Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования ассортиментной стратегии
предприятия 11
1.1 Сущность ассортиментной политики предприятия 11
1.2 Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия 18
1.3. Методики формирования и управления ассортиментом 24
2. Анализ ассортиментной политики предприятия и направлений расширения ассортимента 32
2.1. Производственно-экономическая характеристика ООО «ПРОТЭК+» 32
2.2. Анализ существующего ассортимента и объема продаж 38
2.3. Анализ стратегических направлений расширения ассортимента 43
3. Апробация методики управления ассортиментом предприятия 50
3.1. Методика внедрения новых продуктов в ассортимент на основе потребительских предпочтений 50
3.2. Экономическая эффективность вводимой в ассортимент продукции 77
Заключение 86
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. Ассортиментная политика предприятия является конечным результатом маркетинговой стратегии компании. Разработка предложения товаров и услуг - происходит при маркетинговом подходе к управлению фирмой, на основе изучения потребительских предпочтений, предложений и действий конкурентов, собственных ресурсных возможностей. Таким образом, для формирования эффективного с точки зрения прибыли ассортимента необходима целостная маркетинговая стратегия, содержащая в себе результаты исследования, анализа и принятых решений по всем вышеперечисленным компонентам.
В современных условиях полный перечень продуктов необходимо обновлять, так как научно-технический прогресс не стоит на месте, на рынке появляются новые материалы, предметы и разные методы их обработки, современные технологии, растет конкуренция на рынке.
Основным фактором, влияющим на формирование ассортимента, являются потребительские предпочтения. Работа по их изучению - важная составляющая маркетинговой деятельности предприятия. Без проведения маркетинговых исследований предпочтений потребителя и изучения новых продуктов, с помощью которых становится возможным удовлетворить эти потребности, поиск путей расширения ассортимента возможен только методом проб и ошибок, что может оказаться малоэффективным и затратным подходом.
В течении всего срока роста производительных сил в совокупности с научно-техническим прогрессом выходят новые товары, которые приводят в баланс спрос и предложение. Для укрепления своего места на рынке, необходимо отвечать требованиям, как качеству товара, так и конкретным потребностям потребителей. Только при таких правилах появляется шанс закрепиться.
Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия, и вопрос ее формирования является для действующего предприятия однозначно актуальным.
Степень разработанности проблемы.
Представление автора об основах стратегического маркетинга как основополагающего подхода к управлению предприятием сформировались в ходе изучения трудов классиков маркетинга - И. Ансоффа, Ф. Котлера, Ж. Ламбена, М.Портера.
Все проблемы, касающиеся анализа индивидуальных потребностей и предпочтений потребителей описаны в работах Л.С. Выготского, Е.Г. Гущиной, Л. Дэкерса, Д. Ариели, Д. Канемана, Д. Карузо, Дж. Маклеланда, М.Е. Литвака, А. Маслоу,В.И. Маевского, И.А. Морозовой, М. Рабин, С.Л. Рубинштейна, П. Сэловея, М. Соломона, А. Фалька, Э.Фера, Д.С. Чернавского, Л.С. Шаховской и др.
Вопросы, которые относятся к управлению ассортиментным предложением предприятий были закреплены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых: Ф. Котлер, М.Портер, Е. Дихтль и X. Хершген, П. С. Завьялов, А.Хубнер, Е.П. Голубкова, И.М. Лифица и др.
Несмотря на широкое рассмотрение вопроса как в теоретическом, так и в практическом ключе, есть некоторое количество неизученных вопросов.
Не отработан единый взгляд на такое понятие как ассортиментное предложение предприятия. Также остаются открытыми вопросы об управлении ассортиментным предложением предприятия.
Таким образом, актуальностью рассматриваемой проблемы, является недостаточная изученность системы управления ассортиментом отталкивающейся именно от потребительских предпочтений, а не сформировавшейся товарной политики предприятия и обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - разработка и апробация новой маркетинговой методики управления ассортиментом, основывающейся на потребительских предпочтениях.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач, выносимых на защиту:
1. Изучить теоретико-методологические основы управления ассортиментной политикой предприятия как составной части общей маркетинговой стратегии компании.
2. Проанализировать существующие методики управления ассортиментом и на основе синтеза преимуществ разработанных методик и критического анализа недостатков разработать новую версию методики управления ассортиментом.
3. Рассмотреть современную организационно-производственную структуру и ассортимент предприятия ООО «ПРОТЭК+».
4. Проанализировать влияние имеющихся ассортиментных позиций на финансово-экономическое состояние предприятия.
