Разработка и тестирование дизайн-решения медицинского браслета «Спинор-Эйр» с применением методики контроля эргономических параметров
|
Введение
Глава 1. Анализ процесса художественного-конструирования медицинского
браслета «Спинор-Эйр» 17
1.1 Анализ методологии и исследований дизайн-проектирования 17
1. 2 Обзор разработки дизайна медицинского браслета «Спинор-Эйр» 29
1.2.1 Анализ предпроектной ситуации 31
1.2.2 Эскизные предложения и определение концепции 34
1.2.3 Техническое проектирование выбранной концепции 38
1. 3 Выявление проблем в решении задач проектирования 43
Глава 2. Тестирование медицинского браслета «Спинор-Эйр» 49
2.1 Методические основания применения тестирования в дизайне 49
2.1.1 Формирование науки о дизайне 50
2.1.2 Тестирование как метод исследования в промышленном дизайне 56
2.1.3 Тестирование как метод контроля эргономических параметров 63
2.2 Методика физического тестирования опытного образца браслета «Спинор-
Эйр» 66
2.2.1 План физического тестирования дизайн-решения браслета «Спинор-
Эйр» 68
2.2.2 Определение параметров физического тестирования и составление
исследовательской анкеты 70
2.2.3 Обработка данных и анализ полученных результатов физического тестирования 74
2.3 Методика виртуального тестирования модели браслета «Спинор-Эйр»... 78
2.3.1 Составление плана и определение параметров виртуального
тестирования дизайн-решения браслета «Спинор-Эйр» 80
2.3.2 Выбор программного обеспечения для создания виртуальной среды. 85
2.3.3 Разработка системы виртуального тестирования модели браслета в
программном пакете Blender 91
2.3.4 Апробация полученной среды и анализ её соответствия
предъявляемым требованиям 97
2.3.5 Анализ полученных результатов виртуального тестирования 100
2.4 Корректировка дизайн-решения в соответствии с результатами физического и виртуального тестирования 102
Глава 3. Внедрение этапа тестирования в процесс художественного конструирования 105
3.1 Сравнительный анализ методик физического и виртуального тестирования 106
3.2 Рекомендации по применению разработанных методик тестирования в
процессе дизайн-проектирования 109
Глава 4. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 111
4.1 Резюме проекта 111
4.2 Оценка коммерческого потенциала и перспективности разрабатываемого
проекта 112
4.2.1 Потенциальные потребители результатов промышленной разработки
112
4.2.2 Анализ конкурентных технических решений 114
4.3 Организация и планирование работы по разработке дизайн-проекта 117
4.3.1 Структура работ в рамках дизайн-проекта 117
4.3.2 Определение трудоемкости выполнения работ, разработка графика
проведения проектной работы 119
4.3.3 Расчёт накопления готовности проекта 123
4.4. Расчёт сметы затрат на выполнение проекта 125
4.4.1 Расчет затрат на амортизацию оборудования 125
4.4.2 Расчет затрат на потребляемую компьютером электроэнергию 126
4.4.3 Расчет материальных затрат 127
4.4.4 Затраты на заработную плату участником проекта 128
4.4.5 Расчёт общей стоимости дизайн-проекта 130
4.4.6 Цена разработки дизайна браслета «Спинор-Эйр» 131
4.5 Оценка экономической эффективности проекта 131
4.5.2 Сравнительная эффективность проекта «Спинор-Эйр» 132
4.5.3 Оценка научно-технического уровня НИР 135
5.1 Анализ нормативных требований к дизайну медицинского браслета
«Спинор-Эйр» 138
5.1.1 Гигиенические и санитарные требования к материалу браслета 138
5.1.2 Указания мер безопасности при использовании аппарата и требования
к эксплуатации корпуса 141
5. 2 Анализ рабочего места при проектировании браслета 142
5.2.1 Техносферная безопасность 143
5.2.2 Региональная безопасность 148
5.2.3 Организационные мероприятия обеспечения безопасности 149
5.2.4 Особенности законодательного регулирования проектных решений
152
5.2.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 153
Заключение 158
Список используемых источников 162
Приложение А. Раздел магистерской диссертации на иностранном языке .... 170
1 The analysis of the industrial design of medical bracelet Spinor Air 171
1.1 The analysis of design engineering methodology and research 171
1. 2 Overview of the design development of medical bracelet "Spinor Air" 181
1.2.1 Analysis of project situation 183
1.2.2 Draft versions and concept definition 185
1.2.3 The engineering design of the selected concept 189
Приложение B. Сборочные чертежи медицинского браслета_«Спинор-Эйр»195
Приложение C. Поэтапная схема проектирования промышленного изделия .. 199
Приложение D. Виды стратегий дизайн-проектирования 200
Приложение E. Техническое задание на разработку дизайна браслета 201
