ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 7
§ 1. Различные подходы к математическому развитию детей младшего и среднего возраста посредством решения нестандартных задач 7
§2. Анализ программ, учебников, опыта использования нестандартных задач как средства математического развития детей младшего и среднего школьного возраста 22
§ 3. Методика обучения решению нестандартных задач 35
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 40
§4. Система работы с нестандартными задачами для математического развития школьников 40
§5. Опытно-поисковое исследование по определению математического развития школьников в ходе решения нестандартных задач 60
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность исследования. На сегодняшний день остро стоит вопрос о качественном обучении математике. Обучение школьников различным методам мышления и приемам познания, формирование у них математического мышления являются основополагающими целями обучения в современной модели математического образования школьников. Так как, в настоящее время математика стремительно развивается и находит отклик почти во всех отраслях знаний. Многие отечественные методисты, такие как Колягин Ю.М., Виноградова Н.Ф., Дорофеев Г.В., Гусев В.А., Петерсон Л.Г., Талызина Н.Ф., Истомина Н.Б. и др., рассматривают необходимость математического развития учащихся. Они показывают, что в процессе начального и среднего обучения у ребенка развиваются психические функции и закладывается общая основа познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности.
Как известно, в математике очень большую роль играют решение текстовых задач, система которых является основным средством для развития важнейших математических представлений у школьников. Очевидно, что умение решать задачи является одной из самых главных целей обучения, а также не менее важным программным требованием, так как это умение - один из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Так как в последнее время усилилось внимание к развитию и воспитанию школьников при обучении математике, значительно изменилась вся системная составляющая задач и функции выполняемые ими. Кроме дидактических функций, большое количество задач так же выполняют развивающие и познавательные функции [38].
Одним из факторов математического развития учащихся может быть изменение предметного содержания за счет включения в программу по математике компонентов, которые не входят в традиционный курс.
В исследованиях Гарднера М., Поляк Г.В., Пойа Д., Колягина Ю.М., Фридмана Л.М. и др. описаны, в основном, вопросы классификации и приемы решения нестандартных задач.
Анализ научно-методической литературы и практического опыта работы со школьниками показывает, что в настоящее время возникло следующее противоречие между:
- необходимостью использования нестандартных задач как эффективного средства математического развития детей младшего и среднего возраста и недостаточным использованием таких задач на практике, обусловленное трудностями объективного характера (как для учителя, так и для ученика и относительно слабой подготовленностью методической базы для осуществления этого).
Учитывая вышеизложенное противоречие, становится очевидным актуальность проблемы исследования: каковы методические особенности включения нестандартных задач в содержание обучения математике для реализации развивающего потенциала учебного предмета.
Объект исследования: процесс математического развития школьников младшего и среднего возраста при обучении математике в школе.
Предмет исследования: методика использования нестандартных математических задач в качестве средства математического развития детей младшего и среднего школьного возраста.
Цель исследования: выявление методических особенностей включения нестандартных задач в содержание обучения математике для реализации развивающего потенциала учебного предмета.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если систематически включать нестандартные математические задачи в систему уроков математики и во внеурочную деятельность, то это повысит уровень математического развития детей младшего и среднего возраста.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выделить различные подходы к математическому развитию детей младшего и среднего возраста посредством решения нестандартных задач.
2. Проанализировать программы, учебники, опыт использования нестандартных задач как средства математического развития детей младшего и среднего школьного возраста.
3. Изучить и проанализировать методику обучения решению нестандартных задач.
4. Разработать систему работы с нестандартными задачами для математического развития школьников.
5. Описать опытно-поисковое исследование по определению математического развития школьников в ходе решения нестандартных задач.
Теоретическая основа исследования:
- теории развивающего обучения (Занков Л.В., Эльконин Д.Б.);
- психолого-педагогические теории Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Лейтеса Н.С., Леонтьева А.А., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л., Юркевич В.С. о развитии математических способностей в процессе учебной деятельности, организованной специальным образом;
- концепция дифференцированного обучения математике Утеевой Р.А.
