Введение 5
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Особенности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста
1.2. Межкультурная компетенция как один из аспектов при знакомстве с
иностранным языком и культурой 16
ГЛАВА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Дополнительное образование дошкольников в рамках детского сада с
изучением языков и культур 27
2.2. Анализ реализованной программы по формированию межкультурной
компетенции дошкольников на элементарном уровне 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленький шаг на пути к необъятным культурам стран» для детей 5 - 7 лет 54
Приложение Б Диагностическая игра «Узнай страну» 64
Приложение В «Знакомство с Красной Шапочкой» 66
Приложение Г «Как сказать спасибо?» 69
Приложение Д «День Пасхи» 73
Приложение Е «Вперед - во Францию!» 76
Приложение Ж «День песни» 78
Приложение З Фото-отчет
Глобализация в мировых отношениях привела к тому, что людям в разных ситуациях приходится общаться на различных уровнях чаще всего вербально. При этом осуществляя коммуникацию, происходит процесс культурного взаимодействия между общающимися людьми. Нередко процесс общения вызывает сложности в восприятии, что может привести к созданию неправильного культурного образа о другом, в каком-то смысле, чужом народе для каждого из собеседников. И этот момент связан с таким явлением, как межкультурная компетенция, которая чаще всего малоразвита у большинства людей. Для того, чтобы данная ситуация возникала в обществе реже, а со временем и не происходила вообще, необходимо развивать межкультурную компетенцию уже с раннего возраста, то есть уже с дошкольного этапа. Также необходимо упомянуть, что развитие и формирование межкультурной компетенции мало изучено в данной возрастной категории, в отличие от других более старших возрастных периодов.
Само обучение детей иностранным языкам играет немаловажную роль в процессе формирования данной конкретной компетенции, в связи с тем, что в этой области содержатся определенные особенности, которые оказывают влияние на становление личностной позиции каждого индивида для проявления позитивного отношения к иностранным языкам и культурам их носителей. Именно это вызывает надобность в изучении данной проблемы глубже.
Говоря об изученности данной проблемы, нужно сказать, прежде всего, она затрагивается в дошкольной педагогической литературе. Среди специалистов, изучавших данный аспект, выделяются Е.Ю.Протасова, М.А. Ариян, Н.В. Черняк, А.А. Ворожбитова, Е.В. Ермакова и другие.
Также относительно межкультурной компетенции можно выделить специалистов зарубежных и отечественных. Среди них М. Байрам, Л. Г ерлих, а также А.П. Садохин и многие другие.
Однако, несмотря на некоторую изученность указанных ключевых моментов в отдельности, следует указать, что отсутствует систематизация взаимосвязи межкультурной компетенции и дошкольной педагогики в области обучения иностранным языкам, а также недостаточно реализован практически аспект в указанном направлении.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста.
Предметом являются особенности и пути формирования межкультурной компетенции у дошкольников.
Целью исследования является повышение качества формирования межкультурной компетенции дошкольников на элементарном уровне.
Далее выделим задачи, стоящие перед нами:
1) актуализировать особенности развития детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть специфику формирования межкультурной компетенции;
3) проанализировать существующие программы по обучению иностранным языкам детей старшего дошкольного возраста;
4) реализовать эксперимент по формированию межкультурной компетенции дошкольников на основе разработанной программы дополнительного образования.
Необходимо упомянуть, что в данной работе используются методы моделирования, теоретического анализа и методический эксперимент, включающий опытное обучение и наблюдение.
В основе методологии лежат работы А.П. Садохина; зарубежного основателя понятия межкультурной компетенции Э.Холла и других специалистов в этой сфере, которые внесли неоценимый вклад в изучение данного явления и его свойств и аспектов. Относительно методологической основы для изучения вопросов обучения и организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста были выбраны такие ученые, как Е.Ю. Протасова, Н.Д. Гальскова и другие.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации экспериментальной программы, направленной на становление элементарной межкультурной компетенции и знаний о культурах трех стран - России, Франции, Великобритании - на базовом уровне. Материалы исследования могут быть востребованы в практике раннего развития языковой личности и формирования межкультурной компетенции, как в условиях детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования дошкольников. Также их можно применять на занятиях по методике обучения иностранному языку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
Изучив научную литературу, мы выявили, что дошкольники обладают определенными особенностями такими, как чувствительность к языкам, открытость к окружающим людям и высокая восприимчивость ко всему новому. Было отмечено, что необходимо использовать творческое отношение для обучения новому материалу, с помощью наглядности, игровых, интерактивных моментов и так далее.
