Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Проектирование современной станции технического обслуживания автомобилей с комплексом административных и вспомогательных помещений 11
1.1 Основные перспективные характеристики предприятия 11
1.2 Определение максимального контингента автомобилей, на сервисное обслуживание и ремонт которых может претендовать СТО 11
1.3 Расчет суммарного годового объема работ по всем подразделениям автоцентра 13
1.4 Определение перечня основных и вспомогательных постов в производственных подразделениях автосервиса 14
1.4.1 Расчет величины мощности автоцентра по отдельным работам и специализированным участкам 15
1.4.2 Расчет величины мощности вспомогательных подразделений автоцентра 20
1.4.3 Определение параметров зоны хранения и стоянки транспортных средств 22
1.5 Формирование штатов работников выполняющих основные и вспомогательные функции 23
1.5.1 Формирование штатов работников выполняющих основные функции 23
1.5.2 Формирование штатов работников выполняющих вспомогательные и руководящие функции 25
1.6 Предварительный расчет метража участков и цехов автоцентра 27
1.7 Архитектурно-строительное проектирование производственного корпуса автосервиса 31
1.7.1 Характеристика предприятия как объекта проектирования 31
1.7.2 Существующие проблемы и основные пути их решения в рамках проводимых мероприятий по реконструкции 32
1.7.3 Особенности планировки здания производственного корпуса 33
1.7.3.1 Архитектурные и объемно-планировочные решения 33
1.7.3.2 Конструктивные и объемно-планировочные решения 34
1.8 Детальная проработка участка поддержания чистоты транспортных средств 36
1.8.1 Определение функционального назначения подразделения автосервиса 36
1.8.2 Формирование спектра услуг подразделения автосервиса 36
1.8.3 Формирование табеля штатов работников подразделения и трудового распорядка 36
1.8.4 Комплектование подразделения современным технологическим оборудованием 38
1.8.5 Определение финального метража производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами 39
2 Комплектация производственного подразделения предприятия основным технологическим оборудованием 40
2.1 Особенности конструкции и описание принципа действия технологического оборудования 40
2.2 Ранжирование характеристик и параметров оборудования по их степени значимости в рамках заданных условий эксплуатации 43
2.3 Оценка имеющихся на рынке наиболее перспективных предложений автосервисного оборудования 46
2.4 Подбор оптимального по характеристикам технологического оборудования 48
3 Разработка инструктивно-технологической карты последовательности действий по ТО и Р 52
3.1 Виды загрязнений кузова транспортных средств и способы борьбы с ними 52
3.2 Технологические особенности бесконтактной мойки автомобилей 54
3.3 Составление инструктивно-технологической карты 55
4 Безопасность и экологичность подразделения автосервиса 57
4.1 Характеристика технологического участка 57
4.2 Выявление имеющихся профессиональных рисков для подразделения автосервиса 59
4.3 Определения мероприятий и технических средств по повышению уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов 60
4.4 Организационно-технические мероприятия для повышения пожарной безопасности участка автосервиса 63
4.4.1 Выявление возможных рисков возникновения пожара в подразделении автосервиса 63
4.4.2 Составление перечня средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса 63
4.4.3 Составление перечня мероприятий и правил повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса 65
4.5 Составление перечня мероприятий и правил повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса 67
5 Производственная эффективность подразделения автосервиса 69
5.1 Платежи за сырьевые ресурсы, покупные изделия и полуфабрикаты 69
5.2 Коммунальные платежи предприятия 69
5.2.1 Платежи за электроэнергию 69
5.2.2 Платежи за отопление и за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 71
5.3 Расчет амортизационных платежей подразделения 71
5.4 Оплата труда наемных работников 72
5.5 Прочие годовые расходы подразделения автосервиса 73
5.6 Вычисление средней цены нормо-часа работ для клиентов в производственном подразделении автосервиса 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Российский авторынок растёт второй год подряд. Стабилизация экономики в стране, рост цены на нефть, относительно устойчивый курс валют, значительный отложенный спрос, государственные меры поддержки привели к восстановлению авторынка и созданию позитивного настроя в авторитейле.
По данным из различных источников в 2018 году было реализовано на 12-14% больше новых легковых автомобилей, чем годом ранее, положительная динамика наблюдается и в первые месяцы 2019 года.
