Введение 3
Глава 1 Теоретические разработки проблемы семейного воспитания детей-мигрантов на национальных традициях 10
1.1 Сущность понятия «национальные культурные традиции» в психолого-педагогической литературы 10
1.2 Особенности национальных традиций воспитания детей (на
примере Узбекистана) 18
1.3 Семья как среда воспитания детей национальных культурных
традиций детей-мигрантов 26
ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по приобщению детей- мигрантов к узбекской национальной культуре в процессе семейного воспитания 33
2.1 Методика организации эксперимента 33
2.2 Внедрение национальных культурных традиции в работу с детьми
мигрантами 45
2.3 Результаты работы 55
Заключение 62
Список используемой литературы 64
В настоящее время решающим элементом духовно-нравственной культуры становятся общечеловеческие ценности, которые формируют личность ребенка. Сегодня возрождение национальных культурных традиций и ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов, как заданной нормы в сфере отношений между людьми выступает актуальной проблемой. Все аспекты образования, начиная с дошкольного, начального и общего образования ориентирует на необходимость построения образовательной деятельности на основе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства, формирование у детей и подростков представлений о социокультурных ценностях и традициях. В связи с этим, актуальным является поиск научно обоснованных возможностей использования национальных культурных традиций в ходе воспитания детей.
Актуальность данной работы определяется ещё и тем, что для современного мира характерна высокая мобильность населения, в результате чего большое количество людей вместе со своими семьями переезжают за границу, они сталкиваются с проблемой поддержания национальных традиций в семье. Согласно статистике Министерства внутренних дел РФ, в январе-сентябре 2021 года в Миграционной службе зарегистрировались более 3 млн 374 граждан Узбекистана. Однако множество источников указывает на то, что эти цифры сильно занижены, и реальное число может достигать десяти миллионов человек. В целом по миру в 2019 году численность международных мигрантов составила около 272 миллионов человек, согласно данным ООН. Переехав в другую страну, взрослые мигранты с разной степенью успеха ассимилируются и осваивают новый язык. Что касается детей, они, как правило, ассимилируются полностью, при этом зачастую родная культура не просто уходит на второй план, а становится для ребенка чужой и незнакомой. Чтобы ребенок имел представления о своих истоках, перед родителями стоит задача познакомить детей с национальными традициями, поддержать и углубить их знания о культуре, истории и укладе родной страны. Это поможет преодолеть размытость нравственных ориентиров подрастающего поколения, обеспечит участие семьи в духовно-нравственном воспитании детей, развитие ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
В настоящее время национальная культура недостаточно изучены. Теория воспитания на началах народности разрабатывалась в трудах В.В. Зеньковского, В.С. Соловьева, К. Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечается Н. А. Бердяевым, В.С. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Педагогический аспект духовности, нравственности исследован в трудах Л.П. Буевой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, М.Н. Лузиной и др. Концепции духовно-нравственного воспитания разработаны Е.П. Белозерцевым, Н.М. Борытко, Т.И. Власовой, А.Я. Данилюком, В.В. Игнатовой, В.М. Пустоваловым и др.
Ряд диссертационных работ последних лет посвящен изучению и осмыслению педагогического потенциала традиций в системе социально-культурной интеграции мигрантов (А.М. Григорьева), этнокультурных традиций как ресурса оптимизации педагогических функций современной семьи (Р.Ш. Ахмадиева), а также вопросам социально-психологической адаптации мигрантов в принимающем поликультурном обществе (В.В. Константинов).
Ученые, изучающие данный вопрос, отмечают, что приобщение детей к национальным культурным традициям является актуальным педагогическим вопросом в современном мире. Это обусловлено тем, что традиции и культура родного народа обладают большим воспитательным потенциалом. На данный момент отмечается недостаточная разработанность методических идей, направленных на приобщение детей к национальным традициям. Тема реализации воспитательного потенциала национальной культуры изучалась многими педагогами, среди которых А.Б. Измайлова и М.Б. Кожанова. Исследователи утверждают, что национальные культурные традиции способны оказать существенное влияние на духовное и нравственное развитие ребенка, сформировать у него общечеловеческие этические и моральные ценности. Актуальность данного исследования определена недостаточностью теоретического осмысления и практического внедрения национальных культурных традиций как одного из направлений духовно- нравственного воспитания детей.
