Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ 6¬7 ЛЕТ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ ПОСРЕДСТВОМ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Работа №110725

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 9
1.2 Характеристика картографических объектов как средства формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов 19
2.1 Выявление уровня сформированности пространственной
ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов 30
2.3 Динамика уровня сформированности пространственной
ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов 36
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 48
Приложение Б Содержание и логика формирующего эксперимента 51
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 55


Способность к ориентировке в пространстве является важной составляющей в развитии личности ребенка с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве обеспечивает самостоятельность ребенка с амблиопией и косоглазием.
Нарушения зрения, такие как амблиопия и косоглазие, накладывают свой отпечаток на развитие детей, они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение умений ориентироваться в пространстве.
Исключительная значимость для детского развития своевременного формирования пространственной ориентировки, тесная взаимосвязь ее компонентов со становлением познавательной деятельности и с развитием специфических учебных умений неоднократно были предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях (А.Г. Литвак, А.М. Леушина, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Н.Ф. Шемякин и др.).
Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, но у детей с амблиопией и косоглазием они сформированы на низком уровне.
Недостаточно сформированные умения ориентировки в пространстве обуславливают проблемы детей с амблиопией и косоглазием в будущем. В младшем школьном возрасте у детей с амблиопией и косоглазием возникают трудности при усвоении учебного материала по математике, по русскому языку; при формировании навыков письма и при обучении чтению.
Из этого всего следует, что пространственная ориентировка - одна из актуальных и сложных проблем детей с амблиопией и косоглазием, без решения которой у ребенка в будущем будут возникать сложности во всех сферах жизнедеятельности. Данной проблеме уделяли внимание специалисты дефектологического образования, используя в работе разные средства формирования пространственной ориентировки.
Такие специалисты, как О.И. Галкина, В.Г. Нечаева, Н.А. Сенкевич, И.Т. Федоренко использовали в своей работе зрительные диктанты, они считают этот метод работы эффективным.
Т.А. Мусейибова и Э.Я. Степаненкова в своей работе разработали различные виды игр для формирования умений ориентировки в пространстве, так как в дошкольном возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра и, по их мнению, дидактические игры имеют больший успех в формировании пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств могут стать картографические объекты. Изучением аспектов использования картографических объектов в педагогическом процессе и в формировании пространственной ориентировки с дошкольниками рассматривали Г.А. Литвак, Т.М. Лукьянова, Л.М. Тарасенко, Г.С. Якиманская.
Картографические объекты используются в работе с дошкольниками с целью ознакомления с топографическими объектами и их видами (Л.И. Солнцевой, М.Н. Наумовым), но для формирования пространственной ориентировки они не были использованы. Данное средство не использовалось в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями зрения и в процессе решения задачи по формированию у них умений ориентироваться в пространстве.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием пространственной ориентировки и недостаточностью использования картографических объектов в работе с детьми с нарушением зрения.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием пространственной ориентировки посредством картографических объектов?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов.
Объект исследования - процесс формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования - картографические объекты как средство формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Гипотеза исследования. Формирование пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов возможно, если:
- обеспечить ознакомление детей с картой и картографическими объектами;
- разработаны игровые задания с картографическими объектами в соответствии с показателями сформированности пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием;
- организована деятельности детей с разработанными картами.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов.
2. Выявить уровень сформированности пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по формированию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием посредством картографических объектов.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция о структуре дефекта (Л.С. Выготский);
- исследования в области формирования пространственной
ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, А.Г. Литвак, Р.Б. Каффеманас, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева);
- исследования об использовании картографических объектов в работе по формированию пространственной ориентировки дошкольников (Г.А. Литвак, Т.М. Лукьянова, Л.М. Тарасенко, Г.С. Якиманская).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования картографических объектов в формировании пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием пространственной ориентировки посредством картографических объектов;
- определены показатели сформированности пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Практическая значимость исследования заключается в том, что игровые задания с картографическими объектами могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в процессе формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием. Данные игровые задания и перспективный план формирования у дошкольников пространственной ориентировки могут быть полезны учителям-дефектологам и воспитателям групп компенсирующей направленности.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 173 «Василек» АНО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников), приложения. Работа содержит 13 таблиц, включает в себя 3 приложения. Объем работы - 47 страниц без приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием пространственных представлений посредством картографических объектов является актуальной, исследования Л.И. Плаксиной и Е.Н. Подкозлиной показывают, что без развития пространственных представлений детей с амблиопией и косоглазием характерно малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.
Проблемы формирования у детей пространственной ориентировки занимались А.Р. Лурия, А.Г. Литвак, Р.Б. Каффеманас, Л.И. Солнцева. Исследования показали, что формирование пространственной ориентировки зависит от того, как дети определяют направления (вверх/вниз, лево/право, вперед/назад); понимают и употребляют словесные обозначения пространственных отношений. Одним из средств формирования ориентировки в пространстве являются картографические объекты. Изучением картографических объектов занимался А.Г Литвак. Он предлагал использовать картографические объекты для формирования пространственных представлений и ориентировки у детей дошкольного возраста.
Выявление уровня сформированности пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием показало, что 40% детей имеют низкий уровень пространственной ориентировки. Это связано с тем, что у детей не сформированы умения определять направления (вверх/вниз, право/лево, вперед/назад); употреблять и понимать словесные обозначения пространственных отношений между предметами.
Формирование у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием пространственной ориентировки посредством картографических объектов возможно, если расширить и обогатить знания и представления детей о карте и картографических объектов; подобраны игровые задания с картографическими объектами в соответствии с показателями сформированности пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией и косоглазием; организована самостоятельная деятельность детей с картографическими объектами.
После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (20%) по всем показателям сформированности пространственных представлений. Детей с низким уровнем сформированности пространственных отношений выявлено не было.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством картографических объектов.



1. Данилова В. В., Михайлова З. А., Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Просвещение, 1997. 215 с.
2. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие. СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
3. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб. : Изд-во Питер, 2018. - 768 с.
4. Литвак А. Г. Сорокин В. М., Головина Т. П. Внимание, восприятие, память, мышление, пространственная ориентация, речевая деятельность слепых и слабовидящих / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». М : Просвещение, 2001. 110 с.
5. Лобан, Т. И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста : краткий курс лекций в схемах и таблицах. М : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. 84 с.
6. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. М. : Известия АПИ РСФСР. 2006. 223 с.
7. Мухина В. С. Детская психология. М. : Издательский центр «Академия». 2006. 608 с.
8. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие. М. : РАОИКП, 1999. 54 с.
9. Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. М. : «Элти-Кудиц». 2003. 166 с.
10. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2009. 176 с.
11. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2005. №6. С. 33-40.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 208 с.
13. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : «Полиграф сервис», 2000. 126 с.
14. Семаго Н. Я. Диагностика пространственных представлений ребенка // Школьный психолог. 2000. № 35. С. 38-43.
15. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения. М. : Классике Стиль. 2006. 256 с.
16. Солнцева Л. И. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. М. : ВОС, 1995. 121 с.
17. Титова О. В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП: М. 2007. С. 31.
18. Тимофеева Т. Б., Мухаев М. П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения. М. : Феникс.
2010. 476 с.
19. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : «Полиграф сервис», 2000. 126 с.
20. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие. М. : Изд-во «МОДЭК», 2005. 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