Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на информацию в Российской Федерации (конституционно - правовое исследование)

Работа №110744

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты прав граждан на информацию 7
1.1 Регулирование права граждан на информацию 7
1.2 Гарантии прав граждан на информацию 10
1.3. Особенности конституционного права каждого свободно производить информацию 33
2. Ограничения конституционных прав граждан на информацию 42
2.1. Основные тенденции ограничения конституционных прав граждан на информацию в сети интернет: российское законодательство и практика 42
2.2. Совершенствование законодательства ограничения конституционных прав граждан на информацию в сети интернет: российское законодательство и практика 50
3. Совершенствование мер по соблюдению права на информацию в Российской федерации 54
3.1. Проблемы соблюдения права на информацию в Российской Федерации 54
3.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования соблюдения
права на информацию в Российской федерации 70
Заключение 84
Список используемых источников

Актуальность исследования заключается в том, что в отношении права на информацию в юридической литературе отсутствуют общепринятые суждения и дефиниции. Более того, некоторые авторы вообще не употребляют данную категорию, заменяя ее схожими понятиями, такими как «свобода печати», «свобода информации», «информационное право» и др. В.В. Гришина весьма точно замечает, что «состояние терминологии информационного законодательства в научной литературе принято характеризовать как терминологический хаос».
Данная ситуация, по нашему мнению, обусловливается, с одной стороны, отсутствием непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации такой категории как «право на информацию». Вместо него используется «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 3 статьи 29). С другой стороны, в настоящее время нет единого суждения о юридической природе данного права.
Правовая регламентация отдельных разновидностей гражданско- правовой информации ставит вопрос о проблематике признания общей информации как объекта гражданского права. Существующие правовые режимы информации имеют ограничения в обеспечении гражданского оборота информации, а право собственности на информацию может конфликтовать с нематериальной сущностью последней.
Цель исследования: заключается в конституционно-правовом исследовании права на информацию в Российской Федерации.
Задачи исследования
- представить понятие и виды информации,
- выявить регулирование права на информацию в Российской Федерации;
- проанализировать регулирование права на информацию за рубежом;
- проанализировать статистику судебных дел по ущемлению права на информацию в Российской Федерации;
- выяснить необходимость цензуры в Российской Федерации;
- выявить проблемы соблюдения права на информацию в Российской Федерации;
- разработать меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования соблюдения права на информацию в Российской Федерации.
Объект исследования выступает право на информацию.
Предмет исследования выступает право на информацию в Российской федерации (конституционно-правовое исследование).
Методология исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, сопоставление мнений различных авторов, обобщение материала, сравнительный анализ.
Новизна исследования: сгруппированы некоторые проблемы права на информацию в Российской Федерации.
Теоретическая и эмпирическая основы исследования: представлена на основании учений и идей о регулировании права на информацию в Российской Федерации имеет определенные проблемы.
Гипотеза исследования: регулирование права на информацию в Российской Федерации имеет определенные проблемы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления не разъясняют населению правовые способы и средства решения проблем, возникающих в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
2. Официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет не всегда в полной мере отражают даже ту информацию, размещение которой обязательно в силу действующего законодательства. Например, согласно ст. 11 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» одним из установленных требований является достоверность предоставляемой информации о деятельности судов. Однако на практике информация о рассмотрении дела в суде не всегда соответствует реальному ходу судебного разбирательства, а также движению дела по инстанциям, иногда содержит неполные сведения об участниках процесса и рассматриваемом споре, что даже при использовании электронного сервиса поиска дела значительно затрудняет реализацию информационного права гражданина - права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).
3. Проблема организационно-правовых форм деятельности уполномоченных, связанная с институционализацией специализированных уполномоченных - по правам детей, коренных народов, предпринимателей. В последние годы четко обозначилась тенденция появления уполномоченных, специализирующихся на вопросах защиты прав отдельных социальных групп.
4. Проблемы информационной безопасности человека в сети Интернет, среди которых следует выделить: вопросы электронной торговли (предоставление услуг в электронном виде, осуществление электронных платежей, использование банковских карт и др.), проблемы защиты частной жизни человека и его личных неимущественных прав в информационной среде, персональных данных, прав интеллектуальной собственности. Особое место занимает проблема защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
5. проблема современного общества в виде кибербуллинга (травли, совершенной с помощью средств электронной коммуникации). Исследование, организованное среди учеников старших классов из городов - миллионников и федеральных центров, демонстрирует, что каждый второй подросток оказывается жертвой кибербуллинга.
