Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основания и порядок допроса свидетелей и потерпевших

Работа №111083

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Правовая природа и общая характеристика допроса свидетелей и потерпевших 7
1.1 Понятие и сущность допроса, его соотношение с другими следственными действиями 7
1.2 Процессуальное положение свидетелей и потерпевших 15
1.3 Показания свидетелей и потерпевших как доказательства в уголовном процессе 19
Глава 2 Процессуальный порядок и тактика допроса свидетелей и потерпевших 21
2.1 Тактика допроса свидетелей и потерпевших 21
2.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 27
2.3 Особенности допроса свидетелей и потерпевших, обладающих свидетельским иммунитетом 30
2.4 Фиксация показаний свидетелей и потерпевших 38
Заключение 44
Список используемой литературы и используемых источников 47

Актуальность темы бакалаврской работы заключается, прежде всего, в том, что допрос, являясь самым распространенным следственным действием, занимающий особое место среди способов доказывания, в тоже время, как в доктрине, так и на практике вызывает множество спорных и нерешенных вопросов.
Издревле свидетельские показания считаются важными и вескими доказательствами, используемыми в ходе рассмотрения как судебных споров, так и дел о преступлениях. Статус участвующих в процессе лиц в качестве свидетелей изначально закреплялся в нормативно-правовых источниках.
И для того, чтобы свидетели могли давать показания о рассматриваемом в суде событии как источники информации с самостоятельным процессуально-правовым статусом, их необходимо было особым образом привлекать к участию в этом деле по инициативе следственных и судебных органов. На необходимость привлечения свидетелей влияло и то обстоятельство, что помимо информативного содержания за показаниями свидетелей проявляются их личные характеристики.
Свидетели и их показания играют исключительно важную роль при расследовании практически любой категории уголовных дел, с учётом того, что свидетелем может быть не только лицо, которое непосредственно наблюдало событие преступления, но и любое другое лицо, которому известно что-либо, имеющее значение для данного дела. Столь широкая трактовка критерия, которому должен соответствовать свидетель, как участник уголовного судопроизводства, позволяет вовлекать в уголовно-процессуальную деятельность максимально возможный круг лиц, показания которых способны оказать неоценимую помощь в достижении назначения уголовного судопроизводства.
Таким образом, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы заключается в необходимости понимания допроса как следственного и судебного действия.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить правовые основания допроса свидетелей и потерпевших.
В соответствии с обозначенной целью в работе ставятся конкретные задачи:
• охарактеризовать сущность допроса в его соотношении с другими следственными действиями;
• раскрыть особенности процессуального статуса свидетелей (потерпевших);
• исследовать показания свидетелей (потерпевших) в качестве вида доказательств в уголовном процессе;
• проанализировать тактику проведения допроса свидетелей (потерпевших);
• определить основополагающие элементы допроса свидетелей (потерпевших), не достигших совершеннолетия;
• выявить особенности проведения допроса свидетелей (потерпевших), обладающих свидетельским иммунитетом;
• раскрыть виды фиксации показаний свидетелей (потерпевших).
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при производстве допроса в стадиях досудебного и судебного производства.
Предмет исследования составляют нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующие основания и порядок производства допроса, а также материалы юридической практики.
Методология исследования: При написании был использованы системно-структурный подход, а также: формально-юридический, сравнительно- и историко-правовой методы.
Теоретической основой исследования стали труды таких юристов, рассматривающих различные аспекты проблем, связанных с процессуальными и тактическими особенностями допроса, а именно: О.Я. Баева [2], В.П. Кольченко [13], А.С. Князьков [12], Н.И. Порубова [30], М.С. Строговича [37], С.А. Шейфер [39], и других известных ученых.
Нормативно-правовая база исследования. В рамках темы проанализированы положения уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, международных договоров.
Также были исследованы материалы постановлений ЕСПЧ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, приходим к следующим выводам:
Показания свидетелей имеют важное значение в уголовном процессе, так как они содействуют изобличению преступника, полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, реабилитации невиновных, выявлению условий, способствующих совершению преступления.
Посредством свидетельских показаний выясняются и устанавливаются многие важные для дела факты. Если подозреваемый и обвиняемый вправе отказаться давать показания, в силу особенностей их процессуального статуса, то свидетели, по общему правилу, обязаны не только давать показания вообще, но и давать показания, соответствующие действительности, поскольку свидетелю грозит уголовная ответственность как за отказ от дачи показаний - по ст. 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), так и за дачу заведомо ложных показаний - по ст. 307 УК РФ.
Законодатель предусмотрел стимулирующую к даче правдивых показаний норму, которая может сподвигнуть свидетеля, который уже дал ложные показания к тому, чтобы одуматься и, не боясь привлечения к уголовной ответственности, всё же дать правдивые показания.
Следственное действие в познавательном аспект следует понимать как способ собирания (формирования) доказательств, представляющий собой «регламентированный уголовно-процессуальным законом и осуществляемый следователем комплекс познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям определенных следов и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию закреплению содержащейся в них доказательственной информации, т.е. к получению соответствующего вида доказательства».
Для характеристики познавательной стороны допроса необходимо выяснить каким образом происходит отражение следов преступления в материалах уголовного дела.
Можно говорить о том, что тактические приемы допроса - это способ поведения, направленный на решение определенной тактической задачи, представляющий собой алгоритм действия.
Существование такого алгоритма предполагает наличие алгоритма производства отдельного следственного действия, который должен быть представлен тактическими приемами, т.е. приемами воздействия на исследуемый объект, содержащий доказательственную и ориентирующую информацию. Именно воздействие является сущностью тактического приема, а значит, позволяет рассматривать тот или иной способ законного, этичного и рационального действия в качестве тактического приема, рекомендованного криминалистической наукой.
Применение конкретного тактического приема обосновывается наступлением той или иной стадии допроса.
В рамках первоначальной стадии следователем выясняются такие сведения как фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства и пр., допрашиваемому лицу разъясняются его права и обязанности, и уточняется, насколько понятна допрашиваемому суть сказанного.
В ряде ситуаций следователь накануне допроса стремится к тому, чтобы помочь допрашиваемому выйти из состояния депрессии, что чаще всего касается потерпевших от физического насилия. Следователю следует, убедившись в наличии у допрашиваемого такого состояния и поняв причины появления такого состояния, принять меры к его устранению.
Что допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей как особых субъектов представляет сложность для получения от них достоверных показаний.
Кроме того, он сопряжен с определенными трудностями, которые связаны с возрастными особенностями несовершеннолетних и участием в проведении допроса третьих лиц (педагог, законный представитель, защитник).
Учитывая возраст данных субъектов, законодатель предусмотрел правила проведения допроса, где указал его продолжительность и условия проведения.
В рамках уголовно-процессуального законодательства понятие «иммунитет» означает фактически освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности, следует признать, что некоторые лица реализуют эту возможность не давать показаний без страха быть привлеченными к ответственности.
Свидетельский иммунитет стал по сути принципом уголовного судопроизводства, т.е. приобрел принципиальное значение для регулирования уголовно-процессуальных отношений.
Применительно к уголовному процессу свидетельский иммунитет можно охарактеризовать в уголовном процессе можно определить, как:
• правовую привилегию или неприкосновенность;
• правовой институт, обеспечивающий защиту прав отдельных участников процесса;
• принадлежащее конкретному лицу (участнику процесса) право.
Реализация права не свидетельствовать против самого себя подразумевает также и возможность воспользоваться правом хранить молчание, отказавшись свидетельствовать о любом из фактов или всех фактах, как оправдывающего, так и обвинительного свойства, содержащих ту информацию, при помощи которой можно поддержать обвинение в рамках уголовного преследования.
Следовательно, предоставление свидетельского иммунитета осуществляется не для удовлетворения чьих-либо личных интересах, а с целью реализации закрепленного в Конституции целого конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина.


