итогом процесса подключения энергопринимающих устройств заявителя.
Изменения в законодательстве произошли и в части порядка заключения договора технологического присоединения. Договор считается заключенным с момента оплаты заявителем счета, выставленного энергосетевой организацией за подключение.
Технологическое присоединение к электрическим сетям является самостоятельной услугой, осуществляемой за плату. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с нормативными правовыми актами требует регулирования государственными органами. Заявитель имеет возможность выбрать плату по стандартизированным тарифным ставкам или за единицу максимальной мощности.
Кроме исследования основной процедуры подключения к энергосетям в работе уделено внимание процессу временного присоединения энергопринимающих устройств. Российским законодательством допускается выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии заключенного договора о технологическом присоединении, либо договора о временном подключении. При этом временная схема технологического присоединения не электроснабжения.
Ещё одной особенностью процедуры технологического присоединения является возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении. Договором возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному до завершения процедуры по осуществлению технологического присоединения, определена дата подачи электрической энергии. А точка поставки электрической энергии не подлежит согласованию гарантирующим поставщиком. Надо полагать, что она определяется сетевой организацией. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Однако возможны варианты нахождения точек поставки вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении носит противоречивый характер по причине отсутствия согласования точки поставки с гарантирующим поставщиком.
Ответственность сетевой организации и заявителя за нарушение сроков исполнения обязательств относится к существенным условиям договора. Правила №861 обязывают сторону, допустившую нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению выплатить неустойку. Размер неустойки ограничен суммой, рассчитанной за год просрочки. При этом имущественная ответственность заявителя и сетевой компании обязывает сторону, допустившую нарушение, возместить причиненные убытки в виде реального ущерба, а также упущенной выгоды.
Рассмотрение опыта зарубежных особенностей процесса подключения к энергосетям в части взаимодействия заявителя и энергосетевой организации предлагается:
- дополнить процесс подключения к энергосетям предварительным согласованием варианта точки и схемы подключения объектов заявителя с правом выбора менее затратного;
- проведение оценки мероприятий заявителя, указанных в технических условиях в независимой экспертной организации;
- исключение взаимодействия потребителей с иными подразделениями сетевой организации с передачей своих полномочий по организации, выполнению и согласованию специализированному подрядчику;
- мотивирование сетевых компаний к выполнению этапов технологического присоединения в обозначенные договором сроки. В качестве дополнительного решения предлагается использовать автономное электроснабжение;
- введение ответственности потребителя за несоответствие фактических объемов переданной электрической энергии объемам, указанным в заявке на технологическое присоединение.
В результате цель данного исследования достигнута, а итоги выпускной квалифицированной работы могут представлять интерес для последующего изучения процесса технологического присоединения к энергосетям.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ АКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МРСК СИБИРИ» - «КРАСНОЯРСКЭНРЕГО»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДОГОВОР УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Генерирующие компании как субъект оптового рынка электроэнергии и мощности: трансформация взаимодействий
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



