Введение 3
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 8
1.1 Причины возникновения и последствия избыточной массы тела 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности девушек 18-20 лет 17
1.3 Особенности течения ожирения у девушек 26
1.4 Занятия адаптивной физической культурой в группах для коррекции избыточной массы тела 35
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 58
2.1 Задачи исследования 58
2.2 Методы исследования 58
2.3 Организация исследования 64
Глава 3 Исследование эффективности методики снижения веса средствами учебно-тренировочных занятий 66
3.1 Результаты предварительного исследования девушек 18-20 лет, имеющих избыточный вес или начальную стадию ожирения 66
3.2 Обоснование применения методики учебно-тренировочных занятий для девушек 18-20 лет с избыточным весом и начальной степенью ожирения 71
3.3 Исследования по изучению влияния методики учебно - тренировочных занятий на морфофункциональные показатели девушек с избыточной массой тела и первой степенью ожирения 79
Заключение 85
Список используемой литературы 92
Приложение А АНКЕТА-ОПРОСНИК 102
Актуальность исследования. С каждым годом проблема распространения избыточного веса и ожирения становится все более острой: согласно данным Росстата в 2019 году у 31% детей от 3 до 13 лет было диагностировано наличие лишнего веса. В 2020 году трое из пяти россиян старше 18 лет имели избыточную массу тела согласно формуле индекса массы тела Кетле [83].
С широким распространением избыточной массы тела и ожирения связано распространение сопутствующих заболеваний, ранняя инвалидизация пациентов и общее сокращение продолжительности жизни. К сопутствующим избыточному весу заболеваниям относят болезни сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца и др.; сахарный диабет 2 типа, заболевания репродуктивной системы, онкологические заболевания и т.д. [34].
Занятия физическими упражнениями позволяют увеличивать суточный расход энергии, что в сочетании с рациональным питанием и правильным распорядком дня способствует снижению веса. Методика коррекции избыточной массы тела путем увеличения двигательной активности должна строиться на принципах безопасности, учета индивидуальных особенностей занимающихся, постепенности и доступности.
Цель исследования: совершенствование учебно-тренировочного процесса по адаптивному физическому воспитанию в специальной медицинской группе для студенток с избыточной массой тела.
Объект исследования: процесс учебно-тренировочных занятий по адаптивной физической культуре.
Предмет исследования: методика учебно-тренировочных занятий, направленная на коррекцию избыточной массы тела у девушек в возрасте 18-20 лет, основывающаяся на сочетании элементов аэробной и анаэробной нагрузки.
Гипотеза исследования предполагает, что занятия по методике, ориентированной на повышение коэффициента двигательной активности, способствуют снижению излишнего веса у девушек с избыточной массой тела. Использование специально разработанной методики учебно-тренировочных занятий позволит:
• во-первых, обеспечить безопасность, посредством грамотного подбора упражнений, исключающего ударную и осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и высокоинтенсивную нагрузку на сердечно-сосудистую систему;
• во-вторых, выстроить учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы помимо снижения жирового компонента и увеличения мышечного, он работал на развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
• в-третьих, улучшить функциональные возможности организма.
Теоретическую базу исследования составили идеи:
• профилактики и коррекции избыточного веса путем увеличения двигательной активности [Букова Л. М. 2016, Васельцова, И. А. 2016, Ветров И. В 2014, Епифанов, В. А. 2016, Калакуцкий, Р. Н. 2016 и др.];
• полезности движения и вреда гиподинамии [Епифанов В.А. 2016, Кузнецов, А. К. 2009, Немцова В. В 2017 и др.];
• безопасности физической активности для лиц с избыточной массой тела [Подоляка, А. Е. 2016 , Родионова Т. И. 2012, Темных, А. С. 2010 и др.].
Задачи исследования:
1. Разработать методику занятий адаптивной физической культурой, направленную на снижение массы тела.
2. Определить влияние разработанной методики занятий на снижение массы тела у девушек.
3. Дать оценку эффективности разработанной методики.
Методы исследования: при проведении и организации исследования применялись в соответствии с целями и задачами: анализ литературных источников, анкетирование, врачебно-педагогические контрольные наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики, измерение массы тела, измерение окружности талии и бедер.
