Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Исторические аспекты развития административного законодательства о правонарушениях, посягающих на права граждан 11
1.1 Историческое становление и развитие института ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан 11
1.2 Понятие и виды административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан 19
1.3 Юридическая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан 24
Глава 2 Анализ практики назначения административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан 30
2.1 Вопросы подведомственности и подсудности 30
2.2 Особенности рассмотрения дел о совершении отдельных групп правонарушений, посягающих на избирательные, трудовые и иные права граждан 37
2.3 Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан 51
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан 55
3.1 Проблемы установления административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан 55
3.2 Перспективы развития административного законодательства в части охраны прав граждан 59
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 68
Действующее законодательство прошло длительный путь исторического становления и развития, прежде чем законодатель стал дифференцированно подходить к вопросам ответственности. На первоначальных этапах, еще в древности, при назначении ответственности в первую очередь исходили из социального происхождения лица, не рассматривая при этом характер вины и т.д.
Впоследствии институт ответственности совершенствуется, приобретает более индивидуальный характер. В частности с появлением такого акта как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных разграничиваются понятия преступление и проступок, дается юридическая оценка умышленным и неумышленным противоправным деяниям.
Вместе с тем, отмечается, что административная ответственность как самостоятельная форма стала формироваться еще с принятием в 1864 г. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Стоит также отметить, что она была выделена из уголовной, а не наоборот [17, с. 34]. Представляется, что данное обстоятельство, от части, обуславливает проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений.
В настоящее время, демократическое и правовое государство в числе приоритетных задач ставит обеспечение комфортной, стабильной и безопасной жизни для каждого человека. Так, в Конституции Российской Федерации в качестве высшей ценности провозглашаются права и свободы последнего. При этом признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступает в качестве конституционной обязанности государства. Кроме того, устанавливается, что они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [18]. Приведенные положения являются базовыми и вместе с принципом верховенства конституции, задают тон всего законотворческого процесса.
Между тем, государство, выступая публичным образованием, не может реализовать свои полномочия и исполнять свои обязанности самостоятельно. В этой связи для названных целей создаются государственные органы, которые представляют его интересы. Положения Основного закона развиваются иными правовыми актами, к примеру, в первой же статье Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» устанавливается: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [35].
Стоит отметить, что на сотрудников полиции возложены обязанности по первоначальному сбору информации о противоправном действии.
Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [15] вопросам ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан, посвящена целая глава, которая в свою очередь возглавляет Раздел II Кодекса - Особенную часть.
Между тем, глава 5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность девяти блоков комментируемых правонарушений, в числе которых конституционные права граждан: избирательные право, право на свободу совести, свободу вероисповедания, трудовые и другие. Последние образуют собой сложную систему, где отдельные элементы также имеют самостоятельную структуру правового регулирования:
• посягающие на политические права и свободы граждан;
• посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выходе в религиозное объединение или на выход из него;
• посягающие на трудовые права и связанные с ними права граждан;
• посягающие на брачно-семейные права, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
• посягающие на права граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;
• посягающие на права граждан, выступающих заемщиками по договору займа, в отношении которых формируется кредитная история;
• посягающие на информационные права и свободы человека и гражданина.
Например, избирательное право граждан представляет собой самостоятельный институт, в виду чего и институт ответственности отношений связанных с посягательством на избирательное право является самостоятельным. Так, не безосновательно В.Н. Волченко отмечает, к примеру, избирательные права граждан обладают особым механизмом обеспечения, что выражается в «установленных мерах ответственности за нарушение электоральных прав. В этой связи как подмечает автор, такие меры принято именовать «ответственность за нарушение избирательного законодательства» [4, с. 80; 8, с. 440-441]. В свою очередь, выделяют ответственность за нарушение избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов [4, с. 80].
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что объекты посягательства рассматриваемых правонарушений являются важнейшими институтами развития и функционирования государства и общества на основе демократических ценностей. К примеру, выборы олицетворяют собой одну из форм прямой демократии, а именно свободное волеизъявление граждан нашей страны. Немаловажными вопросом является и обеспечение трудовых прав граждан, и недопущение дискриминации. В этом вопросе административная ответственность за неправомерное поведение лиц направленное на подрыв таких институтов имеет принципиальный характер, нуждается в постоянном совершенствовании и внимании со стороны законодательства. Соответствующие правовые нормы должны идти в ногу со временем и отражать существующие реалии.
Между тем, до сих пор на практике возникает немало проблем в установлении признаков некоторых составов правонарушений, в разграничении отдельных правонарушений. Представляет определенную сложность разграничение преступлений, от правонарушений, в частности посягающих на избирательные права граждан.
Кроме того в действующем законодательстве до сих пор нет дефиниций правонарушений, которые широко распространены на практике. К примеру, одной их таких проблем в литературе называют отсутствие в административном законодательстве термина «общественная опасность» [41, с. 19].
