Аннотация 5
ВЕДЕНИЕ 9
1 Разработка лабораторной работы 10
1.1 Цель и задачи работы 10
2. Используемое оборудование: при выполнении лабораторной работы 10
3. Общие сведения 11
3.1 Допуски и посадки 11
3.1.1 Размер, отклонения, допуск 11
3.1.2 Отклонения размеров 18
3.1.3 Указание и прочтение отклонений 19
3.1.4 Графическое изображение отклонений 21
3.1.5 Предельные размеры 23
3.1.6 Проходной и не проходной пределы 25
3.1.7 Примеры контроля размеров 27
3.1.8 Допуск и поле допуска 29
3.1.9 Выбор универсального измерительного инструмента 31
3.1.10 Измерение отклонений размеров 32
3.2 Понятие о посадках 34
3.2.1 Подбор типов соединений 34
3.2.2 Группы посадок 35
3.2.3 Взаимозаменяемость 39
3.2.4 Стандартные допуски и квалитеты 43
3.2.5 Две системы образования посадок 45
3.2.6 Нахождение предельных отклонений по таблице 47
3.2.7 Особенности посадок с зазором 51
3.2.8 Особенности посадок с натягом 56
3.2.9 Особенности переходных посадок 58
4 Безопасность и экологичность технического объекта 60
4.1 Конструкторско-технологическая характеристика объекта 60
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных профессиональных рисков 60
4.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков 60
4.4 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности рассматриваемого технического объекта 61
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого технического объекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
На современных заводах тракторы, автомобили, станки и другие машины производятся не единицами и не десятками, а сотнями и даже тысячами. При таких объемах производства весьма важно, чтобы каждая изготавливаемая деталь или узел при сборке точно подходили к своему месту без дополнительных слесарных подгонок. Ведь такие операции довольно трудоемки, дорогостоящи и занимают много времени, что при массовом производстве не допустимо.
Не менее важным является то, чтобы детали, поступающие на сборку, допускали замену на другие общего с ними назначения, без какого-либо ущерба для функционирования всего готового агрегата. Такая взаимозаменяемость частей, узлов и механизмов называется унификацией. Это весьма важный момент в машиностроении, он позволяет экономить не только затратную часть на проектировку и изготовление деталей, но и время производства, кроме того, упрощается ремонт изделия в результате его эксплуатации.
Разработка лабораторной работы проводилась на основании учебного плана студентов по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Выпускник данной специальности должен владеть знаниями в области проектирования и изготовления деталей автомобиля умения использовать технические средства измерения для оценки соответствия изготовленных деталей требованиям технической документации. Приобрести навыки работы с основным оборудованием и инструментами, обеспечивающими проверку соответствия изготовленных деталей автомобилей требованием рабочих чертежей. В процессе работы был составлен порядок выполнения лабораторной работы, скомпонован теоретический материал, разработаны задания.