Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации 10
I.1. Проблема формирования творческой личности в психолого - педагогической литературы 10
I.2. Особенности формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста 23
I.3. Моделирование социально-культурной среды дошкольной образовательной организации 30
Выводы по I главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации 42
II.1. Исследование уровня сформированности творческой личности ребёнка дошкольного возраста 42
II.2. Экспериментальная работа по формированию творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации 59
II.3. Оценка эффективности и результативности разработанной модели 78
Выводы по II главе 86
Заключение 88
Список используемой литературы 91
Приложение 1 «Модель формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации» 96
Приложение 2 «Результаты методик констатирующего эксперимента в ЭГ и КГ группах» 97
Приложение 3 «Сравнительные результаты диагностик детей ЭГ и КГ группы в констатирующем эксперименте» 98
Приложение 4 «Результаты методик контрольного эксперимента в ЭГ и КГ группах» 99
Приложение 5 «Сравнительные результаты диагностик детей ЭГ и КГ группы в контрольном эксперименте» 100
Приложение 6 «Проект «Одарённый ребёнок. Лестница успеха» (дошкольный блок)» 101
Приложение 7 «Положение о городском конкурсе «Юный естествоиспытатель» 104
Приложение 8 «План городского установочного семинара для педагогов дошкольной образовательной организации» 109
Приложение 9 «Авторская парциальная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну Фантазий» 110
Обновление образовательной парадигмы на современном этапе характеризуется переходом от формирования личности «много знающей» к формированию личности развивающейся, творческой, умеющей решать нестандартные задачи. Данный подход обусловлен нормативно - правовыми документами федерального уровня: 273 Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г.). Эти документы внесли существенные изменения в систему дошкольного образования в части обязательных требований и условий реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации, которые напрямую затрагивают вопросы создания благоприятных условий для развития полноценной личности ребенка, в том числе для формирование творческой личности дошкольника. Программа дошкольной образовательной организации направлена на создание условий, развития инициативы, творческих способностей детей, «создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка» [57].
Российские учёные (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов и др.) считают творчество основой, механизмом развития психики. Другие исследователи (В.С.Библер, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин) свои научные изыскания связывают с закономерностями мышления.
Обобщая степень разработанности проблемы возможно выделить две группы взглядов на проблему творчества:
1. Общепсихологическая и концептуальная направленность исследований (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Матюшкин А.М.) в которых нашли свое обоснование основные элементы психологии творчества, принципы, механизмы, закономерности и реализации творческой личности.
2. На эмпирическом уровне экспериментальные исследования вопросов творчества рассмотрены в трудах Т.Рибо, Б.А.Лезина, П.К.Энгельмейера, А.М.Блоха, Ф.Ю.Левинсон-Лессинга, Г.Уоллеса дифференциально-психологической направленности, способствующих не только выявлению, но и описанию, систематизации личностных характеристик, способностей к творческой деятельности.
На современном этапе развития не только зарубежной, но и отечественной психологии творчество рассматривается в аспекте предметно-процессуального уровня преобладает мнение о наличие этапов творческого процесса. К таким этапам, по мнению исследователей: (А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарев, Е.П.Ильин и др.) относятся следующие: зарождение проблемы или идеи, инкубационная стадия, стадия «инсайтного» озарения, конкретизация идеи, её оформление и верификация. Интуитивный этап рассматривается как ключевой элемент системы.
Теоретической основой исследования служат идеи рассмотрения личности как саморазвивающейся системы, которая является субъектом деятельности и продуктом социального развития общественных отношений (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теории становления творческой личности (А.М.Матюшин, Я.А.Пономарёв и др.); концепции развития творческого потенциала личности в специально организованном процессе обучения (Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.).
Ряд ученых разрабатывают проблему социального аспекта творчества: в социальных аспектах на психологическом и управленческом уровнях как творческих детерминантах (М.Г.Ярошевский, В.П.Карцев).