ТОП-10 производителей возглавляет группа Renault-Nissan-Mitsubishi, реализовавшая за год 648 795 автомобилей, что соответствует доле рынка 36%. Лидером среди моделей впервые за последние годы стала LADA Vesta, показав самую высокую в ТОП-20 рыночную динамику (+40,2%). За 2018 год было реализовано 108 364 экземпляра LADA Vesta. Далее с объемом продаж в 106 325 штук (+13,5%) следует также отечественная модель LADA Granta. Положительную динамику продаж показывают и остальные автомобили модельного ряда Волжского автозавода. (АВТОСТАТ: аналитические исследования. Инфографика: [сайт]. URL: https://www.autostat.ru/infographics/37419/)
Крупнейшей дилерской сетью в стране по-прежнему обладает АВТОВАЗ - на середину октября 2018 года числилось 298 дилеров по продаже и обслуживанию автомобилей LADA. Далее с заметным отставанием следуют корейские производители KIA и Hyundai (185 и 183 дилеров соответственно). (АВТОСТАТ: аналитические исследования. Инфографика: [сайт]. URL: https: //www.autostat.ru/info graphics/36739/)
Аналитическими агентствами проводились исследования среднегодовой эффективности одного автосалона в России. За основу исследования взяты два показателя по итогам 2017 года - продажа новых легковых автомобилей и выручка от этого.
В ходе исследования специалисты отметили, что среднегодовая эффективность в расчете на один салон выросла. Так, средний объем продаж в 2017 году вырос на 16% и составил 440 единиц, а средняя выручка от продаж составила 587 млн рублей, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако при более детальном рассмотрении, очевидно, что эффективность автосалонов в России во многом зависит от ряда дополнительных факторов - например, от географии (в разных регионах России объемы и структура выручки дилеров имеют свои характерные особенности) или от принадлежности продаваемых салоном автомобилей к тому или иному сегменту.
Так, в 2017 году в массовом сегменте среднегодовые продажи в расчете на один автосалон составили 473 автомобиля, что намного выше, чем в премиальном (263 шт.). Но что касается выручки - здесь сложилась противоположная ситуация: выручка на один салон в массовом сегменте составила 506 млн рублей, в премиальном - в 2 раза выше (1 018 млн руб.).
Сегодня автомобильный рынок предъявляет игрокам более строгие требования к эффективности, а сроки окупаемости новых проектов отодвигаются. Требуемый размер инвестиций также растет, поскольку стандарты производителей становятся жестче, и инвестиции нужны не только в здания и оборудование, но и в технологии. В подобных рыночных условиях основным путем развитие дилерских центров становится расширение, реконструкция и техническое перевооружение существующих автосервисных центров. [1, 2]
Согласно сайту ПАО АВТОВАЗ в настоящее время в городе Тольятти имеется 9 аккредитованных официальных дилеров автомобилей бренда LADA: АО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ООО «Аура», АО «Центральная СТО», АО «СТО Комсомольская», НПК ЗАО «УНИВЕРСА», ЗАО «АГРОЛАДАСЕРВИС», ООО «РОНА-СЕРВИС», ООО «АМ Компани», "ООО «ТК ВИКИНГИ». (Официальный сайт LADA: [сайт]. URL: https://www.lada.ru/cars/dealers.html)
За неблагополучные годы финансового кризиса в силу ряда причин общее число дилеров в городе сократилось почти в 1,5 раза. Сейчас по оценкам аналитиков наступает благоприятный момент для расширения существующей сервисно-сбытовой сети, в том числе, за счет использования площадей старых (обанкротившихся ранее) автоцентров, нового строительства, реконструкции и ребрендинга действующих сервисных предприятий. [1,2,7]
На защиту выносится проект реконструкции производственных и вспомогательных помещений ООО «Марш». Применяя стандартизированные методики, расчетным путем определены: мощность СТО и отдельных подразделений, количество специализированных рабочих постов, предварительный метраж участков и цехов автоцентра, параметры зоны хранения и стоянки транспортных средств. На основании требований фирменных стандартов автосервиса LADA, а также действующей нормативной документации в области строительства зданий и сооружений, выполнены архитектурно-планировочные решения главного корпуса и основных участков фирменного автоцентра.
Подробно проработан участок мойки и очистки автомобилей. В рамках подраздела работы сформирован перечень основных производственных операций и основных технологических процессов на участке автосервиса согласно действующему прейскуранту работ и услуг; утвержден график работы; составлено штанное расписание подразделения; проведено комплектование подразделения современным технологическим оборудованием; определен финальный метраж производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами. Выполненный чертеж подразделения позволит в кратчайшие сроки закончить реконструкцию выделенных под участок помещении.
Разработка нового технологического оборудования в ходе работы была признана нецелесообразной, поскольку на рынке имеется достаточное количество автосервисного оборудования, подходящего как по цене, так и по характеристикам.