Проблема исследования: заключается в необходимости использования учебно-тренировочных занятий адаптивной физической культурой в специальной медицинской группе для коррекции избыточного веса у девушек, чему, в свою очередь, мешает недостаточная разработанность методов воздействия.
Эмпирическая база исследования: тренажерный зал ТГУ, на базе которого проводились учебно-тренировочные занятия для девушек, страдающих избыточным весом (ИМТ свыше 25) и начальной степенью ожирения (ИМТ от 30 до 35). Группа занимающихся в количестве 20 человек, инструктор по физической культуре, руководитель. Были созданы две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой по 10 человек.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Проведен анализ проблемы безопасности построения учебно-тренировочного процесса в специальной медицинской группе для лиц с избыточной массой тела.
2. Разработана методика занятий адаптивной физической культурой, способствующая снижению веса.
3. Доказана эффективность разработанной методики, как средства коррекции ожирения.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании использования методики адаптивного физического воспитания для коррекции избыточной массы тела у студенток.
Научно-практическая значимость исследования состоит:
• в реализации методики снижения избыточного веса посредством занятий адаптивной физической культурой.
• в разработке практических рекомендаций по применению данной методики для девушек с повышенным ИМТ.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента и участием в нем автора, реальностью поставленных задач; применением методов математической обработки данных при помощи пакета компьютерных программ; положительным результатом исследования.
На первом (подготовительном) этапе в период с февраля 2019 по июнь 2019 г. был проведен теоретический анализ научно-методической литературы, определен уровень двигательной активности у девушек-студенток 18-20 лет, определены морфофункциональные показатели, обоснованы методики проведения эксперимента, разработана методика учебно-тренировочных занятий для девушек с избыточным весом и начальной степенью ожирения.
Второй этап (исследовательский - с сентября 2019 по декабрь 2020г.) были проведены экспериментальные исследования по оценке эффективности разработанной методики учебно-тренировочных занятий посредством мониторинга. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. Учебно-тренировочные занятия адаптивной физической культурой в экспериментальной группе включали аэробную и силовую нагрузку средней интенсивности, контрольная группа занимались исключительно аэробными тренировками.
Третий этап (заключительный) - январь 2021 - март 2021 г.
Заключительный этап включил в себя математическую обработку полученного материала, сравнительную оценку результатов исследования, определение эффективности занятий, включающих сочетание аэробной и силовой нагрузок, обоснование практических рекомендация и оформление результатов проведенных исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на кафедре физического воспитания Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
• недостаточный уровень физической активности у девушек-студенток 18-20 лет может быть причиной развития избыточной массы тела и ожирения, что объясняет необходимость регулярных физических нагрузок;
• сочетание аэробной и анаэробной нагрузок способствует более эффективному снижению веса.
Методика апробирована в процессе проведения занятий с девушками с избыточной массой тела в тренажерном зале ТГУ. Вклад автора в проведения исследований составил 80%.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, 4 рисунков, 8 таблиц, списка используемой литературы, 1 приложения. Основной текст работы изложен на 102 страницах.
В современном мире проблема избыточного веса и сопутствующих ему заболеваний становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается количество людей, страдающих ожирением. Было выявлено, что основными причинами возникновения избыточного количества жировой массы в организме являются несбалансированное, калорийное питание, низкий уровень физической активности в течение дня, малоподвижный образ жизни, отсутствие распорядка дня, учитывающего достаточное количество времени на сон, включающего прогулки и активные паузы в процессе учебы или работы.
У девушек возраст 18-20 лет сопряжен с гормональными изменениями и стабилизацией важнейших систем организма. К этому возрасту уровень развития высшей нервной деятельности достигает высоких показателей, возрастает выносливость сердца, улучшается нервно-гуморальная деятельности кровеносных сосудов, внимание и память становятся устойчивыми, что позволяет выполнять движения, требующие координации, преодоления усталости и дискомфорта, связанного с мышечным утомлением.
Период обучения в ВУЗе зачастую связан со снижением уровня двигательной активности. Это связано с интенсификацией учебного процесса, необходимостью обработки большого объема информации и широким использованием технических средств в процессе обучения. Поэтому регулярные занятия физической культурой являются необходимой мерой для поддержания веса и сохранения ресурсов здоровья.