Говоря о психологии творчества как о некой научной проблеме, отметим необходимость наличия системного подхода к явлению в психолого-педагогическом смысле. Требуемый подход рассматривает весь комплекса креативности в педагогике в содержательно-процессуальном аспекте, начиная от исходного этапа в процессе познания проблемы и возникновения новых идей в основе, которых, лежат противоречия как внутренние, так и внешние, заканчивая получением личностно и общественно значимого результата в сформированном периоде развития творческой деятельности.
Актуальность проблемы исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания и структуры творческих способностей личности детей дошкольного возраста, а также выявлением роли и факторов педагогического воздействия на этот процесс через игровые технологии. Не менее важно выявить те игровые средства, которые способствуют развитию и целенаправленному формированию творческих способностей детей дошкольного возраста и благотворно влияют на личность в целом. Не достаточная разработанность проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили выбор направления и тематику данной работы.
Проблема исследования состоит в том каковы условия формирования творческой личности дошкольника средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации?
Цель работы: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: формирование творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации будет успешным, если:
• разработана и внедрена в практику модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации;
• реализованы условия реализации предложенной в диссертации модели;
• разработано методическое сопровождение формирования творческой личности ребёнка
Задачи исследования:
1) раскрыть и обосновать сущность и содержание «творчества» как научно-педагогической категории;
2) разработать и экспериментально проверить модель формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации;
3) доказать эффективность педагогических условий формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации;
4) разработать методические рекомендации для педагогов к организации предметно-пространственной среды.
В соответствии с поставленными задачами используем следующие методы и методики исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, синтез, систематизация;
• эмпирические: наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности;
• педагогический эксперимент, метод проектов;
• метод качественной и количественной обработки данных.
Научная новизна исследования определяется следующими положениями:
• разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации;
• экспериментально выявлена совокупность условий, способствующих эффективному формированию творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования:
• комплекс педагогических условий позволяет обеспечить педагогов методическими материалами по формированию творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации;
• разработанная модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в создании и апробировании программа «Путешествие в страну Фантазий» и проекта «Одарённые дети. Лестница успеха».
Положения, выносимые на защиту:
• модель формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации основывается на идеях и концепциях формирования творческой личности, позволяющий выполнить социальный заказ общества;
• авторская парциальная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну Фантазий», проект городской опорной площадки «Одарённые дети. Лестница успеха» (дошкольный блок);
• процесс формирования творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации является эффективным при реализации педагогических условий: наличие творчески-ориентированной предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации ; использование личностно-ориентированных методов формирования творческой личности ребёнка; совместная деятельность воспитателя, детей и родителей в мероприятиях творческой направленности; программа формирования творческой личности дошкольника.
Эмпирическая база диссертационного исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89» структурное подразделение детский сад «Радужка». Общее количество диагностируемых детей составило 42 дошкольника.
Структура работы отражает цели и задачи исследования, состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения. В приложении кроме статистических данных размещена авторская парциальная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну Фантазий», проект городской опорной площадки «Одарённые дети. Лестница успеха» (дошкольный блок) положение о городском конкурсе «Юный естествоиспытатель», а также план установочного семинара для педагогов.
В представленной работе по теме «Формирование творческой личности в социально-культурной среде дошкольной образовательной организации» был рассмотрен весь необходимый в контексте магистерской диссертации понятийный аппарат и теоретические основы изучения творческих начал в личности ребенка, а также процесса его воспитания и формирования средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации. Обобщая результаты анализа собранного теоретического материала по изучению сущности и содержания феномена «творчества» как научнопедагогической категории можно сделать основные выводы. Изучение формирования творческой личности в психолого-педагогической литературе достаточно широко представлено в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых особо следует отметить труды: Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Богоявленской, Я.А.Пономарева, О.К.Тихомирова, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, В.Т.Кудрявцева, Н.А.Ветлугиной, Е.Торренса, Дж.Гилфорда.