Приложение F. Общий план художественного-конструирования медицинского браслета «Спинор-Эйр» 202
Приложение G. Аналоги по форме и функциональному содержанию 203
Приложение H. План поиска концепции на 27.06.2015 204
Приложение J. Эскизный поиск концепций 205
Приложение K. Эскизный поиск. Концепция 1 206
Приложение L. Эскизный поиск. Концепция 2 207
Приложение M. Художественный образ и варианты фактур концепции 208
Приложение N. Функциональный анализ вариантов концепции 209
Приложение P. Пересмотренный функциональный анализ концепции 1 210
Приложение Q. Категории объекта для вариантов концепций 211
Приложение R. Подробный план этапа технического проекта на 23.07.2015. 212
Приложение S. Технический проект - Ход I. Элементы браслета 213
Приложение T. Технический проект. Габаритно-компоновочная схемы 214
Приложение U. Технический проект - Ход II. Материал и покрытия элементов браслета 215
Приложение V. Варианты разделения корпуса платы на основе технологии горячей вакуумной формовки пластика 216
Приложение W. Требования к изготовлению прототипа изделия 217
Приложение X. Опытный образец медицинского браслета «Спинор-Эйр» .... 218
Приложение Y. Стратегия дизайн-проектирования медицинского браслета
«Спинор-Эйр» 219
Приложение Z. Форма исследовательской анкеты физического тестирования опытного образца браслета 220
Приложение A1. Полученные данные физического тестирования 222
Приложение B1. Виртуальное тестирование процесса застёгивания браслета 223
Приложение С1. Виртуальное тестирование сгиба модели с гофрированием 224
Приложение D1. Окончательное дизайн-решение браслета «Спинор-Эйр» скорректированное на основе результатов виртуального и физического тестирования. Визуализация 225
Приложение E1. Окончательное дизайн-решение браслета «Спинор-Эйр» скорректированное на основе результатов виртуального и физического тестирования. Основные элементы 226
Глава 1. Анализ процесса художественного-конструирования медицинского
браслета «Спинор-Эйр» 17
1.1 Анализ методологии и исследований дизайн-проектирования 17
1. 2 Обзор разработки дизайна медицинского браслета «Спинор-Эйр» 29
1.2.1 Анализ предпроектной ситуации 31
1.2.2 Эскизные предложения и определение концепции 34
1.2.3 Техническое проектирование выбранной концепции 38
1. 3 Выявление проблем в решении задач проектирования 43
Глава 2. Тестирование медицинского браслета «Спинор-Эйр» 49
2.1 Методические основания применения тестирования в дизайне 49
2.1.1 Формирование науки о дизайне 50
2.1.2 Тестирование как метод исследования в промышленном дизайне 56
2.1.3 Тестирование как метод контроля эргономических параметров 63
2.2 Методика физического тестирования опытного образца браслета «Спинор-
Эйр» 66
2.2.1 План физического тестирования дизайн-решения браслета «Спинор-
Эйр» 68
2.2.2 Определение параметров физического тестирования и составление
исследовательской анкеты 70
2.2.3 Обработка данных и анализ полученных результатов физического тестирования 74
2.3 Методика виртуального тестирования модели браслета «Спинор-Эйр»... 78
2.3.1 Составление плана и определение параметров виртуального
тестирования дизайн-решения браслета «Спинор-Эйр» 80
2.3.2 Выбор программного обеспечения для создания виртуальной среды. 85
2.3.3 Разработка системы виртуального тестирования модели браслета в
программном пакете Blender 91
2.3.4 Апробация полученной среды и анализ её соответствия
предъявляемым требованиям 97
2.3.5 Анализ полученных результатов виртуального тестирования 100
2.4 Корректировка дизайн-решения в соответствии с результатами физического и виртуального тестирования 102
Глава 3. Внедрение этапа тестирования в процесс художественного конструирования 105
3.1 Сравнительный анализ методик физического и виртуального тестирования 106
3.2 Рекомендации по применению разработанных методик тестирования в
процессе дизайн-проектирования 109
Глава 4. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 111
4.1 Резюме проекта 111
4.2 Оценка коммерческого потенциала и перспективности разрабатываемого
проекта 112
4.2.1 Потенциальные потребители результатов промышленной разработки
112
4.2.2 Анализ конкурентных технических решений 114
4.3 Организация и планирование работы по разработке дизайн-проекта 117
4.3.1 Структура работ в рамках дизайн-проекта 117
4.3.2 Определение трудоемкости выполнения работ, разработка графика
проведения проектной работы 119
4.3.3 Расчёт накопления готовности проекта 123
4.4. Расчёт сметы затрат на выполнение проекта 125
4.4.1 Расчет затрат на амортизацию оборудования 125