Выполненный анализ разных проблем законодательного регулирования из-за права на информацию, не претендуя на всеохватывающую полноту, помогает прийти к выводу, что для практической реализации данного конституционного права и обеспечения перехода от общей нормативной категории к субъективному праву определённого человека требуется интенсивное развитие особой отрасли законодательства - информационного законодательства и самое быстрое принятие совокупности законов, осуществляющих регулирование отношений в информационной сфере.
Апробация работы: опубликованы несколько статьей по данной тематике.
Структура исследования:
В первой главе представлено понятие и виды информации, выявлено регулирование права на информацию в Российской Федерации, проанализировано регулирование права на информацию за рубежом
Во второй главе проанализирована статистика судебных дел по ущемлению права на информацию в Российской Федерации, определена необходимость цензуры в Российской Федерации.
В третьей главе выявлены проблемы соблюдения права на информацию в Российской Федерации, разработаны меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования соблюдения права на информацию в Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире в наиболее развитых странах наблюдается новый цивилизационный виток развития, характеризующийся становлением информационного общества. Несмотря на явное технологическое отставание, в России также происходит постиндустриальная трансформация в сфере информатизации.
В российской действительности такое понятие, как информация, широко распространено в общественных отношениях. Все чаще появляются публикации об информационной сфере или инфосфере, представляющей собой конгломерат информации, информационной инфраструктуры, субъектов обработки информации, а также системы правового регулирования складывающихся при этом общественных отношений. Информация буквально пронизывает экономическую, социальную, политическую, культурную и иные сферы общественной жизни.
Совершенно очевидно, что в современных условиях, когда информация начинает играть ключевую роль и имеет весомую ценность, необходимы качественное правовое обеспечение и защита информационных прав и интересов граждан.
В ходе исследования выявлены следующие проблемы:
1. Органы государственной власти и местного самоуправления не разъясняют населению правовые способы и средства решения проблем, возникающих в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
2. Официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет не всегда в полной мере отражают даже ту информацию, размещение которой обязательно в силу действующего законодательства. Например, согласно ст. 11 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» одним из установленных требований является достоверность предоставляемой информации о деятельности судов. Однако на практике информация о рассмотрении дела в суде не всегда соответствует реальному ходу судебного разбирательства, а также движению дела по инстанциям, иногда содержит неполные сведения об участниках процесса и рассматриваемом споре, что даже при использовании электронного сервиса поиска дела значительно затрудняет реализацию информационного права гражданина - права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).
3. Проблема организационно-правовых форм деятельности уполномоченных, связанная с институционализацией специализированных уполномоченных - по правам детей, коренных народов, предпринимателей. В последние годы четко обозначилась тенденция появления уполномоченных, специализирующихся на вопросах защиты прав отдельных социальных групп.
4. Проблемы информационной безопасности человека в сети Интернет, среди которых следует выделить: вопросы электронной торговли (предоставление услуг в электронном виде, осуществление электронных платежей, использование банковских карт и др.), проблемы защиты частной жизни человека и его личных неимущественных прав в информационной среде, персональных данных, прав интеллектуальной собственности. Особое место занимает проблема защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
5. проблема современного общества в виде кибербуллинга (травли, совершенной с помощью средств электронной коммуникации).
Исследование, организованное среди учеников старших классов из городов - миллионников и федеральных центров, демонстрирует, что каждый второй подросток оказывается жертвой кибербуллинга.
Выполненный анализ разных проблем законодательного регулирования из-за права на информацию, не претендуя на всеохватывающую полноту, помогает прийти к выводу, что для практической реализации данного конституционного права и обеспечения перехода от общей нормативной категории к субъективному праву определённого человека требуется интенсивное развитие особой отрасли законодательства - информационного законодательства и самое быстрое принятие совокупности законов, осуществляющих регулирование отношений в информационной сфере.



1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 21 января 2009.
2. О Стратегии развития информационного общества в РФ. URL: http://pravorf.org/index.php/news/2390-o-strategii-razvitiya-informatsionnogo- obshchestva-v-rf.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Авакьян, С. А. Основные тенденции современного развития конституционного права / С. А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. -С. 3-7.
5. Авдонина Н.С. Развитие критического мышления журналистов на дисциплине «международное гуманитарное право и средства массовой информации». Право и образование. 2018. № 1. С. 150-156.
