Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации к учению у младших школьников посредством интерактивных методов

Работа №111014

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование развития мотивации к учению у младших школьников посредством интерактивных методов
1.1 Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Интерактивные методы как средство развития мотивации у младших
школьников 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к учению у младших школьников посредством интерактивных методов на уроках окружающего мира 35
2.1 Исследование актуального уровня мотивации к учению у младших
школьников 35
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию
мотивации к учению у младших школьников 47
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы на уроках
окружающего мира 62
Заключение 74
Список используемой литеры 77
Приложение А Содержание уроков по дисциплине окружающий мир 82
Приложение Б Результаты диагностических методик контрольного среза


Одной из центральных проблем педагогики является развитие мотивационной сферы ребенка. Мотивация устанавливает направленность личности, а также пробуждает в ней желание к деятельности. Наиболее благоприятным и интенсивным в развитии мотивационной сферы является младший школьный возраст. Так как в младшем школьном возрасте привносится сверхценный вклад, который влияет на становление самостоятельно развитой личности [8].
Проблемой развития мотивации к учению занимались такие известные ученые как Б.Г. Ананьев (мотивация с потребностями и установками), В.В. Давыдова (мотивы учения: виды, уровни и качества), Д.Б. Эльконин (классификация мотивов учения), П.Я. Гальперин (роль мотивации и этап её развитие у учащихся) и др. В своих работах Д.Б. Эльконин утверждал, что ведущим видом деятельности младшего школьника следует считать учебную деятельность. В образовательной среде младший школьник проявляет способность ставить учебные задачи, корректировать их; обучается выстраивать свои действия в соответствии с задуманным; контролирует и объективно оценивает свою работу в пределах выполняемых заданий. То есть, ребенок впервые несет ответственность за плоды своей деятельности перед окружающими и самим собой [3].
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается на необходимость воспитать младших школьников, которые будут обладать большой познавательной активностью, способностью действовать целесообразно, а также умением принимать рациональные решения и находить наиболее успешные пути достижения поставленных перед собой задач [48].
В исследовании, проведенном Т.И. Ошняковой и Е.С. Усковой, было выявлено, что у младших школьников преобладает социальная мотивация (26,7% от общих показателей мотивационной сферы), учебная и внешняя мотивация - только 17,8%, позиционная мотивация - 15,6%, и по 11,1% занимают игровая мотивация и мотивация получения хорошей отметки [41].
В исследовании, которое было проведено Жаворонковой Ю.М. и Кильмасовой И.А., было выявлено, что у большинства учащихся (20%) мотив учения не сформирован. Ведущими мотивами учащихся являются социальный (15%) и познавательный мотив (15%), однако высокого уровня мотивации нет ни у одного учащегося. Количество учеников с мотивом получения хорошей оценки, желания порадовать родителей, получить похвалу от учителя - по 10%, перспективный мотив и мотив избегания наказания - по 5% [18].
Так как для успешного полноценного обучения важно доминирование учебных мотивов, можно утверждать, что необходимо развивать и подкреплять в младших школьниках мотивацию к учению.
На основе этого можно сказать, что необходимость заинтересовать, замотивировать, подкрепить интерес к учебе, сделать процесс обучения и воспитания успешным для школьника - являются важными задачами учителя. Эффективность образовательного процесса значительно возрастет, если у школьника будет стремление к учебе. Эта проблема чаще всего вызывает беспокойство у родителей учеников.
Решению данных задач могут способствовать интерактивные методы. Они привлекают и удерживают внимание детей.
Прежде всего, роль учителя на интерактивных уроках отведена направлению учащихся на достижение целей и задач урока. Учитель разрабатывает содержание урока, в котором присутствуют интерактивные задания и упражнения, благодаря которым ученик изучает материал.
В процессе использования интерактивных методов на уроках, учащийся активно взаимодействует с коллективом и преподавателем, усваивая разнообразные способы овладения информацией и поиском знаний.
Исследование проблемы развития мотивации к учению у младших школьников позволяет выделить ряд противоречий:
- между необходимостью развития мотивации к учению у младших школьников как важного компонента успешной учебной деятельности и недостаточной разработанностью методических подходов к реализации учебно-воспитательного процесса, мотивирующего обучающихся к учению;
- между потребностью использовать широкий диапазон средств развития мотивации к учению и недостаточным применением интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе.
Из данных противоречий вытекает проблема исследования.
Проблема: какова эффективность интерактивных методов в развитии мотивации к учению у учащихся младшего школьного возраста?
Цель: разработать содержание уроков с использованием интерактивных методов и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность для развития мотивации к учению у младших школьников.
Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: развитие мотивации к учению у младших школьников посредством интерактивных методов на уроках окружающего мира.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, развитие мотивации к учению будет более эффективным, если:
1) создать благоприятную психологическую атмосферу учебно-воспитательного процесса, включив в него занимательные задания, соответствующие возрастным характеристикам обучающихся и мотивирующие их к активному учебному взаимодействию на разных этапах урока (презентации, ребусы, анализ пословиц, наглядный материал и др.);
2) в содержание образовательного процесса на уроках окружающего мира включить интерактивные методы (дидактическая игра, «мозговой штурм» и проект), способствующие развитию мотивации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Спроектировать комплекс диагностических методик и выявить уровни развития мотивации к учению у младших школьников.
