Правовое регулирование лизинговой деятельности в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы лизинговой деятельности в РФ 9
1.1 Исторические аспекты возникновения и развития лизинга как
вида инвестиционной деятельности в РФ 9
1.2 Понятие и классификация лизинга 12
1.3 Правовые основы лизинговой деятельности в РФ 23
Глава 2 Особенности правового регулирования договора лизинга 28
2.1 Субъекты и объекты лизинговых отношений 28
2.2 Форма и содержание договора лизинга 33
2.3 Изменение, прекращение и ответственность сторон по договору
лизинга 43
Глава 3 Проблемы и реформирование лизинговой деятельности в России ... 47
3.1 Меры государственной поддержки лизинговой деятельности 47
3.2 Реформирование лизинговой деятельности в России 53
Заключение 66
Список используемой литературы 71
Глава 1 Теоретико-правовые основы лизинговой деятельности в РФ 9
1.1 Исторические аспекты возникновения и развития лизинга как
вида инвестиционной деятельности в РФ 9
1.2 Понятие и классификация лизинга 12
1.3 Правовые основы лизинговой деятельности в РФ 23
Глава 2 Особенности правового регулирования договора лизинга 28
2.1 Субъекты и объекты лизинговых отношений 28
2.2 Форма и содержание договора лизинга 33
2.3 Изменение, прекращение и ответственность сторон по договору
лизинга 43
Глава 3 Проблемы и реформирование лизинговой деятельности в России ... 47
3.1 Меры государственной поддержки лизинговой деятельности 47
3.2 Реформирование лизинговой деятельности в России 53
Заключение 66
Список используемой литературы 71
Объектом исследования работы являются гражданско-правовые
отношения, возникающие при использовании договора лизинга.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие институт лизинга, теоретические построения, доктрины, судебная практика в исследуемой области, предложенные законодателем изменения.
Цель исследования данной работы: комплексный анализ исторического развития и сущности лизинга, а также предложенных реформой изменений института.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть ретроспективу возникновения лизинговых отношений, сущность лизинга;
- определить понятие и виды субъектов лизинга;
- проанализировать существующие классификации видов договора лизинга;
- изучить форму и содержание договора лизинга;
— проанализировать предложенные изменения в действующее российское законодательство о лизинге, определить актуальные проблемы правоприменения для субъектов предпринимательской деятельности, предложить возможные варианты их
законодательного разрешения.
отношения, возникающие при использовании договора лизинга.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие институт лизинга, теоретические построения, доктрины, судебная практика в исследуемой области, предложенные законодателем изменения.
Цель исследования данной работы: комплексный анализ исторического развития и сущности лизинга, а также предложенных реформой изменений института.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть ретроспективу возникновения лизинговых отношений, сущность лизинга;
- определить понятие и виды субъектов лизинга;
- проанализировать существующие классификации видов договора лизинга;
- изучить форму и содержание договора лизинга;
— проанализировать предложенные изменения в действующее российское законодательство о лизинге, определить актуальные проблемы правоприменения для субъектов предпринимательской деятельности, предложить возможные варианты их
законодательного разрешения.
Гражданский кодекс РФ в главе 29 закрепляет нормы, касающиеся изменения и расторжения гражданско-правовых договоров. Данные положения в равной степени могут применяться и к договору лизинга.
Условия для досрочного расторжения договора лизинга по требованию лизингополучателя оговариваются в ст. 620 ГК РФ. Так, лизингополучатель имеет право на одностороннее досрочное расторжение договора через суд.
Рассмотрев вопрос о форме договора лизинга, было выявлено, что, поскольку ГК РФ не содержит специальных требований о том, в какой форме следует его заключать. Специальный закон о лизинге предусматривает, что договор лизинга должен иметь обязательную письменную форму, но не конкретизирует, в чем она выражается. Гражданское законодательство не устанавливает последствия несоблюдения письменной формы договора лизинга, то есть в случае ее несоблюдения сделка не будет являться недействительной.
Выявив тонкости и специфику расторжения договора финансовой аренды, был сделан вывод о взаимосвязи данного процесса с положениями ГК РФ и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Также было выявлено, что на законодательном уровне каждая из сторон в процессе расторжения договора имеет право определять основания для этого. Такая особенность лизинга наделяет участников данного вида правоотношений дополнительной защитой интересов в правовом смысле.
Можно отметить, что определенные проблемы при исполнении договора лизинга могут возникнуть и у лизинговой компании, которая также может допустить просчеты при оформлении отношений с контрагентом. В том случае, если лизингополучатель (сублизингодатель) фактически не предполагал самостоятельно использовать предмет лизинга в своей предпринимательской деятельности, его функция сводится исключительно к финансовому посредничеству по доведению финансирования от лизингодателя к сублизингополучателю. При таких обстоятельствах он принимает на себя риски ненадлежащего исполнения сублизингодателем своих обязательств перед ним по перечислению денежных средств, полученных от сублизингополучателя. С целью исключения такого риска в договоре лизинга может быть предусмотрено условие о том, что выкуп предмета лизинга допускается только с предварительного письменного согласия лизингодателя и при отсутствии просрочек и иных нарушений указанного договора со стороны лизингополучателя. Такое договорное условие не противоречит закону и соответствует принципу свободы договора (ст. 421, 422 ГК РФ).
