Анализ договоров технологического присоединения к электрическим сетям на предмет повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей
Введение 3
1 Процесс заключения договора технологического присоединения к
электрическим сетям 10
1.1 Взаимодействия сторон до момента заключения договора
технологического присоединения 11
1.2 Взаимодействие сетевой организации и заявителя в процессе
выполнение обязательств 18
1.3 Особенности процедуры технологического присоединения 26
2 Договор об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям 32
2.1 Правовая природа договора об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям 32
2.2 Ответственность сторон по договору технологического
присоединения к электрическим сетям 40
2.3 Значимые изменения в законодательстве, регулирующие
правоотношения в сфере технологического присоединения 48
3. Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей 56
3.1 Опыт процесса технологического присоединения на примере
Казахстана, Германии, Швеции, Англии 56
3.2 Пути повышения эффективности взаимодействия сетевых
организаций и потребителей 69
Заключение 73
Список используемой литературы 77
Ключевым разделом энергетики Российской Федерации (далее - РФ) на федеральном уровне считается электроэнергетика, «включающая в себя производство, передачу и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, являясь основой функционирования экономики и жизнеобеспечения» [55]. Процесс формирования Российского государства свидетельствует о важном стратегическом значении политики государства за прошедший век в области электроэнергетики, как способ обеспечения благополучия страны и ее населения.
С появлением первых симптомов спада экономики в начале 1980-х годов модернизация производственных мощностей отступала перед ростом потребления электроэнергии, а процесс обновления электрической мощности практически остановился. Положение в отрасли отличалось отставанием отечественных энергетических компаний по применяемым технологиям, отсутствием импульса для роста энергоэффективности и энергосбережения. В регионах происходили аварии в энергосистемах, и как следствие - энергетический кризис и потеря основных принципов надежности. Попасть на рынок электроэнергии новым участникам было невозможно. В результате требовались изменения, вносившие благоприятные условия для повышения энергоэффективности компаний и существенного увеличения финансовых вложений в отрасль. Иначе в результате сотрудничества с зарубежными энергетическими предприятиями российские компании оказались бы не конкурентноспособными.
Непосредственно в ходе реформы планировалось осуществить разделение производства, сбыта и передачи электроэнергии, где вместо прежних организаций, появились новые компании, с отдельными функциями.
Рассматривают три стадии реформы энергетики: первая - разделение региональных AO-Энерго по видам деятельности на отдельные организации: по производству, передаче, распределению и сбыту энергии; вторая стадия - возникновение структуры рыночного функционирования энергетики (10 объединенных генерирующих компаний (ОГК) на основе федеральных базовых тепловых и гидравлических электрических станций; 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) на основе тепловых станций, выделенных из АО-энерго; федеральной сетевой компании (ФСК), которой переданы линии электропередач свыше 330 кВ; межмагистральных сетевых компаний, отвечающих за линии до 220 кВ; межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) с передачей им местных распределительных сетей; органов, регулирующих торговлю на оптовом и розничном рынках); третья стадия — запуск оптовых и розничных рынков электроэнергии. Энергокомпаниями выпущены в обращение на фондовый рынок ценные бумаги. Было учреждено 7 ОГК, 14 ТГК, 4 МРСК. В 2006г. был устранен сектор свободной торговли (ССТ), осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями и запущен спотовый рынок — «рынок на сутки вперед» (БОВ). Постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры планировалась в 2011г. 30 июля 2008г. прекратил свое существование крупнейший монополист - РАО ЕЭС.
Современный оптовый рынок электроэнергии по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных. Выделены первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны. В Европейском регионе установленная мощность - 72-75% от общего показателя, достаточно равномерно распределена по территории. Используются различные виды топлива, развита сетевая инфраструктура. В Сибири установленная мощность — около 20% от общего показателя. Относительно слабые связи между Европейским регионом и Дальним Востоком. В структуре производства более 50% составляют ГЭС.
Неценовые зоны (Дальний Восток, Калининградская область, Республика Коми и Архангельская область) захватывают менее 10% установленных мощностей. Наличие несколько крупных электростанций и слабая сеть при большой протяженности [40], [51].
