Место прохождение практики: МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, Калманский район, село Шилово ).
Есть дневник практики и характеристика студента.
Введение 3
1 Планирование и организация учителем собственной деятельности 6
1.1 Индивидуальный план прохождения практики 6
1.2 Дневник практики 6
1.3 Общая характеристика базы практики 7
1.4 Изучение работы методического объединения учителей начальных классов по организации предметно-развивающей среды в начальной школе 9
1.4 Анализ посещенного урока в 3 классе 11
2 Создание предметно-развивающей среды начальной школы 15
2.1 Участие учителя начальных классов в создании предметно-развивающей среды в кабинете 15
2.2 Принципы создания предметно-развивающей среды 16
2.3 Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды 16
2.4 Оформление кабинета 17
2.5 Моделирование предметно-развивающей среды в кабинете 18
2.6 Паспорт кабинета 20
2.7 Перспективный план развития кабинета 23
2.8 Требования к ведению документации 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Характеристика студента 31
Цель учебной практики: закрепление и углубление полученных теоретических знаний; овладение необходимыми навыками и умениями по избранной специальности; расширение представлений о будущей профессиональной деятельности, повышение информационно -коммуникативного уровня магистранта, обучение элементам наблюдательности и общения.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
1) иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
2) уметь:
- анализировать федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной программы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
3) знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
На первом этапе прохождения практики я ознакомилась с работой учителя начальных классов (3-й класс), с документацией учителя 3 класса, структурой и содержанием работы. Узнала, что все документы можно разделить на две группы: обязательные и необходимые. В обязательный список входят документы, которые необходимы для осуществления учебного процесса в школе. К необходимым документам относятся те, которые позволяют эффективно организовать работу учителя начальных классов с учащимися 3 класса.
Также был посещен урок литературного чтения и сделан его анализ.
Была изучена работа методического объединения учителей начальных классов по организации предметно-развивающей среды в начальной школе.
Также мною был сделан вывод о том, что работа учителя начальных классов включает в себя и постоянный процесс самообразования. Учитель должен постоянно работать с новой литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методами преподавания.
Достаточно сложным для меня в процессе прохождения практики было осуществлять наблюдение за учащимися 3 класса как на уроках, так и во внеурочное время. Сложность заключалась в том, что дети были очень подвижны, не организованы, а у меня не было достаточного практического опыта в организации детского коллектива на начальной стадии его формирования. Поэтому приходилось обращаться за помощью к учителю, задавать вопросы психологу школы, а также изучать специальную литературу. Все это помогло мне справится с возникшими сложностями. Однако, для себя я сделала вывод, что не существует универсальных средств в организации детского коллектива, есть только общие принципы, а средства, в связи с тем, что каждый детский коллектив индивидуален, бывают разные.
1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении». // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
2. Завальский П.Н. Современные модели управления образовательной организацией // Менеджмент в России и за рубежом. – № 4. – 2012. – С. 114-115.
3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. – 463 с.
4. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие. – М.: «Академия», 2014. – 208 с.
5. Моисеев А.М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 287 с.
6. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2009. – 208 с.