Содержание понятия «творчества» обусловлено многочисленными представлениями о составляющих его признаках, проявляющихся в личности и ее деятельности. Творческая личность - это такой тип личности, для которой характерна стойкость интересов, высокий уровень направленности на созидание, мотивационная активность, проявляющаяся в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей. Определяющее качество творческой личности есть ее творческая активность, рассматриваемая как интегративная характеристика личности, в которой отображены новые глубокие образования в структуре личности, а также находят свое выражение качественные изменения в деятельности.
Базируясь на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, выделяем основные закономерности формирования творческой личности, представленные в авторской модели:
• особая значимость социально-культурной среды дошкольной образовательной организации для формирования творческой личности дошкольника;
• обращение детей к творческому развитию через исследовательскую деятельность;
• непосредственная связь формирования творческой личности с эмоционально-психологическим климатом в дошкольной образовательной организации и семье.
В практической части нашей работы проведено опытно - экспериментальное исследование процесса формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации. Исходя из цели и задач исследования, поставлена цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста. Эмпирические данные об уровне сформированности творческой личности детей - преобладающем среднем уровне, говорят о недостаточной сформированности творческой личности у детей 5-6 лет и необходимости проведения мероприятий с целью повышения количества детей с высоким уровнем сформированности творческой личности. Следовательно, следующим этапом исследования была экспериментальная работа по формированию творческой личности ребенка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Основное содержание и формы работы в практико-ориентированной модели формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации представлены по трем аспектам: с педагогами, со старшими дошкольниками и по формированию социально-культурной среды дошкольной образовательной организации.
Базовые содержательные компоненты программы формирования творческой личности ребенка средствами социально -культурной среды дошкольной образовательной организации представлены тремя уровнями: эмоционально-мотивационным; действенно-обучающим и действенно-практическим.
В результате опытной апробации представленной модели, были выделены оптимальные условия формирования творческой личности старших дошкольников:
• наличие творчески-ориентированной предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
• использование личностно-ориентированных методов формирования творческой личности дошкольника;
• совместная деятельность воспитателя и детей в мероприятиях исследовательской направленности;
• программа исследовательского развития старших дошкольников.
Показывая практическую целесообразность и эффективность педагогических условий формирования творческой личности ребенка средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации, в ходе формирующего эксперимента, мы сформировали все показатели творческой личности. Таким образом, реализуя предложенные педагогические условия, успешно осуществлен целенаправленный процесс активного формирования творческой личности средствами социально-культурной среды дошкольной образовательной организации. Эффективность формирующего эксперимента подтверждена результатами контрольного эксперимента и положительной динамикой сформированности показателей творческой личности ребенка в двух группах: ЭГ и КГ.
Логическим и завершающим этапом исследовательской деятельности в рамках магистерской диссертации стала разработка методических рекомендаций для педагогов в организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Аверин, В. А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. • М.: АСТ, 2015. - 656 с.
2. Баденова, А.В. Некоторые аспекты организации и содержания пред- школьного образования / А.В. Баденова, Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2014. — №5. — С. 87-90.
3. Библер, В.С. Мышление, как творчество / В.С. Библер. — М.: Юрайт, 2014. - 148 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: учебное пособие / Б.М. Бим- Бад. — М.: Флинта, 2014. - 158 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. — М.: Знание, 2014. - 96 с.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 370 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович./под ред. Д.И.Фельдштейн; Рос. акад. образования (РАО), Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ). - 3-е изд. - М.-МПСИ, 2001. - 352 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития избранные работы / Л.С. Выготский. — М.: Юрайт, 2017. — 302 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 92 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. • М.: Юрайт, 2012. - 346 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Азбука- Аттикус, 2017. - 448 с.
13. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. — М.: Академия Развития Яро, 2016. — 176 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б., Петухов В.В. Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: АСТ, 2008. - 672 с.
15. Голдстайн, Д. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / Д. Голдстайн, О. Крегер. - М.: Манн, 2014. - 416 с.
...