Анализ современной педагогической науки и работ отечественных педагогов позволил выявить основные недостатки, внедрению национальных культурных традиций в воспитательный процесс детей-мигрантов. К ним относятся: неподготовленность педагогов к обучению детей-мигрантов, невысокий уровень толерантности в образовательной среде, невысокий уровень общей культуры родителей мигрантов, препятствующий активному взаимодействию педагогов и родителей в воспитательном процессе.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме национальных культурных традиции как ресурса семейного воспитания у детей мигрантов, позволил выделить следующие противоречия между:
- необходимостью поиска инновационных практик по нравственному воспитанию детей, ориентированных на приобщение к национальным культурным традициям и недостаточной включенностью в систему воспитания детей приобщения их к национальной самобытности;
- потребностью общества в приобщении детей-мигрантов из Узбекистана к изучению национальных традиций и обычаев с целью формирования общечеловеческих этических, моральных ценностей, и недостаточной разработанностью форм и методов приобщения их к национальной культуре.
Из вышесказанного была сформулирована проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования ценностного отношения к национальным культурным традициям в семье у детей-мигрантов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность содержания, форм и методов приобщения детей- мигрантов к национальным культурным традициям в процессе семейного воспитания.
Объект исследования: процесс приобщения детей-мигрантов к национальным культурным традициям в рамках семейного воспитания.
Предмет исследования: содержание, формы и методы семейного воспитания по приобщению детей-мигрантов к национальным культурным традициям (на примере Узбекистана).
Гипотеза исследования: приобщение детей-мигрантов к национальным культурным традициям в процессе семейного воспитания оказывает благоприятное влияние на духовно-нравственное воспитание детей, если родители, опираясь на личный ценностный опыт, способствуют ознакомлению детей с историей, достижениями, выдающимися людьми, обычаями страны, формируют эмоциональную готовность к участию в социальной деятельности во благо своей родины.
В связи с данной целью выделяются следующие исследовательские задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «национальные культурные традиции» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности национальных культурных традиций воспитания детей на примере Узбекистана.
3. Организовать работу с семьями по приобщению детей-мигрантов к узбекской национальной культуре.
4. Проанализировать результаты работы с семьями детей-мигрантов.
Теоретической основой исследования являются:
- труды о роли принципа народности в воспитании (В.В. Зеньковского, В.С. Соловьева, К.Д Ушинского и др.);
- исследования о роли народного наследия в воспитании (Н.А. Бердяев, В. С. Библер, И.А Ильин, П. А. Флоренский и др.);
- работы о роли нравственного воспитания в развитии личности (П. Буев, В.А. Караковский, Б. Т. Лихачев, М. Н. Лузина и др.);
- концепции духовно-нравственного воспитания (Е.П. Белозерцев, Н.М. Борытко, Т.И. Власова, А.Я. Данилюк, В.В. Игнатов, В.М. Пустовалов и др.);
- работы по основам формирования толерантного отношения к иным культурам у детей (Е.А. Ильинская, М.И. Богомолова, Н.А. Асташова, Бабынина Т.Ф., Коломийченко Л.В и др.);
- исследования зарубежных авторов об особенностях и роли национального воспитания в развитии ребенка (Sonia Gsir, Elso Mescoli, Elisavet Arkolaki, Uti Limasher-Riebold, Clarissa Gosling, Huw Francis, Michelyne Callan, Sidney Werkman).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, анализ статистических данных, абстрагирование, сравнение, синтез. Эмпирические методы: опрос, интервью, беседа, анкетирование;
констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент
Основные этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов и проводилось в течении двух лет.
Подготовительный этап (2020г.) - определение научной базы исследования, поиск и изучение научной литературы, составление плана магистерской работы.
Основной этап (2020-2021 гг.) -обобщение теоретического материала. Проведение диагностических методик, обобщение опыта воспитания детей в семьях-мигрантов, анализ полученных данных.
