Введение 3
1. Концепция человека и его бытие в философии Нового времени 6
2. Мыслители Нового времени о двойственности человека 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Эпоха, именуемая в истории развития человечества Новым временем, ворвалось в европейскую культуру ошеломляющими открытиями и нововведениями, кардинально изменившими представления о мире. XVII в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век «разума»: ему поклоняются, обращаются к нему как к «высшему судье» в делах человеческих; утверждается идея «разумности» мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма[19, c.7]. Она внесла коррективы не только в понимание новой картины мира, но и в философское осмысление проблемы личности. Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что именно в этот период в философских учениях о человеке возникает осознанное понимание такого феномена человеческого существования, как его внутренний мир.
В результате научной революции XVII в. и, прежде всего, успехов механики, изменилась картина мира. Мир представлялся как механизм, а человек, как частичка этого механизма, подчиненная законам механики.
Объектом исследования является бытие как совокупная реальность.
Предмет исследования – бытие в философии Нового времени.
Целью данной работы является рассмотрение человека и его бытие в философии эпохи Нового времени.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать проблемы человеческого бытия в эпоху Нового времени
2. Осуществить анализ развития проблемы в философии Нового времени
Методы исследования: теоретический анализ источников литературы по заданной теме.
Проблема бытия в философии Нового времени составляет определенный этап в развитии категории бытия. Ее возникновение связано с аналитическим этапом в развитии познания мира.
Социальные процессы обусловили революцию в науке в конце XVII века. Революция заключалась в том, что обосновываются новые подходы, новые способы познания, изменяется статус философии в научной картине мира, изменяется характер человеческого познания. На данном этапе бытие абстрагируется от определенности существования вещей. Бытие лишается определенности, а качественная определенность вещей отрывается от их материальности. Бытие здесь сводится к субстанции, лежащей в основе вещей, и обусловливающие их тождественность и объективность. Соответственно свойства вещей делятся на субстанциальные и несубстанциальные. Материальный мир делится на субстанцию и физический мир. Субстанция неизменна, а многообразие физического мира не имеет оснований в субстанции.
В отличие от античной философии, философия Нового времени существенно изменяет подход к осознанию и определению бытия. Философия Нового времени пытается обосновать собственные, абстрагированные от чувственных вещей свойства бытия. Бытие уже анализируется как противоположное конкретным вещам. Бытие наделяется свойствами самообусловленной субстанции. Всеобщими, абсолютными свойствами бытия считаются: масса, протяженность, вес и т.д.
В заключение следует указать на ряд выводов, позволяющих оценить вклад философов эпохи Нового времени, которые в своих мыслительных поисках выявили и раскрыли внутренние потенциальные способности человека, определив их как его внутренний мир:
рационалистическая модель человека провозгласила человеческий разум главным свойством его существа; мысль, по убеждению Р. Декарта, всегда выражает внутреннее состояние человека, совершенствование которого зависит от его стремления постичь истину;
в учениях о человеке, наряду с его интеллектуальными способностями, были представлены духовно-нравственные достоинства; так Ф. Бэкон считал, что моральные нормы позволяют человеку устроить свою судьбу, которая приведёт его к праведной жизни;
интеллектуальная сущность человека дополняется этической составляющей; так Б. Спиноза, стремясь проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души, изображает внутренний мир человека таковым, в котором его духовно-нравственные свойства представлены как проявление взаимодействия его психологических качеств;
двойственность человеческой сущности обнаруживается в осознании чувства, как самодостаточности, так и собственной неудовлетворенности, Д. Локк утверждал, что содержание внутреннего мира человека определяется его способностью критически анализировать свое внутреннее состояние;
сложный внутренний мир человека, наполненный самыми разнообразными качествами и страстями, был представлен в философских изысканиях Б. Паскаля;
-выделив субъективный мир человека и наполнив его состояниями сопереживания, С. Кьеркегор практически поставил вопрос о глубинных составляющих внутреннего мира индивида;
-в поисках раскрытия внутреннего мира человека в философии Нового времени содержался мощнейший импульс, оказавший огромное влияние на творчество представителей иррационалистического направления, русской религиозной философии и современных философских направлений XX-XXI веков, антропологические исследования которых были направлены на продолжение традиций новоевропейской философии в постижении человеческого бытия.
1. Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах.Т.1.М.:Мысль,1971.590с.
2. Введение в философию в 2-х ч.Ч.1/Ред.И.Т.Фролов. М: Политиздат. 1989.367 с.
3. Введение в философию в 2-х ч.Ч.2/ред.И.Т.Фролов. М: Политиздат. 1989.639 с.
4. Губанов Н.И. Философия. Тюмень: Академия.2003.320 с.
5. Декарт Р. Метафизические размышления//Соч. в 2-х Т.Т.2.М: Мысль. 1994.С. 12-204.
6. Декарт Р. Начала философии/УИзбр.произв.М: Госполитиздат. 1950.С.314-468.
7. Декарт Р. Размышления о первой философии // Р. Декарт. Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1994. Т.2.640 с.
8. Кутырёв В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика)//Вопросы философии.2000.№5.С. 15-32.
9. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М.: Академический проект, 2019.157с.
10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.
11. Лейбниц Г.В. Монадология//Соч. в 4-х т.ТЛ.М: Мысль. 1982.С.260-586.
12. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. М.: Мысль,1985. 623 с.
13. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд.им. Сабашниковых.1995.408с.
14. Разеев Д.Н. Ложные воспоминания и тождество личности// Вопросы философии №1.2015.С.45-50.
15. Спиноза Б. Этика//Избр.произв. в 2-х т.ТЛ.М: Соцэкономиздат. 1957.С.28-484.
16. Станиславова И.Л. Образ мира и проблема личности в философии Нового времени//В сборнике: Проблема человека: философские, исторические, медицинские, правовые, социологические, этические и культурологические аспекты. Сборник научных трудов. СПБ.:2010.С.178-188.
17. Станиславова, И. Л. Философия нового времени в поисках внутреннего мира человека / И. Л. Станиславова // . – 2020. – № 2. – С. 178-188. – DOI 10.37691/2619-0265-2020-0-2-178-188.
18. Халин С.М. Познание и метапознание (Проблема типологического единства).Тюмень: изд-во ТюмГУ. 1998.248 с.
19. Чесноков, Г. Д. Формирование научной рациональности в Новое время. Борьба рационализма и сенсуализма в философии Нового времени / Г. Д. Чесноков // История и философия науки : Учебно-методическое пособие. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2020. – С. 6-10.