Формирование межкультурной компетенции дошкольников при обучении иностранным языкам
|
Введение 5
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Особенности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста
1.2. Межкультурная компетенция как один из аспектов при знакомстве с
иностранным языком и культурой 16
ГЛАВА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Дополнительное образование дошкольников в рамках детского сада с
изучением языков и культур 27
2.2. Анализ реализованной программы по формированию межкультурной
компетенции дошкольников на элементарном уровне 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленький шаг на пути к необъятным культурам стран» для детей 5 - 7 лет 54
Приложение Б Диагностическая игра «Узнай страну» 64
Приложение В «Знакомство с Красной Шапочкой» 66
Приложение Г «Как сказать спасибо?» 69
Приложение Д «День Пасхи» 73
Приложение Е «Вперед - во Францию!» 76
Приложение Ж «День песни» 78
Приложение З Фото-отчет
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 8
1.1. Особенности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста
1.2. Межкультурная компетенция как один из аспектов при знакомстве с
иностранным языком и культурой 16
ГЛАВА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Дополнительное образование дошкольников в рамках детского сада с
изучением языков и культур 27
2.2. Анализ реализованной программы по формированию межкультурной
компетенции дошкольников на элементарном уровне 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Маленький шаг на пути к необъятным культурам стран» для детей 5 - 7 лет 54
Приложение Б Диагностическая игра «Узнай страну» 64
Приложение В «Знакомство с Красной Шапочкой» 66
Приложение Г «Как сказать спасибо?» 69
Приложение Д «День Пасхи» 73
Приложение Е «Вперед - во Францию!» 76
Приложение Ж «День песни» 78
Приложение З Фото-отчет
Глобализация в мировых отношениях привела к тому, что людям в разных ситуациях приходится общаться на различных уровнях чаще всего вербально. При этом осуществляя коммуникацию, происходит процесс культурного взаимодействия между общающимися людьми. Нередко процесс общения вызывает сложности в восприятии, что может привести к созданию неправильного культурного образа о другом, в каком-то смысле, чужом народе для каждого из собеседников. И этот момент связан с таким явлением, как межкультурная компетенция, которая чаще всего малоразвита у большинства людей. Для того, чтобы данная ситуация возникала в обществе реже, а со временем и не происходила вообще, необходимо развивать межкультурную компетенцию уже с раннего возраста, то есть уже с дошкольного этапа. Также необходимо упомянуть, что развитие и формирование межкультурной компетенции мало изучено в данной возрастной категории, в отличие от других более старших возрастных периодов.
Само обучение детей иностранным языкам играет немаловажную роль в процессе формирования данной конкретной компетенции, в связи с тем, что в этой области содержатся определенные особенности, которые оказывают влияние на становление личностной позиции каждого индивида для проявления позитивного отношения к иностранным языкам и культурам их носителей. Именно это вызывает надобность в изучении данной проблемы глубже.
Говоря об изученности данной проблемы, нужно сказать, прежде всего, она затрагивается в дошкольной педагогической литературе. Среди специалистов, изучавших данный аспект, выделяются Е.Ю.Протасова, М.А. Ариян, Н.В. Черняк, А.А. Ворожбитова, Е.В. Ермакова и другие.
Также относительно межкультурной компетенции можно выделить специалистов зарубежных и отечественных. Среди них М. Байрам, Л. Г ерлих, а также А.П. Садохин и многие другие.
Однако, несмотря на некоторую изученность указанных ключевых моментов в отдельности, следует указать, что отсутствует систематизация взаимосвязи межкультурной компетенции и дошкольной педагогики в области обучения иностранным языкам, а также недостаточно реализован практически аспект в указанном направлении.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста.
Предметом являются особенности и пути формирования межкультурной компетенции у дошкольников.
Целью исследования является повышение качества формирования межкультурной компетенции дошкольников на элементарном уровне.
Далее выделим задачи, стоящие перед нами:
1) актуализировать особенности развития детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть специфику формирования межкультурной компетенции;
3) проанализировать существующие программы по обучению иностранным языкам детей старшего дошкольного возраста;
4) реализовать эксперимент по формированию межкультурной компетенции дошкольников на основе разработанной программы дополнительного образования.