Итоговый этап (2021-2022гг.) - подведение итогов исследования, оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в обобщении и систематизации исследований о роли национальных культурных традиций в достижении положительных результатов духовно-нравственного воспитания детей из семей мигрантов; разработке критериев и показателей определения ценностного отношения к национальным культурным традициям у детей- мигрантов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем на основе анализа понятия «национальные культурные традиции» сформулированы особенности национальных традиций воспитания детей- мигрантов Узбекистана, проживающих вне родной страны, дано обоснование форм и методов воспитания в семье, которые можно использовать в практической деятельности родителями в процессе семейного воспитания.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных форм работы в практике семейного воспитания.
Личный вклад соискателя состоит в включенном участии на всех этапах процесса, в апробации результатов, обработки экспериментальных данных.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием теоретических положений современной психолого-педагогической науки, взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в 2 публикациях автора и выступлениях на семинарах, конференциях в Тольяттинском государственном университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ понятия «национальные культурные традиции» показал, оно является системным, комплексным, включающим в себя язык, историю, традиции, культуру народа, готовность приложить необходимые усилия для её процветания, обеспечения независимости, стремлении к защите её интересов, активном и сознательном участии в укреплении её могущества.
2. Содержание, формы и методы семейного воспитания детей- мигрантов по приобщению детей к национальным культурным традициям должны быть ориентированы на ознакомление детей с историей, достижениями, выдающимися людьми, обычаями страны, носить эмоционально-деятельностный характер и способствовать формированию готовности детей к участию в социальной деятельности во благо своей родины.
3. Критериями определения ценностного отношения к национальным культурным традициям у детей-мигрантов в семье являются когнитивный, ценностный, поведенческий, раскрывающие комплексный характер исследуемого качества.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, четырех таблиц, девяти рисунков, списка используемой литературы.
Данное исследование затронуло проблемы приобщения детей- мигрантов к национальным культурным традициям в процессе семейного воспитания в условиях эмиграции, формирование положительного отношения к национальным культурным традициям у детей-мигрантов. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а по проблеме формирования положительного отношения к национальным культурным традициям литература таких ученых как К. Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, А.Б. Измайлова, М.Б. Кожанова, А.М. Григорьева, Р. Ш. Ахмедова, В.В. Константинов и многих других.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура приобщение детей -мигрантов к национальным культурным традициям. Анализы позволили сделать вывод о том, что изучение национальные культурные традиций всегда актуально, поскольку оно обращено к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Особенностью национальных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными.
Опытно-экспериментальная диссертационного исследования включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование была проведена в городе Тольятти среди мигрантов.
В диагностический части эксперимента были проведены следующие методики: Методика «Анкета для родителей-мигрантов», задание «Знаешь ли ты о своем национальном языке»? (Ищенко Е.Д), тест «Как ты относишься к своей национальности»? (Евмененко Е.В), беседа с детьми (Приходько Е.В). В ходе диссертационного исследования была разработана и внедрена программа формирования положительного отношение к национальным культурным традициям в дополнительных занятиях с детьми по теме: «Национальное культурное наследие: сохраняем, бережем, передаем», направленная на приобщение детей к национальным традициям, формирование положительного отношения к национальным культурным традициям у детей-мигрантов.
Разработанные нами программа включала в себя три блока «Моя родина - Узбекистан», «Национальные традиции узбекского народа», «Путешествуем в Узбекистан», направленных на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В программе были использованы различные формы и виды деятельности: задания, беседы, анкета, праздники, игры, викторины.
Полученные данные показывало, что целенаправленная работа способствовала повышению уровни знаний об узбекских традициях, расширению представлений о родном стране и приобщению детей-мигрантов к национальным культурным традициям в рамках семейного воспитания. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы.
1. Абрамова Г.С Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт.2014. 811 с.
2. Авеста. Собрание текстов священных книг, составлявшихся в
течение многих веков древними народами Средней Азии, Ирана, Афганистана и некоторых других стран; Название своего рода Библии ариев - предков представителей белой расы, состоящей из 21 книги (которые до сих пор все не собраны). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rulit.me/books/avesta-read-63923.html(дата обращения: 12.05.2021).
3. Александров Ю. И. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: 2009. 234 c.
4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/avesta-read-63923.html(дата обращения: 12.05.2021).
5. Аскаров Ахмадали. История происхождения узбекского народа. ИПТД «Узбекистан»: 2018. 662 c.
6. Бердяев Н.А. Философия свободного духа; под ред. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса. 2003. 192 с.
