Введение 9
Глава 1. Теоретические основы управления удовлетворенностью трудом в России и за рубежом 13
1.1 Понятие и сущность удовлетворенности трудом 13
1.2 Инструменты и методы управления удовлетворенностью трудом 23
1.3 Особенности управления удовлетворенностью трудом в России и за
рубежом 30
Глава 2. Удовлетворенность трудом персонала компании ООО «Счастье Есть» 41
2.1 Деятельность и характеристика ООО «Счастье Есть» 41
2.2 Особенности управления удовлетворенностью трудом персонала
компании ООО «Счастье Есть» 47
2.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня удовлетворенности
трудом 55
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность ООО «Счастье Есть» 65
3.1 Социальная политика компании ООО «Счастье Есть» 65
3.1.1 Внутренняя социальная политика предприятия 65
3.1.2 Внешняя социальная политика предприятия 68
3.2 Стейкхолдереры ООО «Счастье Есть» и программы КСО 70
3.3 Определение затрат на программы КСО 72
Заключение 75
Список публикаций студента 79
Список использованных источников и литературы 80
Приложение А 83
Приложение Б 88
Актуальность темы исследования определяется важностью управления уровнем удовлетворенности трудом, как одного из важнейших ресурсов для повышения эффективности деятельности организации. Эффективность деятельности организации напрямую зависит от того, насколько персонал заинтересован в эффективном выполнении своей работы, то есть насколько он удовлетворен трудом в организации.
Удовлетворенность трудом является сложным феноменом, влияющим на эффективность трудовой деятельности любого сотрудника организации, будь то директор или уборщица. Удовлетворенность трудом является одним из показателей социально-психологического климата в коллективе организации, а также, существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в трудовом коллективе, и одновременно с этим, следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между персоналом в организации.
Обращение к теме удовлетворенности трудом всегда занимало центральное место в психологии труда и организационной психологии. С этим связывалось, прежде всего, исследование уровня мотивации сотрудника, его установок по отношению к выполняемой деятельности. [23]
В динамично развивающихся условиях современного мира персонал является самым главным активом организации, который обеспечивает не только конкурентоспособность, но также и устойчивое развитие организации в целом. Понимание и удовлетворение текущих и будущих потребностей персонала является одним из важнейших факторов, которые влияют как на долгосрочный успех организации, так и на ее процветание.
также даёт возможность для прогнозирования стабильности кадрового состава и лояльности всего персонала по отношению к организации.
Понимание уровня удовлетворенности трудом способствует принятию руководством эффективных решений в области кадровой политики. В настоящее время управление уровнем удовлетворенности трудом рассматривают в качестве значительного ресурса, с которым нужно не только всерьез считаться в контексте своеобразия внешних, внутренних факторов и организационной культуры, но также и принимать во внимание для повышения качества и эффективности деятельности. [9]
Основной проблемой, решение которой лежит в основе управления уровнем удовлетворенности трудом, является недостаточное акцентирование внимания на стимулировании персонала, его вовлечении в деятельность организации.
Для решения данной проблемы можно воспользоваться изучением положительного опыта управления уровнем удовлетворенности трудом за рубежом и применении его в адаптированном варианте в российской практике. Вопросы отношения к удовлетворенности трудом и труду в целом, в последние несколько лет стали объектом исследования ученых многих стран, это связано с резко возросшим влиянием и ролью человеческого фактора в эффективной деятельности организации.
Управления удовлетворенностью трудом уже довольно давно притягивает пристальное внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Следует заметить, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, которые определяют её уровень, принадлежит зарубежным ученым и философам.
Огромный вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду и его мотивации внесли такие ученые, как: А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд, Э. Мейо, А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, В. Врум, Р. Хьюзман, Э. Лоутер, Дж. Хатфилд, Б.Ф. Скиннер, У.Э. Деминг. Они создали самые разнообразные теории и модели удовлетворенности трудом и мотивации, а также выработали практические рекомендации по использованию своих теорий.