Основные этапы исследования:
1 этап (2017/18 уч.г.): анализ диссертаций по теме исследования, анализ учебников и задачников, нормативных документов анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, образовательных и рабочих программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 этап (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
З этап (2018/19 уч.г.): разработка методических рекомендаций по применению программы обучения решению нестандартных задач для элективных курсов.
4 этап (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна исследования заключается в том, что: разработаны критерии отбора нестандартных задач, процесс решения которых влияет на математическое развитие детей младшего и среднего возраста.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в диссертации: обоснована целесообразность использования нестандартных математических задач в разнообразных формах и на различных этапах обучения математике в качестве средства математического развития; раскрыта связь между особенностями нестандартных задач и развитием познавательных умений и навыков учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была предложена методика обучения, которая реализует идею математического развития в процессе решения нестандартных математических задач для детей младшего и среднего возраста, которая может быть полезна учителям математики общеобразовательных школ.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в качестве математического развития для учащихся младшего и среднего возраста.
2. Методический проект «Метод графов при решении нестандартных задач».
Апробация результатов исследования осуществлялась путём отчетов по научно-исследовательской работе, а также представления доклада на IX международной научной конференции "Математика. Образование. Культура" (апрель 2019 г., Тольятти, ТГУ).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
По теме исследования опубликована 1 статья в сборнике трудов научной конференции.
В настоящее время остро стоит проблема обучения математике школьников с целью их математического развития. Качество и эффективность математического обучения выражается не только в степени обученности учащихся в рамках учебной программы и овладении ими математическими знаниями, а также сформированностью умений самостоятельно добывать знания, изучать предмет, а именно уровнем их математического развития.
Математическое развитие - трудоемкое, с точки зрения психологии, определение, представляющее собой определенный союз особенностей мышления, интеллекта, которые в процессе математических действий получают свое развитие. Также, математическое развитие школьников подразумевает развитие их творческого воображения и мышления. Развитие воображения - это важный аспект любой деятельности людей, а также их поведения. В последнее время многие методисты и психологи отмечают роль математического развития в интеллектуальном развитии школьников.
Когда существует определенная, четко сформулированная система задач, школьники в ходе решения данной системы не только изучают программный материал, но и учатся творчески мыслить, происходит процесс развития их творческого мышления. Мы считаем, что процесс решения учащимися необычных, оригинальных задач, в которых они могут проявить креативность подходов решения, изобрести свои методы решения, не используя заученные алгоритмы, самым положительным образом сказывается на их развитии. В настоящее время в учебной и методической литературе (в основном для начальной школы) приводятся некоторые нестандартные (нетиповые) задачи (математические ребусы, задачи-шутки, комбинаторные задачи, головоломки, софизмы и так далее), а также изучаются подходы к их решению.
В отличие от процесса работы над стандартными учебными задачами, процесс решения не типовых задач направлен на активное вовлечение и погружение школьников в данный процесс и способствует формированию умения решать задачи. Также, решение нестандартных задач приводит к овладению навыков сопоставления, позволяет проводить наблюдения, узнавать закономерности математики, доказывать свою точку зрения, проявлять навыки дедукции.
Для решения нестандартных задач используются такие же способы решения, что и для типовых: арифметический, алгебраический, графический практический, метод подбора и перебора, метод предположения и другие. В качестве приемов решения следует выделить уравнивание; показ решения ситуации на практике; применение другого способа решения задачи при составлении плана; введение дополнительных данных в задачу, которые не влияют на результат решения; замена одной задачи другой; выделение в задаче всех взаимосвязей.
В ходе опытно-поискового исследования приводится практический материал, целью которого было определение уровня математического развития учащихся. В качестве критериев определения математического развития школьников были выбраны:
- способность к формализации математического материала;
- способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
- гибкость мышления (рациональность), способность сокращать процесс рассуждения;
- развитость образно-геометрического мышления и
пространственных представлений.
Затем был произведен подбор нетиповых задач, решение которых на практике осуществлялось с целью математического развития учащихся.
На констатирующем этапе исследования выяснилось, что учащиеся 4 класса стали показывать более высокий уровень логического мышления и соответственно степень математического развития.
Учащиеся продемонстрировали навыки сравнения, классификации, развитое понятийное мышление, умение абстрагироваться.
