Введение 3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по организации учебно-
тренировочного процесса по каратэ с детьми младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития 10
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста,
имеющих задержку психического развития 10
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса по физической подготовке с детьми младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития, занимающихся каратэ 23
Глава 2 Цель и задачи, методы и организация исследования 35
2.1 Цель и задачи исследования 35
2.2. Методы исследования 35
2.3. Организация исследования 44
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 47
3.1 Обоснование организации учебно-тренировочного процесса по
каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития 47
3.2 Изучение динамики развития физических качеств у мальчиков 7-9 лет, имеющих задержку психического развития в ходе педагогического эксперимента 57
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Актуальность исследования. В разных источниках можно встретить статистические данные, которые свидетельствуют о «тревожной тенденции снижения уровня здоровья населения. Остаются высокими показатели смертности, заболеваемости и инвалидности» [1], [19]. Безусловно, в современном мире важную роль играет физическая культура и спорт, как для самого человека, так и для государства и общества в целом.
Алексеев С.В. отмечает, что «главной причиной, обусловливающей необходимость привлечения всего персонала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является, прежде всего, насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового стиля жизни подрастающего поколения» [1].
В настоящее время большое внимание уделяется организации адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По определению С.П. Евсеева: «адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов» [19].
В научно-методической литературе авторов С.В. Алексеев за 2014 г. и В.В. Новокрещенова за 2018 г. по спортивному менеджменту отмечается, что для «лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются занятия адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России), органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественных инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания посредством физкультурно-спортивных организаций» [1], [32].
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья.
По данным ряда авторов, в том числе С.П. Евсеева за 2016 г., у обучающихся с ограниченными возможностями развитие должно быть направлено на освоение социального опыта, социализацию, а также включение в жизнь общества. Однако, встречающиеся недостатки, влияют на разные изменения в развитие растущего человека. «Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг» [19].
Ряд исследований доказывают, что чем раньше будет проводиться целенаправленная педагогическая работа, тем больше возможен положительный результат по коррекции нарушений и предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.
Сегодня проводится большая работа разными структурами образовательной и спортивной деятельности для организации и создания всех необходимых условий для дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных учебно-тренировочных занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по организации учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ с детьми, имеющими задержку психического. В связи с этим, мы обосновываем актуальность выбора темы исследовательской работы.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития
Предмет исследования: организация учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ, направленного на повышение физических качеств у мальчиков 7-9 лет, имеющих задержку психического развития.
Цель исследования: является повышение физических качеств у мальчиков 7-9 лет с ЗПР в специально организованном учебно-тренировочном процессе с использованием средств каратэ.
Гипотеза исследования состоит в том, что если в содержание учебно-тренировочных занятий по каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития, будут включены средства общей физической подготовки (около 60%) и средства по технико-тактической подготовке 40%, то организация такого учебно-тренировочного процесса будет способствовать повышению развития физических качеств у данной категории детей.
Чтобы достичь цель поставили следующие задачи исследования:
1) Исследовать исходный уровень развития физических качеств у мальчиков 7-9 лет с ЗПР.
2) Организовать и спланировать учебно-тренировочный процесс с использованием средств каратэ, учитывая индивидуальные особенности у мальчиков 7-9 лет с ЗПР.
3) Определить эффективность учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ, на развитие физических качеств у мальчиков 7-9 лет с ЗПР.
Теоретико-методологическую основу составили:
- основы менеджмента физической культуры и спорта таких авторов, как Алексеев С.В., 2014 [1]; Новокрещенов В.В., 2018 [32] и др.;
- теоретико-методические аспекты адаптивной физической культуры для лиц с задержкой психического развития следующих авторов: Ватина Е. В., 2012 [8]; Шапкова Л.В., 2004 [42]; Рипа М.Д., Кулькова И.В., 2013 [34]; Евсеева О.Э., 2016; Евсеев С.П., 2016 [20]; Харченко Л.В., Синельникова Т. В., Турманидзе В. Г., 2016 [40]; Глухов В.П., 2017 [14]; Лапп, Е. А., 2018 [23]; Белопольская, Н. Л., 2019 [5], [6], и др.;
- возрастные морфофункциональные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста авторами которых были: Лях В.И., 1990 [27]; Батюта М. Б., Князева Т. Н., 2011,2013 [3], [4]; Железнов Л.М., Попов Г. А., Ульянов О. В., Яхина И. М., 2013 [10]; Слепович Е.С., Полякова А.М., 2012 [37]; Глухов В.П., 2017 [14]; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2015, 2018 [35], [36];
- особенности учебно-тренировочных занятий с использованием
средств каратэ следующих авторов Журавлев С.И., 1991 [11]; Биджиев С.В., 1994 [7]; Гарник В.С., 2012 [12]; Литвинов, С. А., 2013 [24]; Микрюков В.Ю., 2013 [30] и др.
В магистерской диссертации использовали следующие методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы,
2) педагогическое наблюдение,
3) тестирование физических качеств,
4) педагогический эксперимент,
5) математико-статистические методы обработки результатов.