4.4.2 Расчет затрат на потребляемую компьютером электроэнергию 126
4.4.3 Расчет материальных затрат 127
4.4.4 Затраты на заработную плату участником проекта 128
4.4.5 Расчёт общей стоимости дизайн-проекта 130
4.4.6 Цена разработки дизайна браслета «Спинор-Эйр» 131
4.5 Оценка экономической эффективности проекта 131
4.5.2 Сравнительная эффективность проекта «Спинор-Эйр» 132
4.5.3 Оценка научно-технического уровня НИР 135
5.1 Анализ нормативных требований к дизайну медицинского браслета
«Спинор-Эйр» 138
5.1.1 Гигиенические и санитарные требования к материалу браслета 138
5.1.2 Указания мер безопасности при использовании аппарата и требования
к эксплуатации корпуса 141
5. 2 Анализ рабочего места при проектировании браслета 142
5.2.1 Техносферная безопасность 143
5.2.2 Региональная безопасность 148
5.2.3 Организационные мероприятия обеспечения безопасности 149
5.2.4 Особенности законодательного регулирования проектных решений
152
5.2.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 153
Заключение 158
Список используемых источников 162
Приложение А. Раздел магистерской диссертации на иностранном языке .... 170
1 The analysis of the industrial design of medical bracelet Spinor Air 171
1.1 The analysis of design engineering methodology and research 171
1. 2 Overview of the design development of medical bracelet "Spinor Air" 181
1.2.1 Analysis of project situation 183
1.2.2 Draft versions and concept definition 185
1.2.3 The engineering design of the selected concept 189
Приложение B. Сборочные чертежи медицинского браслета_«Спинор-Эйр»195
Приложение C. Поэтапная схема проектирования промышленного изделия .. 199
Приложение D. Виды стратегий дизайн-проектирования 200
Приложение E. Техническое задание на разработку дизайна браслета 201
Приложение F. Общий план художественного-конструирования медицинского браслета «Спинор-Эйр» 202
Приложение G. Аналоги по форме и функциональному содержанию 203
Приложение H. План поиска концепции на 27.06.2015 204
Приложение J. Эскизный поиск концепций 205
Приложение K. Эскизный поиск. Концепция 1 206
Приложение L. Эскизный поиск. Концепция 2 207
Приложение M. Художественный образ и варианты фактур концепции 208
Приложение N. Функциональный анализ вариантов концепции 209
Приложение P. Пересмотренный функциональный анализ концепции 1 210
Приложение Q. Категории объекта для вариантов концепций 211
Приложение R. Подробный план этапа технического проекта на 23.07.2015. 212
Приложение S. Технический проект - Ход I. Элементы браслета 213
Приложение T. Технический проект. Габаритно-компоновочная схемы 214
Приложение U. Технический проект - Ход II. Материал и покрытия элементов браслета 215
Приложение V. Варианты разделения корпуса платы на основе технологии горячей вакуумной формовки пластика 216
Приложение W. Требования к изготовлению прототипа изделия 217
Приложение X. Опытный образец медицинского браслета «Спинор-Эйр» .... 218
Приложение Y. Стратегия дизайн-проектирования медицинского браслета
«Спинор-Эйр» 219
Приложение Z. Форма исследовательской анкеты физического тестирования опытного образца браслета 220
Приложение A1. Полученные данные физического тестирования 222
Приложение B1. Виртуальное тестирование процесса застёгивания браслета 223
Приложение С1. Виртуальное тестирование сгиба модели с гофрированием 224
Приложение D1. Окончательное дизайн-решение браслета «Спинор-Эйр» скорректированное на основе результатов виртуального и физического тестирования. Визуализация 225
Приложение E1. Окончательное дизайн-решение браслета «Спинор-Эйр» скорректированное на основе результатов виртуального и физического тестирования. Основные элементы 226
Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики страны, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой частью производства и продвижения продукции. Промышленный дизайн - проектная деятельность, направленная на создание и реализацию инновационных продуктов, это способ сократить издержки на производство и расширить ассортимент продукта. В связи с этим стратегия многих преуспевающих компании и предприятий, как в России, так и за рубежом, рассчитана на развитие проектной деятельности в области дизайна внутри своей производственной структуры, с учётом долгосрочных инвестиций в будущее своей организации. Создание новой концепции продукта и постепенное улучшение старой, возможно не только при наличии инновационных идеи и средств их реализации, но и при инновационных методах оптимизации процесса дизайн-проектирования.