Важно учитывать, что наличие избыточного веса оказывает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и гормональную системы организма и состояние опорно-двигательного аппарата. Поэтому тренировки для девушек-студенток 18-20 лет с избыточным весом и первой степенью ожирения должны строиться в первую очередь по принципу безопасности, с учетом индивидуальных особенностей состояния организма.
В рамках педагогического эксперимента было проведено анкетирование девушек 18-20 лет для выявления мотивации к регулярным занятиям физической культурой. На первое место опрошенные поставили мотив «Здоровье» -47%, «Внешний вид» выбрали 33,5 процентов девушек. Мотив «Психологический» включил 13,5% респондентов, «Социальный» -3,5%, «Познавательный» - 2,5%.
Для определения эффективности разработанной методики учебно-тренировочных занятий были зафиксированы антропометрические данные девушек контрольной и экспериментальной групп перед началом , в середине, и по окончании эксперимента.
Средний показатель объема талии в начале эксперимента составил 96 см, с отклонением 8, в обеих группах. Промежуточный объем талии в контрольной группе составил 93 см, с отклонением 6, а в конце эксперимента - 90 см, с отклонением 8. В экспериментальной группе при промежуточном исследовании средний объем талии составил 91 см, с отклонением 8, в конце эксперимента - 87 см, с отклонением 6.
Параметр «объем бедер» к началу эксперимента составлял 120 см, с отклонением 4. В промежуточном исследовании у контрольной группы средний объем бедер составил 118 см, с отклонением 4, к концу эксперимента - 116 см, с отклонением 4. В экспериментальной группе промежуточный результат составил 116 см, с отклонением 4, а в конце эксперимента - 112 см, с отклонением 4.
Индекс соотношения окружности талии к окружности бедер в обеих группах в начале эксперимента составил 0,85, с отклонением 0,1. В промежуточном исследовании контрольная и экспериментальная группа показали результат 0,78, с отклонением 0,1. В конце эксперимента индекс контрольной группы составил 0,78, с отклонением 0,1, а индекс экспериментальной группы - 0,77, с отклонением 0,1.
В начале эксперимента средний показатель индекса Кетле составлял 30, с отклонением 1,9 в обеих группах. В контрольной группе промежуточный результат составил 29,5, с отклонением 1,9, и финальный результат - 29, с отклонением 1,8. В экспериментальной группе промежуточное значение индекса Кетле составило 29, с отклонением 1,9, а в конце эксперимента - 27, с отклонением 1,7.
В результате сопоставления антропометрических данных контрольной и экспериментальной групп, выявлено, что процесс снижения веса в экспериментальной группе проходил быстрее и сопровождался снижением объемов тела.
Для оценки структуры тела, соотношения активной клеточной массы, жировой массы, сухой мышечной массы и воды в организме применялся метод биоимпеданса с помощью анализатора «Диамант» (Санкт-Петербург).Перед началом эксперимента средний вес участниц контрольной и экспериментальной групп составил 84 кг, с отклонением 4,2. К концу эксперимента средний вес в контрольной группе составил 80 кг, с отклонением 4,2, в экспериментальной группе - 76 кг, с отклонением 4. Средний показатель безжировой массы в начале эксперимента составлял 52,5 кг. К концу эксперимента в контрольной группе средний объем безжировой массы составил 51 кг, с отклонением 4,2, а в экспериментальной - 48,8 кг, с отклонением 6.
В начале эксперимента средний показатель «общая вода» составлял 38,4 кг, с отклонением 4. К концу эксперимента в контрольной группе средний показатель «общая вода» составил 37, с отклонением 3,8, а в экспериментальной - 35,6 кг, с отклонением 4.
Показатель «активная клеточная масса» до начала учебно-тренировочного процесса составлял для обеих групп в среднем 34,1 кг, с отклонением 1,2. В конце эксперимента средний показатель «активная клеточная масса» составил у контрольной группы 33,8 кг, с отклонением 1,2, а у экспериментальной группы - 32,7кг, с отклонением 1,3.
