ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития внимания в трудах отечественных и зарубежных
психологов
1.2. Особенности внимания у детей дошкольного возраста
1.3. Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, этапы и методы исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования произвольного
внимания у детей старшего дошкольного
возраста
2.3. Программа формирования произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста
2.4. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа исследования
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день с учетом введения федеральных государственных
требований к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения и введению ФГОС в
общеобразовательные учреждения, существенно изменились требования к
личности выпускника детского сада.
В характеристике выпускника дошкольного образовательного
учреждения, немаловажное значение отдается непосредственно оценке
умений вести поиск новой информации, сосредотачивать внимание,
придерживаться инструкции и поддерживать высокую активность в процессе
выполнения регламентированных заданий.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования выдвигает требования и к произвольности
внимания дошкольника в плане умения работать не отвлекаясь, следовать
инструкциям и осуществлять контроль результатов.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для
интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития
ребенка- дошкольника и вести работу по подготовке его к обучению в школе.
Одним из главнейших условий продуктивности познавательной
деятельности дошкольников непосредственно выступает хорошо развитое
внимание. Мыслительные процессы протекают быстрее и вернее, движения
выполняются более аккуратно и четко лишь при сформированном внимании.
На качественные характеристики памяти так же оказывает влияние развитие
свойств внимания. Внимание играет важную роль в познании дошкольником
окружающей действительности, во всей его практической деятельности, а так
же регулирует непосредственно умственную активность.
В любой предметной деятельности дошкольника внимание выступает
одним из главнейших психологических условий ее успешности.
Установлено, что и процесс обучения не может благоприятно протекать безхорошо развитого внимания обучающихся. В связи с этим усилия педагогов
всегда нацелены на развитие и сохранение устойчивого внимания у детей. Но
бесспорно, воспитание внимания является одной из затруднительных задач,
потому что средства управления вниманием обучающихся, которыми
располагает педагог, зачастую оказываются малоэффективными. Даже
педагоги со стажем испытывают значительные трудности непосредственно в
связи с необходимостью развивать внимание учащихся.
Одной из причин данных затруднений выступает нехватка
теоретических знаний, на которые опираются используемые в работе методы
воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным,
а поэтому и более трудно изучаемым и управляемым психологическим
явлением.
Проблема внимания традиционно является одной из важнейших и
сложнейших проблем психологической науки. В ряде теоретических
подходов внимание рассматривается как побочный продукт или
характеристика других процессов. Но тот факт, что внимание неразрывно
связано с другими психологическими процессами или деятельностью
индивида, нельзя считать доказательством его «несуществования».
Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и
зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский [7], Н.Ф. Добрынин [17],
Т. Рибо [39], С.Л. Рубинштейн [40], П.Я. Гальперин [9] и многие другие.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал,
что внимание является единственная дверь, через которую внешние
воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, в
большинстве своем зависит его успешность в учёбе и в работе. Данные
мысли актуальны и в настоящее время, когда проблема внимания вновь
попала в фокус активного изучения специалистов.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия
между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованностьявляются факторами, определяющими успешность всего обучения и
развития: у высокоуспешных дошкольников наблюдаются более высокие
показатели развития свойств внимания: повышенная степень
концентрированности и сосредоточенности, переключения и распределения,
увеличенный объем, стабильная работоспособность и тем, что в настоящее
время, в эпоху информатизации, внимание дошкольников существенно
ухудшается, о чем свидетельствуют многочисленные проблемы, связанные с
развитием внимания у детей, вызывающие беспокойство и у педагогов, и у
родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие исследователи
констатируют наличие невнимательности детей, неумения сосредоточиться,
долго удерживать внимание при решении познавательных задач. В связи с
этим, остро встала проблема необходимости развития внимания у детей
старшего дошкольного возраста при недостаточной разработке
психологических средств его коррекции.
Данная проблема позволила сформулировать цель исследования:
изучить особенности формирования произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста при
условии специально направленной игровой деятельности, а именно: игрой с
правилами (организованной взрослым и содержащей правила).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования внимания у детей
старшего дошкольного возраст2. Разработать и внедрить программу формирования внимания у детей
старшего дошкольного возраста.
3. Изучить сформированность свойств внимания у детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах
исследования.
4. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и
рекомендации.
Методы и методики:
1. Метод теории (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы:
Методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немов;
Методика «Корректурная проба» Б. Бурдон;
Методика «Проставь значки» Р.С. Немов.
Методика «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконин.
3. Эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный
этапы.