Следует отметить, что теоретическая и методологическая база в сфере управления удовлетворенностью трудом в России развита не так хорошо, как за рубежом. И хотя отечественные ученые приступили к изучению проблем удовлетворенности трудом относительно недавно, ими были получены важные результаты, в частности была раскрыта структура и иерархия мотивов трудовой деятельности работников промышленных предприятий, сельского хозяйства и др. Но к сожалению, уровень этих исследований и практическое применение их результатов зачастую не отвечают современным требованиям в области изучения удовлетворенности трудом.
Большинство российских ученых рассматривают удовлетворенность трудом как социально-психологическую или психологическую категорию. В основном в исследованиях, посвященных проблемам отношения к труду, удовлетворенности трудом и текучести кадров, удовлетворенность трудом рассматривается как философская категория (А. Э. Левин, А. К. Мещеркин, К. Р. Хаава, Г. П. Бессокирная).
Целью данной работы совершенствование системы управления уровнем удовлетворенности трудом в компании ООО «Счастье Есть» на основе международного опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, таких как:
• Проанализировать теоретические основы управления удовлетворенностью трудом.
• Проанализировать особенности управления удовлетворенностью трудом в России и за рубежом.
• Исследовать особенности управления удовлетворенностью трудом персонала в компании ООО «Счастье Есть».
• Разработать рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом персонала в ООО «Счастье Есть» на основе зарубежного опыта.
В качестве предмета исследования выступает удовлетворенность трудом персонала томской торговой сети ООО «Счастье Есть».
Объектом исследования является управление уровнем удовлетворенности трудом персонала.
Практическая новизна выражена в следующих результатах исследования:
• Выявлены основные особенности управления уровнем удовлетворенности трудом в России и зарубежных странах;
• Разработаны рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом персонала в ООО «Счастье Есть» на основе зарубежного опыта. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
исследования в виде рекомендаций, которые были получены в ходе исследования, могут быть использованы российскими торговыми компаниями для совершенствования системы управления уровнем удовлетворенности трудом.
Реализация и апробация. Были разработаны рекомендации по рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом персонала в ООО «Счастье Есть» на основе зарубежного опыта, которые начали применяться торговой сетью ООО «Счастье Есть» для повышения уровня удовлетворенности трудом персонала.
В качестве основных методов исследования в работе использовались такие инструменты научного познания, как:
• Анализ теоретических основ управления удовлетворенности трудом в России и зарубежных странах.
• Проведение сравнения и аналогии при установлении разнообразных сходств и различий в управлении уровнем удовлетворенности трудом российской и зарубежной практики.
• Наблюдение за деятельностью персонала томской торговой сети ООО «Счастье Есть», и использование анкетирования для анализа уровня удовлетворенности трудом персонала.
Глава 1. Теоретические основы управления удовлетворенностью трудом в России и за рубежом
Удовлетворенность трудом играет большую роль в эффективности деятельности организации и результативности деятельности бизнеса в целом. Многие иностранные организации относятся к удовлетворенности трудом и мотивации своего персонала достаточно скрупулезно и вкладывают немалые инвестиции для того чтобы персонал был обучен в соответствии со спецификой деятельности предприятия, в России же наоборот, многие компании вкладывают недостаточно сил и денежных средств в свой персонал.
В работе было использовано определение, данное Д. Дэвидом и Дж. Джери, которые считали, что удовлетворенность трудом - это соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом.
Вопрос управления удовлетворенностью трудом, в современных условиях нестабильной экономики России, приобретает все большее значение, требуя повышенного акцентирования внимания на стимулировании персонала, его вовлечении в деятельность организации.
Для ее решения был изучен зарубежный опыт, а также были рассмотрены используемые в зарубежных компаниях существующие техники и методики. Это позволило рассмотреть систему управления удовлетворенностью трудом с самых разных точек зрения и подтвердило высокую значимость использования зарубежного опыта при управлении уровнем удовлетворенности в России, способствуя максимальному решению ключевых задач исследования и реализации его цели.