5. Исследовать возможности корректировки ассортимента предприятия на основе данных маркетинговых исследований о требованиях потребителей и рыночных предложений новой продукции.
6. Апробировать предложение по расширению ассортимента ООО «ПРОТЭК+» основывающееся на новой методике управления ассортиментом, с обоснованием экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является промышленное предприятие Самарской области - ООО «ПРОТЭК+» г.Сызрань.
Предметом исследования являться процесс управления ассортиментом, опирающийся на маркетинговую методику на потребительских предпочтениях.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Под теорией и методом в диссертационной работе подразумеваются научные работы зарубежных и отечественных учёных, в которых идет речь о проблемах управления предприятием, формирования эффективной ассортиментной политики, исследовании и анализе потребительских предпочтений.
В исследовательской части диссертации были взяты общенаучные и экономические методы познания, которые использовались в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения проблемы задействованы следующие методы исследования: анализ экономической литературы, анализ конкретных информационных документов, метод сравнительного анализа, экспертный опрос, наблюдение, кабинетные исследования.
Эмпирическая база исследования, позволившая получить и обосновать достоверные результаты, основывается на данных следующих источников: данные бухгалтерского баланса ООО «ПРОТЭК+», годовые отчётные документы ОАО «СНПЗ» (НК «РОСНЕФТЬ»; статистические данные, научная литература, а также официальные публикации и тематические ресурсы сети Интернет.
Концепция научной новизны исследования:
1. Систематизированы методики зарубежных и отечественных авторов по управлению ассортиментом. Для наглядности сравнительного анализа разработана схема-таблица содержания самых известных методик.
2. На основе синтеза преимуществ разработанных методик и критического анализа их недостатков, предложена авторская доработанная версия методики управления ассортиментом предприятия.
Предложенные автором новые решения аргументированы и обоснованы в плане появляющихся преимуществ для предприятия при использовании данной методики. Они заключаются в следующих позициях:
а. Экономия времени на анализе ассортимента - предложено сосредотачиваться на развитии позиций из группы «А» полученных в ходе АВС-анализа ассортимента предприятия по прибыли. Для предприятий с большим числом ассортиментных позиций это существенный ресурс экономии времени на анализе ассортимента - до 80%.
б. Сокращение затрат на внедрение новых товаров. Предлагается не разрабатывать новые товары, а производить поиск технологических новинок, удовлетворяющих ту же потребность потребителей что и выявленные товары из группы «А» среди новых научно-практических разработок. Такой подход позволяет предприятию сэкономить финансовые и человеческие ресурсы на разработку нового товара, имеющих значительную величину в случае самостоятельного его проведения.
в. Снижение рисков при внедрении новых позиций. Уверенность в коммерческом успехе внедряемых новинок основывается на том что их появление в ассортименте предполагается только после ключевого исследования - удовлетворенности клиентов потребительскими характеристиками новой продукции. Предложено внедрять только те новинки, которые удовлетворяют потребителей лучше, чем существующие товары - что будет гарантировать спрос на них.
г. Получение конкурентных преимуществ. Предлагается проводить исследование конкурентов, и внедрять только те новинки которых нет у конкурентов.
д. Общее сокращение сроков внедрения новых товаров - так как данная методика содержит меньше шагов в своем алгоритме, чем имеющиеся методики других авторов, ее применение приводит к сокращению цикла внедрения новой продукции, и соответственно более быстрому развитию предприятия, и опережению конкурентов.
Новизна научного положения доказана расчетами, проведенными в работе, алгоритм которой выстроен таким образом, чтобы эмпирическим путем подтвердить выдвинутые теоретические гипотезы.
Результаты исследования заключаются в разработке предложений по использованию маркетинговых методов анализа потребителей, конкурентов, выработке методов управления ассортиментной стратегией и реализации мероприятий по расширению оказываемых видов услуг предприятия:
1. При формировании ассортимента опираться на степень удовлетворенности потребителя предлагаемыми продуктами, анализ позиций и ассортиментного портфеля конкурентов, и новые технологии, появляющиеся на рынке. Принцип стратегии - опередить конкурентов в удовлетворении потребностей потребителя за счет новых решений появляющихся в следствие НТП.
2. Представлена методика оценки степени удовлетворенности потребителей через использование инструмента «профиль требований потребителей».
3. Проведен сравнительный анализ ассортимента конкурентов.
4. Исследован рынок технологий очистки поверхности и предложены к внедрению в практическую деятельность новые продукты, оптимальные по критерию удовлетворения потребностей заказчиков и отсутствию данной услуги в ассортиментном портфеле конкурентов.