3. Разработать и реализовать содержание уроков окружающего мира, включающее интерактивные методы и направленное на развитие мотивации младших школьников к учению.
4. Провести контрольный срез и сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - анкетирование, тестирование, эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования: МБУ «Школа № 66» г.о. Тольятти. В исследовании участвовали 4 «А» класс в составе 22 человека (13 мальчиков и 8 девочек) - экспериментальная группа и 4 «В» класс в составе 23 человека (12 мальчиков и 11 девочек) - контрольная группа.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами начальной школы при организации уроков по учебному предмету «Окружающий мир» с целью повышения мотивации учащихся.
Структура работы: структура бакалаврской работы состоит из введения, 2 глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы, в котором 54 источника, 2 приложений, 13 рисунков. Общий объем работы составляет 90 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается на необходимость воспитать младших школьников, которые будут обладать большой познавательной активностью, способностью действовать целесообразно, а также умением принимать рациональные решения и находить наиболее успешные пути достижения поставленных перед собой задач
Проблемой развития мотивации к учению занимались такие известные ученые как Б.Г. Ананьев (мотивация с потребностями и установками), В.В. Давыдова (мотивы учения: виды, уровни и качества), Д.Б. Эльконин (классификация мотивов учения), П.Я. Г альперина (роль мотивации и этап её развитие у учащихся) и др.
Мотивация представляет собой непростой многоуровневый регулятор деятельности и поведения человека, то есть его жизнедеятельности. Мотивационную систему нельзя назвать простой конструкцией, она имеет сложное строение из заданных мотивационных компонентов. В эту систему входят актуальные стремления человека, его машинально исполняемые установки, а также идеальная область, выполняющая важную функцию для него и дающая ему возможность взглянуть на важность и приоритетность своих целей, зарождающее его побуждение к развитию.
В психолого- педагогической литературе все мотивы подразделяются на группы:
1) внутренние мотивы связаны с содержанием конкретной деятельности и её исполнение;
2) внешние отвечают за потребность ребенка овладеть конкретной позицией в системе общественных отношений;
3) широкие социальные мотивы:
- мотивы долга и ответственности перед окружающими, своим классом и педагогом;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования. Осознание значимости своих познаний для дальнейшего будущего и желание быть готовым к выбору своей будущей профессии. А также стремление развиваться в учении;
4) узколичные мотивы:
- мотивация благополучия. Желание получать хорошие оценки, а также одобрение от своих близких, родителей, одноклассников и учителей;
- мотивация престижа. Стремление быть лучшим в числе первых учеников класса и занимать высокое положение среди одноклассников;
- мотивация избегания неприятностей или отрицательные мотивы. Эти мотивы выражаются в попытке исключить наказания от родителей, размолвки с одноклассниками или выговор от учителей, за отставание в усвоении программного материала.
Развитие познавательной потребности преследует человека на протяжении всей его жизни. Выделяют несколько стадий развития познавательной потребности:
Первая стадия - потребность в эмоциях (стимулы).
Вторая стадия - потребность в знаниях (заинтересованность к изучаемому предмету). Третья стадия - стадия развития познавательной потребности. На этой стадии формируются устойчивые осознанные устремления ребенка к приобретению новых познаний. Здесь познавательная активность благоприятно влияет на социально значимые продукты, поскольку имеет характер целенаправленной работы.
Познавательный интерес занимает важное место в познавательной деятельности и в мотивации личности. Интерактивные методы - это как раз такие методы, которые не только позволяют разжечь интерес детей, но и открывают новые возможности для школьников и педагогов, связанных прежде всего с межличностными взаимосвязями при изучении учебного материала.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к учению у младших школьников, включающая в себя три этапа эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный).
С целью повышения мотивации к учению было разработано содержание уроков с использованием интерактивных методов (метод штурма, метод проекта и дидактическая игра).
По проведению констатирующего этапа было выявлено, что большинство учащихся контрольной и экспериментальной группы имеют средний уровень мотивации к учению, однако, у учащихся контрольной группы показатель высокого уровня выше на 8%, чем у экспериментальной, а низкий на 6% меньше. Высокий уровень мотивации экспериментальной группы составил 30%, средний уровень- 44%, низкий - 26%. Это позволило нам прийти к выводу о том, что необходима дальнейшая работа по развитию мотивации к учению в экспериментальной группе, с последующим проведением контрольного этапа.
В результате проведения формирующего этапа уровень мотивации к учению у экспериментальной и контрольной отличился. Показатель высокого уровня 37%, средний уровень - 44%, низкий уровень понизился на 7% и составил - 19%. В сравнении с констатирующем экспериментом показатель высокого уровня у экспериментальной группы контрольной диагностики был выявлен на 7% больше, чем у контрольной группы, которая была более успешна. Показатель высокого уровня у контрольной группы, в которой формирующие уроки не проводились, в свою очередь, понизился на 3%.