На основании проведенного анализа управления уровнем удовлетворенности трудом в России можно сделать вывод, что в существующих условиях крайне актуальным становится создание стабильного бизнеса с высокой производительностью и эффективностью трудовых ресурсов. Более развитые зарубежный компании, которые используют множество нестандартных форм и методов стимулирования и мотивирования сотрудников, вынуждены оперировать в более конкурентных условиях, а значит постоянно развивать и улучшать методы повышения удовлетворенности трудом, находя нестандартные решения. Российский опыт в данной сфере достаточно беден, что связано с тем, что в стране данным вопросом стали заниматься относительно недавно, а точнее, после перехода к рыночной экономике и началу развития бизнеса.
Анализ особенностей и проблем в области управления удовлетворенностью трудом в компании ООО «Счастье Есть» и сопоставление данного процесса с концептуальным подходом позволили разработать рекомендации по его совершенствованию на основе международного опыта. Таким образом, применение зарубежного, в частности американского, нидерландского и французского опыта управления удовлетворенностью трудом в деятельности томской компании ООО «Счастье Есть» позволит создать эффективную систему управления удовлетворенностью трудом и более эффективно достигать компании ее целей, а понимание природы возникновения проблем позволит снизить их влияние на деятельность компании.
Применение приведенных в работе рекомендаций способствует повышению мотивации сотрудников, повышению их удовлетворенности трудом в целом, и как следствие, снижению текучести кадров в компании. Это способствует повышению эффективности деятельности сотрудников компании, увеличению производительности их труда, росту качества оказываемых услуг, большей удовлетворенности клиента, в результате чего повышается эффективности системы управления удовлетворенностью трудом в целом. В этом состоит практическая ценность данной работы.
Основным результатом настоящего исследования стало комплексное исследование процесса управления уровнем удовлетворенности трудом в России и зарубежных странах, а также разработанные рекомендации по повышению эффективности и качества управления уровнем удовлетворенности трудом в компании ООО «Счастье Есть» на основе зарубежного опыта. Результаты исследования могут быть использованы российскими торговыми сетями на различных региональных рынках.
Исходя из цели исследования был определен ряд задач исследования, которые были выполнены:
• проанализированы теоретические аспекты удовлетворенности трудом на основе литературы;
• проанализированы особенности управления удовлетворенностью трудом в России и зарубежных странах;
• исследованы особенности управления удовлетворенностью трудом персонала в компании ООО «Счастье Есть».
• выявлены особенности и проблемы в управлении удовлетворенностью трудом компании ООО «Счастье Есть»;
• разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления удовлетворенностью трудом в ООО «Счастье Есть» на основе международного опыта.
Поскольку, в результате исследования в организации определился ряд затруднений и проблем, связанных с удовлетворенностью сотрудников компании трудом, данные рекомендации, могут помочь компании ООО «Счастье Есть» справится с ними. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования в виде рекомендаций, которые были получены в ходе исследования, могут быть использованы любыми другими российскими торговыми компаниями для совершенствования системы управления уровнем удовлетворенности трудом.
После проведенной мной работы, я могу с уверенностью сделать вывод, что в России, к сожалению, мало внимания уделяется удовлетворению сотрудников трудом, стимулированию их к эффективной трудовой деятельности. Данное утверждение подкрепляется проведенным исследованием компании ООО «Счастье Есть». Но в то же время, хочется отметить, что в последнее время, многие российские компании все же начинают заниматься мотивацией сотрудников, пытаются повысить уровень удовлетворенности трудом сотрудников и снизить текучесть кадров.
Предложенные направления совершенствования управления уровнем удовлетворенности трудом позволяют:
• применять их при разработке систем управления удовлетворенностью трудом, с учетом особенностей деятельности компании;
• реализовывать процесс организации системы управления удовлетворенностью трудом;
• применять комплекс приведенных методов и форм стимулирования сотрудников, с целью повышения эффективности деятельности компании. Таким образом, все задачи исследования выполнены и цель достигнута.