На деле приватизация и раздел РАО ЕС России на управляющие, генерирующие, сбытовые и сетевые компании привели к серьезным проблемам. Прежде всего, это связано с переходом на рыночные отношения. В процессе приватизации стало ясно, что наиболее привлекательными станут генерирующие, управляющие и сбытовые компании, в отличие от сетевых компаний. На содержание механизма, оборудования, сети в рабочем состоянии должны постоянно выделяться необходимые и достаточные средства. Эксплуатация всегда была, есть и будет убыточной. А средства должны использоваться эффективно, работы выполняться профессионально. В случае невыполнения этих правил возможны аварии и несчастные случаи. На качестве работы инфраструктуры энергетики незамедлительно отразился явный перекос в сторону менеджмента. Известная истина гласит - кадры решают все. Экономисты-реформаторы, которые добивались всевозможными путями получения прибыли, заменили опытных специалистов - энергетиков. Резко упал уровень эксплуатационного и технического обслуживания. Аварии на энергетических объектах, несчастные случаи на энергоустановках - не замедлили себя ждать. Ещё долго будет сказываться на состоянии отрасли кадровый голод, даже при надлежащей работе по подготовке специалистов-энергетиков. Многомиллиардных финансовых вливаний требует износ электросетевого хозяйства и основного электрооборудования (до 90% основных фондов эксплуатируются свыше 20 лет) [16].
Итогом реформ стал непосредственно федеральный закон от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), в котором вводится понятие сделки по проведению процедуры технологического присоединения объектов потребителей к электрическим сетям [55]. Деятельность по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям является полностью регулируемой со стороны государства. Порядок и сроки подключения установлены «Правилами технологического присоединения к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Размер платы за подключение утверждается регулирующим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Процесс осуществления технологического присоединения состоит из нескольких процедур, сроки по которым строго регламентируются законодательством Российской Федерации [28].
В 2012 году принят план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденный Распоряжением Правительства РФ №1144-р от 30.06.2012г. План предусматривал реализацию комплекса мероприятий, способных облегчить условия подключения российских потребителей к объектам энергетической инфраструктуры [45]. Вместе с тем, предполагалось уменьшить количество этапов технологического присоединения, сократить время на их прохождение и снизить затраты потребителей. В качестве ориентира для контроля успешности Плана мероприятий Правительством РФ определено вхождение России к 2018 году в Топ-20 международного рейтинга «Ведение бизнеса» (Doing Business) по показателю «подключение к системам электроснабжения» [26]. Проведенные в рамках реализации «дорожной карты» мероприятия привели к определенному положительному эффекту. За период, прошедший с момента принятия плана, можно констатировать улучшение условий подключения российских потребителей к электрическим сетям в плане снижения стоимости, сокращения сроков и количества этапов технологического присоединения. Но Распоряжение № 1144-р не ведет к увеличению энергетической безопасности страны. Остаются не решенными кадровая проблема в энергетике, а также техническое состояние имеющейся инфраструктуры электросетевого хозяйства.
Вместе с тем результат изменений процесса технологического присоединения ведет к росту стоимости электроэнергии для бытового потребителя. Это весьма пагубно сказывается на состоянии экологии (увеличение выбросов СО2), и на экономике страны в целом, поскольку инвестиции в единую энергетическую систему страны постепенно падают. Незащищенность поставщиков электроэнергии с точки зрения преступных посягательств на электрические сети. Несовершенство механизма правового регулирования договора технологического присоединения противоречит основным требованиям законодательства в области электроэнергетики.
Технологическое присоединение вновь построенных объектов необходимо юридическим и физическим лицам. К данным объектам относятся все сооружения, не обеспеченные электроэнергией: постройки на садово-дачных участках, магазины, жилые дома, здания и сооружения. Кроме того, технологическое присоединение к сетевой инфраструктуре создает условия для производства дополнительных видов продуктов, выполнения услуг.
