Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Общие положения института социального найма жилого помещения 7
1.1 Понятие и юридическая сущность права граждан на жилище 7
1.2 Понятие, предмет и форма договора социального найма жилого помещения 11
1.3. Содержание договора социального найма жилого помещения 16
Глава 2. Возникновение, изменение и прекращение социального найма жилого помещения 24
2.1 Основания и порядок предоставления жилья по договору социального найма 24
2.2 Основания и правовые проблемы изменения договора социального найма жилого помещения 32
2.3 Прекращение договора социального найма жилого помещения 40
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Право граждан на жилище провозглашено Конституцией Российской Федерации. Основные принципы, формы и порядок реализации этого права установлены Гражданским кодексом российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищные правоотношения разнообразны. Для каждого из нас жилое помещение является важнейшей социальной ценностью, и каждый гражданин в течение жизни вступает в отношения по найму жилого помещения. Особенное место в этих правоотношениях занимают правоотношения, которые возникают в связи с обеспечением и пользованием гражданами жилыми помещениями на основании договора социального найма.
Согласно гражданскому и жилищному законодательству договор найма жилого помещения может носить как потребительский, так и коммерческий характер.
Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 40) и жилищное законодательство (глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) гарантируют предоставление жилых помещений в административном порядке из публичных форм собственности жилья по договору социального найма и только тем гражданам, которые поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. П.В. Крашенинников в своих трудах разъясняет, что «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В Основном Законе России сформулировано основополагающее правило бесплатного предоставления жилых помещений. Бесплатное предоставление жилья государство гарантирует только малоимущим, нуждающимся в жилище гражданам и некоторым другим лицам, перечень которых определяется законом»1.
Изучению названного права уделялось внимание и в советский период развития жилищного законодательства, и в современных работах.
Так Л.М. Пчелинцева отмечает, что «права, содержащиеся в Конституции государства и важнейших международно-правовых документах по правам человека, в современных условиях являются основными правами человека и составляют стержень правового статуса индивида. Согласно этому критерию, право на жилище, закрепленное в статье 40 Конституции Российской Федерации, можно отнести к категории основных прав человека»2.
Так как политика государства в жилищной сфере изменилась кардинальным образом и от обеспечения жильем на основании договора социального найма всех граждан трансформировалась к обеспечению определенной категории граждан (малоимущих), то необходимо уточнить кто же является субъектами договора и содержание договора. Кроме этого необходимо установить точные характеристики предмета договора социального найма жилого помещения.
Целью данной работы является анализ правового регулирования отношений владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, выработка предложений по совершенствованию правового регулирования указанных отношений с учетом судебной и правоприменительной практики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. анализ содержания права граждан на жилище, предоставляемое по договору социального найма;
2. определение оснований и порядка предоставления жилья по договору социального найма;
3. анализ оснований и порядка изменения, прекращения и расторжения договора социального найма;
4. определение проблем анализируемого института.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением, владением и пользованием по договору социального найма жилыми помещениями из государственных и муниципальных фондов той категории граждан, кто имеет на это право.
Предметом исследования являются аспекты предоставления жилья по договору социального найма жилого помещения в соответствии с нормами гражданского и жилищного права.
Для раскрытия данной темы использовалась и анализировалась учебная литература, монографии, Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и комментарии к ним, судебная практика.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Статья 40 Конституции Российской Федерации кроме гарантий прав каждого гражданина на жилище гарантирует, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных жилищных фондов. В развитии норм Конституции, Жилищным кодексом Российской Федерации РФ, определены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также раскрывается понятие договора социального найма и его составные части.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что реализация прав граждан на жилище, в современных условиях, напрямую зависит от материального положения самих граждан и возможностью приобрести жилье в собственность на законных основаниях. Вместе с тем у огромного числа российских семей вопрос приобретения жилого помещения является неразрешимым в силу материального положения. Так, например, в муниципальном образовании город Благовещенск Амурской области включены в список в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на конец 2018 года 2329 человек, при этом за период с 2015 года по 2018 год этот список сократился только на 110 человек. Количество заключенных договоров социального найма жилого помещения в г. Благовещенск колеблется от 457 в 2015 году до 346 в 2018 году, при этом количество муниципальных жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, сократилось с 5806 в 2015 году до 5629 в 2018 году. Эта статистика, предоставленная органами местного самоуправления г. Благовещенск, наглядно подтверждает тот факт, что без помощи органов государственной власти и органов власти местного самоуправления малоимущая часть россиян не сможет решить жилищный вопрос, а также указывает на востребованность и важность института договора социального найма жилого помещения.
