Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы эмоционального выгорания педагога 7
1.1 Характеристика профессиональных деструкций в научной литературе 7
1.2 Определение эмоционального выгорания педагогов 10
1.3 Методы и приёмы эмоционального выгорания 15
Глава 2 Исследование эмоционального выгорания педагогов школьных учреждений в процессе профессиональной деятельности 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методика исследования 21
Глава 3 Теоретическое обоснование программы, направленной на профилактику и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов 30
3.1 Программа профилактики эмоционального выгорания 30
3.2 Эффективность разработанной программы 36
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Актуальность исследования. В крайние десять лет трудность сбережения и сохранения психологического здоровья в образовательных учреждениях встала особенно остро в связи с возникновением и развитием инклюзивного образования. Потребность теоретических и практических исследований согласно данной теме существует в связи с высокой эмоциональной вовлеченностью педагогов: деятельность, четкие графики занятий, организованные моменты воспитательной деятельности и администрирования, родителей, Ответственность перед обществом в целом Последствия их работы приводят к возникновению невропатий и психосоматических расстройств.
Согласно теме выгорания заинтересованность в теоретическом аспекте обусловлена практическими требованиями. Обстоятельства эмоционального выгорания появляется у личности в контексте своей деятельности и негативно влияют на психологическое здоровье как человека, так и всей организации.
Данный синдром исследован в профессиональной и социальной психологии (как в нашем государстве, так и за границей).В наш период времени существует достаточно фактического материала, который касается эмоционального выгорания, но данная тема не перестает быть актуальной [21].
Возникает синдром эмоционального истощения у людей, давно сотрудничающих с социум тесно, а конкретно с людьми: педагогами, специалистами по психологии, докторами, работниками из социальной службы, воспитателями. Продолжительный стресс и, как следствие, эмоционально-энергетический ресурс сотрудников истощаются.
Для успешной профилактики эмоционального сгорания лучше использовать специальную программу, включающую практические занятия проблемной направленности, индивидуальные и групповые творческие занятия, деловые игры, упражнения — тренинги, релаксацию.
Литературы по данной проблематике достаточно, но информация о диагностике и предупреждении профессионального выгорания учителей еще не приобрела полного развития, как и поиск признаков, направлений и способов сокращения профилактической работы с учителями.
Вышеупомянутое доказывает значимость этой проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация программы исследования эмоционального выгорания у педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание у педагогов.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания педагогов зависит от степени интенсивности взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями.
Исходя из изложенных цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
• осуществить анализ литературы (научной, психолого-педагогической), в которой существуют исследования проблеме эмоционального перегорания, тревожности и влияния этих состояний на эффективность деятельности;
• выявить особенности развития эмоционального истощения у городских и сельских учителей;
• разработать и протестировать программу профилактики эмоционального выгорания для учителей.
Теоретико-методологические основой исследования выступили теоретические положения, касающиеся синдрома эмоционального выгорания личности, изложенные в работах: теория стресса (Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык); эмоциональное истощение (В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк); постепенное развитие эмоционального истощения по В.В. Бойко [5].
Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Методики исследования:
• методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»;
• методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект».
Эмпирическая база исследования: исследование проходило в Свердловской области в городе Екатеринбурге на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №27 (далее МБОУ СОШ №27) г. Екатеринбурга. Возраст участников анализа варьировался от 25 до 74 лет, все участники женского пола.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в изучении аспектов эмоционального выгорания. Также разработана программа, направленная на профилактику эмоционального выгорания у педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы предотвращения эмоционального выгорания педагогов, которая может быть использована в планировании и реализации профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на психологическое сопровождение педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 32 источника. Текст проиллюстрирован 4 таблицами. Объем работы - 45 страниц.
Еще Александр Николаевич Радищев заметил что: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Это учителя учат нас этому: замечать в людях хорошие качества, благодарить их с первого дня в школе, а иногда даже жертвовать, чтобы ученики могли добиться большего» [8].
В последние десятилетия особенно остро встала проблема сохранения психического здоровья в образовательных учреждениях. Необходимость теоретических и практических исследований по данной теме существует в связи с высокой эмоциональной вовлеченностью педагогов: деятельности, четких графиков занятий, организационных моментов воспитательной деятельности, администрации, родителей, Ответственности перед обществом в целом Последствия своей работы приводят к появлению неврозов и психосоматических расстройств.