Если рассматривать дизайн-проектирование как комплексный процесс (а не изолированный процесс творческого поиска), то исследования и реализация новых решений оптимизации, планирования, создания методик и инструментов является важной составляющей любого процесса проектирования и дизайнпроектирования, в частности. Учитывая, что разработка формы изделия и его конструкции всё чаще проходит в средах трёхмерного моделирования, позволяющих решить и автоматизировать задачи проектирования, возникает потребность в экспертизе дизайн-решения на основе виртуальной модели объекта. Соответственно, задача создания инструмента для анализа виртуальной модели дизайн-объекта в среде, приближенной к реальной, наиболее актуальна, так как позволяет своевременно выявлять и решать проблемы до реализации функционирующего прототипа.
Исследования и экспертиза промежуточных результатов проектирования способствует определению формальных качеств промышленно-производимого изделия, на поздних стадиях концептуального проектирования позволяет
заложить структурные, функциональные и эстетические особенности в художественно-конструкторский замысел. Поэтому, своевременное решение проблем, связанное с изменением процесса художественного конструирования, выбором методов формообразования и технологий реализации, позволяет сэкономить не только ресурсы, но и способствует организации и планированию проектной работы в целом.
Область исследования данной работы заключается в применении средства теоритического и экспериментального исследования процессов проектирования и изделий дизайна.
Объект исследования: методы и средства тестирования эргономических параметров применимые в процессе дизайн-проектирования.
Предмет исследования: методика виртуального тестирования эргономических параметров для экспертизы качественного уровня дизайнрешения.
Теоретико-методологической базой исследования в области дизайнпроектирования, являются труды следующих авторов: Шейнбаум В.С., Васин С.А., Орлов П.И., Щедровицкий Г.П. , Шпара П.Е., Виктор Папанёк, Михеева М.М., Карл Т. Ульрих, Стивен Д. Эппингер, Л. Брюс Арчер, Джон К. Джонс, Герберт Сайман, Найджел Кросс и др. В области эргономики промышленных изделий: Рунге В.Ф., Мунипов В.М., Зинченко В.П., Шпара П.Е., Визли E. Вудсон и др. Также рассмотрены труды по методологии научных исследований следующих авторов: Мартин Голдстейн, Новиков А.М., Штофф В.А., Поповская П. Я., Глинский Б.А. и др.
Противоречия, возникающие в области промышленного дизайна, основаны на гуманитарном и инженерном подходе исследования и понимания профессиональной деятельности. Подобный междисциплинарный подход сочетает в себе методы и средства теоретического и практического исследования, основанные преимущественно на опыте. Вследствие чего возникает потребность в чёткой систематизации знаний при конкретных целях и задача исследовательской деятельности в дизайне, что является прерогативой научного подхода.
Основные проблемные вопросы, выявленные при анализе литературы:
- способы оптимизации и управления процессом дизайн-проектирования;
- роль тестирования и апробации дизайн-объекта в рамках процесса проектирования;
- анализ и тестирование промышленных изделий на основе компьютерных технологий;
- отсутствие терминологии «тестирование» в дизайне.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии методик и способов, для своевременного осуществлении контроля и корректировки параметров промежуточных результатов дизайн-решения, от чего зависит качество конечного продукта. Для изменения морфологических, эргономических, тектонических параметров на стадии компьютерного моделирования зачастую применяются приёмы экспертного и пользовательского оценивания качества дизайн-продукта. Подобные приёмы требуют многократной апробации решения с применением технологий физического прототипирования и макетирования, что увеличивает финансовые и временные затраты на реализацию дизайн-проекта. Также приёмы не учитывают меняющуюся ситуацию проектирования, требующую быстрого изменения и уточнения промежуточных задач и целей практического характера.
