Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Работа №111080

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 11
1.1 Формирование у детей 6-7 лет личностной готовности к школе как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 30
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 55
2.3 Исследование динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к школе 70
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Материалы к диагностическим заданиям 84
Приложение Б Результаты диагностики личностной готовности к школе у детей на констатирующем этапе эксперимента 86
Приложение В Диагностическая карта изучения предметно- пространственной среды группы 90
Приложение Г Анкета для воспитателей «Формируем у детей личностную готовность к школе» 92
Приложение Д Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» 93
Приложение Е Результаты диагностики личностной готовности к школе у детей на контрольном этапе эксперимента 94

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что вопрос подготовки детей к школе является одной из наиболее важных проблем дошкольного образования. В последние годы внедрение новых Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и программ школьного обучения привело к тому что многие дети, не справляются с учебной действительностью. Успешная адаптация к школе и освоение образовательных программ во многом обуславливаются тем, насколько сформирована личностная готовность детей к школьному обучению.
Самые разные аспекты готовности к школьному обучению широко представлены в психолого-педагогической литературе, однако основное внимание, как исследователей, так и педагогов дошкольных организаций сконцентрировано на развитие интеллектуальной готовности, а формирование личностной готовности уделяется мало внимания. В то же время, именно от сформированности личностной готовности к школе во многом зависит успешность учебной деятельности детей.
Необходимость преемственности между детским садом и школой повышается в еще большей мере в связи с большой ролью дошкольного образования в нашей стране как начального звена единой системы образования.
Преемственность детского сада и школы включает в себя, с одной стороны, подготовку ребенка к школьному обучению, с другой стороны оптимального использования школой этой подготовки для дальнейшего развития воспитанников.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности формирования личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Различные значимые аспекты развития детей 6-7 лет личностной готовности к обучению в школе представлены в исследованиях А.Д. Гусовой, Е.С. Таушкановой, Е.И. Давыдовой, В.В. Кисовой, А.К. Марковой, У.В. Ульенковой, М.В. Урбанской, Н.А. Чепцовой и других.
Однако недостаточно разработаны психолого-педагогические условия, при которых в должной мере обеспечивается формирование личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, что затрудняет решение этой задачи.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется тем, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций у педагогов имеются трудности в определении уровня сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к обучению в школе. Это связано с отсутствием единой системы диагностических заданий, позволяющих охватить все компоненты, определяющие личностную готовность детей 6-7 лет к школе. Так как на сегодняшний день система диагностических заданий личностной готовности входит как один из компонентов психологической готовности к школе. Анализ методического обеспечения данного процесса подтвердил, что существует востребованность в методических разработках на сегодняшний день, а именно психолого-педагогических условиях формирования личностной готовности детей 6­7 лет к обучению в школе.
Мы выявили следующие противоречия исследования:
• между значимостью личностной готовности к школе детей 6-7 лет и недостаточным исследованием специфики процесса ее формирования в современной социальной ситуации дошкольного образования;
• между важностью формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе и недостаточными исследованием в дошкольной образовательной организации необходимых психолого-педагогических условий.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была определена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе?
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Цель исследования: определить, охарактеризовать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 6­7 лет личностной готовности детей к школе будет успешным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• обеспечение преемственности в задачах и содержании работы с детьми по формированию личностной готовности к школе у детей 6-7 лет в дошкольной организации и формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся 1 класса в школе;
• реализация задач, содержания и форм образовательной деятельности, обеспечивающих формирование всех компонентов личностной готовности к школе с учетом индивидуальных особенностей детей и социальной ситуации их развития;
• обеспечение взаимосвязи специалистов детского сада, начальной школы и родителей по формированию у детей 6-7 лет личностной готовности к школе;
• создание в группе ДОО предметно-пространственной среды, обеспечивающей различные формы активности детей, стимулирующей проявление компонентов личностной готовности к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. На основе анализа исследований раскрыть современное состояние проблемы, уточнить компоненты личностной готовности к школе у детей 6­7 лет и охарактеризовать процесс их формирования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к школе; изучить реализуемые в педагогической практике психолого-педагогические условия.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к школе после реализации разработанных психолого-педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепции психологической готовности детей к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева и другие);
• положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие);
• положения о создании условий обучения и развития детей в разных видах деятельности в соответствии с концепцией построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (наблюдение, диагностические задания; формирующий, контрольный и констатирующий эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: детский сад № 189 «Спутник», АНО ДО Планета детства «Лада», г. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей - экспериментальная группа и 20 детей- контрольная группа) 10 воспитателей и 20 родителей.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2018 г. - сентябрь 2019 г.) осуществляется изучение и анализ эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составляется программа исследования. Формулируется тема и рабочая гипотеза, определяется объект, предмет и задачи исследования. Разрабатывается и апробируется диагностический инструментарий по выявлению у детей 6-7 лет уровня сформированности личностной готовности к обучению в школе.
На втором опытно-экспериментальном этапе (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) уточняется теоретическая позиция исследования, разрабатываются, апробируется и корректируется формы и содержание образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет личностной готовности к обучению в школе. Осуществляется обработка, проверка и систематизация полученных результатов. Проводится формирующий и контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2020 г - май 2020 г.) проводится анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формулируются выводы и осуществляется оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в:
