Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выразительности в поэзии М. Степановой (на примере сборника «Физиология и малая история»)

Работа №111157

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 9
1.1. Поэтическая ситуация рубежа ХХ-ХХI веков 9
1.2. Языковые средства выразительности в современном поэтическом тексте 13
1.3. Феномен прецедентности в современном поэтическом тексте 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПОЭЗИИ М.М. СТЕПАНОВОЙ 28
2.1. Творческий путь М.М. Степановой 28
2.2. Сравнение как средство создания образности в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 32
2.3. Особенности метафоры в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 38
2.4. Роль эпитетов в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 41
2.5. Прецедентность как свойство постмодернистской поэзии в сборнике «Физиология и малая история» 46
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Типология сравнений, выявленных в поэтическом сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Типология метафор (по В.П. Москвину), выявленных в поэтическом сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Типология эпитетов (по В.П. Москвину), выявленных в поэтическом сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Внеклассное мероприятие «Язык современной поэзии» (9 класс) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Документы, подтверждающие апробацию бакалаврской работы 89

Языковые средства выразительности, а именно сравнение, метафора и эпитет, всегда были в центре внимания исследователей. Известны труды Ю.И. Левина «Структура русской метафоры» (1965), О.С. Ахмановой «Словарь лингвистических терминов» (1966), В.П. Москвина «Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация)» (2004), а также исследование Т.В. Матвеевой «Полный словарь лингвистических терминов» (2010) и др.
Были даны основные определения языковых средств выразительности (О.С. Ахманова), предложена классификация сравнений по способам грамматического оформления (Т.В. Матвеева), а также выделены параметры для упорядочения выделенных разновидностей метафор и эпитетов (В.П. Москвин).
В настоящее время языковые средства выразительности изучены достаточно полно, однако ученые отмечают, что до сих пор не предложена общая теория сравнения, метафоры и эпитета. И.Г. Пятаева выделяет ряд функций, присущих сравнениям (1994). Н.Д. Арутюнова(1978), В.Н. Телия (1988) рассматривают функциональные типы метафоры, К.С. Горбачевич предлагает одну из традиционных классификаций эпитетов (2002). Также в настоящее время активно исследуется такое средство выразительности, как прецедентный текст. Известны работы Ю.А. Сорокина и И.М. Михалевой «Прецедентный текст как способ фиксации языкового сознания» (1993), Н.А. Кудриной «Интертекстуальность и прецедентность: к вопросу о разграничении понятий» (2005) и т.д.
Творчество М.М. Степановой недостаточно изучено. Стоит отметить работы С.П. Гудковой «О новых тенденциях в современной поэзии: к вопросу о художественной специфике книги М. Степановой «Проза Ивана Сидорова» (2009), Л. Панн «От «небесной правды» Марины Цветаевой к «земной» и «подземной» Марии Степановой» (2014), А.С. Бокарева «Структура авторского «я» в лирике Глеба Шульпякова и Марии Степановой» (2018) и т.д.
В настоящем исследовании на материале поэзии М.М. Степановой выделяются основные типы сравнений, метафор и эпитетов, присущие произведениям автора, а также выясняются источники прецедентных текстов и прецедентных имен. Обозначенный аспект составил актуальность работы.
В качестве объекта исследования был выбран поэтический сборник М.М. Степановой «Физиология и малая история» (2005).
Предмет исследования составили сравнения, метафоры, эпитеты и прецедентные тексты в сборнике М.М. Степановой, рассмотренные как средства создания художественной образности.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы охарактеризовать семантику и функционирование языковых средств выразительности в поэтическом сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности поэтической ситуации рубежа ХХ-ХХ1 веков, определить основные литературные направления и присущие им особенности языковой выразительности.
2. Рассмотреть основные подходы к типологии сравнений, метафор, эпитетов и прецедентных текстов.
3. Провести выборку примеров языковых средств выразительности из сборника М.М. Степановой «Физиология и малая история».
4. Классифицировать сравнения, метафоры и эпитеты, присущие сборнику М.М. Степановой «Физиология и малая история».
5. Описать источники прецедентности в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история».
Методы исследования. Теоретические методы анализа и синтеза использованы для проведения наблюдения над текстами, обобщения и систематизации материала. Метод сплошной выборки был использован для отбора языковых средств выразительности. Описательный метод позволил выполнить первичный анализ исследуемого материала. Метод классификации и типологизации языковых средств выразительности применялся для распределения отобранных примеров на группы по ряду параметров. Метод контекстного анализа был использован для анализа языковых средств выразительности в контексте сборника.
Материалом для исследования послужили примеры словоупотребления языковых средств выразительности в поэтическом сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история». В результате анализа произведений этого сборника были отобраны 316 примеров языковых средств выразительности: 136 сравнений, 40 метафор, 107 эпитетов и 33 прецедентных текста, которые были классифицированы в соответствии с задачами исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что удалось проанализировать роль языковых средств выразительности в поэзии М.М. Степановой, выявить их активное участие в создании образности произведений; типологизировать примеры языковых средств выразительности по ряду параметров, определить функциональную значимость каждого средства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» основу формирования образности составляют сравнения, метафоры, эпитеты, а также прецедентные тексты.