Опытно-экспериментальной базой при проведении исследовательской работы по теме магистерской диссертации было Муниципальное автономное учреждение "спортивный комплекс "ШАНС" в г. Отрадный, а также научно-исследовательская лаборатория «СТАРТ» при институте физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета.
Научная новизна состоит в следующем:
1) Обоснованы основные положения организации учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ для мальчиков 7-9 лет с ЗПР.
2) Определена динамика средних показателей физических качеств у мальчиков 7-9 лет с ЗПР в процессе организации учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ.
Теоретическая значимость состоит в описании: 1) возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития; 3) организации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость заключается в организации учебно-тренировочного процесса по каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития, в содержание которого были включены средства общей физической подготовки (около 60%) и средства по технико-тактической подготовке 40%, что способствовало повышению развития физических качеств у данной категории детей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Для определения эффективности организации учебно-тренировочного процесса, используя средства каратэ с мальчиками 7-9 лет имеющих задержку психического развития, использовали методы математико-статистической обработки данных с использованием t-критерия Стьюдента. Математической обработке подверглись показатели, которые характеризуют показатели физических качеств.
Личное участие автора:
- проводила теоретический анализ и синтез по проблеме исследовательской работы;
- организовывала и спланировала учебно-тренировочный процесс с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития с учетом их индивидуальных особенностей;
- проводила педагогический эксперимент;
- проводила тестирование физических качеств;
- проанализировала результаты педагогического исследования на основе математической обработки данных, обосновала и описала результаты, сформулировав в заключении выводы и практические рекомендации;
- оформила магистерскую диссертацию.
Апробация и внедрение результатов работы проводилась в ходе всей исследовательской работы.
На защиту выносятся:
1) Теоретико-методическое обоснование организации учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ у мальчиков 7-9 лет с задержкой психического развития.
2) Эффективность учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ на повышение развития физических качеств у мальчиков 7-9 лет с задержкой психического развития.
Структура магистерской диссертации включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы из 53 источников. В магистерской диссертации содержатся 17 рисунков и 3 таблиц. Всего 76 страниц основного текста.
В соответствии с поставленными в магистерской диссертации задач, проведенное педагогическое исследование позволило в заключении сформулировать следующие выводы:
- До проведения педагогического эксперимента выявили средние показатели физических качеств (гибкости, скоростно-силовые способности, силовые способности, ловкость и координационные способности) у мальчиков 7-9 лет с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы. Достоверных различий между ЭГ и КГ не выявили. Соответственно, подобранные мальчики ЭГ и КГ имеют практически одинаковый уровень развития физических качеств на начало проведения педагогического эксперимента.
- Был организован учебно-тренировочный процесс (3 раза в неделю) по каратэ для мальчиков 7-9 лет с ЗПР экспериментальной группы. В содержание учебно-тренировочных занятий по каратэ с мальчиками экспериментальной группы были включены средства общей физической подготовки (29-39%), средства специальной физической подготовки, соответственно, от 14 до 17%, средства технической подготовки от 43 до 54%, средства тактическую, теоретическую и психологическую подготовку -1-2%, а на участие в спортивных соревнованиях - только 2-4%. Основанием для такого распределения послужил Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта каратэ за 2019 год для групп начальной подготовки в спортивных дисциплинах ката и ката-группа.
- После проведения педагогического эксперимента по всем тестам, характеризующим развитие физических качеств выявили достоверное различие (Р<0,05) в пользу мальчиков экспериментальной группы: «Наклон вперёд из положения стоя на скамейке», «Прыжки в длину с места», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Динамометрия (сила ведущей кисти правой или левой)», «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине», «Проба Ромберга в позе «Аист»», «Челночный бег 3 х 10 метров», «Прыжок в длину с места в половину прыжка».
- Выявили прирост практически по всем показателям, характеризующим развитие физических качеств, как у мальчиков ЭГ, так и у мальчиков КГ. Однако, достоверный прирост (Р<0,05) по всем тестируемым показателям выявили у мальчиков ЭГ. А у мальчиков КГ только по четырем тестам «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»; «Динамометрия (сила ведущей кисти правой или левой)»; «Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине»; «Проба Ромберга в позе «Аист»».
- Доказали эффективность учебно-тренировочного процесса с использованием средств каратэ, на развитие физических качеств у мальчиков 7-9 лет с задержкой психического развития.
Таким образом, мы можем говорить о том, что правильно организованный учебно-тренировочный процесс по каратэ с учётом возрастных особенностей мальчиков 7-9 лет с ЗПР, уровня их физической подготовленности и состояния здоровья, направлен на повышение развития физических качеств у данного контингента занимающихся.
1. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинников. - Электрон. текстовые данные. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
2. Барташ, В. А. Основы спортивной тренировки в рукопашном бое [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Барташ. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 480с.
3. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Электрон. текстовые данные.
- М.: Логос, 2011. - 306 с.
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Электрон. текстовые данные.
- М.: Логос, 2013. - 306 с.
5. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - 2-е изд. - Москва: Когито-Центр, 2019. - 192 с.
6. Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические
исследования личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - 2-е изд. - Москва: Когито-Центр, 2019. - 32 с.