Стоит также отметить, что в науке относительно теоретических основ административной ответственности за комментируемые правонарушения единства мнений также не наблюдается.
В практических ситуациях возникает немало вопросов относительно предупреждения, применения мер ответственности к лицу, совершившему правонарушение, посягающего на право гражданина.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения административной ответственности.
Предмет настоящего исследования заключается в особенностях административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Цель выпускной квалификационной работы - сформулировать проблемы и перспективы развития действующего законодательства, на основе всестороннего анализа института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Для реализации данной цели необходимо будет решить следующие задачи:
• исследовать теоретико-правовые аспекты института ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан;
• провести анализ состава административного правонарушения, посягающего на право гражданина;
• рассмотреть процессуальный аспект привлечения к административной ответственности лица, чьи действия посягают на права граждан;
• рассмотреть и сформулировать проблемы назначения административной ответственности к лицу, совершившему правонарушение, посягающее на права граждан.
• сформулировать перспективы развития действующего законодательства относительно административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Методологическую основу настоящего исследования составят: сравнительно - правовой, логический метод, а также метод наблюдения.
Среди научных исследователей, труды которых были изучены для написания настоящей работы, можно отметить А.Б. Агапова, Н.Ф. Попову, Р.А. Шихнабиева, С.В. Адаховскую, А.А. Агеева, С.Н. Братановского, Н.В. Вассермана, В.Н. Волченко, И.М. Голуб, В.В. Игнатенко, К.А. Кононова, П.И. Люблинского, Р.А. Провоторова, О.Е. Шишкину, Л.И. Хисаеву, А.Ф. Чупилкину, Е.М. Якимову, А.А. Сошина, С.Н. Слободчикову, В.В. Яркова и других.
Нормативную базу исследования составили действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных с тактикой производства проверки показаний на месте, а также выдвижения новых рекомендаций по его применению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Можно заключить, что зачатки института ответственности за нарушения прав граждан уходит в древность. Так, еще в Древней Руси появляется так называемое «вече», на котором реализуются фактически избирательные права, и наступает ответственность за их нарушения. Вместе с тем, то, как назначалась ответственность, в то время слабо напоминает действующий в настоящее время институт административной ответственности.
Исследование литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод, что момент зарождения института административной ответственности определяется по-разному. Представляется, что с появлением такого акта как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, уже можно говорить о серьезном прорыве отечественных юристов и государственных деятелей в данном вопросе. Так, предпринимается попытка разграничить деяния по степени общественной опасности, в зависимости от вины, то есть выделяются умышленные и неумышленные преступления.
В настоящее время обжалование действий (бездействий) субъектов административных правонарушений подразумевает несколько ступеней. Иными словами лицо, чьи права нарушены, может обратиться в вышестоящий орган по отношению к тому, коим было принято обжалуемое решение. В свою очередь тот орган или должностное лицо, которое структурно является вышестоящим, также имеет свое руководство, в адрес которого может быть подано обращение. Вместе с тем, в ряде случаев данное право можно будет использовать после исчерпывания первого, что находит свое отражение при обжаловании нарушений в частности избирательных прав. Как ранее было отмечено, видится, что такая практика формирует некую правовую культуру или порядок административного обжалования, дабы процесс обжалования и защиты свои прав приобретал логичный вид, формировал правовую культуру. Напротив, задействование лишь определенных механизмов, к примеру, только судебного порядка защиты прав, может привести к более сильной загруженности судов.
При этом составы правонарушений, посягающих на права граждан, предусмотрены в самостоятельной главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь нормы заключенные в названной главе группируются на отдельные институты, в частности правонарушения, посягающие на избирательные, трудовые и иные права граждан:
• посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1 - 5.25, 5.38, 5. 59 и др.);
• посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выходе в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);
• посягающие на трудовые права и связанные с ними права граждан (ст. 5.27 - 5.34 и др.);
• посягающие на брачно-семейные права, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 - 5.37);
• посягающие на права граждан в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 5.41, 5.43, 5. 57 и др.);
• посягающие на права граждан, выступающих заемщиками по договору займа, в отношении которых формируется кредитная история (ст.ст. 5.53 -5.55);
• посягающие на информационные права и свободы человека и гражданина (ст. 5.39КоАП РФ).
В литературе под административной ответственностью за правонарушения, посягающие на права граждан предлагается понимать противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, направленное на воспрепятствование реализации гражданами конституционных прав, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так, состав административного правонарушения посягающего на права граждан представляет собой систему, в которой имеется взаимосвязь, последовательность и упорядоченность его признаков. Под последними следует понимать обязательные и факультативные признаки объективной и субъективной стороны.