У учащихся 4 класса повысился уровень пространственного воображения, умений к общему анализу и синтезу материала, проявления интеллектуального потенциала, аналитических способностей через составляющие части к целому.
Также в ходе исследовательской работы был подготовлен методический проект «Метод графов при решении нестандартных задач», в котором рассматривается обучение решению нестандартных задач методом графов в форме творческих мастерских.
В заключение хотелось бы отметить, что внедрение нестандартных задач в процесс обучения математике, а также во внеурочную деятельность, в виде факультативных курсов, кружковой работы, творческих мастерских способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету привитию им навыков решения нестандартных задач различными способами, обучению учащихся решать нестандартные задачи разных видов и общему математическому развитию школьников.
В качестве перспективы развития данной темы выбрана разработка программы внеурочной деятельности, направленной на математическое развитие учащихся при решении задач нестандартного вида.
1. Агейчик Н.Н. Математика 3 класс. Тетрадь самоконтроля / Н.Н. Агейчик, 2009.
2. Атаханов, Р. Уровни развития математического мышления: опыт экспериментального психологического исследования [Текст] / Р. Атаханов; под науч. ред. академика В. В. Давыдова. - Душанбе, гос.ун., 1993. - 175 с.
3. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 4752.
4. Баженов И.И., Порошкин А.Г., Тимофеев А.Ю., Яковлев В.Д. Задачи для школьных математических кружков: Учебное пособие. / Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2006. — 224 с.
5. БелошистаяА.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального образования: Дисс. докт. пед.наук. — М.: 2003. — 393 с.
6. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной
школе: курс лекций: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2005.- 455 с.: ил. -
(Вузовское образование). - с. 43-47.
7. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике./ А.Б. Василевский. Минск, 2001.
8. Виленкин Н.Я., Жохова В.И. Математика. 5 кл. М.: Мнемозина, 2013.
9. Виленкин Н.Я., Жохова В.И. Математика. 6 кл. М.: Мнемозина, 2013.
10. Виленкин Н. Я., Жохова В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] - 6-е изд. - М.: Мнемозина, 2000. - 304 с, ил.
11. Виноградова Н. Ф., Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.; под ред. Н. Ф.
Виноградовой. Математика 1-4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений [Текст]/ - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2009. - ил. - (программа: «Начальная школа 21 века»). - 160 с.
12. Гельфман Э.Г. Алгебра. 7 класс: учеб. для учащихся
общеобразоват. Учреждений. - М. Бином, 2013.
13. Глухова О.Ю. Система нестандартных задач по математике, приемы и методы решения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 8(21). - Новосибирск: СибАК, 2013.
14. Григорьева Н. Н. Нестандартные задачи как средство развития математического мышления младших школьников// Студенческий научный форум 2017: материалы IX межд. студентч. научн. конф. - Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. - г. Чебоксары, Россия.https: //scienceforum.ru/2017/article/2017040155
15. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. О новыхучебниках для 1-4 классов «Моя математика»// Начальная школа, 2005, № 8.
16. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика: Учеб. для 1 класса: В 3 ч. - М.: Изд. дом РАО; Баласс, 2005. - Ч. 1., 2.
17. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика: Учеб. для 2 класса: В 3 ч. - М.: Изд. дом РАО; Баласс, 2005. -Ч. 3.
18. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б., Математика. 5 класс: учебник. М. - Просвещение, 2016.
19. Жумабаева З.Е. Нестандартные задачи по математике как средство развития логического мышления учащихся [Электронный ресурс]: дипломная работа/ З.Е. Жумабаева. - Казахстан, Павлодар, 2015. - Режим доступа:http: //statref.ru/ref uj gmeratyrna.html
20. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. - М.: Педагогика, 2003. - 156 с.
21. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей./ А.З. Зак. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак. - М.: Просвещение, Владос, 1994.
23. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений, 14-е издание, Москва, Мнемозина 2013.
24. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений, 13-е издание, Москва, Мнемозина 2013.
25. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе / Колягин Ю.М., Оганесян В.А., Саннинский В.Я., Луканин Г.Л.: Учеб. пособие для студентов физ. -мат. фак. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
26. Концепция развития математического образования в Российской Федерации - 2013.
27. Лавлинская, Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст] / Е. Ю. Лавлинская. - Волгоград: Перемена, Волгоградский государственный педагогический университет, 2010. - 162с.
28. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С. Б.; под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. М.: Просвещение, 2016.
29. Муравин Г. К., Муравина О.В. Математика. 5 кл.: учебник. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016.
30. Муравин Г. К., Муравина О.В. Математика. 6 кл.: учебник. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016.
31. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика. Учеб.для 1-4 кл. нач. шк. [Текст] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - ил.
32. Митенева, С.Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся: диссертация [Электронный ресурс]/ С.Ф. Митенева.- disserCat - электронная библиотека диссертаций. - Вологда, 2005. - Режим доступа:http://www.dissercat.com
33. Останина, Е. Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач [Текст] / Е. Е. Останина // Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей / Сост. Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырева. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация 21 век», 2005. -с. 76
34. Петерсон, Л. Г. Математика. 1-4 класс. [Текст] / Л. Г. Петерсон
- М. : Издательство «Ювента», 2005. - ил. (программа: «Школа 2000»).
35. Пойа Д. В. Как решать задачу: пособие для учителей /Под редакцией Гайдука Ю.М. — М.: Просвещение, 1999. - 207 с.
36. Потанина, В. А. Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальных классах [Текст]: монография. / В. А. Потанина - Новый Уренгой, 2016. - 58 с.
37. Сафонова В. Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: Пособие для учителей./ М.: МИРОС, 1993. — 72 с.
38. Селькина Л. В. Решение нестандартных задач в начальном курсе математики как средство формирования субъекта учебной деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук [Электронный ресурс]: / Л.В. Селькина.- disserCat - электронная библиотека диссертаций.
- Пермь, 2001. - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/reshenie-nestandartnykh-zadach-v-nachalnom-kurse-matematiki-kak-sredstvo-formirovaniya- subek
39. Тестов В.А. "Социокультурные истоки" в контексте развития новой образовательной парадигмы// Истоковедение. Т.7. М., 2005, с.249
40. Терентьева Л.П. Решение нестандартных задач: уч. Пособие. - Ч., 2002. - c. 5.
41. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования Российской Федерации (ФГОС РФ), утвержденный приказом МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643)
42. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Российской Федерации (ФГОС РФ), утвержденный приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
43. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи [Текст] / Л. M. Фридман, Е.Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
44. Храмцова, В.С. Нестандартные задачи как средство развития
математических способностей младших школьников [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа/ В.С. Храмцова. - Сайт УрГПУ. - Екатеринбург, 2017 - 93 с. - Режим доступа:
http: //elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7161/2/
45. Шульженко, Е.В., Сутягина В.И. Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников [Текст] / Е.В. Шульженко, В.И. Сутягина// сборник «Актуальные проблемы современного начального образования», материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета начальных классов. - Новосибирск, 2006, С. 374-378
46. Castle, E.B. (1970). The teacher. London: Oxford University Press.
47. Education Trust. (2000). Issues in the use of educational technologies: Report to the Executive Committee. (Available from Landry, S. Education Trust, 501 Grayston Drive, Sandton, South Africa).
48. Gloster, J., Jones, A., Redington, A., Burgin, L., Sorensen, J.H., Turner, R., Paton, D. (2010). A handbook of critical approaches to education. New York, NY: Oxford University Press.
49. Henry, W.A., III. (1990, April 9). Making the grade in today's schools. Time, 135, 28-31.
50. Herrington, A.J. (1985). Classrooms as forums for reasoning and writing. College Composition and Communication, 36(4), 404-413.
51. Medley, D.M. (1983). Teacher effectiveness. In H. E. Mitzel (Ed.), Encyclopedia of educational research (Vol. 4, pp. 1894-1903). New York: The Free Press.
52. Smith, V., Barr, R., & Burke, D. (1976). Alternatives in education: Freedom to choose. Bloomington, IN: Phi Delta Kappa, Educational Foundation.