Главной целью создания «Стратегии развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года» от 03.04.2013г.№511-р (далее - Стратегия развития ЭСК) становится резервирование мощностей, повышение качества выполнения мероприятий электросетевыми организациями, а также совершенствование законотворчества в части создания и развития интеллектуальных систем учета электрической энергии [52]. На новые присоединения к электросетям в сетевые организации поступает большое количество заявок. Вместе с тем присоединение новых потребителей не ведет за собой увеличение электропотребления, что говорит о недостаточной загрузке существующих мощностей. Сетевые организации вынуждены уводить от усовершенствования и ремонта электрических сетей средства, необходимые для строительства и обслуживание избыточных мощностей, нуждающихся в дополнительных капиталовложениях. Как вариант выхода из сложившейся ситуации перекладывание ответственности на потребителей за использование максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в акте о технологическом присоединении, с помощью применения порядка по определению количества услуг и объема стоимости электроэнергии. Идея, разработанная Министерством энергетики России для более рационального использования потребителями максимальной мощности энергопринимающих устройств и создания стимулов к отказу от избыточной мощности, использует введения платы за резервируемую максимальную мощность [58].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442 "О функционировании розничных рынков» был представлен поэтапный переход от использования заявленной мощности в расчетах с потребителями услуг по передаче электрической энергии к определению стоимости таких услуг, используя непосредственно фактическую мощность с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности [29]. С июня 2012 года потребители электрической энергии перешли к расчетам за услуги по передаче электрической энергии непосредственно, по фактической мощности. Снижение тарифа может быть обеспечено оплатой потребителями всей сетевой мощности, в том числе резервируемой, но неиспользуемой, непосредственно путем установления тарифов на услуги по передаче , исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя. Что в конечном итоге повлечет за собой отказ потребителей от избыточной максимальной мощности и справедливое распределение оплаты без роста ее общего размера [58]. На электросетевые организации Стратегией развития ЭСК с целью обеспечения достоверного учета электрической энергии предполагается возложение ответственности за установку, эксплуатацию и осуществление учета электроэнергии. При этом участникам рынка должен быть предоставлен недискриминационный доступ к данным учета электроэнергии. Таким образом, развитие электросетевого комплекса предусматривает реализацию мер, которые необходимо рассматривать совместно, так как зависимость процессов в этой области очень велика. Возможности электросетевого комплекса и внедрение мер по повышению эффективности технологического присоединения к электрическим сетям напрямую связаны с наличием четко определенных стратегических целей в общей структуре экономики страны [59].
Практика применение законодательства и взаимодействие потребителя и сетевой организации в процессе оказания услуг по технологическому присоединению является предметом исследования данной работы.
Актуальность темы исследования проистекает из необходимости изучения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям электросетевой организации и выявление пробелов в правовом регулировании.
Цель настоящего исследования заключается в анализе взаимодействий потребителя и сетевой организации в процессе осуществления технологического присоединения, выявление проблемных мест регулирования порядка подключения, определение мер повышения эффективности установленной процедуры.
В процессе достижения цели настоящей работы требуется решить следующие задачи: исследовать особенности процесса заключения и исполнения сторонами договоров технологического присоединения, рассмотреть вопросы правовой природы договора и ответственности сторон при нарушении обязательств.
В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование взаимодействия сторон договора в процессе технологического присоединения к сетям энергосетевой компании. Проведен анализ этапов подключения и договора технологического присоединения. Рассмотрены вопросы правового регулирования процесса технологического присоединения и судебная практика по отдельным элементам договора. Представлены пути повышения эффективности взаимодействия потребителей и сетевой компании. Для достижения цели работы проведен анализ опыта подключения к энергосетям зарубежными государствами Европейского Союза и СНГ.
Проведенное исследование договора технологического присоединения к энергосетям позволяет в итоге сделать следующие выводы.
Процесс взаимодействия сторон при осуществлении технологического присоединения строго определен законодательством. Кроме Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основным нормативно-правовым актом являются Правила об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2004г., утвержденные постановлением Правительства № 861. С момента принятия Правил №861 введено множество поправок с целью оптимизации процедуры технологического присоединения. Последние изменения касались взаимодействия отдельных категорий заявителей и сетевой организации. Для отдельных категорий заявителей процедура заключения договора возможна только в электронной форме при помощи личного кабинета потребителя. В обязанность энергосетевой организации входит обеспечить возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединения объекта к электрическим сетям. Выполнение обязательств энергосетевой организацией теперь не зависят от реализации заявителем мероприятий, предусмотренных техническими условиями. Так же в случае осуществления подключения на 73
уровне напряжения 0,4 кВ и ниже проверка сетевой организацией выполнения мероприятий заявителем не требуется.
Договор технологического присоединения дает возможность заявителю вступления в законные отношения по энергоснабжению.