Необходимо упомянуть, что в данной работе используются методы моделирования, теоретического анализа и методический эксперимент, включающий опытное обучение и наблюдение.
В основе методологии лежат работы А.П. Садохина; зарубежного основателя понятия межкультурной компетенции Э.Холла и других специалистов в этой сфере, которые внесли неоценимый вклад в изучение данного явления и его свойств и аспектов. Относительно методологической основы для изучения вопросов обучения и организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста были выбраны такие ученые, как Е.Ю. Протасова, Н.Д. Гальскова и другие.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации экспериментальной программы, направленной на становление элементарной межкультурной компетенции и знаний о культурах трех стран - России, Франции, Великобритании - на базовом уровне. Материалы исследования могут быть востребованы в практике раннего развития языковой личности и формирования межкультурной компетенции, как в условиях детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования дошкольников. Также их можно применять на занятиях по методике обучения иностранному языку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
Само обучение детей иностранным языкам играет немаловажную роль в процессе формирования данной конкретной компетенции, в связи с тем, что в этой области содержатся определенные особенности, которые оказывают влияние на становление личностной позиции каждого индивида для проявления позитивного отношения к иностранным языкам и культурам их носителей. Именно это вызывает надобность в изучении данной проблемы глубже.
Говоря об изученности данной проблемы, нужно сказать, прежде всего, она затрагивается в дошкольной педагогической литературе. Среди специалистов, изучавших данный аспект, выделяются Е.Ю.Протасова, М.А. Ариян, Н.В. Черняк, А.А. Ворожбитова, Е.В. Ермакова и другие.
Также относительно межкультурной компетенции можно выделить специалистов зарубежных и отечественных. Среди них М. Байрам, Л. Г ерлих, а также А.П. Садохин и многие другие.
Однако, несмотря на некоторую изученность указанных ключевых моментов в отдельности, следует указать, что отсутствует систематизация взаимосвязи межкультурной компетенции и дошкольной педагогики в области обучения иностранным языкам, а также недостаточно реализован практически аспект в указанном направлении.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста.
Предметом являются особенности и пути формирования межкультурной компетенции у дошкольников.
Целью исследования является повышение качества формирования межкультурной компетенции дошкольников на элементарном уровне.
Далее выделим задачи, стоящие перед нами:
1) актуализировать особенности развития детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть специфику формирования межкультурной компетенции;
3) проанализировать существующие программы по обучению иностранным языкам детей старшего дошкольного возраста;
4) реализовать эксперимент по формированию межкультурной компетенции дошкольников на основе разработанной программы дополнительного образования.
Необходимо упомянуть, что в данной работе используются методы моделирования, теоретического анализа и методический эксперимент, включающий опытное обучение и наблюдение.
В основе методологии лежат работы А.П. Садохина; зарубежного основателя понятия межкультурной компетенции Э.Холла и других специалистов в этой сфере, которые внесли неоценимый вклад в изучение данного явления и его свойств и аспектов. Относительно методологической основы для изучения вопросов обучения и организации образовательного процесса у детей дошкольного возраста были выбраны такие ученые, как Е.Ю. Протасова, Н.Д. Гальскова и другие.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации экспериментальной программы, направленной на становление элементарной межкультурной компетенции и знаний о культурах трех стран - России, Франции, Великобритании - на базовом уровне. Материалы исследования могут быть востребованы в практике раннего развития языковой личности и формирования межкультурной компетенции, как в условиях детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования дошкольников. Также их можно применять на занятиях по методике обучения иностранному языку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, приложений.
Изучив научную литературу, мы выявили, что дошкольники обладают определенными особенностями такими, как чувствительность к языкам, открытость к окружающим людям и высокая восприимчивость ко всему новому. Было отмечено, что необходимо использовать творческое отношение для обучения новому материалу, с помощью наглядности, игровых, интерактивных моментов и так далее.