6. Барбашова Н.В., Стрельцова М.А. О праве свободного доступа к информации экологического характера. В сборнике: Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия теории и практики сборник научных трудов. Казань, 2018. С. 33-39.
7. Бачило И. Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011. - С.522.
8. Бокова, Л. Н. Информационное общество России в
конституционно-правовом измерении / Л. Н. Бокова, Д. В. Абдрахманов // Конституционное и муниципальное право. -2017.- № 7. - С. 30-33.
9. Большаков Л.М., Протозанов С.А. Концепции внешней политики российской федерации: свобода слова и право на информацию как средства «мягкой силы». В сборнике: Эволюция российского права Материалы XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2018. С. 547-549.
10. Бондарь, Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н. С. Бондарь. - М.: Норма, Ин-фра-М, 2011. - 544 с.
11. Гареев А.Р. Деятельность средств массовой информации по защите прав человека как института гражданского общества. В сборнике: Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 455-457.
12. Гончаров И.А. Место права на информацию в системе конституционных прав и свобод. В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XV международной научно¬практической конференции. 2018. С. 113-117.
13. Долинина А. А. Конституционное право человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В книге: Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 67-68.
14. Информация как объект гражданских прав предпринимателей. Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник статей / Ответственные редакторы Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян. 2018.
15. Исманжанов А.А. Информация как объект гражданских прав: правовая доктрина и вызовы современности. В сборнике: Информационные технологии и право: Правовая информатизация - 2018 Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.И. Коваленко. 2018. С. 160-164.
16. Калмык В.К. Право на информацию - фундаментальное и неотъемлемое право покупателя в рамках дистанционной торговли.
Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4-1 (36). С. 111-115.
17. Касимцева А.А., Разгельдеев Н.Т. Право граждан российской
федерации на доступную объективную экологическую информацию в условиях развития цифровых технологий. В сборнике: Право и правоохранительная деятельность в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и социальная эффективность Материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов,
соискателей. 2018. С. 187-188.
18. Касимцева А. А., Разгельдеев Н.Т. Правовые аспекты обеспечения экологической информации в международном и Российском праве. В сборнике: Право и правоохранительная деятельность в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и социальная эффективность Материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. 2018. С. 188-191.
19. Ковалёва Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Данков и К, 2007. - С.148.
20. Кожевникова Е. Д. Право граждан на экологическую информацию - некоторые проблемы понятийного аппарата. В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 179-182.
21. Костылев А. Г. Информационное право: Учебное пособие. Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - С.244.
22. Костюков, А. Н. Реализация прав человека и гражданина в конституционном праве России: год 2017-й / А. Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 17-23.
23. Крестьянинов Е.Г. Злоупотребление правом на доступ к информации в гражданских правоотношениях. В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы Материалы VII Международной научной конференции. 2018. С. 35-38.
24. Крохина, Ю. А. Конституционализация финансового
законодательства: объективная закономерность и фактор оптимизации / Ю. А. Крохина // Конституция и законодательство: сб. статей по матер. научнопрактическая конференция - М., 2003. -С. 112-124.
25. Кудрявцев М.А. Свобода информации и проблемы обеспечения информационных прав личности. В сборнике: Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. 2018. С. 146¬170.
26. Кузнецов, П. У. Информационное законодательство как базовый компонент образовательного процесса / П. У. Кузнецов // Информационное право. - 2016. - № 2. - С.38-42.
27. Кулешова Н.Н. Основы взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах РФ со средствами массовой информации. Вопросы науки и образования. 2018. № 12 (24). С. 41-44.
28. Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2001. - 444 с.
29. Малыкова В.Ю. Право на информацию в системе
конституционных прав и свобод человека и гражданина: Теория и практика. В сборнике: Академическая среда российских университетов Сборник научных статей. Тюмень, 2018. С. 129-132.
30. Надтачаев П.В. Вопросы совершенствования законодательства о средствах массовой информации в целях защиты личных неимущественных прав сотрудников полиции. Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3-3. С. 49-52.
31. Павлова О.Г. Отдельные вопросы правового регулирования информации в международном частном праве. Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 15 (15). С. 82-85.
32. Паляничко К.А. Право на достоверную информацию о состоянии
окружающей среды. В сборнике: Стратегия устойчивого развития:
экологические права и другие компоненты. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред Т.А. Сошникова, Н.В. Колотова, Е.Е. Пирогова. 2018. С. 214-221.
