Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы стимулирования персонала как элемента системы управления персоналом организации 8
1.1 Экономическая сущность системы управления персоналом и показатели, характеризующие ее эффективность 8
1.2 Понятие и задачи стимулирования персонала организации 15
1.3 Методы и инструменты стимулирования и мотивации персонала 21
2 Анализ эффективности управления персоналом организации на основе инструментов стимулирования сотрудников в ПАО «ВымпелКом» 27
2.1 Технико-экономическая характеристика ПАО «ВымпелКом» 27
2.2 Анализ системы управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников 36
3 Рекомендации, направленные на повышение эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников 44
3.1 Мероприятия, основанные на применении инструментов стимулирования сотрудников, в целях повышения эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом» 44
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А_Организационная структура ПАО «ВымпелКом» 62
Приложение Б_Бухгалтерский баланс ПАО «ВымпелКом» на 31.12.2021 г. 63
Приложение В_Бухгалтерский баланс ПАО «ВымпелКом» на 31.12.2020 г. 64
Приложение Г_Бухгалтерский баланс ПАО «ВымпелКом» на 31.12.2019 г. 65
Приложение Д_Отчет о финансовых результатах ПАО «ВымпелКом» за 2021 г 67
Приложение Е_Отчет о финансовых результатах ПАО «ВымпелКом» за 2020 г 68
Приложение Ж_Отчет о финансовых результатах ПАО «ВымпелКом» за 2019 г 69
Одной из основных целей каждого коммерческого предприятия является повышение конкурентоспособности путем эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, в том числе персонала.
Однако понимание ценности человеческих ресурсов и восприятие их как объекта управление существовало не всегда. Известный американский ученый-экономист Питер Фердинанд Друкер в своем труде «Задачи менеджмента в XXI веке» писал: «Самым ценным активом компании XX века было ее производственное оборудование. Самым ценным активом организации XIX века стали работники интеллектуального труда и их производительность» [16].
Развитие экономических теорий, связанных с человеческими ресурсами, таких как философия управления М.П. Фоллетт, теория мотивации А. Маслоу, теория стилей руководства Д. МакГрегора, теория человеческих отношений Э. Мэйо и других, поспособствовало формированию и изучению категории системы управления персоналом. Фундаментальной концепцией в управлении персоналом является то, что результативность деятельности предприятия напрямую зависит от производительности труда и составляющей ее основу мотивации.
Система управления персоналом имеет в своем арсенале большое количество методов и инструментов, одним из самых эффективных является стимулирование. В основе стимулирования лежит мотивация, достигаемая за счет внешнего воздействия, направленная на максимальное раскрытие потенциала человека и его применение для достижения целей предприятия и личных целей сотрудника.
Развитие направления управления персоналом и, в частности, стимулирования персонала, порождает много вопросов и сложностей в части практического применения в организациях. Поэтому выбранная тема работы является актуальной.
Целью бакалаврской работы является систематизация информации, касающейся теоретических аспектов стимулирования персонала, для разработки на основании нее мероприятий, направленных на повышение эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом».
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
• рассмотреть теоретические основы стимулирования персонала как элемента системы управления персоналом организации;
• провести анализ эффективности управления персоналом организации на основе инструментов стимулирования сотрудников в ПАО «ВымпелКом»;
• разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников, и оценить их эффективность.
Объект исследования - ПАО «ВымпелКом» - один из крупнейших операторов связи в России и СНГ, предоставляющий услуги связи под брендом «Билайн».
Предмет исследования - влияние инструментов стимулирования сотрудников на эффективность управления персоналом.
Решение поставленных задач достигалось с помощью комбинации экономических и общенаучных методов, таких как систематизация, обобщение, сравнение, моделирование, аналогия, дедукция, индукция, прогнозирование.
Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, статьи в экономических журналах, Интернет-ресурсы. Проблемы, касающиеся выбранной темы, изучались такими авторами, как Арутюнов В.В., Аширов Д.А., Балабанова Л.В., Герчиков В.И., Гуськова Н.Д., Кибанов А.Я., Кожевникова Т.Ю., Лобанова Т.Н., Маренков Н.Л., Маслова В.М., Павлов Н.И., Пугачев В.П., Родионова Е.А., Шапиро С.А.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты анализа эффективности управления персоналом, полученные в подразделе 2.2, а также рекомендации, описанные в подразделах 3.1 и 3.2, могут быть применены на практике руководством и ответственными сотрудниками ПАО «Вымпелком», а также другими организациями со схожими характеристиками.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Она включает введение, три раздела, заключение, список используемой литературы и источников и приложения. Общий объем работы, без учета приложений, составляет 61 страницу, в том числе 7 таблиц и 11 рисунков. Список используемой литературы и источников включает 47 пунктов.
Во введении описаны вводные данные, необходимые для исследования, а именно цель работы, задачи, объект и предмет исследования, подобранные информационные источники.
В первом разделе раскрыты экономическая сущность системы управления персоналом и показатели ее эффективности, определены понятие, задачи, методы и инструменты стимулирования персонала организации.
Во втором разделе приведена краткая технико-экономическая характеристика ПАО «ВымпелКом» и проведен анализ эффективности текущего управления персоналом на основе инструментов стимулирования сотрудников.
В третьем разделе даны рекомендации, направленные на повышение эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников, и оценена их экономическая эффективность.
В заключении обобщены итоги исследования и отражены выводы по проделанной работе.
В первом разделе работы рассмотрены экономическая сущность системы управления персоналом, характеризующие ее эффективность показатели, понятие, задачи, методы и инструменты стимулирования и мотивации персонала.