Среди всех, кто не может работать без общения, наиболее опасен в психологическом и профессиональном плане синдром эмоционального истощения - педагогов, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть тех, кто длительное время работает с людьми.
Многие ученые обращались к проблемам, связанным с эмоциональным истощением учителей. Выявлены основные факторы, влияющие на эмоциональное истощение, их стадии развития и взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Однако в изученной литературе проблема эмоционального истощения учителей сельских школ затрагивается редко.
Следует отметить, что исследований психологических проблем учителей, работающих в сельских школах, очень мало. В имеющихся работах отмечаются существенные различия в условиях профессиональной деятельности учителей в сельской и городской местности [7].
Все это побудило рассмотреть особенности эмоционального поля личности местного педагога, особенности взаимосвязи между эмоциональной истощаемостью и эмоциональным интеллектом.
В этом смысле проведен теоретический анализ литературы по психологическим проблемам в школах и эмоциональному истощению учителей, обоснован выбор метода диагностики, характер связи между городскими и городскими эмоциональными показателями, сельскими, синдром выгорания и эмоциональный интеллект среди мастеров.
Анализ литературы подтверждает актуальность данной проблемы, проблемы эмоционального истощения педагогов. Эта проблема сейчас стоит очень остро в обществе. По этой причине разрабатываются методы борьбы и предупреждения эмоционального истощения педагогов.
Это связано с тем, что показатели эмоционального интеллекта тесно связаны с показателями эмоционального выгорания в сельской выборке, что является механизмом саморегуляции перманентно-негативных психических состояний местными учителями, можно указать, что в нем содержится [2].
Бабич Ольга Игоревна выделала, что: «профессиональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них» [3, с. 16].
Авторы этого исследования решили, что необходимо разработать программу предотвращения эмоционального выгорания учителей. Так что было удобно тестировать и анализировать эту программу.
Также была обнаружена связь между эмоциональным интеллектом и выгоранием. Это более выражено в выборке местных учителей, что позволяет увидеть эмоциональный интеллект как элемент механизма психической саморегуляции состояния местного учителя.
Так, можно сделать вывод, цель выпускной квалификационной работы реализована в полном объеме.
Цель: исследование эффективности профилактики эмоционального истощения учителей проводилось с помощью программы, разработанной совместными усилиями школьных учителей и педагогов-психологов.
Проанализировать теоретические аспекты проблемы профессионального выгорания педагогов, выявить особенности проявления профессионального выгорания педагогов, рассмотреть этапы, способы и методы профилактики профессионального выгорания педагогов, провести входную и вторичную диагностику. Снаружи программа была разработана, протестирована и исследована с положительными изменениями показателей, демонстрирующих эффективность программы.
Разработанная программа будет полезна не только авторам исследований, но и студентам колледжей и вузов, практикующим психологам и преподавателям.
1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск. 2004. Ч.1. С.22-26.
2. Аппаев М. Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Автореф. дис. канд.психол.наук. Ставрополь: 2008. 24с.
3. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 122 с.
4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2007. 272 с.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: ИИДФилинъ, 2011. 472 с.
6. Ветвитская С. М. Сравнительное исследование структур интегральности городских и сельских школьников различных этнических групп: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2009. 21с.
7. Волков Г. И. Особенности тревожности и ее коррекция у младших подростков, учащихся сельских школ: Дис. канд. психол. наук. Казань,2012.159 с.
8. Гарскова Г. Г. Введения понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2872 (Дата обращения: 01.03.2022).
9. Гурьянова М. Научная помощь сельской школе // Народное образование. 2000. №8. С.29-32.
10. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 412 с.
11. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально-специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. 2012. № 5. С.56-65.
12. Китаев-Смык Л. А. Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз. М.: Смысл, 2015, 768 с.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 509 с.
14. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л. Ф. Колесников; Отв ред. В. Н. Турченко. Новосибирск : Наука : Сиб. отд- ние, 1985. 263 с.
15. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 2007. № 5. С.46-59.
...