Показатель «жировая масса» в начале эксперимента составлял 31,5 кг с отклонением 3,2, для контрольной и экспериментальной групп. В конце эксперимента «жировая масса» в контрольной группе составила в среднем 28,5 кг, с отклонением 2,8, в экспериментальной - 24,7кг, с отклонением 3. Количество сухой клеточной массы до начала эксперимента составляло 8,8кг, с отклонением 0,3 для обеих групп. В конце эксперимента в контрольной группе зафиксировано 8,6 кг сухой клеточной массы, с отклонением 0,3, в экспериментальной группе - 8,4 кг, с отклонением 0,3.
Сравнительный анализ данных биоимпедансометрии показал, что экспериментальная группа имеет более выраженный результат. Снижение фактических данных таких параметров, как: вес, безжировая масса, общая вода, активная клеточная масса, жировая масса и сухая клеточная масса позволяют судить об эффективности выбранной методики снижения веса.
Для определения уровня физической подготовленности в начале и конце эксперимента применялся Гарвардский степ-тест по упрощенной методике. Согласно полученным данным, перед началом эксперимента, средние значения пульса в контрольной и экспериментальной группах были равны 73, с отклонением 5,6, за минуту в покое. После теста - 108, с отклонением 8,5. В конце эксперимента показатель пульса за минуту в покое у контрольной группы составил 65, с отклонением 5,1, а после теста - 97, с отклонением 7,8. В экспериментальной группе среднее значение в минуту в покое составило 62, с отклонением 5,5, а после выполнения теста - 90, с отклонением 7,3.
Результат контрольной группы соответствует оценке «удовлетворительно», в то время как значения экспериментальной группы соответствуют оценке «хорошо».
Таким образом, регулярные занятия физической культурой способствуют развитию физической работоспособности. Применение методики учебно-тренировочных занятий, сочетающей различные типы нагрузки (анаэробная и аэробная), позволило получить экспериментальной группе значительное улучшение всех исследуемых параметров.
В результате проведенных исследований в экспериментальной группе выявлено снижение индекса массы тела на 10%, уменьшение объема талии на 9 см, объема бедер - на 8 см. В то время как в контрольной группе к концу эксперимента индекс массы тела снизился на 3%, объем талии уменьшился на 5см, бедра - на 4 см. По результатам повторной биоимпедансометрии в конце эксперимента показатели экспериментальной группы стали ближе к значениям нормы, чем показатели контрольной группы (рисунок 4). Результаты Гарвардского степ-теста по упрощенной программе показали улучшение уровня физической подготовленности в экспериментальной группе до оценки «хорошо», в то время как контрольная группа показала удовлетворительный уровень. Комплекс проведенных исследований позволяет сделать вывод об эффективности методики снижения веса, применяемой в экспериментальной группе.
Решение поставленных в работе задач позволило дать оценку эффективности разработанной методике учебно-тренировочных занятий «Особенности физического воспитания девушек 18-20 лет с избыточной массой тела и начальной степенью ожирения».
Согласно данным математической обработки результатов исследования, антропометрические данные и уровень физической подготовленности имели тенденцию к улучшению в обеих группах. Значения экспериментальной группы к концу эксперимента оказались ближе к показателям нормы, что свидетельствует об эффективности разработанной методики учебно-тренировочных занятий. Применение экспериментальной методики, сочетающей в одном занятии элементы аэробной и анаэробной нагрузки, показало улучшение уровня физической подготовленности и выносливости. Мониторинг показателей выявил эффективность разработанной методики на промежуточном этапе и к концу проведения эксперимента.
На основе данных проведенного эксперимента были сформированы следующие выводы:
• анализ научно-методической литературы выявил основной причиной развития избыточной массы тела и ожирения недостаток физической активности и потребление избытка калорий;
• разработка безопасной и эффективной методики учебно-тренировочных занятий для коррекции веса является одной из важнейших задач адаптивного физического воспитания в ВУЗе при наличии у студенток избыточного веса и ожирения;
• по данным анкетирования среди девушек 18-20 лет, основным побудительным мотивом к регулярным занятиям физической культурой является внешний вид;
• изменение уровня физической подготовленности по результатам Гарвардского степ-теста по упрощенной программе имеет более выраженный характер в экспериментальной группе.
• достоверность показателей группы девушек, занимавшихся по экспериментальной методике учебно-тренировочных занятий, свидетельствует об эффективности разработанной методики.