Согласно подходам Правительства Российской Федерации по проведению реформы регулирования лизинговых компаний, а также в рамках реализации задач, поставленных Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности, Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».
Государство изначально предусмотрело для участников лизингового рынка законодательные преференции и всячески поддерживало этот бизнес. В том числе денежными средствами, например, бюджетное финансирование получают программы развития лизинга в сельском хозяйстве, энергетике, сфере малого предпринимательства. И одновременно государство притесняет сектор финансовой аренды, налагая ограничения. Такое противоречие возникло вследствие сравнительной молодости этого бизнеса. Еще пять лет назад рынок был совершенно иным. Предоставленные льготы и преференции привлекали не только тех, кому лизинг реально был нужен для развития производства, но и просто желающих обойти налоговую службу. С той поры у фискалов сложилось стойкое мнение, что лизинг не более чем еще один способ ухода от налогов. В итоге, инспекцию до сих пор очень трудно убедить в реальной экономической оправданности сделки. Теперь рынок стал цивилизованнее, многие мошенники его покинули, в том числе благодаря фискальным органам. А большинство схем незаконной оптимизации с использованием лизинга уже невозможно реализовывать на практике - они давно известны налоговым органам. Однако, очень тонкая грань отделяет легальные схемы от банального ухода от налогов. Поэтому контроль фискальных органов не ослабевает. Например, инспекции крайне неохотно возвращают НДС лизингодателям, имеющим на это право. В результате страдают честные фирмы и их не менее честные клиенты, которым приходится доказывать свою правоту в суде.
Приобретение через финансовую аренду позволяет не извлекать денежные средства из оборота. Упомянутые преференции изначально закреплены в законе «О финансовой аренде (лизинге)». С одной стороны, это было сделано в целях поддержки лизингового бизнеса, с другой — государство стремилось помочь предприятиям в быстром обновлении основных средств. В этом и заключается экономический смысл сделок финансовой аренды. Лизинговые льготы направлены на развитие экономики в целом. Но если организации не требуется новое средство производства (объект финансовой аренды), а просто она желает сэкономить на налогах, то очевидна экономическая необоснованность контракта. Для минимизации расходов лизинговые механизмы подходят как нельзя лучше. При помощи финансовой аренды проще учитывать и контролировать основные средства, которые находятся на балансе собственной лизинговой компании.
Тем не менее, уровень развития лизинга в России пока еще далек от планки, достигнутой Великобританией, Японией, Австралией или Г ерманией. Эти страны уже перешли на усложненные лизинговые продукты, например, предоставляются опционы на передачу прав собственности. А США (старейший лизинговый рынок) минули и этот этап — там происходит консолидация бизнеса, операторы рынка из-за снижения прибыли внутри страны вследствие высокой конкуренции ринулись на международные рынки. Для отечественных лизингодателей такой уровень развития — далекое будущее. Конечно, российские организации уже начали осваивать нестандартные технологии ведения бизнеса. Однако, некоторые популярные на Западе направления вообще не освоены. В их числе лизинг программного обеспечения и работа с госпредприятиями. Лизинговые фирмы не могут развивать их в России, так как это запрещено законом. Нематериальные активы, в том числе и программное обеспечение, не могут быть предметом финансовой аренды. А у государственных организаций нет права заниматься коммерческой деятельностью, значит, и заключать сделки финансовой аренды. Множественные законодательные ограничения наложены и на другие виды лизинга. Непримиримой остается позиция налоговых органов, которые неофициально включают финансовую аренду в список мошеннических схем.
В настоящее время Минфином России совместно с Банком России ведется работа по подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении в соответствии с полученными разъяснениями Суда Евразийского экономического союза о правах Российской Федерации регулировать лизинговые компании и защищать права своих граждан (в рамках консультативного заключения от 10.07.2020).
Условия для досрочного расторжения договора лизинга по требованию лизингополучателя оговариваются в ст. 620 ГК РФ. Так, лизингополучатель имеет право на одностороннее досрочное расторжение договора через суд.
Рассмотрев вопрос о форме договора лизинга, было выявлено, что, поскольку ГК РФ не содержит специальных требований о том, в какой форме следует его заключать. Специальный закон о лизинге предусматривает, что договор лизинга должен иметь обязательную письменную форму, но не конкретизирует, в чем она выражается. Гражданское законодательство не устанавливает последствия несоблюдения письменной формы договора лизинга, то есть в случае ее несоблюдения сделка не будет являться недействительной.
Выявив тонкости и специфику расторжения договора финансовой аренды, был сделан вывод о взаимосвязи данного процесса с положениями ГК РФ и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Также было выявлено, что на законодательном уровне каждая из сторон в процессе расторжения договора имеет право определять основания для этого. Такая особенность лизинга наделяет участников данного вида правоотношений дополнительной защитой интересов в правовом смысле.