По своей правовой природе договор технологического присоединения является договором возмездного оказания услуг. Предметом договора является деятельность энергосетевой организации по созданию энергетического оборудования и передача потребителю права требования передачи электрической энергии от сетевой организации в объеме, указанной в виде максимальной мощности. Максимальная мощность закрепляется в акте о технологическом присоединении, который и является итогом процесса подключения энергопринимающих устройств заявителя.
Изменения в законодательстве произошли и в части порядка заключения договора технологического присоединения. Договор считается заключенным с момента оплаты заявителем счета, выставленного энергосетевой организацией за подключение.
Технологическое присоединение к электрическим сетям является самостоятельной услугой, осуществляемой за плату. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с нормативными правовыми актами требует регулирования государственными органами. Заявитель имеет возможность выбрать плату по стандартизированным тарифным ставкам или за единицу максимальной мощности.
Кроме исследования основной процедуры подключения к энергосетям в работе уделено внимание процессу временного присоединения энергопринимающих устройств. Российским законодательством допускается выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии заключенного договора о технологическом присоединении, либо договора о временном подключении. При этом временная схема технологического присоединения не электроснабжения.
Ещё одной особенностью процедуры технологического присоединения является возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении. Договором возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному до завершения процедуры по осуществлению технологического присоединения, определена дата подачи электрической энергии. А точка поставки электрической энергии не подлежит согласованию гарантирующим поставщиком. Надо полагать, что она определяется сетевой организацией. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Однако возможны варианты нахождения точек поставки вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, возможность для заявителя заключить договор энергоснабжения до подписания акта о технологическом присоединении носит противоречивый характер по причине отсутствия согласования точки поставки с гарантирующим поставщиком.
Ответственность сетевой организации и заявителя за нарушение сроков исполнения обязательств относится к существенным условиям договора. Правила №861 обязывают сторону, допустившую нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению выплатить неустойку. Размер неустойки ограничен суммой, рассчитанной за год просрочки. При этом имущественная ответственность заявителя и сетевой компании обязывает сторону, допустившую нарушение, возместить причиненные убытки в виде реального ущерба, а также упущенной выгоды.
Рассмотрение опыта зарубежных особенностей процесса подключения к энергосетям в части взаимодействия заявителя и энергосетевой организации предлагается:
- дополнить процесс подключения к энергосетям предварительным согласованием варианта точки и схемы подключения объектов заявителя с правом выбора менее затратного;
- проведение оценки мероприятий заявителя, указанных в технических условиях в независимой экспертной организации;
- исключение взаимодействия потребителей с иными подразделениями сетевой организации с передачей своих полномочий по организации, выполнению и согласованию специализированному подрядчику;
- мотивирование сетевых компаний к выполнению этапов технологического присоединения в обозначенные договором сроки. В качестве дополнительного решения предлагается использовать автономное электроснабжение;
- введение ответственности потребителя за несоответствие фактических объемов переданной электрической энергии объемам, указанным в заявке на технологическое присоединение.
В результате цель данного исследования достигнута, а итоги выпускной квалифицированной работы могут представлять интерес для последующего изучения процесса технологического присоединения к энергосетям.
1. Агафонов Д.В., Кузнецов В.В. Рынок технологического
присоединения к электрическим сетям: увеличение мотивации
своевременного исполнения обязательств // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017)
https://naukovedenie.ru/PDF/104EVN517.pdf(доступ свободный).
2. Брагинский М.И., Ветрянский В.В. «Договорное право» Книга первая: Общие положения: Изд. 2-е, испр. М.: «Статут», 1999. 848 с.
3. Виноградов А.В. Совершенствование деятельности по энергосбережению и по осуществлению технологических присоединений филиала ОАО «МРСК Центра» «Орелэнерго»: монография /Виноградов
А.В., Бородин М.В., Волченков Ю.А., Пешехонова Ж.В. - Орел: Изд-во ФГБОУ В Орловский ГАУ, 2015. - 196 с., - ISBN 978 -5-93382-262-2.
4. Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: научно-практическое пособие. М., 2010. С. 135.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ИПС «Консультант Плюс».
6. Григорьев А., Рудаков Е., Фадеев А. Технологическое присоединение к сетям: реформа продолжается. Журнал "Энергорынок", № 6 2015 г.