1. Варданян И. С. Исследование системы управления мотивацией персонала // Управление персоналом, 2005. - № 15. - С. 58-63.
2. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008 - 95 с.
3. Дорофеев В., Шмелева А., Частухина Ю. Организационное поведение - Пенза: Изд-во ун-та, 2004. - 142 с.
4. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология: учеб. пособие для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 720 с.
5. Дэвид Д., Джери Дж. Удовлетворенность трудом // Большой словарь по
социологии [Электронный ресурс]. - 2001. - Режим доступа:
http://voluntary.ru/dictionary/567/word/udovletvorenost-trudom (дата
обращения: 9.01.2016)
6. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебное пособие. - Н. Новгород: НИМБ, 2007. - 720 с.
7. Заимствуем у Wal-Mart [Электронный ресурс] // Retail.ru. Интернет-газета. 25.04.2007. - Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/12092 (дата обращения: 5.02.2016)
8. Занюк С. С. Психология мотивации. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001 - 352 с.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
10. Макарова И. К. Управление персоналом. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. - 98 с.
11. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 524 с.
12. Лазарева Н.А. Социально-экономические механизмы мотивации трудовой деятельности. - М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2001. - 215 с.
13. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. СПб.: Питер,
2002. - 160 с.
14. Методические указания по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ, НИРС и УИРС для студентов кафедры инженерного предпринимательства / Сост. Т.В. Калашникова, Е.В. Галанина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2014. - 79 с.
15. Молевич, Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // социологические исследование - 2001. - № 7. - С. 38-41.
16. Мотивация персонала или как это делает Google [Электронный журнал] // P-Y-T. Интернет-журнал. 13.05.2013. Режим доступа: http://www.plan-your- time.com/motivatsiya-personala-ili-kak-eto-delaet-google/ (дата обращения:
14.02.2016)
17. Небалуева Л. А. Управление персоналом: измерение удовлетворенности
персонала [Электронный ресурс] // Управление персоналом. Интернетжурнал. 6.06.13. - Режим доступа:
http://www.diastola.ru/artides/Measuring_personnel_satisfaction.pdf (дата
обращения: 12.02.2016)
18. Пивоваров И., Тарасевич Л., Майзель А. Международный менеджмент: учеб. для вузов. - СПб: Питер; 2009. - 576 с.
19. Родченко В.В. Международный менеджмент: учеб. пособие. - М.: МАУП, 2009. - 240 с.
20. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 256 с.
21. Соломанидина Т., Соломанидин В. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 312 с.
22. Социальная сущность удовлетворенности трудом [Электронный журнал] // Экономика труда. Интернет-журнал. - Режим доступа: http://jandd- guitars.com/index.php?id=641&request=full (дата обращения: 2.02.2016)
23. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
24. Стоу Б. Антология организационной психологии. - М.: Вершина, 2005. - 712 с.
25. Торекуль Бертил. Сага об ИКЕА. Правдивая история о том, как шведский предприниматель покорил мир, а теперь и Россию. - М.: Астрель, 2003. - 320 с.
26. Травин В., Дятлов В. Менеджмент персонала предприятия: учеб. пособие.
- М.: Дело, 2002. - с.
27. Фролов С. С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.
28. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер,
2003. - 496 с.
29. Хэкман Дж., Олдхэм Г., Дженсон Р. Новая стратегия обогащения работы.
- М.: Вершина, 2007. - 35 с.
30. Чернышева А., Панфилов А. Удовлетворенность трудом менеджеров и исполнителей // статья. - 2012. - № 1. - С. 156-157.
31. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.
32. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение, 2004.
- СПб: Питер, 2004. - 21 с.
33. Эсаулова И. Для чего нужны стимулы анализ действующей системы мотивации [Электронный ресурс] // HR-Portal. Интернет-журнал. 25.12.2007. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/node/38689/articles (дата обращения: 3.02.2016)