На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации:
• перед началом учебно-тренировочного процесса занимающиеся должны быть ознакомлены с техникой безопасности тренировок в тренажерном зале, знать правильную технику выполнения упражнений с собственным весом и утяжелениями;
• в начале каждого занятия обязательна разминка на эллиптическом тренажере и суставная гимнастика;
• упражнения в тренировочном занятии должны быть подобраны индивидуально в соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;
• для повышения энергозатрат и формирования мышечного корсета рекомендуется выполнение упражнений, направленных на крупные мышечные группы;
• до, во время и после занятия обязателен контроль ЧСС для определения влияния подобранной нагрузки на сердечно-сосудистую систему;
• во время занятия пульс у девушек 18-20 лет не должен превышать 150 ударов в минуту;
• в конце каждого занятия обязательна заминка на эллиптическом тренажере для снижения пульса;
• тренировки должны носить регулярный характер, быть разнообразными и строиться по принципу постепенного усложнения;
• для более выраженного результата рекомендуется сочетать занятия и сбалансированный рацион питания.
1. Белов, Д. О. Исследование проблемы формирования мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью // Вестн. Самар. гос. ун-та путей сообщений. - 2016. - №1(15). - С. 158-161.
2. Букова Л. М. Фитнес-программа в коррекции состояния здоровья женщин первого зрелого возраста [Электронный ресурс] / Л. М. Букова, И. А. Ковальская, А. В. Расолько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/fitnes-programma-v- korrektsii-sostoyaniyazdorovya-zhenschin-pervogo-zrelogo-vozrasta (дата обращения: 17.11.2020)
3. Вардимиади, Н. Д. Лечебная физкультура и диетотерапия при ожирении / Н. Д. Вардимиади, Л. Г. Машкова. - Киев : Здоровье. - 1988. - С. 47.
4. Васельцова, И. А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / И. А. Васельцова, А. Б. Бродецкий, С. А. Петров // Учен.зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2016. - № 9 (139). - С. 19-25.
5. Вербина О. Ю. Фитнес-аэробика [Текст] / О. Ю. Вербина. Чебоксары: Чуваш.госпедуниверситет, 2010. - 36с.
6. Весткотт, В. Специализированная силовая тренировка эффективные фитнес-занятия для специальных групп населения / В. Весткотт, С. Рэмсден ; под ред. В. Левицкого. - Киев. - 2014. - С. 62 -76.
7. Ветрова, И. В. Гимнастика с методикой преподавания в адаптивной физической культуре : учеб. пособие / И. В. Ветрова ; Краснояр.гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 494 с.
8. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. Москва: ФиС, 2016 - 133с.
9. Воронков А. В. Особенности силовой катаболической тренировки женщин первого периода зрелого возраста [Электронный ресурс] / А. В. Воронков, И. Н. Никулин, Л. В. Жилина. Режим доступа. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/282(gaTa обращения: 17.11.2020).
10. Гаврилов М. А. Взаимосвязь психологических и физиологических особенностей при нормализации массы тела у женщин, имеющих избыточный вес. автореф.тдисс. канд. псих. наук [Текст] / М. А. Гаврилов. Москва, 2006. - 34с.
11. Голдаева, П. Р. Заболеваемость ожирением среди студентов г. Томска / П. Р. Голдаева, О. А. Павленко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - 226 с.
12. Григорьева, С. А. Совершенствование координационных способностей у студенток специальной медицинской группы : дис. канд.пед. наук / С. А. Григорьева. - Омск, 2016. - 190 с.
13. Давыдов В. Ю. Научно-методическое обеспечение занятий фитнесаэробикой: Учебно-методическое пособие [Текст] / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, Г. О. Краснова. Волгоград: ВГАФК, 2003. - 204 с.
14. Дегтярёва Е. И. Новые виды и формы физической активности среди женщин в зарубежных странах и в России: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / Е. И. Дегтярёва. Москва: ВНИИФК, 2008. - 120с.
15. Дробышевская В. А. Анализ психоэмоционального статуса пациентов, страдающих ожирением [Текст] / В. А. Дробышевская // Человек, алкоголь, курение и пищевые аддикции (соматические и наркопсихиатрические аспекты): Материалы 2-го меж дисциплинарного конгресса с международным участием. Санкт-Петербург, 2008. - 130 с.
...