Выполнение тестирования и экспертизы с помощью компьютерных технологий позволит апробировать ЭБ-модель объекта до реализации её на практике с внесением последующих изменений в процесс дизайнпроектирования изделия. Способ может позволить сократить затраты на апробацию промежуточных вариантов дизайн-решений.
Цель исследования диссертационной работы заключается в разработке и применении методики виртуального тестирования эргономических параметров для создания медицинского браслета «Спинор-Эйр».
Гипотеза исследования заключается в возможности применения виртуального тестирования на этапах дизайн проектирования. Это позволит:
- осуществлять управление процессом проектирования и корректировать промежуточные результаты дизайн-решения;
- проводить апробацию ЭБ-модели объекта до реализации её на практике;
- сократить затраты на апробацию и экспертизу промежуточных вариантов дизайн-решения, которые выполняются по средствам технологий прототипирования и макетирования;
- повысить качество промышленного дизайн-объекта;
- проводить наглядную демонстрацию обоснования результатов эргономического анализа в рамках проектной ситуации.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1. Провести анализ процесса дизайн-проектирования (объект): оценить результаты художественного конструирования на соответствие практическим целям и задачам; провести анализ методов и средств, используемых во время проектирования; выявить проблемы на пути решения задач проектирования.
2. Провести физическое тестирование дизайн-решения медицинского браслета на основе опытного образца: проанализировать методы и средства тестирования эргономических параметров для дизайн-объекта; выявить параметры тестирования для анализа медицинского браслета; скорректировать дизайн-решение на основе полученных данных.
3. Разработать методику виртуального тестирования: провести обзор существующих методов, технологий виртуального тестирования эргономических параметров; создать инструмент виртуального тестирования; апробировать полученное решение на основе модели медицинского браслета.
4. Внедрить этап тестирования в процесс дизайн проектирования: скорректировать дизайн-решения на основе полученных данных виртуального и физического тестирования; провести сравнительный анализ видов тестирования в дизайне; дать рекомендации по использованию тестирования в процессе художественного конструирования.
Если рассматривать дизайн-проектирование как комплексный процесс (а не изолированный процесс творческого поиска), то исследования и реализация новых решений оптимизации, планирования, создания методик и инструментов является важной составляющей любого процесса проектирования и дизайнпроектирования, в частности. Учитывая, что разработка формы изделия и его конструкции всё чаще проходит в средах трёхмерного моделирования, позволяющих решить и автоматизировать задачи проектирования, возникает потребность в экспертизе дизайн-решения на основе виртуальной модели объекта. Соответственно, задача создания инструмента для анализа виртуальной модели дизайн-объекта в среде, приближенной к реальной, наиболее актуальна, так как позволяет своевременно выявлять и решать проблемы до реализации функционирующего прототипа.
Исследования и экспертиза промежуточных результатов проектирования способствует определению формальных качеств промышленно-производимого изделия, на поздних стадиях концептуального проектирования позволяет
заложить структурные, функциональные и эстетические особенности в художественно-конструкторский замысел. Поэтому, своевременное решение проблем, связанное с изменением процесса художественного конструирования, выбором методов формообразования и технологий реализации, позволяет сэкономить не только ресурсы, но и способствует организации и планированию проектной работы в целом.
Область исследования данной работы заключается в применении средства теоритического и экспериментального исследования процессов проектирования и изделий дизайна.
Объект исследования: методы и средства тестирования эргономических параметров применимые в процессе дизайн-проектирования.
Предмет исследования: методика виртуального тестирования эргономических параметров для экспертизы качественного уровня дизайнрешения.
Теоретико-методологической базой исследования в области дизайнпроектирования, являются труды следующих авторов: Шейнбаум В.С., Васин С.А., Орлов П.И., Щедровицкий Г.П. , Шпара П.Е., Виктор Папанёк, Михеева М.М., Карл Т. Ульрих, Стивен Д. Эппингер, Л. Брюс Арчер, Джон К. Джонс, Герберт Сайман, Найджел Кросс и др. В области эргономики промышленных изделий: Рунге В.Ф., Мунипов В.М., Зинченко В.П., Шпара П.Е., Визли E. Вудсон и др. Также рассмотрены труды по методологии научных исследований следующих авторов: Мартин Голдстейн, Новиков А.М., Штофф В.А., Поповская П. Я., Глинский Б.А. и др.