Затем были рассмотрены ключевые понятия относительно межкультурной компетенции, ее аспектов и смежных терминов. Главным образом, межкультурная компетенция - это совокупность умений, способствующих в коммуникации эффективному взаимодействию двух или более лиц, принадлежащих к разным культурам. Также для лучшего понимания данного явления, были разобраны основные модели межкультурной компетенции. Языковая личность, в свою очередь, представляется комплексным единством, в процессе постоянной смены общественных ролей индивидуума и должно быть развито у современных детей и социума в целом.
Проанализировав программу по обучению иностранным языкам в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что необходимо соблюдение определенных требований в плане усвоения языка, коммуникативной направленности обучения. А кроме того требуется использование специальных приемов и методов с учетом возраста воспитанников детского сада, включение освоения языка не только на занятиях, но и в повседневной деятельности детей, активное использование игровой деятельности, создание образовательной среды и так далее.
На основе имеющейся программы мы разработали и реализовали нашу экспериментальную часть по формированию межкультурной компетенции с учетом языков и культур. Были обозначены цель, методы, задачи, разработаны сценарии мероприятий с дошкольниками в театрализовано- игровой форме, дополнительные меры по закреплению компетенций, а также система оценивания полученных результатов. Проведенные мероприятия указывают на повышение интереса дошкольников к культурам, их готовность к усвоению межкультурных элементов. Итоговую диагностику, к сожалению, провести не удалось из-за ряда сложившихся обстоятельств. При этом мы планируем реализовать данный этап нашей работы в дальнейшем.
Таким образом, мы достигли цели и создали основу по формированию межкультурной компетенции на элементарном уровне у детей дошкольного возраста. Также были решены все поставленные задачи, которые позволили понять данную проблему лучше. При этом разработка и проведение следующих мероприятий и диагностика полученных результатов представляют собой перспективы исследования в будущем.
1. Акимова А.И., Багдасарьян Н.Г., Васильева С.И. Курс лекций по культурологии: учебное пособие. Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. 121 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/103631(дата обращения: 24.03.2020).
2. Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания
иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2017. 222 с. URL:
https:ZZe.lanbook.com/book/92730(дата обращения: 16.02.2020).
3. Атик А.А. Развитие межкультурной компетентности студентов в
поликультурном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhkulturnoy-kompetentnosti-studentov-v-polikulturnom-obschestve (дата
обращения: 12.01.2020).
4. Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2019. 368 с. URL: https://e.lanbook.com/book/119039(дата обращения: 11.03.2020).
5. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания в
российском историко-педагогическом наследии. // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015 №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-semi-i-semeynogo-vospitaniya-v- rossiyskom-istoriko-pedagogicheskom-nasledii(дата обращения: 13.05.2020).
6. Быстрай Е.Б. Факторы повышения положительной мотивации
дошкольников к изучению иностранных языков. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С.22-26. URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/289326/# 1 (дата обращения:
25.03.2020).
7. Ворожбитова А.А. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования: учебное пособие. 2-
е изд. Москва: ФЛИНТА, 2014. 154 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/47589(дата обращения: 24.03.2020).
8. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку: учебное пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 330 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. 8-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2015. 363с.
10. Дагбаева Н.Ж. Воспитательный потенциал региональных
программ и учебных изданий как способ формирования межкультурной компетенции обучающихся. // Вестник БГУ. 2017. №7.
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vospitatelnyy-potentsial-regionalnyh-programm-i-uchebnyh-izdaniy-kak-sposob-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentsii (дата обращения: 12.01.2020).
11. Дорошук Л.А. Организация и результаты работы по воспитанию
основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. ZZ Педагогическое образование в России. 2014 №10.
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-i-rezultaty-raboty-po- vospitaniyu-osnov-grazhdanstvennosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 24.03.2020).
12. Ефременко Л.В., Самедова А.И. Билингвизм и особенности
овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста. ZZ Педагогика и психология образования. 2017. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bilingvizm-i-osobennosti-ovladeniya- inostrannymi-yazykami-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения:
24.03.2020).