Система управления персоналом представляет собой «комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда и качества работы» [4]. Целью формирования эффективной системы управления персоналом является достижение запланированных результатов деятельности предприятия при рациональном использовании трудовых ресурсов с сохранением субъективного подхода к каждому сотруднику, поощряющего его развитие.
Эффективность системы управления персоналом возможно оценить с точки зрения результатов производства, с точки зрения результативности работы сотрудников и с социально-психологической точки зрения.
Суть стимулирования персонала заключается создании рабочей среды, способствующей наиболее полной реализации потенциала каждого сотрудника, его максимальной трудовой эффективности в целях удовлетворения его потребностей и достижения целей предприятия.
Существует достаточно широкий спектр методов и инструментов стимулирования персонала. Выбор их должен определяться особенностями конкретного предприятия. Но в целом, можно отметить, что наибольшая эффективность достигается при их комплексном применении.
Во втором разделе работы рассмотрена система управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников, а также приведена технико-экономическая характеристика организации.
Анализ технико-экономических показателей ПАО «ВымпелКом» характеризует его деятельность эффективной и прибыльной. В 2021 году выручка компании практически достигла уровня докризисного 2019 года, что оценивается благоприятно. Однако опережающий темп роста стоимости ресурсов, а также снижение прибыльности дочерних компаний, что нашло отражение в резком падении доходов в виде дивидендов, негативно сказывается на динамике чистой прибыли и показателях рентабельности.
В целом, компания придерживается разработанной стратегии развития, включающей рост удовлетворенности клиентов, сокращение их оттока, рост операционной эффективности, сохраняя при этом социальную ориентированность. Однако невозможно обойти вниманием тот факт, что темп роста среднегодовой заработной платы работающего превышает темп роста производительности труда, что свидетельствует о недостаточно эффективной организации процесса управления персоналом.
Анализ системы управления персоналом ПАО «ВымпелКом» на основе инструментов стимулирования сотрудников показал, что компания использует широкий спектр инструментов стимулирования, таких как система материального стимулирования, основанная на прозрачном подходе к оценке результатов; финансовая поддержка начинающих сотрудников, качественное обучение и повышение квалификации, осуществляемые за счет компании; широкие возможности карьерного роста; удобство графика работы и другие.
Применение системы материального и нематериального стимулирования в ПАО «ВымпелКом» позволило сформировать в компании большой штат профессионалов, имеющий достойную корпоративную культуру. Однако результаты проведенного тестирования группы сотрудников показали, что в действующей системе управления персоналом есть ряд проблем, в том числе недостаточное внимание к сплоченности коллектива и взаимодействию внутри него. Общая удовлетворенность сотрудников связями с коллегами и близостью сложившихся взаимоотношений крайне низкая при достаточно высокой значимости.
Данные результаты в совокупности с недостаточным ростом производительности труда в анализируемом периоде предопределяют необходимость определения резервов улучшения системы управления персоналом на основе инструментов стимулирования и разработки соответствующих мероприятий, направленных на оптимизацию системы управления персоналом в соответствии с выявленными потребностями сотрудников.
В третьем разделе работы рассмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления персоналом ПАО «ВымпелКом» посредством применения инструментов стимулирования, а именно:
• проведение тестирований для распределения сотрудников по группам со схожим типом мотивации;
• организация обучающих тренингов на ежемесячной основе по развитию навыков, способствующих повышению продаж;
• внедрение спортивных, творческих и тематических корпоративных мероприятий на регулярной основе;
• повышение качества взаимодействия с руководством;
• создание банка инновационных идей;
• организация комнат отдыха;
• создание корпоративной витрины товаров;
• прием в штат психологов, их постоянное взаимодействие с сотрудниками.
Внедрение предлагаемых мероприятий позволит устранить выявленные проблемные зоны, повысить удовлетворенность сотрудников своей трудовой деятельностью и условиями труда, их мотивацию, вовлеченность и производительность. В отношении финансовых показателей компании проведение обозначенных мероприятий позволит увеличить показатели выручки на 7%, чистой прибыли в 3 раза, рентабельности продаж на 2,21%, что свидетельствует об их эффективности.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
1. Арутюнов В.В., Волынский И.В. Управление персоналом: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2017. 448 с.
2. Архипова Ю.А., Зыкова К.С. Организация рабочих мест и ее роль на предприятии // Молодой ученый. 2017. №23. С. 460-462.
3. Аширов Д.А. Управление персоналом. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2018. 136 с.
4. Балабанова Л.В., Сардак О.В. Управление персоналом: учебник. К.: Центр учебной литературы, 2019. 468 с.
5. Батырева А.А. Психология управления персоналом на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 5. С. 29-34.
6. Блинов А.В. Особенности мотивации персонала в кризисной ситуации // Экономист. 2019. №3. С. 25-32.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир. 2020. 895 с.
8. Варданян И.С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 129-132.
9. Вукович Г.Г. Совершенствование модели управления процессом экономической диагностики // Экономика устойчивого развития. 2019. № 9. С. 53-57
10. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие. М.: ИНФРА- М. 2018. 282 с
11. Грачев А.П. Система мотивации и стимулирования труда работников страховых компаний: диссертация кандидата экономических наук. Москва, 2017. 208 с.
12. Гусарова М.С., Решетникова И.Г. Управление персоналом: учебное пособие. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. 212 с.
13. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 212 с.
14. Данилова И.С., Чепурнова Ю.М. Совершенствование системы стимулирования труда персонала // Молодой ученый. 2019. №11. С. 691-702.
15. Дороффенко В.В., Комар Ю.М., Комар С.Ю., Токарева В.И. Управление персоналом. Графическое моделирование: учебно-методическое пособие. Донецк: ДонДУУ. 2018. 266 с.
...