Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА I. ИСКУССТВО «БАТИК» В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 7
1.1. История и развитие искусства батика в странах Востока и Европы 7
1.2. Виды художественной росписи ткани 14
1.3. Классификация и назначение художественных настенных произведений 20
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВА «БАТИК» 26
2.1. Современные технологии изготовления панно в технике «батик» 26
2.2. Методика обучения искусству росписи «батик» школьников 6-7 класса на примере создания декоративного панно в условиях дополнительного образования 34
2.3. Выбор темы творческой работы и разработка эскизов. Этапы выполнения триптиха «Как прекрасен этот мир» (батик) 39
Выводы по II главе 42
Заключение 46
Список используемой литературы 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам не найти его.
Ральф Уолдо Эмерсон
Если говорить об актуальности искусства росписи ткани, то нельзя не отметить то, что оно является самым древним и в то же время самым современным, традиционным, архаичным и передовым. Разнообразные классические и новаторские техники открывают перед художником всю широту и весь спектр возможностей, в изготовлении и применении батика в современном искусстве, интерьере или в модельной индустрии. Занятия батиком требуют наличие неординарного художественного мышления, умения разбираться в цветовых сочетаниях, наличие художественного вкуса, воображения, тонкого восприятия окружающего мира и безудержной фантазии.
Тема работы не случайно звучит «Как прекрасен этот мир», если вспомнить высказывание Константина Паустовского «При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им. Воображение уводит человека за пределы повседневности, погружая в мир прекрасного и порой недоступного...»
Это литературный эпизод можно отнести и к искусству росписи ткани, так как в декоративном искусстве, которое тесно переплетается с повседневной жизнью для создания общей стилистической панорамы оформления интерьера батик, играет определённую эстетическую роль, придавая помещению уют и тепло, выигрышно сочетаясь с тканевыми составляющими мебели или портьерами.
В настоящее время, как и во времена расцвета Индонезии батик, не только не утрачивает своей значимости, но и в какой-то мере главенствует в некоторых модулях дизайнерских решений. У этого искусства нет ограничений в решении цветовых вариаций, которые помогают акцентировать колористические пятна под конкретный интерьер, а всевозможные техники и приёмы позволяют добиться невероятных и неординарных результатов. Тканевая составляющая придаёт картинам лёгкость и воздушность, не утяжеляя интерьер, позволяя воплотить всевозможные творческие идеи, а контраст с тяжеловесными мебельными конструкциями позволит придать обстановке мягкость и комфорт.
Актуальность оформления интерьеров идёт в ногу со временем, модульные картины и триптихи в тренде современных тенденций - выигрышно украсят интерьер, объединив одну тему в три геометрические формы. Решение выполнить декоративное панно, состоящее из трёх частей (триптих), выполненное в стиле батик, принято, исходя из предпочтений автора творческой работы. Такое произведение легко и гармонично может вписаться в интерьер детского сада, квартиры, дома, любого художественного или музыкального учебного заведения, привнося в интерьер свой неповторимы колорит тепла и радости.
Актуальность выбранной темы заключается в изучении истории росписи ткани как самобытного прикладного искусства, имеющего право на самостоятельный и полноценный технологический блок для оформления различных интерьеров как единичными картинами, коллекцией или панно в технике батик.
Цель данной работы - создание триптиха в стиле батик «Как прекрасен этот мир».
Задачи:
• изучить виды художественной росписи по ткани;
• углубить знания о технологических особенностях и приемах ручной росписи тканей;
• углубить свои знания об исторических фактах возникновения и развития искусства батик в странах Востока и Европы;
• ознакомиться с современными технологиями и применением материалов для изготовления батика;
• изучить художественную роспись ткани «батик», как одну из мировых тенденций в развитии современного прикладного искусства;
• создать авторское панно - триптих на тему «Как прекрасен этот мир»;
• создать композицию и выполнить эскизы по теме;
• определить цветовое сочетание композиций;
• воплотить эскизы в цветовой гамме в полную величину;
• привести пример работы по изучению техники «Батик» с детьми школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объектом исследования является история возникновения искусства батик, видов росписи по шелку, технологии изготовления, назначения художественных настенных произведений и исторических и современных технологий изготовления панно в технике батик;
Предмет исследования - художественная роспись, эстетическая и воспитательная ценность искусства росписи ткани и применение данной технологии в работе со школьниками в системе дополнительного образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, собранные в процессе написания могут использоваться для изучения теории, создания методических рекомендаций, так и практических разработках в процессе изучения обучающимися технологии изготовления работ, картин, панно, триптихов или оформления ручной росписью одежды на уроках декоративно-прикладного творчества, композиции, истории искусств. Творческая часть диплома (триптих) может служить оформлением интерьера или наглядным пособием.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
«Пёстрый батик с запахом сандала, солнечных оттенков шёлк прохладный...»