Противоречия, возникающие в области промышленного дизайна, основаны на гуманитарном и инженерном подходе исследования и понимания профессиональной деятельности. Подобный междисциплинарный подход сочетает в себе методы и средства теоретического и практического исследования, основанные преимущественно на опыте. Вследствие чего возникает потребность в чёткой систематизации знаний при конкретных целях и задача исследовательской деятельности в дизайне, что является прерогативой научного подхода.
Основные проблемные вопросы, выявленные при анализе литературы:
- способы оптимизации и управления процессом дизайн-проектирования;
- роль тестирования и апробации дизайн-объекта в рамках процесса проектирования;
- анализ и тестирование промышленных изделий на основе компьютерных технологий;
- отсутствие терминологии «тестирование» в дизайне.
Таким образом, проблема заключается в отсутствии методик и способов, для своевременного осуществлении контроля и корректировки параметров промежуточных результатов дизайн-решения, от чего зависит качество конечного продукта. Для изменения морфологических, эргономических, тектонических параметров на стадии компьютерного моделирования зачастую применяются приёмы экспертного и пользовательского оценивания качества дизайн-продукта. Подобные приёмы требуют многократной апробации решения с применением технологий физического прототипирования и макетирования, что увеличивает финансовые и временные затраты на реализацию дизайн-проекта. Также приёмы не учитывают меняющуюся ситуацию проектирования, требующую быстрого изменения и уточнения промежуточных задач и целей практического характера.
Выполнение тестирования и экспертизы с помощью компьютерных технологий позволит апробировать ЭБ-модель объекта до реализации её на практике с внесением последующих изменений в процесс дизайнпроектирования изделия. Способ может позволить сократить затраты на апробацию промежуточных вариантов дизайн-решений.
Цель исследования диссертационной работы заключается в разработке и применении методики виртуального тестирования эргономических параметров для создания медицинского браслета «Спинор-Эйр».
Гипотеза исследования заключается в возможности применения виртуального тестирования на этапах дизайн проектирования. Это позволит:
- осуществлять управление процессом проектирования и корректировать промежуточные результаты дизайн-решения;
- проводить апробацию ЭБ-модели объекта до реализации её на практике;
- сократить затраты на апробацию и экспертизу промежуточных вариантов дизайн-решения, которые выполняются по средствам технологий прототипирования и макетирования;
- повысить качество промышленного дизайн-объекта;
- проводить наглядную демонстрацию обоснования результатов эргономического анализа в рамках проектной ситуации.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1. Провести анализ процесса дизайн-проектирования (объект): оценить результаты художественного конструирования на соответствие практическим целям и задачам; провести анализ методов и средств, используемых во время проектирования; выявить проблемы на пути решения задач проектирования.
2. Провести физическое тестирование дизайн-решения медицинского браслета на основе опытного образца: проанализировать методы и средства тестирования эргономических параметров для дизайн-объекта; выявить параметры тестирования для анализа медицинского браслета; скорректировать дизайн-решение на основе полученных данных.
3. Разработать методику виртуального тестирования: провести обзор существующих методов, технологий виртуального тестирования эргономических параметров; создать инструмент виртуального тестирования; апробировать полученное решение на основе модели медицинского браслета.
4. Внедрить этап тестирования в процесс дизайн проектирования: скорректировать дизайн-решения на основе полученных данных виртуального и физического тестирования; провести сравнительный анализ видов тестирования в дизайне; дать рекомендации по использованию тестирования в процессе художественного конструирования.
Результат магистерской диссертации имеет методическую и практическую новизну:
На уровне дополнения:
- в методологию дизайн-проектирования рекомендовано внедрить метод тестирования дизайн-решения, на основании проведённых теоритических, методический и практических исследований;
- обосновано применение виртуального и физического тестирования в дизайн-проектировании в качестве методик контроля эргономических параметров дизайн-решения;
- введены новые понятия в контексте дизайн-деятельности: тестирование в промышленном дизайне; контроль эргономических параметров.
- дополнены существующие термины: прототип; макет; эргономические параметры и свойства.
На уровне конкретизации:
- обоснована необходимость научно-исследовательского подхода в дизайн-деятельности, на основе выявленных проблем реализации процесса проектирования, неточностей методологического и понятийного аппарата дисциплины;
- уточнены принципы использования и понятия методов и приёмов в процессе дизайн-проектирования.
