ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Формирование грамматического строя речи у детей шестого года
жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание работы по формированию грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 39
2.3 Динамика сформированности грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 48
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Формирование грамматического строя речи у детей шестого года
жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание работы по формированию грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 39
2.3 Динамика сформированности грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 48
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
В последнее время обозначилась следующая проблема в дошкольном детстве: ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, дефекты которых носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Одним из наиболее трудных и распространенных дефектов патологии речи является общее недоразвитие речи.
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с общим недоразвитием речи обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
Актуальность исследования заключается в том, что необходимо целенаправленное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одним из ведущих признаков дефекта при общем недоразвитии речи является аграмматизм. Поэтому к началу обучения у таких детей значительно отстает от возрастной нормы уровень сформированности грамматического строя. Это характеризуется нарушениями в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении синтаксических конструкций.
По мнению учёных Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, существует ряд причин, затруднений в овладении грамматическими средствами языка - это недоразвитие компонентов языковой системы, сниженная способность отражать и дифференцировать в речи наиболее важные грамматические закономерности.
В психолого-педагогической литературе встречается не так много исследований, посвящённых особенностям овладения синтаксическими конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
Особенно значимым становится вопрос о системной коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учитывая важность достаточного уровня сформированности грамматических средств языка для коррекции системного речевого недоразвития и успешной подготовки к обучению, необходимо сформировать у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматических автоматизмов, без которых речь, невозможна.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность грамматического строя у дошкольников с данным диагнозом изучалась в исследованиях Е.А. Афанасьевой, Л.В. Ковригиной, Р.И. Лалаевой, P.E. Левиной, Е.Л. Малиовановой, Е.В. Назаровой, Л.Г. Парамоновой, Н.П. Рудаковой, Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой и др.
Анализ последних исследований дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы сформированности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью специальных игр и упражнений для данного процесса.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы возможности специальных игр и упражнений в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности специальных игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: специальные игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений будет эффективен, если:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
4. Экспериментально проверить эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- исследования о роли игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умения самостоятельно образовывать новые формы слов; умение грамматически правильно строить различные предложения (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименкова, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишина).
Новизна исследования заключается в разработке комплекса специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе различных подходов по данной проблеме в психолого -педагогической литературе, в обосновании формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с ОНР III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Практическая значимость исследования: комплексы специальных игр и упражнений могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для более эффективного формирования грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад №100 «Островок», г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие дети 5-6 лет. Экспериментальная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Контрольная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложения. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками.
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с общим недоразвитием речи обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
Актуальность исследования заключается в том, что необходимо целенаправленное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одним из ведущих признаков дефекта при общем недоразвитии речи является аграмматизм. Поэтому к началу обучения у таких детей значительно отстает от возрастной нормы уровень сформированности грамматического строя. Это характеризуется нарушениями в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении синтаксических конструкций.
По мнению учёных Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, существует ряд причин, затруднений в овладении грамматическими средствами языка - это недоразвитие компонентов языковой системы, сниженная способность отражать и дифференцировать в речи наиболее важные грамматические закономерности.
В психолого-педагогической литературе встречается не так много исследований, посвящённых особенностям овладения синтаксическими конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
Особенно значимым становится вопрос о системной коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учитывая важность достаточного уровня сформированности грамматических средств языка для коррекции системного речевого недоразвития и успешной подготовки к обучению, необходимо сформировать у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматических автоматизмов, без которых речь, невозможна.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность грамматического строя у дошкольников с данным диагнозом изучалась в исследованиях Е.А. Афанасьевой, Л.В. Ковригиной, Р.И. Лалаевой, P.E. Левиной, Е.Л. Малиовановой, Е.В. Назаровой, Л.Г. Парамоновой, Н.П. Рудаковой, Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой и др.
Анализ последних исследований дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы сформированности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью специальных игр и упражнений для данного процесса.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы возможности специальных игр и упражнений в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности специальных игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: специальные игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений будет эффективен, если:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
4. Экспериментально проверить эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- исследования о роли игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умения самостоятельно образовывать новые формы слов; умение грамматически правильно строить различные предложения (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименкова, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишина).
Новизна исследования заключается в разработке комплекса специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе различных подходов по данной проблеме в психолого -педагогической литературе, в обосновании формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с ОНР III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Практическая значимость исследования: комплексы специальных игр и упражнений могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для более эффективного формирования грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад №100 «Островок», г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие дети 5-6 лет. Экспериментальная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Контрольная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложения. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками.
Проблемы формирования грамматического строя речи будет актуальной всегда. Количество детей с речевыми дефектами увеличивается с каждым годом, особенно увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. У детей 5-6 лет с ОНР наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в формировании лексики, которое проявляется, главным образом, в значительной ограниченности словарного запаса, а также расхождении объемов активного и пассивного словарей, а также неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня имеет свою специфику и значительно отличается от развития грамматического строя речи детей с нормальным речевым развитием.
На констатирующем этапе экспериментального исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня были подобраны показатели и диагностические задания к ним. Результаты диагностики показали, что у 4 (34%) дошкольников экспериментальной группы выявлен низкий уровень сформированности грамматического строя речи. Эти дети не могут самостоятельно образовать формы слов, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Средний уровень в экспериментальной группе дошкольников составил 6 детей (50%). Дети допускают незначительные ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 2 детей (16%).
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе совсем не развиты такие показатели как образование формы слов, существительных с прилагательными, уменьшительно-ласкательных форм существительных, правильность использования предлогов в предложениях.
С учетом результатов анализа научно-методической литературы нами было определено содержание коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Анализируя данные контрольного среза, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным высокий уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня увеличился на 18%, средний уровень остался на том же уровне, низкий уровень уменьшился на 18%.
По результатам диагностики, можно увидеть положительную динамику сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Подводя итог экспериментальной работы, необходимо отметить, что использование специальных игр и упражнений способствовало формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня имеет свою специфику и значительно отличается от развития грамматического строя речи детей с нормальным речевым развитием.
На констатирующем этапе экспериментального исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня были подобраны показатели и диагностические задания к ним. Результаты диагностики показали, что у 4 (34%) дошкольников экспериментальной группы выявлен низкий уровень сформированности грамматического строя речи. Эти дети не могут самостоятельно образовать формы слов, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Средний уровень в экспериментальной группе дошкольников составил 6 детей (50%). Дети допускают незначительные ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 2 детей (16%).
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе совсем не развиты такие показатели как образование формы слов, существительных с прилагательными, уменьшительно-ласкательных форм существительных, правильность использования предлогов в предложениях.
С учетом результатов анализа научно-методической литературы нами было определено содержание коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Анализируя данные контрольного среза, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным высокий уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня увеличился на 18%, средний уровень остался на том же уровне, низкий уровень уменьшился на 18%.
По результатам диагностики, можно увидеть положительную динамику сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Подводя итог экспериментальной работы, необходимо отметить, что использование специальных игр и упражнений способствовало формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зренияУральский государственный педагогический университет
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