Подробно изучив историю возникновения батика от достижений европейских и восточных мастеров, разные технические приёмы, принципы резервирования, технологию изготовления батика, можно с уверенностью сказать, что это искусство неисчерпаемо в своём многогранном выражении. Я постаралась описать инструментарий, без овладения которым, невозможно создать полноценную работу. На примере изучения холодного, горячего, узелкового батика с применение эффектов и приёмов мы выяснили, что классические техники можно сочетать между собой, применять их одновременно, получая авторские работы в единичных экземплярах. Отрадно, что исконно русские традиции не обошли это ремесло, и даже напротив, очевидно возрождение и совершенствование этой техники русскими художниками, российской школой, которая сосредоточила в себе разнообразные техники, этнические и народные мотивы, самобытность и индивидуальность.
Есть ещё одно преимущество батика перед другими видами творчества. Это использование батика как один из компонентов в развитии творческих способностей детей. Как весомый пласт в изучении декоративно-прикладного, народного искусства с освоением нетрадиционных материалов и технологий. Формирование в личности ребёнка художественно-творческого начала, индивидуального мировоззрения, фантазии, формирования значимого отношения к искусству и умение видеть прекрасное.
После знакомства с искусством батика и выполнения простых учебных заданий, перед обучающимися открываются широкие возможности прикосновения к прекрасному, к творческому полёту и феерии фантазийных замыслов, и возможно они смогут привнести в технологии росписи свои личные идеи и приемы «ноу хау». Знания, полученные в процессе обучения, непременно воплотятся в авторских работах. Это может быть повседневная одежда, свадебные наряды, платья, блузы, кашне, галстуки, либо отдельная часть или деталь интерьера - покрывало, шторы. А может быть это будет воплощение в жизнь собственного дизайнерского проекта, где в великой гармонии искусства найдут себе место панно в одной из техник батика или картины, которые станут незаменимым декором в общем ансамбле. Несомненно, одно, это прекрасное искусство раскроет свои тайны и беспредельные лабиринты приёмов и воплощений, не давая ни на минуту забыть, как прекрасен этот мир!
1. Арманд, Т.М. Руководство по росписи ткани. / [Электронный ресурс] • Режим доступа: www.paintm.net под ред. Н.Н.Соболева. СПб.: Политехника, 1992. - дата обращения 28.04.2019.
2. Арманд, Т.М. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г.с.206
3. Арманд, Т.М. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931г.
4. Аскова, Е.А. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. - М.: Сов.Художник, 1986г. с.342
5. Виноградова, Н.А. Современное прикладное искусство Китая. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 250 с. ISBN: 5-85200-047-71959г.
6. Barthes, R. Systeme de la mode. Paris, 1967; Бодрийар, Ж. Система вещей. М., 2001; Lipovetsky, Gilles. L’empire de l’ephemere. La mode et son destin dans les societes modernes. P.: Galllimard, 1987.
7. Breward, Christopher. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford - N.Y., 2000, pp. 23-35, p. 32.
8. Blumer, H.G. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 9. N.Y.: The Macmillian Company and The Free Press, 1968, pp. 341-343; Sapir, E. Fashion (1931) // Sociological Theory. N.Y., 1956; Blumer, Herbert G. Fashion: from class differentiation to collective selection // Sociological Quarterly, 1969, 10 (summer), pp. 275-291.
9. Гильман, Р.П. Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2005. • 159 c.: ил. — (Изобразительное искусство). — ISBN 5-691-00726-2..
10. Гурьева, Т.С. Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. — Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 2002г. с.167
11. Ганнер, Дж. Японский батик: техника сибори / пер. с англ. - М.: Издательство «Идола-Пресс», 2010 2010. - 126с.: ил. + Библиогр.: с. 126. - ISBN 978-5-366-00465-7
12. Давыдов, С.Г. Батик - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005г. 184 с.: ил. • ISBN 5-462-00442-7
13. Дашкевич, В.И. Иск-тво современной Японии. - Л.: Советский художник,1965; с.80
14. Дашкевич, В.И. Декоративно - прикладное искусство Китая. - М.: Восточная литература, 1959 с.289
15. Давыдов, С.И. Батик: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КИИГА,2005г. ISBN: 978-5-462-00442-1, с.184
...