На уровне разработки:
- разработан дизайн-продукт - медицинский браслет «Спинор-Эйр», с новыми эстетическими, функциональными и конструктивными качествами;
- реализована функционирующая виртуальная среда и система взаимодействия объектов для тестирования медицинского браслета на базе программного пакета Blender.
- составлен методический аппарат (цели, задачи, последовательность действия, принцип использования и т.п) контроля дизайн-решения, на основе проведения виртуального и физического тестирования.
На уровне апробации:
- дизайн наручного электронного устройства «Спинор-Эйр» реализован в качестве рабочего опытного образца;
- результаты дизайн-проекта в полной мере внедрены в производственный процесс ООО «Монета», дизайн-проект является частью проекта компании «Спинор» г. Томск;
- на примере дизайн-проекта «Спинор-Эйр» реализована методика физического и виртуального тестирования дизайн-решения;
- разработанная виртуальная сред и система взаимодействия объектов апробирована на модели браслета «Спинор-Эйр».
Контроль и корректировка параметров дизайн-решения на этапах разработки дизайн-продукта могут осуществляться только при планировании и стратегическом подходе процесса проектирования, так как испытания требуют временных и материальных ресурсов. Виртуальное тестирование хоть и не требует материальных затрат, но также как и физическое тестирование, занимает достаточно много времени на реализацию, которое в большей степени уходит на создание инструментов тестирования. Проблема отсутствия инструментов и методик реализации испытаний в дизайне, была решена только для конкретного проекта браслета «Спинор-Эйр», на основе комплексной исследовательской работы. Общая задача создания методик и инструментов для осуществления контроля и корректировки решений, в методологии дизайн-проектирования остаётся актуальной.
Разработка методик и инструментов тестирования в дизайне, является задачей научного-исследования. Во многом создание системы испытаний является отдельной проектной деятельностью, в дизайн-проектировании она может рассматриваться как один из этапов создания изделия. Проектирование системы испытаний имеет свою специфику в подходах и методах, что является отдельной темой для исследования.
Некоторые методические и практические разработки диссертационной работы, такие как принцип проведения виртуального и физического тестирования, систему взаимодействия объектов и виртуальную сцену, можно использовать и для других проектов, в зависимости от задач и целей испытаний которым они удовлетворяют. Разработанные методики тестирования в первую очередь является инструментом проведения исследования дизайн-объекта, на основе их результатов могут быть предприняты не только решения конструктивного, функционального и эстетического характера, но и решения стратегические, связанные с изменение хода дизайн-проектирования. В этом плане, испытания, косвенно позволяют контролировать процесс проектирования, т.е. тестирование влияет на управление проектной ситуацией.
Виртуальное тестирование в отличие от физического позволяет проводить апробацию объекта на основе не материального объекта - модели, что позволяет применять данную методику на любом этапе проектирования. Появляется возможность наглядно демонстрировать результаты эксперимента, визуально подтверждать проведённые исследования и обосновывать принятие решений на ранних стадиях проектирования.
На основе испытаний физического и виртуального тестирования были проведены изменения дизайн-решения браслета. Виртуальное тестирование позволило провести сравнительные испытания эргономических параметров прототипа и нового конструктивного решения: способ застёгивания браслета стал удобнее, ремешок стал лучше прилегать и сгибаться на руке. Исходя из этого можно заключить, что виртуальное тестирование позволило повысить качество промышленного дизайн-продукта.
Таким образом, гипотеза применения виртуального тестирования доказана по следующим пунктам:
- позволяет сократить материальные затраты;
- повышает качество промышленного дизайн-объекта;
- способствует управлению процессом проектирования и корректировке дизайн-решения;
- позволяет проводить апробацию дизайн-решения до реализации её на практике;
- даёт возможность обосновывать и демонстрировать дизайн-решения. Следует заключить, что основная цель диссертационной работы выполнена, поставленные задачи реализованы, гипотезы доказаны.
На уровне дополнения:
- в методологию дизайн-проектирования рекомендовано внедрить метод тестирования дизайн-решения, на основании проведённых теоритических, методический и практических исследований;
- обосновано применение виртуального и физического тестирования в дизайн-проектировании в качестве методик контроля эргономических параметров дизайн-решения;
- введены новые понятия в контексте дизайн-деятельности: тестирование в промышленном дизайне; контроль эргономических параметров.