Затем были рассмотрены ключевые понятия относительно межкультурной компетенции, ее аспектов и смежных терминов. Главным образом, межкультурная компетенция - это совокупность умений, способствующих в коммуникации эффективному взаимодействию двух или более лиц, принадлежащих к разным культурам. Также для лучшего понимания данного явления, были разобраны основные модели межкультурной компетенции. Языковая личность, в свою очередь, представляется комплексным единством, в процессе постоянной смены общественных ролей индивидуума и должно быть развито у современных детей и социума в целом.
Проанализировав программу по обучению иностранным языкам в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что необходимо соблюдение определенных требований в плане усвоения языка, коммуникативной направленности обучения. А кроме того требуется использование специальных приемов и методов с учетом возраста воспитанников детского сада, включение освоения языка не только на занятиях, но и в повседневной деятельности детей, активное использование игровой деятельности, создание образовательной среды и так далее.
На основе имеющейся программы мы разработали и реализовали нашу экспериментальную часть по формированию межкультурной компетенции с учетом языков и культур. Были обозначены цель, методы, задачи, разработаны сценарии мероприятий с дошкольниками в театрализовано- игровой форме, дополнительные меры по закреплению компетенций, а также система оценивания полученных результатов. Проведенные мероприятия указывают на повышение интереса дошкольников к культурам, их готовность к усвоению межкультурных элементов. Итоговую диагностику, к сожалению, провести не удалось из-за ряда сложившихся обстоятельств. При этом мы планируем реализовать данный этап нашей работы в дальнейшем.
Таким образом, мы достигли цели и создали основу по формированию межкультурной компетенции на элементарном уровне у детей дошкольного возраста. Также были решены все поставленные задачи, которые позволили понять данную проблему лучше. При этом разработка и проведение следующих мероприятий и диагностика полученных результатов представляют собой перспективы исследования в будущем.
Затем были рассмотрены ключевые понятия относительно межкультурной компетенции, ее аспектов и смежных терминов. Главным образом, межкультурная компетенция - это совокупность умений, способствующих в коммуникации эффективному взаимодействию двух или более лиц, принадлежащих к разным культурам. Также для лучшего понимания данного явления, были разобраны основные модели межкультурной компетенции. Языковая личность, в свою очередь, представляется комплексным единством, в процессе постоянной смены общественных ролей индивидуума и должно быть развито у современных детей и социума в целом.
Проанализировав программу по обучению иностранным языкам в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что необходимо соблюдение определенных требований в плане усвоения языка, коммуникативной направленности обучения. А кроме того требуется использование специальных приемов и методов с учетом возраста воспитанников детского сада, включение освоения языка не только на занятиях, но и в повседневной деятельности детей, активное использование игровой деятельности, создание образовательной среды и так далее.
На основе имеющейся программы мы разработали и реализовали нашу экспериментальную часть по формированию межкультурной компетенции с учетом языков и культур. Были обозначены цель, методы, задачи, разработаны сценарии мероприятий с дошкольниками в театрализовано- игровой форме, дополнительные меры по закреплению компетенций, а также система оценивания полученных результатов. Проведенные мероприятия указывают на повышение интереса дошкольников к культурам, их готовность к усвоению межкультурных элементов. Итоговую диагностику, к сожалению, провести не удалось из-за ряда сложившихся обстоятельств. При этом мы планируем реализовать данный этап нашей работы в дальнейшем.
Таким образом, мы достигли цели и создали основу по формированию межкультурной компетенции на элементарном уровне у детей дошкольного возраста. Также были решены все поставленные задачи, которые позволили понять данную проблему лучше. При этом разработка и проведение следующих мероприятий и диагностика полученных результатов представляют собой перспективы исследования в будущем.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «LETTERLAND» НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР: ПСИХОЛОГО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ»
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Театрализованно-игровая деятельность как способ формирования элементарной межкультурной компетенции при обучении дошкольников иностранным языкам
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИКИ «LETTERLAND» НА РАННЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Формирование межкультурной компетентности подростков посредством театрализованных уроков иностранного языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Мультимедийная визуализация как средство формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