2. Среди сравнений в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» преобладают сравнительные обороты с союзом как, реализующие описательно-изобразительную функцию.
3. Преобладающим типом метафор в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» является тематический, а ведущей функцией - декоративная.
4. Среди эпитетов в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» преобладают индивидуально-авторские эпитеты, выполняющие изобразительную функцию.
5. Источниками прецедентности в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» выступают цитаты, мифологизмы, названия художественных произведений и имена литературных героев, фамилии известных личностей, а также названия географических объектов.
Самостоятельность исследования состоит в том, что проанализирована роль языковых средств выразительности в поэзии М.М. Степановой, выявлено их активное участие в создании образности произведений, рассмотрены примеры языковых средств выразительности по ряду параметров, определена их функциональная значимость.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация исследования проведена на внеклассном мероприятии (9 класс) в период прохождения педагогической практики в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево (приложение 4).
Результаты проведенного исследования были обсуждены на конференциях (приложение 5):
1) IV Международной научно-практической конференции «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности и коммуникации» (г. Сочи, 26 ноября - 1 декабря 2018г.);
2) всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2018 г.);
3) научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
4) XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 8 - 12 апреля 2019 г.);
5) XXII открытой конференции студентов-филологов Санкт- Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 15 - 19 апреля 2019 г.)
Результаты бакалаврской работы опубликованы в виде статей:
1. Сравнение как средство создания образа женщины в поэзии Марии Степановой в материалах IV Международной научно-практической конференции «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности и коммуникации» (г. Сочи, 2018. Сборник в печати);
2. Функции сравнений в поэтическом сборнике М. Степановой «Физиология и малая история» в электронном сборнике студенческих работ Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2018 г.);
3. Типологические метафоры в сборнике М. Степановой «Физиология и малая история» в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г. Сборник в печати);
4. Мифологические мотивы как основа интертекстуальности в сборнике М. Степановой «Физиология и малая история» в материалах Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» (г. Москва, 2019 г.);
5. Осмысление городского пространства в сборнике М.М. Степановой «Физиология и малая история» в материалы XXII Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 2019 г. Сборник в печати).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 63 источника. Общий объем бакалаврской работы составляет 56 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В период постмодерна в культуре отмечено возрастание роли художественной выразительности поэзии. Стихотворным текстам свойственна образность, которая создается с помощью всех возможностей языка и его системных отношений. Наиболее многофункциональна в этом плане лексика, с помощью которой формируются выразительные средства языка: метафора, сравнение, эпитет и другие. Также стоит отметить активное использование современными поэтами прецедентных текстов.
В настоящей бакалаврской работе в результате проделанного наблюдения над языком произведений М.М. Степановой были обнаружены 316 примеров языковых средств выразительности: 136 сравнений, 40 метафор, 107 эпитетов и 33 прецедентных текста. В сборнике «Физиология и малая история» эти средства формируют поэтическую картину мира автора.
В качестве основы исследования был взят ряд параметров, способствующих упорядочению разнообразия уже выделенных конкретных разновидностей языковых средств выразительности. Так, по способам грамматического оформления сравнений в поэзии М.М. Степановой преобладают сравнительные обороты с союзом как: «лица, как чайные блюдца», «крупные как младенцы», «первое я, насупленное, как пуля», «болезнь, как Пасха», «она мала как птенц». Это обосновывается тем, что при употреблении союза как происходит полное уподобление сравниваемых объектов, в то время как члены сравнительных оборотов с союзами словно, будто и точно соотносятся лишь по какому-то признаку, но не являются тождественными.
Среди разновидностей метафор следует выделить тематические метафоры, которые в произведениях М.М. Степановой подразделяются на семь типов. Помимо четырех метафор, предложенных В.П. Москвиным, можно выделить три вида, выходящих за рамки типологии: предметные (Вот пластины ключиц; вот паруса лопаток), вещественные (Одним чернилом оживленных тел) и терминологические метафоры (Танцуют аллегорией весны). Преобладающими типами в сборнике являются антропоморфные (12 случаев употребления) и предметные (11 случаев употребления) метафоры.
М.М. Степанова в сборнике «Физиология и малая история» использует исключительно индивидуально-авторские эпитеты. Это объясняется тем, что автор пытается найти новый поэтический язык.
Однако одним из основных является функциональный параметр средств выразительности. Сравнения в сборнике могут выполнять оценочно-характеристическую функцию: «Любовь мала и кажется болонкой, / И тоже спит, протянута полоской / Едва длинней, чем туфля с каблучком, / В полночный час лежащая ничком». Сравнения, выполняющие эту функцию, выражают авторскую оценку какого-либо объекта, предмета или явления. Субъективно-познавательная функция отражает точку зрения персонажа: «В день июньского солнцестояния /Я как солнце стояла в Германии».Поскольку в стихотворениях М.М. Степановой лирический герой зачастую отождествляется с автором, эти функции тесно переплетаются между собой. Эмоциональное состояние персонажей выражает функция конкретизации: «Мне неспокойно с собой, как хозяйке питбуля». Преобладающей же является описательно-изобразительная функция: «Венок фаянсовых цветков / Как малый розовый рот». Все представленные функции сравнения являются основными, поскольку они определены характером данного средства выразительности.