При этом квалификация начинается с тех признаков, которые имеют внешнее выражение, то есть объективные признаки правонарушения. Стоит отметить, что на первостепенность таких признаков не только указывается в литературе, но и в самом законе. К примеру, в ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что «дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обжалование действий (бездействий) субъектов административных правонарушений подразумевает несколько ступеней. Иными словами лицо, чьи права нарушены, может обратиться в вышестоящий орган тому, коим было принято обжалуемое решение. В свою очередь тот орган или должностное лицо, которое структурно является вышестоящим по отношению к тому, которое прияло обжалуемое решение, также имеет свое руководство, и обращение может быть подано в его адрес. Вместе с тем, в ряде случаев данное право можно будет использоваться после исчерпывания первого, что находит свое отражение при обжаловании избирательных прав. Как ранее было отмечено, видится, что такая практика формирует некую правовую культуру или порядок административного обжалования, дабы процесс обжалования и защиты свои прав приобретал органичный, логичный вид. Напротив, при задействовании лишь определенных механизмов, к примеру, только судебный порядок защиты прав, может привести к более сильной загруженности судов.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит ряд основополагающих определений для целей квалификации правонарушений дефиниции.
К примеру, отсутствует определение состава административного правонарушения, квалификации административного правонарушения. Данная проблема вызывает сложности в разграничении не только сходных составов правонарушений, но и в разграничении таковых от преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Представляется, что основными направлениями реформирования действующего законодательства должны стать следующие:
• необходимо сформулировать и внести в действующий КоАП РФ определения «состава административного правонарушения», «квалификации правонарушений»;
• необходимо детализировать имеющиеся составы правонарушений, исключив возможные противоречия между составами правонарушений, имеющими сходные признаки состава и необходимость разграничить таковые на практике.
Так, ранее рассматривался вопрос особенностей рассмотрения отдельных административных правонарушений. В частности был проанализирован состав «Подкуп избирателей», изучена судебная практика, по результатам которой стоит предложить собственную дефиницию подкупа избирателей, участников референдумов: под подкупом избирателей (участников референдума) понимается вручение вознаграждения гражданину, обладающему избирательным правом или правом на участие в референдуме в период предвыборной агитации, а равно склонение или оказание давления на гражданина, обладающего указанными правами в сторону определенного кандидата в силу служебной подчиненности или иной зависимости лица.
Представляется, что в настоящее время не учитываются законодательством случаи, при которых лица из числа руководства предприятия, организации понуждает своих работников голосовать за определенного кандидата. Данное положение можно увидеть в предложенном выше определении подкупа избирателей, участников референдума. Видится, что на практике соответствующие руководители могут не предлагать денежную компенсацию, товары, услуги и прочее, в то же время, работнику может ставиться определенное условие (например, увольнение в случае не отдачи голоса за указанного кандидата). Такие случаи также следует оценивать как подкуп, поскольку голос гражданина в данном случае «покупается» под определенным условием. Такая практика заставила бы с одной стороны руководителя задуматься о возможной ответственности, а также расширить круг защиты избирателем своих прав.
На основании изложенного понятие подкупа избирателей должно найти свое отражение в законе.
Таким образом, поставленные в начале исследования цели и задачи были достигнуты.
1. Агеев А. А. Генезис института административной ответственности в законодательстве субъектов Российской Федерации // Российский следователь. 2016. № 3. С. 48—49.
2. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Вассерман Н. В. Составы административных коррупционных правонарушений в сфере избирательного законодательства // BAIKAL RESEARCH JOURNAL. 2015. № 4. С. 1-18.
4. Волченко В. Н. Административная ответственность в сфере выборов // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 2 (162). С. 80-82.
5. Волченко В. Н. Некоторые особенности административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ХОЗЯЙСТВО И ЭКОНОМИКА; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ.2011. № 3 (9). С. 100-104.
6. Голуб И. М. К истории становления института ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в России XXVIII вв. [Электронный ресурс] // История государства и права. 2006. № 8 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Гюлумян В. Г. Административная ответственность в ретроспективе и перспективе // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2017. № 7 (128). С. 139-153.
8. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б., Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в РФ. Иркутск, 2001. С. 440 - 441.
9. Евстратова Я. Э. Формирование основ земского избирательного права: Экскурс в Историю России // PRO NUNC. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. 2012. № 1 (11). С. 121-126.
10. Ершова Е. С. Административная ответственность за нарушения избирательных прав // КОНТЕНТУС. 2017. № 11 (64). С. 51-58.
11. Игнатенко В. В. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Иркутск, 1998.
12. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX вв. / Авт.-сост. Ю.А. Веденев, И.В. Зайцев, В.В. Луговой; под общ. ред. канд. юрид. наук А.А. Вешнякова. М. : Издательство НОРМА, 2001.
13. Калинина Л. А. Административная ответственность : Учебное пособие. / Л.А. Калинина ; отв. ред. Л.Л. Попов. М. : Норма, 2009. 496 с.
14. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
...