Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр 8
1.1 Особенности развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 8
1.2 Словесные игры как средство развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр 24
2.1 Выявление уровня развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр 37
2.3 Динамика уровня развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 58
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 62
Приложение В Комплекс словесных игр 63
Приложение Г План мероприятий по работе с родителями 65
Приложение Д Результаты контрольного этапа эксперимента 66
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством языка. Речь детей с нарушением интеллекта в основном монотонна, без эмоций, замедленная или ускоренная, маловыразительная. Замедленное речевое развитие у ребенка с умственной отсталостью обусловлено общей недоразвитостью всей психики. У таких детей бедный словарный запас, неверное употребление слов, возникают трудности в актуализации словаря. Они используют существительные с конкретным значением, в их речи нет обобщающих слов, мало прилагательных, наречий, они не знают многих названий и частей того или иного предмета. То есть описательная речь находится на низком уровне развития, что затрудняет описание, выражение своих мыслей, чувств и желаний. Возникают также сложности при построении речевых высказываний в зависимости от ситуации общения.
Данной проблемой занимались и занимаются ученые, психологи, педагоги. Огромный вклад в проблему развития речи дошкольников внесли Т.А. Власова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Леонтьев. Вопросом развития речи у умственно отсталых детей занимались Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев.
Описательная речь - это связное, логически последовательное высказывание, со сложным строением, которое долго длится по времени . Речь состоит из завершенности, тематического единства, подчинения высказываний основной мысли, построением по определенной логической схеме, связности между отдельными частями и между предложениями. Кроме всего перечисленного она имеет оценочное суждение, либо вывод об описываемом, выражает мысль от первого лица.
Одним из средств развития описательной речи являются словесные игры. Играя, дети упражняются в грамматике, у них уточняется и закрепляется словарь, развивается фонематический слух, что дает возможность определить качество звука, соответственно воспитывает правильность произношения. Словесные игры - это, прежде всего, творческий процесс, во время которого включается мыслительная и речевая деятельность. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную описательную речь. Такого рода игры можно проводить в любом месте (в группе, на улице), использовать любой подручный материал. Данный вид игры изучали такие отечественные ученые, как А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова.
Теоретический анализ вышеописанной проблемы исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью и недостаточным использованием словесных игр в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности словесных игр в развитии описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью?
Тема исследования: «Развитие описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
Объект исследования: процесс развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
Предмет исследования: развитие описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
Гипотеза исследования: развитие описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр будет возможно, если:
• отобраны словесные игры в соответствии с показателями описательной речи детей 5-6 лет с умственной отсталостью;
• организована поэтапная коррекционно-развивающая работа по развитию описательной речи посредством словесных игр;
• разработана и организована совместная форма взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», направленная на развитие описательной речи с помощью словесных игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
2. Выявить уровень развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
4. Выявить динамику уровня развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• исследования в области коррекционно-педагогической работы с детьми 5-6 лет с умственной отсталостью (В.А. Доскина, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко);
• исследования в области развития описательной речи у детей с умственной отсталостью (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилова, Н.И. Жинкина);
• исследования в области изучения словесных игр (Н.И. Жинкина, Т.Н. Доронова, В.В. Гербова).
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде таблиц).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» города Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности словесных игр в развитии описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и уточнены уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс словесных игр, направленный на развитие описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью может быть использован учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 наименование), 5 приложений. Для иллюстрации текста используются 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, то есть отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Речь у таких детей формируется позже, но проходит по всем этапам онтогенеза речевой деятельности, процесс лишь замедляется и искажается.
Для выявления уровня развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью были проведены пять диагностических заданий: «Методика обследования связной речи» В.П. Глухова, «Составление описательного рассказа» М.А. Поваляевой, «Что делает?» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Составление предложений по картинкам, на тему «Осень» Т.Б. Филичевой, «Моя любимая игрушка» О.С. Ушаковой.
На констатирующем этапе был выявлен низкий уровень развития описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью, в экспериментальной группе - 83%, в контрольной группе - 83%. Это доказывает в очередной раз, что необходимо провести коррекционно-развивающую работу по развитию описательной речи у детей 5-6 лет с умственной отсталостью посредством словесных игр.
Совместно с педагогами, подводя итоги по данным констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего этапа работы. Нами был составлен и апробирован комплекс словесных игр, в котором учитываются особенности развития описательной речи детей 5-6 лет с умственной отсталостью.
Рассмотрев результаты проведенного контрольного этапа можно заключить, что количество детей со средним и низким уровнем развития составили 66% и 34% соответственно. Несмотря на сохранившиеся грамматические нарушения, качество описательной речи стало лучше. После проведения коррекционной работы по развитию описательной речи дети с умственной отсталостью стали замечать больше признаков, свойств, действий предмета и объектов. Но все так же составляют рассказ не придерживаясь правил. Педагогу приходится непрерывно указывать, акцентировать внимание на часть предмета. Детям трудно выстроить правильное предложение, соблюдая логическую последовательность для подробного описательного рассказа.
Проведенная нами работа оказала небольшой эффект на уровень развития описательной речи детей. Это связано с тем, что умственная отсталость является стойким, необратимым недоразвитием познавательной деятельности. И для большего эффекта необходимо увеличить количество развивающих занятий, а также проводить их систематически, в совместно-комплексной работе с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем.
Очевидно, что целенаправленное применение словесных игр для развития описательной речи детей 5-6 лет с умственной отсталостью, влияет на повышение уровня развития описательной речи. Таким образом можно заключить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
2. Балабанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник методических рекомендаций. М. : Детство-Пресс, 2007. 158 с.
3. Бушуева Н. В. Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 314-316.
4. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. Москва : Академия, 2002. 207 с.
5. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 28-34.
6. Глухов В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. [Электронный ресурс] М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. 181 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 09.12.2019).
7. Екжанова Е. К. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005. 272 с.
8. Ефремова О. В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 43-47.
9. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Москва : Владос, 2001. 208 с.
10. Коноваленко С. В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2012. 112 с.
11. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 3. С. 136-141.
12. Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития: Учебное пособие. Москва : Юрайт, 2014. 259 с.
13. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст). Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С. 49-55.
14. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры М. : Академия, 2018. 45 с.
15. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 448 с.
...