Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Формирование грамматического строя речи у детей шестого года
жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 26
2.1 Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание работы по формированию грамматического строя речи у
детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 39
2.3 Динамика сформированности грамматического строя речи у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений 48
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
В последнее время обозначилась следующая проблема в дошкольном детстве: ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, дефекты которых носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Одним из наиболее трудных и распространенных дефектов патологии речи является общее недоразвитие речи.
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с общим недоразвитием речи обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
Актуальность исследования заключается в том, что необходимо целенаправленное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одним из ведущих признаков дефекта при общем недоразвитии речи является аграмматизм. Поэтому к началу обучения у таких детей значительно отстает от возрастной нормы уровень сформированности грамматического строя. Это характеризуется нарушениями в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении синтаксических конструкций.
По мнению учёных Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, существует ряд причин, затруднений в овладении грамматическими средствами языка - это недоразвитие компонентов языковой системы, сниженная способность отражать и дифференцировать в речи наиболее важные грамматические закономерности.
В психолого-педагогической литературе встречается не так много исследований, посвящённых особенностям овладения синтаксическими конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
Особенно значимым становится вопрос о системной коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учитывая важность достаточного уровня сформированности грамматических средств языка для коррекции системного речевого недоразвития и успешной подготовки к обучению, необходимо сформировать у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматических автоматизмов, без которых речь, невозможна.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность грамматического строя у дошкольников с данным диагнозом изучалась в исследованиях Е.А. Афанасьевой, Л.В. Ковригиной, Р.И. Лалаевой, P.E. Левиной, Е.Л. Малиовановой, Е.В. Назаровой, Л.Г. Парамоновой, Н.П. Рудаковой, Н.В. Серебряковой, М.Ф. Фомичевой и др.
Анализ последних исследований дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы сформированности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью специальных игр и упражнений для данного процесса.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы возможности специальных игр и упражнений в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности специальных игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: специальные игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений будет эффективен, если:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
4. Экспериментально проверить эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- исследования о роли игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умения самостоятельно образовывать новые формы слов; умение грамматически правильно строить различные предложения (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименкова, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишина).
Новизна исследования заключается в разработке комплекса специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе различных подходов по данной проблеме в психолого -педагогической литературе, в обосновании формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с ОНР III уровня посредством специальных игр и упражнений.
Практическая значимость исследования: комплексы специальных игр и упражнений могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями для более эффективного формирования грамматического строя речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад №100 «Островок», г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие дети 5-6 лет. Экспериментальная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Контрольная группа - 12 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложения. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками.
Проблемы формирования грамматического строя речи будет актуальной всегда. Количество детей с речевыми дефектами увеличивается с каждым годом, особенно увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. У детей 5-6 лет с ОНР наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в формировании лексики, которое проявляется, главным образом, в значительной ограниченности словарного запаса, а также расхождении объемов активного и пассивного словарей, а также неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня имеет свою специфику и значительно отличается от развития грамматического строя речи детей с нормальным речевым развитием.
На констатирующем этапе экспериментального исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня были подобраны показатели и диагностические задания к ним. Результаты диагностики показали, что у 4 (34%) дошкольников экспериментальной группы выявлен низкий уровень сформированности грамматического строя речи. Эти дети не могут самостоятельно образовать формы слов, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Средний уровень в экспериментальной группе дошкольников составил 6 детей (50%). Дети допускают незначительные ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 2 детей (16%).
Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе совсем не развиты такие показатели как образование формы слов, существительных с прилагательными, уменьшительно-ласкательных форм существительных, правильность использования предлогов в предложениях.
С учетом результатов анализа научно-методической литературы нами было определено содержание коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений:
- специально подобранные игры и упражнения будут включаться в различные формы коррекционно-развивающей работы;
- комплекс специальных игр и упражнений будет составлен в соответствии с направлениями формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для организации специальных игр и упражнений.
Анализируя данные контрольного среза, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным высокий уровень сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня увеличился на 18%, средний уровень остался на том же уровне, низкий уровень уменьшился на 18%.
По результатам диагностики, можно увидеть положительную динамику сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Подводя итог экспериментальной работы, необходимо отметить, что использование специальных игр и упражнений способствовало формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos- doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya.
3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. - М. : Просвещение, 2010. - 141 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 4-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
5. Бакунина, А.М. Мониторинг развития речи дошкольников с ОНР в контексте компетентностного подхода [Текст] / А.М. Бакунина // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 9. - С.44-45.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 2009. - 149с.
7. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 2006. - 639 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. - М. : Владос, 2010. - 704 с.
9. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
10. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А.Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 472 с.
13. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - М., 2011.- 216 с.
14. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 6. - С. 63-67.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. - М. : Книго Мир, 2013. - 320 с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мостюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Издательство АРДЛТД, 1998. - 320 с.
18. Зюзгина, Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников [Текст] / Л.А. Зюзгина, Ю.А. Исаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 11. - С.42-46.
19. Китаева, Н.Н. К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н.Н. Китаева // Логопедия сегодня. - 2010. - № 4. - С. 45-49.
20. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
21. Кондратенко, И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 51-59.
22. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст] / Р.И. Лалаева. - М. : Владос, 2003. - 304 с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Издательство «Союз», 2001. - 224 с.
24. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 31 с.
25. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 528 с.
26. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Роженова, Л.И. Солнцева. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
27. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович.- М. : Академия пед. наук РСФСР, 1976. - 94 с.
28. Моисеев, А.И. Основные вопросы лексики и словообразования в современном русском литературном языке [Текст] / А.И. Моисеев. - Л. : Ленинградский ун-т, 1987. - 208 с.
29. Никишина, Н.А. Формирование речи детей при ее недоразвитии [Текст] / Н.А. Никишина // Логопедия. Методическое наследие. Кн. V. - ВЛАДОС, 2003. - С. 153-157.
30. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. - М. : Просвещение, 2013. - 315 с.
31. Репина, Е.С. Комплекс дидактических игр для формирования антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст] / Е.С. Репина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 86-89.
32. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.В. Барсукова; под ред. М.А. Васильевой. - М. : Просвещение, 2006. - 107 с.
33. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей [Текст] / Л.Н. Смирнова. - М. : «Мозаика - Синтез», 2002. - 80 с.
34. Соломаха, Л.С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л.С. Соломаха. - СПб. : Детство- пресс, 2012. - 240 с.
35. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.-Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - 224 с.
36. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М. : Просвещение, 2012. - 275 с.
37. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие / Сост. Н.М. Назарова. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 400 с.
38. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. - М. : Логопедия, 2015. - 342 с.
39. Уфимцева, А.А. Лексическое значение: Принцип
семиологического описания [Текст] / А.А. Уфимцева. - М. : Наука, 2006. - 240 с.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Сфера, 2014. - 288 с.
41. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
42. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С.65¬71.
43. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. - М. : Аркти, 2015. - 240 с.
44. Шанский, Н.М. Лексика. Словообразование [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - М. : Высшая школа, 2007. - С. 3-47.
45. Шахова, И.П. Игра как средство формирования предложно¬падежных конструкций в речевой практике детей с ОНР [Текст] / И.П. Шахова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 6. - С. 58-60.
46. Ясонова, А.В. Руководство игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях [Текст] / А.В. Ясонова. - Калуга. : Фаби, 2008. - 125 с.