5. Разработаны предложения по внедрению новой технологии в ассортиментный портфель ООО «ПРОТЭК+» с исследованием предполагаемых объемов спроса, расчетом емкости рынка, затрат на приобретения оборудования и прогнозом прибыльности и окупаемости проекта.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Новая методика по управлению ассортиментом, основанная на анализе ассортиментов конкурентов и исследованиям удовлетворенности потребителей, а также рынка новых технологий - возможно будет применяться не только на предприятиях данной отрасли, но и на предприятиях из других отраслей и может стать действующим инструментом разработки маркетинговой стратегии по расширению ассортимента основывающейся на потребительских предпочтениях.
В проведенном исследовании получены данные о новых технологиях, которые можно внедрить на предприятии.
Выводы в теории, подходы касаемо методики и предложения по практике будут направлены на совершенствование методов управления ассортиментом действующих промышленных предприятий региона для обеспечения фундаментального и действенного развития промышленных предприятий и региональной экономики.
Различные предложения автора могут быть использованы в создании образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров, экономистов и маркетологов при чтении курсов « Маркетинг», «Производственный менеджмент».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на 3-х и более научно-практических конференциях с изданием сборника научных статей (тезисов).
Структура диссертации определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, описаны ступени изученности проблемы, также представлены цель и задачи, объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава «Теоретические аспекты формирования ассортиментной стратегии предприятия» раскрывает полный теоретический аспект проблемы: описано вся полнота содержания касаемо ассортиментной политики промышленного предприятия, раскрыты ее цели, задачи и принципы, исследуются дополнительные факторы, влияющие на выбор ассортиментной стратегии, технология планирования ассортимента товара на промышленном предприятии. Произведено сравнение существующих методик по управлению ассортиментом среди западных и отечественных ученых и практиков.
На основе критического анализа, предложена собственная методика внедрения новых позиций в ассортиментный ряд промышленного предприятия.
Во второй главе «Анализ ассортиментной политики предприятия и направлений расширения ассортимента» производится развернутый анализ ассортиментной политики ООО «ПРОТЭК+», определяются наиболее перспективные направления расширения ассортимента для данного предприятия.
Третья глава «Апробация методики управления ассортиментом предприятия» посвящена маркетинговым мероприятиям по расширению ассортимента, базирующихся на новой авторской методике.
Основываясь на исследованиях потребительских предпочтений и рынка новых технологий при выборе разных способов очистки поверхностей перед антикоррозионной защитой, а также анализе ассортимента конкурентов, делается предложение о введении новой позиции и строится прогноз получения прибыли от вводимой в ассортимент позиции и проводится оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.
Ассортиментная политика предприятия - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.
Формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением, сокращением или обновлением.
В организациях внимание постоянно должно быть нацелено на создание товарного ассортимента, который должен развиваться как номенклатура товара, которая будет удовлетворять товарную структуру спроса. Создание товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, которые образуют требуемую совокупность для торговли.
В работе рассмотрены теоретические и методологические основы управления ассортиментом. Выявлены преимущества и недостатки методик представленных ведущими западными и отечественными учеными. Разработана новая методика управления ассортиментом базирующаяся на положениях существующих методик, но существенно - до 80% менее трудозатратная в исследовательской и аналитической части.
Предложенные автором новые решения аргументированы и обоснованы в плане появляющихся преимуществ для предприятия при использовании данной методики. Они заключаются в следующих позициях:
1) Экономия времени на анализе ассортимента - предложено сосредотачиваться на развитии позиций из группы «А» полученных в ходе АВС-анализа ассортимента предприятия по прибыли.
2) Сокращение затрат на внедрение новых товаров. Предлагается не разрабатывать новые товары, а производить поиск технологических новинок удовлетворяющих ту же потребность потребителей что и выявленные товары из группы «А» среди новых научно-практических разработок.
3) Снижение рисков при внедрении новых позиций. Предложено внедрять только те новинки, которые удовлетворяют потребителей лучше чем существующие товары - что будет гарантировать спрос на них.
4) Получение конкурентных преимуществ. Предлагается проводить исследование конкурентов, и внедрять только те новинки которых нет у конкурентов.
5) Общее сокращение сроков внедрения новых товаров - так как данная методика содержит меньше шагов в своем алгоритме, чем имеющиеся методики других авторов, ее применение приводит к более быстрому развитию предприятия и опережению конкурентов.
Цель исследования заключалась в разработке и апробации новой методики управления ассортиментом, поэтому после создания методологической части была проанализирована деятельность промышленного предприятия ООО «ПРОТЭК+».