7. Биджиев, С.В. Каратэ-до (Сётокан): Справочное пособие. [Текст] / СВ. Биджиев. - СПб.: Искусство России, 1994. - 560 с.
8. Ватина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е. В. Ватина, Н. Н. Журавлева. - Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. - 68 с.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М., 1973.
10. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Железнов, Г. А. Попов, О. В. Ульянов, И. М. Яхина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 96 с.
11. Выручает каратэ: Руководство к приемам самообороны [Текст]/. С.И. Журавлев. - М.: Советский спорт, 1991. - 48 с.
12. Г арник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. С. Гарник.
- Электрон. текстовые данные. - М.: Московский государственный
строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. - 176 с.
13. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы
теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 с.
14. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций / В. П. Глухов. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 312 с.
15. Горевалов, И.И. Боевые искусства мира [Текст] / И. И. Горевалов.
- Йошкар-Ола: Марийский полиграф. - издат. к-т, 1994. - 558 с.
16. Григорьев, А.Н. Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны [Электронный ресурс] / А. Н. Григорьев. - Электрон. текстовые данные. - М.: РИПОЛ классик, 2013. - 256 с.
17. Долин, А.А. Кэмпо традиция воинских искусств. [Текст] / А.А. Долин, Г.В. Попов. 3-е изд. - М.: Наука, 1994. - 432 с.
18. Досин, СО. Сериндзи кэмпо. Пер, с англ. [Текст]/ СО. Досин. - Одесса: Драккар, 1997. -240 с.
19. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник / С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с
20. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре [Электронный ресурс]: учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 384 с.
21. Катанский, С. Теория и практика рукопашного боя [Электронный ресурс] / С. Катанский, Т. Касьянов. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», Человек, 2018. -1112 с.
22. Крушная, Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с
задержкой психического развития: монография / Н. А. Крушная. - Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, 2017. - 211 с.
23. Лапп, Е. А. Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС: учебное пособие / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Саратов: Вузовское образование, 2018. - 150 с.
24. Литвинов, С. А. Каратэ в системе физического воспитания студента [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. А. Литвинов. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский городской педагогический университет, 2013. - 192 с.
25. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное по-собие — М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.
26. Лялько, В.В. Главный приз - шаг к мастерству. [Текст] / В.В. Лялько. - М: Красная Шория, 1996. -156 с.
27. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте. [Текст] / В.И. Лях// Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. -С. 15-18.
28. Малкин В., Рогалева Л. Спорт - это психология. - М.: Спорт, 2015. - 176 с.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в
предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных
заведений/ Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с.
30. Микрюков В.Ю. Энциклопедия каратэ. - СПб.: Array Литагент «Весь», 2013. - 830 с.
31. Никитушкин В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов.
- Воронеж: Элист, 2016. - 506 с.
32. Новокрещенов, В. В. Менеджмент физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Новокрещенов. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 185 с.
33. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 656с.
34. Рипа, М. Д. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры. Часть I [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский городской педагогический университет, 2013. - 288с.
35. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Электрон. текстовые данные. - М.: Человек, Издательство «Спорт», 2015. - 620с.
36. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 8-е изд. - Москва: Издательство «Спорт», 2018. - 624 с.
37. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск: Выш. шк., 2012. - 511 с.
38. Теория, методика и практика национальных единоборств в
системе физической культуры [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Ч. Т. Иванков, С. А. Литвинов, Ч. Ч. Иванков [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. - 136 с.
39. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта каратэ: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. №813 /. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 28 с.
40. Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями: учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун¬та, 2016. - 112 с.
41. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 480 с.
42. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.
43. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100- "Физ. культура" / К. Д. Чермит. - М.: Совет. спорт, 2005 (НИИ Тип. Наука). - 270 с.
44. Barioli, С. Le Kung-fu Part chinois du combat. /C. Bariol. - P., 1976.-123 p.
45. Bodde, D. China's Cultural Tradition. / D. Bodde. - N.Y., 1957.-234 p.
46. Bostain, L.C., Gardner 1. Achievement motivation and the athlete //International journal of Sport Psychology. / L.C. Bostain, I. Gardner. 1989. -Ns 3 - 34-45 p.
47. Demura, F. Shito-ryu karate. / F. Deraura - Los-Angeles, 1973.-154 p.
48. Draeger, D.F. Asian Fighting Arts. / D.F Draeger., R.W. Smith Tokyo, 1973.-235 p.
49. Egami. S. The Way of Karate: Beyond Techniques. Tokyo; N.Y.; Gardiner E.N. Athletics of the Ancient Word. I S. Egami - Oxford, 1955.-342 p.
50. Farmer, R.E. The prevention model for stress reduction a concept paper. / R.E. Farmer, L.H Monahan-J.Police Sci. and Administr.,1980,Vol. 8, l,p. 11-21 p.
51. Mattson, G.E. The Way of Karate. -N.Y./ G.E. Mattson. 1974.- 426 p.
52. Suzuki, D.T. Manual of Zen Buddhism. / D.T. Suzuk. - N.Y.1960.- 93p.
53. Vincent, D. Karate Story. ID. Vincent. - P., 1978.- 62 p.