- дополнены существующие термины: прототип; макет; эргономические параметры и свойства.
На уровне конкретизации:
- обоснована необходимость научно-исследовательского подхода в дизайн-деятельности, на основе выявленных проблем реализации процесса проектирования, неточностей методологического и понятийного аппарата дисциплины;
- уточнены принципы использования и понятия методов и приёмов в процессе дизайн-проектирования.
На уровне разработки:
- разработан дизайн-продукт - медицинский браслет «Спинор-Эйр», с новыми эстетическими, функциональными и конструктивными качествами;
- реализована функционирующая виртуальная среда и система взаимодействия объектов для тестирования медицинского браслета на базе программного пакета Blender.
- составлен методический аппарат (цели, задачи, последовательность действия, принцип использования и т.п) контроля дизайн-решения, на основе проведения виртуального и физического тестирования.
На уровне апробации:
- дизайн наручного электронного устройства «Спинор-Эйр» реализован в качестве рабочего опытного образца;
- результаты дизайн-проекта в полной мере внедрены в производственный процесс ООО «Монета», дизайн-проект является частью проекта компании «Спинор» г. Томск;
- на примере дизайн-проекта «Спинор-Эйр» реализована методика физического и виртуального тестирования дизайн-решения;
- разработанная виртуальная сред и система взаимодействия объектов апробирована на модели браслета «Спинор-Эйр».
Контроль и корректировка параметров дизайн-решения на этапах разработки дизайн-продукта могут осуществляться только при планировании и стратегическом подходе процесса проектирования, так как испытания требуют временных и материальных ресурсов. Виртуальное тестирование хоть и не требует материальных затрат, но также как и физическое тестирование, занимает достаточно много времени на реализацию, которое в большей степени уходит на создание инструментов тестирования. Проблема отсутствия инструментов и методик реализации испытаний в дизайне, была решена только для конкретного проекта браслета «Спинор-Эйр», на основе комплексной исследовательской работы. Общая задача создания методик и инструментов для осуществления контроля и корректировки решений, в методологии дизайн-проектирования остаётся актуальной.
Разработка методик и инструментов тестирования в дизайне, является задачей научного-исследования. Во многом создание системы испытаний является отдельной проектной деятельностью, в дизайн-проектировании она может рассматриваться как один из этапов создания изделия. Проектирование системы испытаний имеет свою специфику в подходах и методах, что является отдельной темой для исследования.
Некоторые методические и практические разработки диссертационной работы, такие как принцип проведения виртуального и физического тестирования, систему взаимодействия объектов и виртуальную сцену, можно использовать и для других проектов, в зависимости от задач и целей испытаний которым они удовлетворяют. Разработанные методики тестирования в первую очередь является инструментом проведения исследования дизайн-объекта, на основе их результатов могут быть предприняты не только решения конструктивного, функционального и эстетического характера, но и решения стратегические, связанные с изменение хода дизайн-проектирования. В этом плане, испытания, косвенно позволяют контролировать процесс проектирования, т.е. тестирование влияет на управление проектной ситуацией.
Виртуальное тестирование в отличие от физического позволяет проводить апробацию объекта на основе не материального объекта - модели, что позволяет применять данную методику на любом этапе проектирования. Появляется возможность наглядно демонстрировать результаты эксперимента, визуально подтверждать проведённые исследования и обосновывать принятие решений на ранних стадиях проектирования.
На основе испытаний физического и виртуального тестирования были проведены изменения дизайн-решения браслета. Виртуальное тестирование позволило провести сравнительные испытания эргономических параметров прототипа и нового конструктивного решения: способ застёгивания браслета стал удобнее, ремешок стал лучше прилегать и сгибаться на руке. Исходя из этого можно заключить, что виртуальное тестирование позволило повысить качество промышленного дизайн-продукта.
Таким образом, гипотеза применения виртуального тестирования доказана по следующим пунктам:
- позволяет сократить материальные затраты;
- повышает качество промышленного дизайн-объекта;
- способствует управлению процессом проектирования и корректировке дизайн-решения;
- позволяет проводить апробацию дизайн-решения до реализации её на практике;
- даёт возможность обосновывать и демонстрировать дизайн-решения. Следует заключить, что основная цель диссертационной работы выполнена, поставленные задачи реализованы, гипотезы доказаны.



