Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Работа №111152

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Особенности формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм 26
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм 40
2.3 Динамика уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 58
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение А Характеристика детей, задействованных в экспериментальном исследовании 72
Приложение Б Результаты диагностической методики 2 на констатирующем этапе 74
Приложение В Результаты высказываний детей по диагностической методике 2 на констатирующем этапе 75
Приложение Г Результаты диагностической методики 2 на контрольном этапе 77
Приложение Д Результаты высказываний детей по диагностической методике 2 на контрольном этапе 78

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.
Актуальность темы связана с тем, что старший дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть основными коммуникативными навыками, которые позволили бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Для успешного образования детей с задержкой психического развития необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении. Выявление характерных особенностей формирования общения у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста важно для дальнейшего углубления психолого-педагогической стороны изучения сущности задержки психического развития, причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей.
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие ученые). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых фольклорных форм (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает комплексное воздействие личность дошкольника, как со стороны речевого дефекта (исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов), который зачастую наблюдается у детей с задержкой психического развития, так и со стороны их коммуникативной сферы. Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях малые фольклорные формы используются недостаточно, в особенности, в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Опираясь на вышесказанное, можно выделить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью вопроса использования малых фольклорных форм в данном процессе.
В связи с вышесказанным актуальность рассматриваемой нами проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм».
Проблема исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в формировании коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности использования малых фольклорных форм как средства формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - мы предположили, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития повысится, если:
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, дидактическими играми и атрибутами фольклорного содержания;
• организовать проведение занятий в рамках программы формирования коммуникативных умений у детей средствами детской художественной литературы и фольклора;
• организовать совместную деятельность детей и педагога на материале фольклорных произведений, направленную на побуждение детей к совместному общению и взаимодействию, на развитие интереса и адекватного поведения по отношению друг к другу.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы в работе решаются следующие задачи исследования.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм.
4. Выявить динамику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; интерпретация, обобщение опыта; анализ;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение;
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретические основы исследования:
• теоретические положения О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш, Н.А. Дмитриевой о восприятии детьми произведений малых фольклорных форм;
• теоретические исследования В.В. Кисовой, Ю.Л. Левицкой, Е.А. Медведевой, Н.В. Шутовой, направленные на использование искусства как средства психологической коррекции личности дошкольников с задержкой психического развития;
• теоретические положения М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенковой о коммуникативном развитии и особенностях общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования малых фольклорных форм в формировании коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; определены показатели и уровни сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанное нами содержание коррекционно-развивающей работы могут использовать в своей работе учителя-логопеды и воспитатели дошкольных образовательных организаций на этапе формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальной базой исследования является МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти. В исследовании принимало участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источника) и 5 приложений. Работа иллюстрируется 5 таблицами и 4 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целью данного исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования малых фольклорных форм как средства формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, были решены следующие задачи.
Осуществили анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе.
Выявили уровень сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития: результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что для детей 5-6 лет с задержкой психического развития характерен низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений. В их общении преобладают ситуативные высказывания и присутствует ситуативно-деловой характер. Это является препятствием полноценного контакта детей с окружающими людьми. При недостаточном владении внеситуативными формами общения выражается несформированность устойчивых мотивов общения со сверстниками, снижение потребности в общении, несформированность речевого общения и особенности поведения, такие как: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, что подтверждает необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию у них коммуникативных умений.
Разработали и апробировали содержание работы по формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством малых фольклорных форм.
Мы предположили, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития повысится, если:
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы материалами, дидактическими играми и атрибутами фольклорного содержания;
• организовать проведение занятий в рамках программы формирования коммуникативных умений у детей средствами детской художественной литературы и фольклора;
• организовать совместную деятельность детей и педагога на материале фольклорных произведений, направленную на побуждение детей к совместному общению и взаимодействию, на развитие интереса к друг другу, на адекватное поведение по отношению к друг другу.
В группе был оборудован мини-музей «В мире сказок», в котором находятся: русские народные сказки; фольклорные произведения; пословицы; загадки; русские народные потешки; русские народные скороговорки; сказочные персонажи и предметы; настольные игры по сказкам; игры и упражнения по сказкам.
Мы разработали программу формированию коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами детской художественной литературы и фольклора.
Работа осуществлялась учителем-логопедом в течение 15 занятий, проводимых 1 раз в неделю по подгруппам, с продолжительностью 30 минут.
В рамках программы мы использовали произведения малых фольклорных форм в режимных моментах.
Мы подобрали разные произведения малых фольклорных форм, которые использовали в ходе совместной деятельности с детьми утром, во время прогулки и вечером.
Мы организовали с детьми неделю «Наша группа - самая дружная!». Мы использовали формы совместной деятельности детей и педагога на основе материала малых фольклорных форм и произведений художественной литературы о дружбе на протяжении организации всей работы на этапе формирующего эксперимента.
На этапе контрольного среза мы выявили динамику уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что для детей 5-6 лет с задержкой психического развития остались характерны низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений.
Но положительная динамика все-таки наблюдается:
• на 20% уменьшилось количество детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности коммуникативных умений;
• на 20% увеличилось количество детей, условно отнесенных к среднему уровню сформированности коммуникативных умений.
Следовательно, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. 325 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М. : Учпедгиз, 1987. 240 с.
3. Барыльник Ю. Б., Исмайлова А. С., Филиппова Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития // Медицинские науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10. С. 256-262.
4. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 432 с.
5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М. : Гном-Пресс, 2002. 64 с.
6. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 220 с.
7. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. М. : Просвещение, 1992. 143 с.
8. Даль В. И. Пословицы и поговорки // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю. Г. Круглов. М. : Высшая школа, 1986. С. 185-193.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
10. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений. М. : Книголюб, 2006. 64 с.
11. Ежкова Н. С. Реализация эмоционального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений : монография. Тула : ИНФРА, 2007. 260 с.
12. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005. 272 с.
13. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М. : Просвещение, Владос, 1995. 112 с.
14. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 16-22.
15. Истратова О. Н., Широкова Г. А., Эксакусто Т. В. Большая книга детского психолога : психологический практикум. 2-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 568 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