7. Елисеев И.С. Технологическое присоединение - pro et contra // Энергетика и право. 2009. №1. С. 4-22.
8. Захаров Ю.Ю. Регулирование отношений в электроэнергетике // Хозяйство и право. - 2007. - №2. - С.128.
9. Кирюхина Е.В. «Некоторые вопросы правового регулирования договора технологического присоединения к электрическим сетям» ("Юридический мир", 2009, N 6)
10. Кирюхина Е.В. Электрическая мощность как особый товар // Предпринимательской право. Спецвыпуск. 2008. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Козлова Е.К., Чеканаускене С.М. Коммерческие потери в сетях электрической энергии как прямой убыток сетевой компании// Энергоэффективность и энергобезопасность производственных процессов (ЭЭПП-2019) : V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов, аспирантов (Тольятти, 12-13 ноября 2019 года): сборник трудов / отв. за вып. В.В.Вахнина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 1 оптический диск. /Стр.81-84
12. Космыль А.В., Романович Д.Ю., Коростелева С.А., Чепухина П.А., Чеканаускене С.М. Применение систем мониторинга ЛЭП// Энергоэффективность и энергобезопасность производственных процессов (ЭЭПП-2019) : V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов, аспирантов (Тольятти, 12-13 ноября 2019 года): сборник трудов / отв. за вып. В.В.Вахнина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 1 оптический диск. / Стр.89-95
13. Космыль А.В., Коростелева С.А., Чеканаускене С.М., Шаповалов
B. А. Бытовая система оптимизации и контроля энергопотребления // «Молодежь. Наука. Общество-2020» Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып.
C. Х.Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. - 1 оптический диск. / Стр. 765
14. Космыль А.В., Чеканаускене С.М., Шаповалов В.А. Промышленный мониторинг с использованием сети ZIGBEE // «Молодежь. Наука. Общество-2020» Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 -29 января 2021 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х.Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. - 1 оптический диск. / Стр.770
15. Коровкин Н.В. Энергосбережение и комплексные задачи электроэнергетики учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. - 2014. - С.65-66.
16. Красник В.В. Вся неправда о подключении к электросетям. - М.: НЦ ЭНАС. - 2009. - С.65-66.
17. Крашенинников П. В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Андропов В.В., Беляев К.П., Гонгало Б.М. [и др.]; под ред. Крашенинникова П.В. — М.: Статут, 2011. — 1326 с.
18. Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: Становление и развитие. М. : Издательство Московского университета, 2014. 480 с.
19. Лахно П.Г., Зеккер Ф.Ю. «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование».
20. Мозговая.О.О. Анализ возможностей применения лучшего зарубежного опыта в целях оптимизации процедур технологического подключения к электрическим сетям в Российской Федерации
21. Никольский С. Торговля мощностью - что это? URL: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/31885/(дата обращения: 11 февраля 2021 года).
22. Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2016г. №304-ЭС16- 10628 по делу №А45-10396/2015. от 08.04.2014 г. - СПС «Консультант Плюс».
23. Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2017г. №304-ЭС17- 19172 по делу А46-14889/2016 - СПС «Консультант Плюс».
24. Определение Верховного Суда РФ по делу № А45-12261/2015. СПС «Консультант Плюс».
25. Петров Д.А. Технологическое присоединение к электрическим сетям как естественно-монопольная услуга: аргументы «за» и «против» // Конкурентное право. 2011. №2. С. 17-22.
26. Подключение к системе электроснабжения [Электронный ресурс] /
Группа Всемирного Банка. Проект «Ведение бизнеса» (Doing Business). Оценка бизнес регулирования - Режим доступа:
ttp://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan/getting- electricity/, свободный - Загл. с экрана.
27. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2013г. по делу №А41-/12. [Электронный ресурс]: от 08.04.2014 г. - СПС «Консультант Плюс».
28. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 28.04.2021г.) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" ИПС «Консультант Плюс».
29. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О
функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 23. — Ст. 3008. ИПС
«Консультант Плюс».
30. Постановление Правительства от 28.02.2015 г. №184 (ред. от 17.10.2016) "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" ИПС «Консультант Плюс».
31. Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, 80
объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ИПС «Консультант Плюс».
32. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2009 № 14 «Об
утверждении Правил урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)» ИПС «Консультант Плюс».
33. Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (ред. от 30.01.2021) "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (вместе с "Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства", "Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства") ИПС «Консультант Плюс».
34. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2017г. №557 «О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии» ИПС «Консультант Плюс».
35. Постановление Правительства РФ от 05.10.2016 N 999 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования мер ответственности за несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению" ИПС «Консультант Плюс».
36. Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 г. N 1622 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ИПС «Консультант Плюс».
37. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554 "О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" ИПС «Консультант Плюс».
38. Постановление Правительства РФ от 10.03.2020 N 262 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) до завершения процедуры технологического присоединения и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" ИПС «Консультант Плюс».
39. Постановления Правительства РФ от 02.03.2021 г. №299 «О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации» ИПС «Консультант Плюс».
40. Постановление Правительства от 27.12.2010 г. N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности ИПС «Консультант Плюс».
41. Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (ред. от 30.01.2021) "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя") ИПС «Консультант Плюс».
42. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу № А82-13249/2012. [Электронный ресурс]: от 08.04.2014 г. - СПС «Консультант Плюс».
43. Приказ ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (ред. от 01.08.2014) "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2012 N 25948) ИПС «Консультант Плюс».
44. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р « Об энергетической стратегии России до 2035 года» ИПС «Консультант Плюс».
45. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 1144-р [Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры"] (с изменениями на 11 ноября 2017 года)
46. Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах . - М.: РАНХ, 2016
47. Рецлов С.О. Проблемы квалификации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям// Хозяйство и право. 2009. № 2. С. 102-105.)
48. Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: монография. М. : Статут, 2013. 479 с..
49. Семенович К.С. Договор технологического присоединения к электрическим сетям : дис.канд. юрид. наук : 12.00.03 / К.С. Семенович. - СПб., 2017. - С. 42.
50. Семенович К.С. Ответственность сторон по договорам технологического присоединения к электрическим сетям
51. Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации, 5-е издание. - М: Учебный центр Совета рынка, 2017. 572.
52. Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года от 03.04.2013г.Ио511-р
53. Технологическое присоединение к электрическим сетям. Методическое пособие для предпринимателей (разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ») - Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, №№ 11, 12, 2009
54. Федеральная антимонопольная служба. Методические рекомендации по актуальным вопросам в сфере технологического присоединения к электрическим сетям Электронный ресурс https://fas.gov.ru/ (24.05.2020г.)
55. Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ. «Об
электроэнергетике» ИПС «Консультант Плюс».
56. Федеральный закон от 27.12.2018 г. №552-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". ИПС «Консультант Плюс».
57. Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» ИПС «Консультант Плюс».
58. Чеканаускене С.М., Козлова Е.К. Проблема эффективности функционирования организации электросетевого комплекса и развития интеллектуальных сетей// Энергоэффективность и энергобезопасность производственных процессов (ЭЭПП-2019): V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов, аспирантов (Тольятти, 12-13 ноября 2019 года): сборник трудов /отв. за вып. В.В.Вахнина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 1 оптический диск. /Стр.132-136.
59. Чеканаускене С.М., Космыль А.В., Коростелева С.А. Технологии интеллектуальных сетей в системах электроснабжения // «Молодежь. Наука. Общество-2020» Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 -29 января
2021 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х.Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. - 1 оптический диск./
Стр.797.
60. Шафир А.М. Понятие и правовая природа мощности в энергетике // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 1. С. 45-50.
61. Acer. Electricity [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acer.europa.eu/en/Electricity/Pages/(дата обращения: 05.04.2020).
62. Energy Policies of IEA Countries: Sweden 2013 IEA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iea.org/publications/freepublications/ publication/Sweden2013_free.pdf (дата обращения 05.04.2020).
63. IEA. Energy policies of IEA countries. Sweden 2013 review. International Energy Agency, 2014 (дата обращения 05.04.2020).
64. The Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.acer.europa.eu/en/The_agency/ Pages/ (дата обращения: 05.04.2020).
65. The European Union's Third Energy Package [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do:PDF(дата обращения: 05.04.2020).
66. Verordnung uber Allgemeine Bedingungen fur den Netzanschluss und dessen Nutzung fur die Elektrizitdtsversorgung in Niederspannung (Niederspannungsanschlussverordnung, NAV). Bundesnetzagentur, 2006 (дата обращения 05.04.2020).