Оценка совокупности показателей оборудования проведенная в рамках проекта двумя независимыми методами показала сходные результаты. Как площадь циклограммы, так и суммарная оценка качества по всем показателям максимальны у оборудования - АВД Karcher K 7 Premium Car. Рекомендуем его в качестве основного для закупки в производственное подразделение.
В технологическом разделе на основе знаний конструкции агрегата, последовательности действий при его обслуживании диагностировании и ремонте составлена инструктивно-технологическая карта техпроцесса «Мойка легкового автомобиля». Соблюдение работниками прописанной пошаговой последовательности технологических операций позволит повысить общий уровень качества услуг автосервиса.
В предпоследнем разделе «Безопасность и экологичность подразделения автосервиса» определены мероприятия и технических средства по повышению уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов и снижению имеющихся профессиональных рисков. На основе теоретически возможных рисков возникновения пожара составлен перечень мероприятий и средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса. Оценены экологические риски производства, предусмотрены мероприятия для повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса.
Расчетным путем доказана производственная эффективность проекта бакалавра и его конкурентные преимущества автосервиса в условиях рыночной экономики. В последнем разделе сравнивается определенная с учетом уровня рентабельности цена нормо-часа работ на участке автосервиса со средней по региону или городу.
Минимальная с учетом заданного уровня рентабельности цена нормо-часа работ в подразделении автосервиса определена в 301 руб., в дальнейшем возможно повышение стоимости услуг с учетом конъюнктуры рынка. Маркетинговый анализ стоимости нормо-часа работ на фирменных автосервисах LADA, территориально расположенных в районах по соседству с нашим предприятием, показал что предложенная ценовая политика позволит создать стабильный спрос на услуги автосервиса, в том числе за счет привлечения клиентов других автосервисов.
1. Автомобилизация как индикатор инновационного развития региона: коллективная монография / В. Г. Доронкин [и др.] ; РГНФ ; ТГУ ; ИЭВБ РАН. - Тольятти : Кассандра, 2017. - 230 с.
2. Развитие инновационной деятельности на автомобильном транспорте : монография / В. П. Бычков, С. С. Морковина, А. М. Букреев [и др. ; научный редактор В. П. Бычков] . - Воронеж : ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", 2018. - 307 с.
3. Епишкин, В.Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: учеб. пособие / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 285 с.
4. Системы, технология и организация сервисных услуг на предприятиях автосервиса : расчет производственной программы на предприятиях автосервиса : методические указания к практической работе / [составитель В. И. Марусина]. - Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2017. - 18 с.
5. Зубарев, Н.А. Станции технического обслуживания автомобилей : учеб. пособие для студентов-заочников / Н. А. Зубарев. - Челябинск : ЧПИ, 1984. - 37 с.
6. Агеев, Е.В. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учебное пособие / Е. В. Агеев ; Минобрнауки, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Юго-Западный гос. ун-т" (ЮЗГУ). - Курск : Юго-Западный гос. ун-т, 2012. - 207 с.
7. Епишкин, В.Е. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учебно-методическое пособие / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 200 с.
8. Щеглов, В.А. Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей : краткий курс лекций / В. А. Щеглов. - Калининград : Изд-во БГАРФ, 2018. - 128 с.
9. Правила оформление выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие / И.Ю. Амирджанова [и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 145 с.
10. Жуков, А.И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта: учеб. пособие / А.И. Жуков, А.И. Рощин. - М. : МАДИ, 2017. - 76 с.
11. Штефан, Ю.В. Проектирование современного технологического оборудования: курс лекций / Ю.В. Штефан, В.А. Зорин, А.Ф. Синельников. - М. : МАДИ, 2018. - 120 с.
12. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта машин: мет. указ. к курс. работе по курсу «Основы технологии производства и ремонта» / А.Ф. Синельников, Е.А. Косенко, В.А. Зорин. - М. : МАДИ, 2017. - 104 с.
13. Тищенко, Ю.А. Проектирование технологического оборудования авто- транспортных предприятий: учеб. пособие / Ю.А. Тищенко, Н.Т. Власов. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2009. - 205 с.
14. Малкин, В.С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие к курсовому проекту бакалавров направления подготовки 190600.62 (23.03.03) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство" / В. С. Малкин; ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2015. - 65 с.
15. Основные правила выполнения технических чертежей: учеб. пособие / О.А. Оганесов [и др.]; под ред. О.А. Оганесова. - М. : МАДИ, 2017. - 136 с.
...