В результате исследования нормативных правовых актов, регулирующих жилищное право, а преимущественно, договор социального найма, научных взглядов, представленных в литературе по вопросам социального найма жилого помещения, нами были выявлены следующие проблемы и предложены пути их решения.
1. Частью 2 ст. 90 и частью 2 ст. 91 ЖК РФ к гражданам лишенных родительских прав могут быть применены меры направленные на защиту детей, в отношении которых они лишены родительских прав, заключающиеся как в выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (ч.2 ст. 91 ЖК РФ), так и выселение в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения установленному для вселения граждан в общежитие ( ч.2 ст.90 ЖК РФ). При этом какая именно норма будет применена ставится в зависимость от принятия или непринятия соответствующего закона на уровне субъекта РФ, а также из этих норм ЖК РФ не следует, что такой закон обязателен для принятия на уровне субъекта РФ. Этот вопрос, на наш взгляд, требует более детальной проработки для четкого понимания правовых последствий при принятии решений, связанных с выселением нанимателя и расторжением договора социального найма.
2. Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства РФ в 2005 году, содержит перечень прав и обязанностей сторон договора, которые трактуются шире чем в ЖК РФ. Несмотря на то, что в нем есть отсылочные пункты на то, что стороны договора несут и иные обязанности, предусмотренные в ЖК РФ и законодательством РФ, мы приходим к выводу, что необходимо внести изменения в Типовой договор в части включения всех прав и обязанностей сторон договора, для более четкого понимания сторонами договора своих прав и обязанностей, и исключения случаев злоупотребления своим положением как нанимателями, так и наймодателями жилых помещений.
3. Учитывая тот факт, что в жилищном законодательстве и Типовом договоре не оговариваются сроки, в которые наниматель должен уведомить наймодателя о намерении расторгнуть договор мы считаем, что целесообразно дополнить ст. 83 ЖК РФ нормой о необходимости письменного уведомления наймодателя о расторжении договора и определить срок за который наймодатель должен быть уведомлен. Например, за один месяц, либо руководствоваться ст. 687 ГК РФ, т.е. за три месяца.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ// Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ ред. от 03.08.2018 № 340-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) // Российская газета. - 20.11.2002. - № 220// СПС КонсультантПлюс.2018.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 03.08.2018 № 339-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) // Российская газета. - 08.12.1994. - № 238-239// СПС Консультант- Плюс.2018.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ ред. от 03.08.2018 № 341-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Российская газета. - 12.01.2005. - № 1// СПС КонсультантПлюс.2018.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ред. от 03.08.2018 № 319-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // Российская газета. - 27.01.1996. - № 17// СПС КонсультантПлюс.2018.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 03.10.2018 № 352-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.10.2018)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954// Собрание законодательства РФ. - 08.10.2018. - № 41. - Ст. 6192.
7. Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2018) // Российская газета. - 12.01.2005. - № 1// СПС Консультант-Плюс.2018.
8. Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ. 30.07.2018. № 31. ст. 4856.
9. Постановление Правительства РФ от 21.05 2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» // Российская газета. - 27.05.2005. - № 112.
10. Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (вместе с «Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации») (в ред. от 12.09.2017 № 1097)// СПС КонсультантПлюс.2018.
11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (ред. от 28.02.2018)// СПС Консультант- Плюс.2018.
12. Постановление Правительства РФ от 02.08.2016 № 746//Собрание законодательства РФ, 08.08.2016, № 32, ст. 5123.
13. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27154)// Российская газета. - 25.02.2013. - № 40.
14. Приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (ред. от 08.05.2018) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
15. Закон Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (принят Амурским областным Советом народных депутатов 19.08.2005) в ред. от 22.12.2017 № 165-ОЗ// Амурская правда.- 06.09.2005. - № 175//Амурская правда.- 26.12.2017.-№ 150.
...