33. Пашнина Т.В. Право на информацию: структура, признаки, принципы. Юридический факт. 2018. № 22. С. 47-51.
34. Перепадя О. А., Першина Е.А. Конституционное право граждан на достоверную экологическую информацию. НаукаПарк. 2018. № 1 (62). С. 33-37.
35. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Информационное право: Учебник. М.: Инфра-М, 2010. - С.496.
36. Пьянкова А.Ф. Право потребителя на информацию: теория и практика. В сборнике: Современное Российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. Московская юридическая неделя XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): в 3 ч.. 2018. С. 46-51.
37. Пьянкова А.Ф. Право потребителя на информацию: теория и практика. Аграрное и земельное право. 2018. № 3 (159). С. 81-85.
38. Солодянкина Д.С., Терюхина Н.В. Направления
совершенствования понятийного аппарата в сфере информационных прав и защиты несовершеннолетних от вредоносной информации. Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 1 (5). С. 12-16.
39. Токарев К.Е. Разработка системы защиты информации на основе
разграничения прав доступа. В сборнике: Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий Материалы Международной научно-практической конференции,
посвященной 75-летию окончания Сталинградской битвы. 2018. С. 390-397.
40. Ушакова А. А. Гарантия реализации деятельности средств массовой информации в праве на информацию в избирательном процессе. В сборнике: Юридическая наука и практика на рубеже эпох: уроки прошлого, взгляд в будущее (к 135-летию со дня рождения профессора Юрия Петровича Новицкого) сборник трудов XIV Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме: Всероссийская научно-практическая конференция. 2018. С. 208-212.
41. Федотов, М. А. Конституционные ответы на вызовы
киберпространства / М. А. Федотов // Lexrussica. - 2016. - № 3. -С. 164-182.
42. Федотченко Ю.И. Новые технологии как средство обеспечения
реализации прав лиц с ограниченными возможностями на доступ к информации. В сборнике: Стратегические коммуникации в современном мире. Сборник материалов по результатам научно-практических
конференций Пятой и Шестой Международных научно-практических конференций, Четвертой и Пятой всероссийских научно-практических конференций. 2018. С. 805-808.
43. Феоктистова А.А. Право потребителя на необходимую и достоверную информацию. В сборнике: Актуальные проблемы частного права и гражданского судопроизводства. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 64-70.
44. Филиппова О.В., Зацепин А.М., Пермяков М.В. Проблемы получения оперативно-розыскной информации по делам, связанным с ограничением конституционных прав граждан. Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121). С. 339-341.
45. Червяковский А.В. Проблемы ограничения прав граждан на доступ к информации в сети «интернет». Юридическая техника. 2018. № 12. С. 355-361.
46. Шапова А. А. Право каждого свободно производить информацию:
конституционно-правовое содержание. В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России. Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов,
магистрантов, аспирантов, соискателей: сборник научных статей. 2018. С. 267-270.
47. Шафиров, В. М. Конституция, отраслевое право,
правоприменение / В. М. Шафиров // Российская юстиция. -2016. - № 3. - С. 2-5.
48. Эдилова Х.В. Уголовная политика России в области поиска баланса между правом на информацию и защиты от диффамации. В сборнике: Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции, приуроченной ко дню принятия Уголовного Кодекса РФ. 2018. С. 294-299.
49. Vasiliev A. I., Prokofiev S. E. Organization of project management in public authorities // Administrative Sciences [Upravlencheskie nauki]. 2016. № 4. P. 44-52 (In rus)
50. Gorovaya T. V. Integration of projects into state programs: review of regional experience // Electronic journal «Budget.Ru» 27.12.2017. URL: http: //bujet.ru/ article / 334273.php?sphrase_ id = 4839092 (In rus)
51. JOHNSON, D. 2016. Thinking Government: Public Administration and Politics in Canada. Toronto: University of Toronto Press, 2016, 448 p.
52. NEDELKO, Z. POTOCAN, V. 2013. Ethics in Public Administration: Evidence From Slovenia. In: Transylvanian Review of Administrative Sciences. Vol. 8, №. 4, 2013, pp. 88-108.
53. NESHKOVA, M. I. ROSENBAUM, A. 2015. Advancing Good Government through Fighting Corruption. In: PERRY, J. L. CHRISTENSEN, R. K. Handbook of Public Administration. San Francisco: Wiley, 2015, pp. 97-119.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