7. Беспалова Н. Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях. Новосибирск. 2002. 23 с.
8. Божок А.Л. «Начальная школа» [Электронный ресурс]: URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1405337707-877360584 .pdf (дата обращения 21.03.2022).
9. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формируем духовно¬нравственные установки младших школьников // Начальная школа. 2016. №11 С. 23-27.
10. Боронина Е.Г. Уроки музыкального фольклора для детей. Москва: Диалог культур. 2014. 223 с.
11. Бочкова Л. М. Культура как социальная система: конспект лекций. М.: 2007. 121 с.
12. Вагинова Л.С. Теоретические основания изучения традиционной и народной культуры региона // Теория и практика общественного развития. 2012. №17. С.149-154.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, 2005.
1136с. Глинкин А.Б. Культура Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/50105/1/klovsm_2008_02_15 .pdf(дата
обращения: 12.02.2021).
14. Глинкин А.В. Народная Культура и традиции. [Электронный ресурс].URL: ttps://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50105/1/klovsm_2008_02_15.pdf (дата обращения 10.12.2020).
15. Горская К. Веселая горница // Дошкольное воспитание, 2005. №10. С.25.
16. Давыдова Т.В. Этническая социализация как условие развития национального самосознания // Образования и наука в современных условиях. 2015.№2 (3). С. 66-68.
17. Дзида Г.И. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России. М.: «Спутник». 2011. 320 с.
18. Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста: Ставрополь. 2003.176 с.
19. Земскова Ю.А Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях. Чита: Издательство «Молодой ученый». 2012. С.44-46
20. Ибукова В.Н. Семья как институт этнокультурного развития детей // Вестник ТОГИРРО, 2018. № 3 (41). C. 26-27.
21. Измайлова А. Б. Сказка в русской народной педагогике. Владимир: ВлГУ. 2013. 171 с.
22. Ильинский И. М. Вызовы XXI века // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М.: Социум. 2001. С. 16-26.
23. Ищенко Е.Д. Развитие национального самосознания младших школьников // Планета знаний. 2002. № 10. С. 33
24. Каракотова С.А., Лейпанова И.Б. Проблема приобщения детей младшего школьного возраста к народной культуре в учебном процессе. 2014. №12/7. С. 1527-1530.
25. Карнаух Д. А Формирование национального самосознания
младших школьников во внеурочной деятельности. / Белгород. 2018. Электронный ресурс]. URL:https:/nauchkor.ru/pubs/formirovanie-
natsionalnogo-samosoznaniya-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti- 5c 1 a5b97966e 104f6f854ff
26. Кожанова М.Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Чебоксары. 2007. 408 с.
27. Крючкова В.А. В мире русских народных сказок // «Начальная школа» [Электронный ресурс] URL:https://n-shkola.ru/articles/view/71(дата обращения 14.03.2022).
28. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов : Феникс, 2000. 448 с.
29. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. 528 с.
30. Матюшкова С.Д. Педагогическое условия формирования гендерной культуры учащихся старших классов. Витебск. 2012 .173 с.
31. Мадаева Ш. Специфика национального воспитания в традиционной системе Узбекистана [Электронный ресурс] // ia-centr.ru, 2016. URL: https://ia-centr.ru/experts/test/24115/(дата обращения: 13.03.2021).
32. Машкинцева А.Е. Работа с родителями-мигрантами при адаптации их детей в школе // Начальная школа. 2015. №11 С. 12-14.
33. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: педагогика
становления и развития личности : учебник : [12+] Российский государственный социальный университет. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. 251 с. : URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493546(дата обращения: 06.04.2022).
34. Миграция.URL:https://www.un.org/ru/sections/issues- depth/migration/index.html(дата обращения 13.11.2020).
35. Мирзиёев Ш. Просвещение и образование являются ключом к процветанию народов [Электронный ресурс] // Информационное агентство Uzreport. URL: https://uzreport.news/politics/shavkat-mirziyoev-prosveshhenie-i- obrazovanie-yavlyayutsya-klyuchom-k-protsvetaniyu-narodov(дата обращения: 12.02.2021).
36. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. вузов М.: Издат. центр «Академия». 2003. 380 с.
37. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М.: Магистр, 1996. 99 с.