Анализируя ассортимент производимых работ данного предприятия можно выделить следующие основные позиции:
1) Абразивоструйная очистка поверхности;
2) Нанесение ЛКМ (окраска);
3) Огнезащитное покрытие м/к;
4) Химзащита оборудования (футеровочные работы);
5) Торкрет-бетонирование;
6) Наливные полы.
Из них по объему прибыли приносимой фирме мы видим следующее распределение:
- абразивоструйная очистка 21,2 млн.руб. - 61%;
- окраска 5,6 млн.руб, - 16%;
- химзащита оборудования 5,3 млн.руб - 15%;
- огнезащита м/к - 1,9 млн.руб. - 5%.
Далее к управлению ассортментом данного предприятия была предложена методика разработанная автором и состоящая из 5 шагов. - АВС - анализ и выбор самой перспективной позиции для развития, анализ рынка новых технологий, исследования удовлетворенности потребителей новинками и существующими товарами, анализ портфеля конкурентов, и экономическое обоснование решения о внедрении новой позиции в ассортимент.
Наибольший удельный вес в общем объеме реализации занимает абразивоструйная очистка (группа А). Согласно условиям Парето, в целях обеспечения максимизации прибыли, необходимо прежде всего обеспечить рост производства и продаж товаров данных групп, то есть в качестве ассортиментной стратегии использовать стратегию расширения имеющейся доли рынка.
Исследования рынка технологий очистки металлов можно выделить достаточно новый способ - очистку сухим льдом.
Проведенное исследование требований заказчика к параметрам очистки, и сравнительный анализ имеющихся и новых видов очисток, позволяют констатировать, что криогенная очистка имеет на 20% более слабые позиции по скорости обработки, которые могут компенсироваться за счет совместного проведения работ, требования которой всего лишь на 10% отклоняются от желаемого уровня. В остальном же профиль данного вида очистки наибольшим образом совпадает с требованиями заказчика, и будет не удовлетворять его только при работах где требуется высокая степень шероховатости (резервуары).
Анализ ассортиментных портфелей конкурентов показал что криогенной очистки на данный момент нет ни у одного конкурента на выбранном рынке.
Потенциальный объем выполняемых работ по криогенной очистке составит 183 744 кв.м. на 2 года.
Внедряя в ассортимент выполняемых работ новую услугу по криогенной очистке, фирма будет иметь дополнительный объем СМР на сумму 68,85 млн.руб в год в тч. 10,56 млн.руб прибыли.
Стоимость затрат на внедрение необходимого количества комплектов оборудования, с проведением обучения персонала и закупкой средств индивидуальной защиты составит 8, 224 млн.руб.
Расчетная сметная прибыль от внедрения криогенной очистки составит 10, 557 млн. руб в год, что позволяет говорить о сроках окупаемости оборудования в 9,5 месяца.
Таким образом, экономический эффект от расширения ассортимента путем внедрения криогенной очистки составит в первый год 2,33млн.руб, и 10, 55 млн. руб. во второй год эксплуатации.
Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что поставленные задачи диссертационного исследования решены, цель достигнута.
1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. - 7-е изд./ Пер. с англ. под ред. С Божук. - СПб.: Питер, 2017. - 848с.
2. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности - М.: Финансы и статистика, 2018. - 416с.
3. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения
непродовольственных товаров: Учебное пособие для студентов ВУЗов.
- М.: Экономика, 2016. - 295с.
4. Амблер Т. Практический маркетинг. Пер. с англ. Санкт- Петербург: Питер, 2001, 400 с ISBN: 5-314-00069-5.
5. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании
прибыли [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru
6. Блинова Л.М. Способы очистки поверхностей перед окрашиванием
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.corrosio.ru/posts/sposobyi-ochistki-poverhnostey-pered-okrashivaniem от 19.11.2010
7. Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных предприятиях // Известия Челябинского научного центра.
- 2010г. - №4. - с.123-127
8. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческий и некоммерческих организациях: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2015. - 213с.
9. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.:
Экономика, 1995,167 с. ISBN 5-08001-0023-8.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Вильямс, 1998. - 416 с. ISBN: 5-08001-0003-9.
11. Горохов Б.А. Ресурсная модель стратегического менеджмента и ее инструментарий // Реферативный журнал. Серия 2. Экономика. - 2018.
- № 4. - с. 34-37
12. Дайан А., Ф. Букерель, Р. Лайлар, Р. Оллье, Д.Ксардель, А. Олливье, Р. Урсе.: М.: Академия рынка: маркетинг/Экономика/, 1993.- 572с.
13. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия.
- М.: ВЛАДОС, 2018. - 78с.