• раскрытии современного состояния проблемы создания в дошкольной организации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе,
• характеристике процесса формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе;
• разработке психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что охарактеризованы компоненты, показатели и уровни личностной готовности к школе детей 6-7 лет, психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике разработанных критериально-диагностического аппарата по изучению уровня сформированности у детей 6-7 лет личностной готовности к школе; содержания и методических рекомендаций по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования, соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; этапами исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы по реализации психолого­педагогических условий формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на итоговых конференциях по практике, научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» ТГУ (2019 г., 2020г.). По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Личностная готовность - это комплекс качеств, определяющих принятие позиции ученика и ее реализацию в учебной деятельности.
Она затрагивает все сферы личности и выражается совокупностью взаимосвязанных компонентов: мотивационный (отражает особенности мотивационно-потребностной сферы конкретного ребенка и предполагает сформированность мотивов к школьному обучению, к возможности получения новых знаний, проявлению активности в различных видах деятельности); эмоционально-ценностный (отражает особенности проявления эмоциональной сферы ребенка в процессе формирования и приятия новой социальной роли - школьника, взаимодействия со сверстниками); когнитивный (отражает представления о школьно-учебной действительности); поведенческий (подразумевает перенос в самостоятельную деятельность умения действовать по правилу, инструкции, плану, осуществлять самоконтроль, самооценку действий и поведения).
2. Процесс формирования личностной готовности у детей 6-7 лет обеспечивают созданные в образовательной организации психолого-педагогические условия, которые реализуются поэтапно: подготовительно-проектировочный и основной.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (58 наименования), 6 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 83 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе проведенного исследования был осуществлен анализ психолого-педагогических исследований, который показал, что в теории и практике дошкольного образования остается актуальной проблема формирования у детей 6-7 лет личностной готовности к школе и создания соответствующих психолого-педагогических условий с учетом современной социальной ситуации.
2. Анализ различных подходов дает возможность рассматривать личностную готовность к школе как комплекс качеств, определяющих принятие позиции ученика и ее реализацию в учебной деятельности. Она затрагивает все сферы личности и выражается совокупностью взаимосвязанных компонентов: когнитивный, мотивационный (отражает особенности мотивационно-потребностной сферы конкретного ребенка и предполагает сформированность мотивов к школьному обучению, к возможности получения новых знаний, проявлению активности в различных видах деятельности), эмоционально-ценностный (отражает особенности проявления эмоциональной сферы ребенка в процессе формирования и приятия новой социальной роли - школьника, взаимодействия со сверстниками); когнитивный (предполагает формирование представлений о школьно-учебной действительности); поведенческий (подразумевает умение самостоятельно действовать по правилу, инструкции, плану, осуществлять самоконтроль, самооценку действий и поведения).
3. На основе анализа выделенных компонентов личностной готовности к школе мы осуществили ее диагностику по следующим критериям: отношение к школе, к себе как будущему школьнику; саморегуляция поведения и деятельности, самопроверка и самоконтроль; мотивация учебной деятельности и осознание ее смысла; внутренняя позиция школьника. Анализ результатов диагностики на констатирующем эксперименте позволил сделать вывод о необходимости осуществления более эффективной работы с детьми в данном направлении.
4. Образовательная работа с детьми в формирующем эксперименте предполагала создание специально разработанных психолого-педагогических условий, и включала два этапа: подготовительно-проектировочный и основной. При разработке плана образовательной работы детьми осуществлялась координирование деятельности воспитателей, психолога, учителя 1 класса и родителей воспитанников ДОО. Для его реализации в группе должна быть обогащена предметно-пространственная среда. На основном этапе такие виды детской деятельности как: игровая (игры с правилами по освоению представлений о школе, сюжетно-ролевая игра в «Школу»), познавательно-исследовательская (беседы о школьной жизни, рассматривание наглядного материала о школе и составление рассказов; просмотр мультимедийных презентаций; проведение интервью; экскурсий в школу), ознакомление с художественной литературой (чтение и обсуждение, декламация, пересказ, драматизация произведений художественной литературы о школе), художественно-творческая (рисование, изготовление тематических альбомов и книг, заучивание и исполнение песен по теме «Школа»). Самостоятельную активность детей по формированию компонентов личностной готовности к школе обеспечивали стимульный материал, материал для деятельности детей, дидактический материал, представленные в центрах «Игротека», «Уголке школьника», «Библиотека о школе», в познавательном центре и центре «Мастерилка».
5. Повторное проведение диагностики детей позволило выявить положительную динамику уровня сформированности личностной готовности к школе у детей 6-7 лет.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования успешно решены, и выдвинутая гипотеза исследования верна.


1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001. 688 с.
2. Антонова Л. З., Панасенко К. Е. Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с нарушением речевого развития: Монография Белгород, 2009. 140 с.
3. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 2012. 258 с.
4. Бабкина Н. В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 40­55.
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М. : МГУ. 1992. 98 с.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. : Наука, 2010. 346 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. 398 с.
8. Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. 2002. № 10. 25 с.
9. Борозинец Н. М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 56-61.
10. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. Министерство образования Российской Федерации, Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. 224 с.
11. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное пособие. Рн/Д. : Феникс, 2013. 381 с.
12. Венгер А. Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 66-74.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика- пресс, 1999. 533 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2010. 508 с.
15. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. 46 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