Можно отметить, что определенные проблемы при исполнении договора лизинга могут возникнуть и у лизинговой компании, которая также может допустить просчеты при оформлении отношений с контрагентом. В том случае, если лизингополучатель (сублизингодатель) фактически не предполагал самостоятельно использовать предмет лизинга в своей предпринимательской деятельности, его функция сводится исключительно к финансовому посредничеству по доведению финансирования от лизингодателя к сублизингополучателю. При таких обстоятельствах он принимает на себя риски ненадлежащего исполнения сублизингодателем своих обязательств перед ним по перечислению денежных средств, полученных от сублизингополучателя. С целью исключения такого риска в договоре лизинга может быть предусмотрено условие о том, что выкуп предмета лизинга допускается только с предварительного письменного согласия лизингодателя и при отсутствии просрочек и иных нарушений указанного договора со стороны лизингополучателя. Такое договорное условие не противоречит закону и соответствует принципу свободы договора (ст. 421, 422 ГК РФ).
Согласно подходам Правительства Российской Федерации по проведению реформы регулирования лизинговых компаний, а также в рамках реализации задач, поставленных Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности, Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».
Государство изначально предусмотрело для участников лизингового рынка законодательные преференции и всячески поддерживало этот бизнес. В том числе денежными средствами, например, бюджетное финансирование получают программы развития лизинга в сельском хозяйстве, энергетике, сфере малого предпринимательства. И одновременно государство притесняет сектор финансовой аренды, налагая ограничения. Такое противоречие возникло вследствие сравнительной молодости этого бизнеса. Еще пять лет назад рынок был совершенно иным. Предоставленные льготы и преференции привлекали не только тех, кому лизинг реально был нужен для развития производства, но и просто желающих обойти налоговую службу. С той поры у фискалов сложилось стойкое мнение, что лизинг не более чем еще один способ ухода от налогов. В итоге, инспекцию до сих пор очень трудно убедить в реальной экономической оправданности сделки. Теперь рынок стал цивилизованнее, многие мошенники его покинули, в том числе благодаря фискальным органам. А большинство схем незаконной оптимизации с использованием лизинга уже невозможно реализовывать на практике - они давно известны налоговым органам. Однако, очень тонкая грань отделяет легальные схемы от банального ухода от налогов. Поэтому контроль фискальных органов не ослабевает. Например, инспекции крайне неохотно возвращают НДС лизингодателям, имеющим на это право. В результате страдают честные фирмы и их не менее честные клиенты, которым приходится доказывать свою правоту в суде.
Приобретение через финансовую аренду позволяет не извлекать денежные средства из оборота. Упомянутые преференции изначально закреплены в законе «О финансовой аренде (лизинге)». С одной стороны, это было сделано в целях поддержки лизингового бизнеса, с другой — государство стремилось помочь предприятиям в быстром обновлении основных средств. В этом и заключается экономический смысл сделок финансовой аренды. Лизинговые льготы направлены на развитие экономики в целом. Но если организации не требуется новое средство производства (объект финансовой аренды), а просто она желает сэкономить на налогах, то очевидна экономическая необоснованность контракта. Для минимизации расходов лизинговые механизмы подходят как нельзя лучше. При помощи финансовой аренды проще учитывать и контролировать основные средства, которые находятся на балансе собственной лизинговой компании.
Тем не менее, уровень развития лизинга в России пока еще далек от планки, достигнутой Великобританией, Японией, Австралией или Г ерманией. Эти страны уже перешли на усложненные лизинговые продукты, например, предоставляются опционы на передачу прав собственности. А США (старейший лизинговый рынок) минули и этот этап — там происходит консолидация бизнеса, операторы рынка из-за снижения прибыли внутри страны вследствие высокой конкуренции ринулись на международные рынки. Для отечественных лизингодателей такой уровень развития — далекое будущее. Конечно, российские организации уже начали осваивать нестандартные технологии ведения бизнеса. Однако, некоторые популярные на Западе направления вообще не освоены. В их числе лизинг программного обеспечения и работа с госпредприятиями. Лизинговые фирмы не могут развивать их в России, так как это запрещено законом. Нематериальные активы, в том числе и программное обеспечение, не могут быть предметом финансовой аренды. А у государственных организаций нет права заниматься коммерческой деятельностью, значит, и заключать сделки финансовой аренды. Множественные законодательные ограничения наложены и на другие виды лизинга. Непримиримой остается позиция налоговых органов, которые неофициально включают финансовую аренду в список мошеннических схем.
В настоящее время Минфином России совместно с Банком России ведется работа по подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении в соответствии с полученными разъяснениями Суда Евразийского экономического союза о правах Российской Федерации регулировать лизинговые компании и защищать права своих граждан (в рамках консультативного заключения от 10.07.2020).
Подобные работы
- Правовое регулирование лизинговой деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование договора лизинга
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование лизинговой деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, лизинг. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности (на примере ООО «АльТранс»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Разработка предложений по применению лизинга в деятельности компаний
Дипломные работы, ВКР, лизинг. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Лизинг как инструмент финансирования деятельности субъектов предпринимательства (Отдельные виды предпринимательской деятельности, Российская таможенная академия)
Курсовые работы, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование лизинговых отношений в российской экономике (08.00.01. )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005