14.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления / Учебное пособие - М.: Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2010. - 321с.
15.Завьялов П. С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2014. - 250с.
16. Иванова В.И. Управление ассортиментной политикой предприятия: учеб. пособие для ВУЗов экон. специальностей. - М., 2013. -132с.
17. Игнатова А.В. Анализ рентабельности продаж по видам товаров и торговли // Маркетинг в России и зарубежом. - 2018. - №1. - с. 70-81
18. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2000. - 424 с.
19. Котлер Ф. Основы Маркетинга, 12-е издание. М.: Вильямс Год, 2013. - 1200с. ISBN: 5-8459-0495-1
20. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.- СПб.: Вильямс, 2013. - 1152с. ISBN 978-5-222-14005-5.
21. Котлер Ф. Основы маркетинга/пер. с англ. Боброва В.Б. - СПб.: Коруна, 2014.- 698с. ISBN - 5-201-45313-2.
22. Котлер, Филипп «Основы маркетинга»/ Гари Армстронг[и д.р.], 2017. - 752 с.
23. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. - СПб.: Наука, 2006. - 589 с.
24. Лифиц И.П. Показатели ассортимента товаров, как характеристики сбалансированности спроса и предложения.// Маркетинг, 2016. - №4. - с. 52-58
25. Масленникова А.В. Управление ассортиментом в условиях внутрифирменной конкуренции. //Маркетинг. - 2015. - №6. - с. 57-62
26.Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд.перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 623 с.
27. Парсаданов В.Г. Механические способы очистки металлических поверхностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.kolorit-ind.ru/stati/mehanichesk
28. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 127с.
29. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось- 89, 1998.- 80 с. ISBN - 5-201-164563-0.
30. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2018. - 348с.
31. Попова Л.В., Маслова И.А., Ханенко М.Е. Аналитическая система материальных запасов на предприятиях промышленности // Финансовый менеджмент. 2013. - №3. - с. 9-15
32. Портер Майкл Конкуренция Исправленное издание. СПб.: Вильямс, 2005. - 610 с. ISBN: 5-8459-0794-2.
33. Радионова А.Р., Радионов Р.А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях региональной экономики // Финансовый менеджмент, . 2015. - №5. - с. 66-76
34. Рзахлищева И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и зарубежом. - 2014. - №3. - с. 44-66
35. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. - М.:
Экономическая школа, 2003. - 604с.
36. Савицкая Г.В. анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособиеГ.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 704 с. ISBN 985-475-009-4.
37. Уваров М.А.Методы очистки и подготовки поверхности [Электронный ресурс] // Режим доступа:http: //www.tehnology-pro .ru/metodi-ochistki-i-podgotovki-poverxnosti.htmlот 31.08.2011
38. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий
(организаций). Теория и методология.-М.: Юнити, 2008. -295 с. ISBN: 5-238-01439-2978.
39. АВС-анализ в правлении товарными запасами [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
40. Alexander Hubner, Retail Category Management: Decision Support Systems for Assortment, Shelf Space, Inventory and Price Planning, Publisher: Jones & Bartlett Learning; 3 edition, 2016, ISBN-13: 978¬3642224768, 180 pages
41. Anthony E. Henry, Understanding Strategic Management, Oxford: Oxford econ. papers. N.S. 2018, ISBN: 9780199662470, 376 pages
42. B. Buchbinder, Nancy H. Shanks, Introduction to Health Care Management, 3rd Edition, ISBN-13: 978-1284081015, 676 pages.
43. Branel M.G. Leeflang P.S.H. Research on modeling industrial markets. - Research traditions in marketing: Boston, 2004, 542р.
44. Diehtl.E, Herscgen H., Consumer-oriented category management: how to increase profits by managing categories based on consumer needs 1st edition, ISBN-13: 978-0471703594, Wiley, 2008, 372р.
45. Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. Heinemann, 2015.
46. Frank T. Rothaermel, Strategic Management, Georgia Institute of
Technology,ISBN-13: 978-0471708752, 2018, 281р.
47. Gensen M.C., Meckling W.H., Theori and Evidence, Autumn, 2017, P. 357.
48. Naish H.F. Model Marcon and strategic assortment management. Oxford: Oxford econ. papers. N.S., 2015.
49. Porther M., Cluster specialisation patterns and innovation styles. - Den Haag, 1998. - Р.355.
50.Shoshanah Cohen, Joseph Roussel, Strategic Supply Chain Management: The Five Core Disciplines for Top Performance, Second Editon Hardcover - June 14, ISBN-13: 978-0071813082, 2013, 320p.