Метафоры в произведениях М.М. Степановой могут выполнять номинативную функцию: «В тридцать два синяк мне паспорт / При границе душ и кож». Также стоит отметить оценочно-характеризующую функцию: «Темный гений марганцовки». Преобладающей же является декоративная функция: «В яме сидючи пахучей, / Жду, пока под потолком / Будут люстр глаза паучьи / Наливаться молоком». Это объясняется тем, что только метафоры, выполняющие эту функцию, имеют стилистическую ценность.
Эпитеты в поэзии М.М. Степановой реализуют эмоциональную функцию: «Победный ветер, ясный день», и усилительную функцию: «Бело-синяя Греция выбивает». А преобладают в лирике поэта изобразительные эпитеты, за счет которых создается более насыщенная образность: «В журнальных верстах, цветных небесах / Стреляют ногами мужчины в трусах».
Также стоит отметить важную роль прецедентных текстов в поэзии М.М. Степановой. Так, источником прецедентности выступают разного рода цитаты из произведений художественной литературы и других известных текстов: «Мы глядели бы друг на друга, недвижно стоя. Говорили бы как звезда со звездою». Отдельно стоит выделить прецедентные имена, которые делятся на пять типов. В поэзии М.М. Степановой встречаются мифологизмы, а именно имена богов античных культур: Янус, Вертумн, Приап. Также в произведениях можно найти названия художественных произведений и имена литературных героев: «Этрусская улыбка», «Позы» Аретино», князь Гвидон. Среди прецедентных имен можно выделить и фамилии известных личностей: Пушкин, Жуков, Маркс и др.
Преобладающим же типом прецедентных имен являются названия географических объектов: Петербург,Вильфранш-сюр-Мер. Большая роль в поэзии М.М. Степановой отведена Москве и ее окрестностям. Так, в произведениях можно встретить такие прецедентные имена: гостиница «Москва», Манеж, Чистые пруды и др. Возможно, это объясняется тем, что М.М. Степанова - коренной житель столицы, где почти каждое место связано с тем или иным событием в жизни автора. Именно поэтому и возникают образы Москвы и ее окрестностей.
Таким образом, появление индивидуально-авторских средств выразительности, с одной стороны, продиктовано временем, поскольку сравнения, метафоры и эпитеты изображают реалии современности. С другой же стороны, их использование определено желанием автора найти новый поэтический язык. Именно поэтому языковые средства выразительности являются одним из важнейших средств создания художественной образности произведений современного поэта.


1. Арнольд, И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика [Текст] / И. В. Арнольд // Интертекстуальные связи в художественном тексте : межвуз. сб. науч. тр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. A. И. Герцена, 1993. - С. 4-12
2. Арутюнова, Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры [Текст] / Н.Д. Арутюнова. // Изв. АН СССР. - М., 1978. - Т. 37. - № 4. - С. 333-343.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М. : Яз. рус. культ., 1999. - 896 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 608 с.
5. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 502 с.
6. Бокарев, А.С. Структура авторского «я» в лирике Глеба Шульпякова и Марии Степановой [Текст] / А.С. Бокарев. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2018. - № 4 (127). - С. 170-176
7. Вежлян, Е. Метафизика тела и хора [Текст] / Е. Вежлян // Знамя: литер. журн. - 2012. - № 5. [Электронный ресурс] URLhttp://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html (дата обращения: 04.03.2019)
8. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 405 с.
9. Вомперский, В.В. К характеристике стиля М.Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения [Текст] /В.В. Вомперский. // Русский язык в школе. - 1964. - №5. - С. 25-32.
10. Гак, В.Г. Метафора универсальная и специфическая [Текст] / B. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - 176 с.
11. Галина, М. Новая серия [Текст] / М. Галина // Знамя: литер. журн. - 2009. - № 1. [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/1/ga25.html (дата обращения: 04.03.2019)
12. Головинская, И. Мария Степанова: Будущему Пушкину от папы [Текст] / И. Головинская // Лехаим: ежемес. литер.- публиц. журн. - 2014. • № 271 [Электронный ресурс] URL: http://old.lechaim.ru/2546 (дата обращения: 01.03.2019)
13. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К.С. Горбачевич. - СПб. : «Норинт», 2002. - 224 с.
14. Григорьева, О.Н. Стилистика русского языка: Учебное пособие для иностранцев / О.Н. Григорьева. - М., 2000. - 164 с.
15. Гудков, Д.Б. Прецедентные имена в языковом сознании и дискурсе [Текст] / Д.Б. Гудков // Доклады и сообщения российских ученых. - МАПРЯЛ, 1999. - С. 120-125.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