38. Османова Ф.К., Головин В.А Этнопедагогические аспекты
воспитательной работы //Концепт, 2017. (39) С.2306-2310. [Электронный ресурс] URL:http://e-koncept.ru/2017/970788.htm (дата обращения:
13.06.2021).
39. Перчун Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Таганрог.2003. 23 с.
40. Приходько Е.В. Национальное самосознание младших школьников // Вестник психологии обучения. 2006. № 6. С. 89-94.
41. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: «Академия». 2000. 304с.
42. Сальникова А. В. Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники [Электронный ресурс]: URL: http// blog.dohconoloc.ru/entry/zanyatiya/priobshchnie-detej-k-narodnoj-kulture-cherez- narodnye-traditsii-i=prazdniki.html (дата обращения 12.04.2022)
43. Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях // Теория и практика образования в современном
мире. Санкт-Петербург: Реноме. 2013. С.170-172. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3771 (дата обращения: 13.02.2021).
44. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. С.16.
45. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия.2011. 608 с.
46. Словарь социолингвистических терминов. В.А. Кожемякина, Н.Г. Колесник, Т.Б. Крючкова и др.; отв. редактор В.Ю. Михальченко. М.: Институт языкознания РАН. 2006. 312 с.
47. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025года URL:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_180402/#p2 (дата
обращения 14.12.2020).
48. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:1990. 30 с.
49. Сухомлинский В.А. Педагогические сочинения: Киев, 1980.150 с.
50. Терещенко А. Быт русского народа. СПб.:1848. [Электронный ресурс]. URL: http://runivers.ru/lib/book9895/(дата обращения : 15.03.2022 ).
51. Титенкова Л.И., Беловолова С.П. Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания младших школьников // Воспитание школьников, 2007. №12. С.225-232.
52. Уваров Н. Энциклопедия народная мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения. М.: Инфра¬Инженерия, 2009. 431 с.
53. Условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений. [Электронный ресурс]. URL:https://topref.ru/referat/123674.html(дата обращения: 15.03.2022 ).
54. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании.
55. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997. № 134 [Электронный ресурс]. URL: http://mintrud. gov. ru/docs/laws/69
56. Хакимов Н.Х Реформирование школьного образования в
Узбекистане // Sciences of Europe. 2021. №64-1. С.44-51.
57. Чижевич Т.А. Национальная культура в эпоху глобализации. Тамбов: Грамота, 2017. № 8 C. 209-211.
58. Шарипова М.Б Саидова Д.Х. «Методы и средства использования национальных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей в семье» // Проблемы педагогики, 2020. № 3. C. 31-32.
59. Штин Н.И. Воспитание семейных ценностей у младших школьников. Наука XXI века - взгляд в будущее: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2016. С. 131 - 134.
60. Штин Н.И., Груздова И.В. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников [Электронный ресурс]. Гуманитарные науки.
61. Эргешбаев У.Ж. Современная трудовая миграция населения стран
Центральной Азии в Россию. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-trudovaya-migratsiya-naseleniya- stran-tsentralnoy-azii-v-rossiyu/viewer(дата обращения 12.11.2020).
62. Эрийгитова Л.А. Семейные традиции узбеков: семья как объект
исследования. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii-uzbekov-semya-kak-obekt- issledovaniya/viewer(дата обращения: 12.02.2021).
63. Юсупхаджиева Т.В., Кречетова Г.А. Развитие нравственно-эмоциональной сферы средствами народной педагогики в изобразительной деятельности школьников / Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2014. №12. С. 371-376
64. Clarissa Gosling. Moving abroad with children. 2019. 116p
65. Elisavet Arkolaki, Uti Limasher- Riebold How to raise confident multicultural children. 2020. 126p
66. Huw Francis, Michelyne Callan. Live & work abroad: A guide for nomads. Vacation-work .2001. 256p
67. Sidney Werkman, M. D., Gordon K. Farley, M. D., Craig Butler, B. A., and Mary Quayhagen, R. N, D. N. Sc. The psychological effects of moving and living overseas// Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1981. № 20. 645-657p
68. Sonia Gsir, Elso Mescoli. Maintaning national culture abroad Countries of origin, culture and diaspora / Interact Research Report // European University Institute. 2015. №10. 33p