Это позволило нам сделать вывод, что разработанное нами содержание уроков на окружающем мире с использованием интерактивных методов является эффективным в развитии мотивации к учению у младших школьников. Данные уроки повышают мотивацию через интерес к обучению, пробуждают познавательную самостоятельность, позитивные эмоции и внутреннее удовлетворение от изучения предметов.
Таким образом, гипотеза подтверждена.



1. Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших
школьников к учебной деятельности. М. : Вестник Курганского
государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина, 2015. №1(3). С. 59-62.
2. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста. М. : Культурно-историческая психология. 2015. №2. С. 38-47.
3. Братчикова Ю. В., Ломова А. Д. Особенности учебной мотивации младших школьников // Личность в современном мире - сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. М. : Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова, 2015. С. 67-70.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1968. 168 с.
5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. С. 22-29.
6. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. 175 с.
7. Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч М. : 2015. № 2. С. 94-117.
8. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности. М. : Начальная школа плюс До и После, 2014. №1. С. 14-19
9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М. : Владос, 2007. 160 с.
10. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. М. : Феникс, 2018. 598 с.
11. Галкина В. М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2015. №5(35). С. 96-99.
12. Галимова Е. Я. Использование интерактивных форм обучения в изучении курса «Организационное Проектирование»: Науч. Доклад. М. : Москва: Машиностроение, 2018. 276 с.
13. Гуткина Н. И., Печенков В. В. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу. 2006. № 4 (9). С. 46 -50.
14. Гребнева, Н. А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе [Электронный курс] : Вестник науки и образования. 2016. № 4. С. 45-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25833808(дата обращения: 05.04.2020).
15. Диндяев С. В. Интерактивное обучение студентов с помощью компьютерных средств. М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 84 с.
16. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников. 2015. №4. С. 954-956.
17. Елфимова Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2009. С. 13.
18. Жаворонкова Ю. М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста. М. : СПб, 2017. С. 20
19. Жунисбекова Д. А. Учебная деятельность как важнейшая психологическая характеристика младших школьников. // Начальное образование. 2009. №1. С. 47-49.
20. Жулина Г. Н., Хан В. Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2015. №1. С. 285-288.
21. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. 2007. № 2. С. 20-21.
22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. М. : СПб.: Питер, 2000. 512 с.
23. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения // Учебно¬методическое пособие. М. : ТетраСистемс, 2015. 716 с.
24. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М. : Сентябрь, 2003. 176 с.
25. Киселева Ю. В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2011. №1. С. 259-262.
26. Киселева Ю. В. Функции учебной деятельности младших школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 2. С. 417-422.
27. Каирова Д. М. Проектная и исследовательская деятельность с детьми дошкольного и младшего возраста // Журнал инновационная наука. 2015. 42 с.
28. Константинова Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2015. №1. С. 73-77.
29. Калинина И. В. Использование интерактивных технологий в профилактике аддиктивного поведения детей и подростков // Справочник педагога-психолога (Школа). 2015. № 4. С. 49.
30. Клименко И. С, Ищенко А. Н. Активные методы обучения, Практикум по интерактивным технологиям. 2018. 46 с.
31. Колбина Е. В. Дидактическая игра как средство развития мотивации учебной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2008. 48 с.
32. Кулагина И. Ю., Гани С. В. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. 2011. № 2. С. 13-23.
33. Кудряшов Н. А. Методическая разработка. Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе. 2018. 38 с.
34. Логунцова И. М. Интерактивное обучение. М. : Palmarium Academic Publishing, 2017. 64 c.
35. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. 160 с.
36. Макеева Е. А., Реан А.А. Формирование мотивации учения у младших школьников. Модернизация образования: проблемы и перспективы // Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100- летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 391-397.
37. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 1984. 144 с.
38. Михайлова О. В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса. Начальная школа плюс до и после. 2010. № 12. С. 48-50.
39. Мураль И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2009. №12. С. 11-13.
40. Николаева Е. С. Особенности учебной деятельности младшего школьника в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 1. С. 81 -89.
41. Ошнякова Т. И., Ускова Е. С., Международный научный журнал «Инновационная наука» №02/2018 // Электронный журнал. 2018. 108 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obucheniya-u-mladshih-shkolnikov/viewer
42. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М. : МПСИ, 2013. 280 с.
43. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 400с.
44. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения. М. : Современная конкуренция, 2019. Том 13 №1 (73). 231 с.
45. Собинова Л. А. Факторы развития мотивации учебной деятельности. Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 197-201.
46. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1982. 96 с
47. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собр.соч. в 9-ти т. М. : Просвещение, 1950, т.10. 429 с.
48. ФГОС начального общего образования-03 / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2009. 41 c.
49. Фопель К. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. М. : Генезис, 2015. 480с.
50. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения М. : СПб. : Речь,
2001. 240 с.
51. Шагивалеева Г. Р., Хазиева С. Ф. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №6-1. С. 104-1059.
52. Шубина Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников.
2002. 145 с.
53. Шевырева Т. П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе // Творческое наследие А. С. Посникова и современность. 2015. №9. С. 177-181.
54. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988. 320с.
55. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М. : ИПП, 2006. 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