4. Методы математической статистики, количественный,
качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе СП ГБОУ
СОШ № 3 г.о. Октябрьск «Детский сад № 5». В нем приняли участие
воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 25 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том,
что предлагаемые диагностические методики и программа по формированию
произвольного внимания могут применяться в дошкольных образовательных
учреждениях, способствуя исследованию и развитию произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования
возможно использовать в практической деятельности педагогов и психологов
дошкольных образовательных учреждений.Выпускная квалификационная работа содержит 2 главы: Глава 1.
Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у
детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Эмпирическое исследование
формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного
возраста.
Внимание выступает одним из основных психических процессов,
обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому мониторинг уровня
развития внимания старших дошкольников является важнейшей задачей
детского психолога. Еще более важной задачей является коррекционно –
развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии внимания.
Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы о влиянии
специально организованной игровой деятельности на формирование
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание – это особая форма контроля, идеального сокращенного и
автоматизированного действия. Источником ослабления внимания является
преждевременный и незамеченный выход из-под контроля выполняемого
действия, утрата интереса к нему. Поэтому коррекционно-развивающая
работы основывалась на игре, которая обеспечивала поддержку интереса к
выполняемому действию и сохранению контроля над ним. Неустойчивое и не
достаточно автоматизированное действие особенно чувствительно к
внешним помехам, утомлению и нуждается в дополнительной активизации
со стороны взрослого. Поэтому к психологу, ведущему игровую программу,
предъявляются высокие требования с точки зрения чувствительности к
утрате интереса ребенка и его поддержки.
Предложенная игровая программа оказала положительное влияние на
развитие таких свойств внимания как объём, переключение, распределение,
продуктивность и устойчивость. Все эти свойства внимания зависят от
качества и меры усвоения функции контроля, которые формируются
стихийно и целенаправленно в рамках предлагаемой игровой деятельности.
Результаты исследования показали, что тренировка функции контроля в
процессе игровой деятельности обеспечивает развитие основных свойств
внимания.Существенный интерес исследования заключен в том, что не выявлено
положительной динамики в развитии переключения внимания на слуховом
материале у дошкольников под влиянием специально организованной
игровой деятельности. Методика измерения внимания на основе информации
воспринимаемой на слух (модификация методики Козловой) требует
высокой концентрации, сосредоточенности направленности мысли на задаче,
быстроты ее выполнения и переключения на новую задачу. Успешность
выполнения теста определяется, прежде всего, свойствами нервной системы
человека (силой и уравновешенностью). Кроме того, возможно
предположить, что у старших дошкольников чувственное внимание
доминирует над интеллектуальным. Чувственное внимание связано с работой
органов чувств, а интеллектуальное менее эмоционально окрашено и связано
с направленностью мысли. Предлагаемые игровые задания направлены на
функционирование чувственного внимания и не стимулируют
интеллектуального. Данный факт, полученный в результате исследования,
может послужить основой дальнейших исследований по проблеме внимания
дошкольников.
1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.:
Прогресс, 2009. - 355 с.
2. Айзман, Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе
[Текст] / Р.И. Айзман, Л.К. Великанова, Г.Н. Жарова. – М.: Академия,
2012. – 321 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. -
М.: Мысль, 2015. – 282 с.
4. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] /
Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Сфера, 2014. - 281 с.
5. Вундт, В. Память и внимание [Текст] / В. Вундт. - М.: Просвещение,
2014. – 372 с.
6. Вунд, В. Сознание и внимание [Текст] / В. Вундт. - М.: Просвещение,
2011. – 172 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.
Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2006. - 286 с.
9. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.:
Сфера, 2010. - 185 с.
10. Гатанова, М. В. Развиваю внимание [Текст] / М.В. Гатанова, Е.Г.
Тунина. – СПб.: Питер, 2010. – 281 с.
11. Григорович, Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к
школе [Текст] / Л.А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д.
Марцинковская. - М.: АСТ, 2009. - 195 с.
12. Гильбух, Ю. З. Внимание и его воспитание [Текст] / Ю.З. Гильбух,
Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 2002. - 160 с.
13. Гальперин, П. Я. Расстройства внимания и методы их устранения
[Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Мысль, 2005. – С. 196 - 200.14. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н.
Гоноболин. - М.: Академия, 2008. - 281 с.
15. Головнева, Н. Я. Подготовка к школе [Текст] / Н.Я. Головнева. - СПб.:
Дельта, 2008. - 252 с.14. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н.
Гоноболин. - М.: Академия, 2008. - 281 с.
15. Головнева, Н. Я. Подготовка к школе [Текст] / Н.Я. Головнева. - СПб.:
Дельта, 2008. - 252 с...