1. Апелляционное постановление Приморского краевого суда от 26.08.2017 г. по делу № 22-5166/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
2. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: научно-практическое пособие. М. : Экзамен, 2013. С. 180.
3. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2005. С. 290.
4. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. Общая часть и досудебные стадии курс лекций. М., 2012. С. 226.
5. Б.Т. Безлепкин, С.В. Бородин, М.В. Боровский и др. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. И. Л. Петрухина. М., Ин-т государства и права Рос. акад. наук. - М Проспект 2019. С. 265.
6. Быков В. М., Орлов А. В. Свидетельский иммунитет как конституционный принцип уголовного процесса // Следователь. 2017. № 3. С. 20.
7. Гриненко А.В., Алонцева Е.Ю. Отказ обвиняемого от показаний // Российский следователь. 2017. № 17. С. 17.
8. Драпкин Л.Я. Криминалистика: Учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт; 2013. С. 343.
9. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М., 2011. С. 84-91.
10. Зеленский В.Д., Меретуков Г.М. Криминалистика. СПб., 2015. С. 273-279.
11. Карлов В.Я. Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: учебное пособие. М. : Альфа-Пресс, 2017. С. 22.
12. Князьков А.С. Концептуальные положения тактического приема. Томск, 2012. С. 18-19.
13. Кольченко В.П. Допрос как способ доказывания и средство обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве: Автореферат дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.
14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под науч. ред. Г.И. Загорского. М. : Проспект, 2019. С. 128.
15. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под науч. ред. Г.И. Загорского. М. : Проспект, 2016. С. 126.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