13. Жукова И.Н., Лебедько М.Г., Прошина З.Г., Юзефович Н.Г. Словарь терминов межкультурной коммуникации: словарь. 3-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2017. 632 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/bookZ100017(дата обращения: 24.03.2020).
14. Кабушко А.Ю. Мир без границ: материалы конференции. Ставрополь: СГПИ, 2016. 321 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/117696(дата обращения: 08.05.2020).
15. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Науч.-исслед. лаб. «Аксиол. Лингвистика». М.: ГНОЗИС, 2004. 389 с. URL: https://ru.scribd.com/doc/52113602/Языковой-круг-личность-концепты-дискурс (дата обращения 03.12.2019).
16. Карташова В.Н., Амбеталь А.В. Ценностно-смысловая сфера
дошкольника и раннее иноязычное образование: особенности развития: 2019-07-22. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 138 с. URL:
https://e.lanbook.com/book/121945(дата обращения: 24.03.2020).
17. Клименко Н.В. Формирование и развитие познавательного
интереса к стране изучаемого языка у детей дошкольного возраста . //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-poznavatelnogo-interesa-k- strane-izuchaemogo-yazyka-u-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 13.05.2020).
18. Кострица Е.И., Петрова И.В. К вопросу о межкультурной компетенции вторичной языковой личности: лингводидактический аспект . // Вестник ЗабГУ. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mezhkulturnoy-kompetentsii-vtorichnoy-yazykovoy-lichnosti-lingvodidakticheskiy-aspekt (дата обращения: 12.01.2020).
19. Ксенофонтова А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности:
монография. 2-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2014. 209 с. URL:
https://e.lanbook.com/book/63063 (дата обращения: 11.03.2020).
20. Кудрина Е.А., Чудинов А.П. Формирование межкультурной компетенции посредством игровых технологий на уроках английского языка (начальный этап). // Педагогическое образование в России. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkulturnoy-kompetentsii-posredstvom-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-nachalnyy-etap(дата обращения: 12.01.2020).
21. Кыштымова Т.В. Понятие «языковая личность» в современной
лингвистике. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С.237-244. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/295296(дата обращения: 24.03.2020).
22. Лебедева М.М. Проблемы межкультурного взаимодействия на
современном этапе. // Вестник МГИМО. 2012. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya-na- sovremennom-etape(дата обращения: 24.03.2020).
23. Максаева А.Э. Социокультурный опыт в практике обучения иностранному языку: монография. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2016. 272 с. URL: https://e.lanbook.com/book/74736 (дата обращения: 24.03.2020).
24. Маркова С.Д. Аккультурация: к теории вопроса. // Современные
научные исследования и инновации. № 12, 2015. C.1326-1331. URL:
https://e.lanbook.com/book/92730 (дата обращения: 02.11.2019).
25. Овсянникова О.А. Формирование толерантного отношения
дошкольников к сверстникам средствами искусства. автореферат дис
кандидата педагогических наук: 13.00.07 // Ур. гос.пед. ун-т. Екатеринбург. 2003. 23с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003233442#?page=1 (дата
обращения 03.03.2020).
26. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. М: Владос, 2010. 301 с.
27. Пургина Е.С., Пургина Е.И. Международные учебники
английского языка как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов вузов. // Педагогическое образование в России. 2015. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-uchebniki-angliyskogo-yazyka-kak-sredstvo-formirovaniya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-vuzov (дата обращения: 12.01.2020).
28. Раренко М.Б., Базылев В.Н. Основные понятия переводоведения (Отечественный опыт). Терминологический словарь-справочник. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010. 260 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/22501.html (дата обращения 03.03.2020).
29. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник. М.: ФЛИНТА,
2013. 524 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375743 (дата
обращения: 04.01.2020).
30. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. М.: КИОРУС, 2014. 254 с.
31. Салихова Э.А. Основы психолингвистики: учебное пособие. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2018. 103 с. URL: https://e.lanbook.com/book/102643 (дата обращения: 11.03.2020).
32. Соболева Е.А. Теоретические основы методики обучения
иностранному языку на основе деятельности. // Наука и образование сегодня. 2018. №10 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-
metodiki-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-osnove-deyatelnost (дата
обращения: 11.03.2020).
33. Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А., Ткаленко Д.Э. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход: учебник и практикум для вузов. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 254с.
34. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. 3-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2013. 256 с. URL: https://e.lanbook.com/book/13068(дата обращения: 24.03.2020).
35. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учебное пособие. 3-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2013. 192 с. URL: https://e.lanbook.com/book/13069(дата обращения: 11.03.2020).
36. Утехина А.Н. Межкультурная дидактика. Москва: ФЛИНТА,
2012. 280 с. URL: https://e.lanbook.com/book/13071(дата обращения:
11.03.2020).
37. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. №1155, 2013г., 17 октября. URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
38. Хроленко А.Т. Введение в филологию: учебное пособие. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2015. 252 с. URL: https://e.lanbook.com/book/125395(дата обращения: 24.03.2020).
39. Чекина Л.Ф. Психология развития: учебное пособие. Санкт- Петербург: Лань, 2018. 208 с. URL: https://e.lanbook.com/book/104891 (дата обращения: 08.05.2020).
40. Черняк Н.В. «Межкультурная компетенция» и смежные термины в понятийном аппарате межкультурной дидактики. // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. №2. С.68-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kompetentsiya-i-smezhnye- terminy-v-ponyatiynom-apparate-mezhkulturnoy-didaktiki(дата обращения: 12.05.2020).
41. Черняк Н.В. История становления научной концепции
межкультурной компетенции в отечественной и зарубежной педагогике. // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С.29-39.
URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301610 (дата обращения: 02.11.2019).
42. Штрейх А.Н. Проблема развития познавательного интереса в рамках обучения иностранного языка детей старшего дошкольного возраста с учетом их психовозрастных особенностей. // Амурский научный вестник. 2015. № 2. С.169-174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23675725
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. Изд. 2-е. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
44. Aba D. Towards an Intercultural Communication Competence Tool for Academic Mobility Purposes // Journal of Intercultural Communication. 2015. No.39. URL: http://www.immi.se/intercultural/nr39/aba.html (дата обращения 03.12.2019).
45. Ahmed R. Intercultural competence in healthcare. // In J. Bennett (Ed.), The SAGE encyclopedia of intercultural competence. 2015. Pp. 487-489. URL:https://www.researchgate.net/publication/280517208_Intercultural_Compete nce_in_Healthcare.
46. Arasaratnam L. Intercultural Competence // Oxford Research
Encyclopedia of Communicatio 2016. P. 20.
URL: https: //oxfordre .com/communication/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-68 (дата обращения 03.12.2019).
47. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon / UK: Multilingual Matter, 1997. 137 p. URL: https://ru.b-ok.cc/ireader/1220919 (дата обращения 03.12.2019).
48. Corder D., U-Mackey A. Encountering and dealing with difference:
second life and intercultural competence. 2015. No.11. Pp. 409-424.
URL: https://doi.org/10.1007/978-981-10-6382-4_3 (дата обращения
03.12.2019).
49. Gerlich L., Kersten H., Massler U., Wippermann I. Intercultural
encounters in bilingual preschools. // Bilingual Preschools: Learning and Development. 2010. Pp. 137-173.
URL: https://www.researchgate.net/publication/233800737_Intercultural_Encounters_in_Bilingual_Preschools (дата обращения 03.12.2019).
50. Huber J., Reynolds Ch. Developing intercultural competence through education. Council of Europe Pestalozzi Series, no. 3. Council of Europe Publishing, Strasbourg. 2014.
51. Leung K., Leung Ang., Soon and Tan, Ling M. Intercultural
Competence // Annual Review of Organizational Psychology & Organizational Behavior. Vol. 1. Issue 1, 2014. Pp. 489-519.
URL: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091229 (дата
обращения 03.12.2019).
52. Rudenko N.S. Discussion on the structure of Intercultural communicative competence in foreign publications // Педагогическое
образование в России. 2015. №12. Pp. 309-314. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/discussion-on-the-structure-of-intercultural-communicative-competence-in-foreign-publications (дата обращения:
29.10.2019).
53. Szuba A.S. The intercultural communicative competence of young children in a bilingual education setting. Radboud University Nijmegen, 2016. 77 p. URL: https://theses.ubn.ru.nl/bitstream/handle/123456789/3827/Szuba%2C_A.S._1.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.11.2019).