Исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у третьеклассников на уроках литературного чтения (Нижневартовский Государственный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №11» (г. Нижневартовск).
Выборка : 32 учащихся 3-го класса «А» и 4 педагога начальных классов.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Формирование исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения 7
1.1. Формирование познавательных УУД у младших школьников 7
1.2. Методические основы формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности исследовательских умений как вида познавательных УУД у третьеклассников на уроках литературного чтения 19
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента 19
2.2. Уровни сформированности познавательных УУД (исследовательских умений) у третьеклассников на уроках литературного чтения 24
2.3. Проект педагогической технологии формирования познавательных действий (исследовательских умений) 29
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 40
База исследования: МБОУ «Средняя школа №11» (г. Нижневартовск).
Выборка : 32 учащихся 3-го класса «А» и 4 педагога начальных классов.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Формирование исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения 7
1.1. Формирование познавательных УУД у младших школьников 7
1.2. Методические основы формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению сформированности исследовательских умений как вида познавательных УУД у третьеклассников на уроках литературного чтения 19
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента 19
2.2. Уровни сформированности познавательных УУД (исследовательских умений) у третьеклассников на уроках литературного чтения 24
2.3. Проект педагогической технологии формирования познавательных действий (исследовательских умений) 29
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 40
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В требованиях ФГОС НОО второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера, начиная с младших школьников. В связи с этим возрастает значимость подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской деятельности.
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на исследовательском подходе в обучении наблюдению младших школьников, поскольку уроки-исследования повышают эффективность умственной деятельности обучающихся, способствует развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала, формирует познавательные УДД. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования УУД на уроках в начальной школе рассмотрена в трудах Н.Ф. Виноградовой, В.Б. Лебединцева и др. А.Г. Асмолов, Н.М. Горленко и др. определили содержание и структуру познавательных УДД применительно к младшим школьникам. С.Л. Белых, А.И. Савинов и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности формирования исследовательских умений на уроках в начальной школе. И.А. Григорченко, З.А. Клепинина, В.Ф. Одегова и др. выявили возможности исследовательских заданий в развитии познавательных УДД у младших школьников на уроках литературного чтения.
Однако, несмотря на существующие подходы к организации работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью формирования исследовательских умений и отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны учителей начальных классов;
- между потребностью педагогов в современных технологиях организации работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения и их отсутствием.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каким образом формировать исследовательские умения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у третьеклассников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: организация работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень сформированности исследовательских умений у третьеклассников применительно к урокам литературного чтения может повыситься, если:
- разработана методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения, которая включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика определения уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
3. Разработать и апробировать методику диагностики уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
4. Разработать проект технологии формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на исследовательском подходе в обучении наблюдению младших школьников, поскольку уроки-исследования повышают эффективность умственной деятельности обучающихся, способствует развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала, формирует познавательные УДД. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования УУД на уроках в начальной школе рассмотрена в трудах Н.Ф. Виноградовой, В.Б. Лебединцева и др. А.Г. Асмолов, Н.М. Горленко и др. определили содержание и структуру познавательных УДД применительно к младшим школьникам. С.Л. Белых, А.И. Савинов и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности формирования исследовательских умений на уроках в начальной школе. И.А. Григорченко, З.А. Клепинина, В.Ф. Одегова и др. выявили возможности исследовательских заданий в развитии познавательных УДД у младших школьников на уроках литературного чтения.
Однако, несмотря на существующие подходы к организации работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью формирования исследовательских умений и отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны учителей начальных классов;
- между потребностью педагогов в современных технологиях организации работы по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения и их отсутствием.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каким образом формировать исследовательские умения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у третьеклассников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: организация работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень сформированности исследовательских умений у третьеклассников применительно к урокам литературного чтения может повыситься, если:
- разработана методика диагностики уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения, которая включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика определения уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
3. Разработать и апробировать методику диагностики уровня сформированности исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
4. Разработать проект технологии формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как познавательные УДД необходимы младшему школьнику для полноценного усвоения учебной программой.
УУД – это комплекс обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. Они обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира. В результате проведенного исследования мы пришли к общему выводу, что наиболее эффективно формируют познавательные УУД активные методы обучение, в том числе и исследование. Поэтому на каждом занятии желательно использовать эти методы обучения или хотя бы некоторые приемы: постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, создание опорных схем и др.
Исследование как учебный метод имеет большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Анализ результатов исходно-диагностического этапа модели формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы учителей начальных классов работа по формированию исследовательских умений у третьеклассников является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой формирования исследовательский умений у третьеклассников на уроках литературного чтения. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования организации работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения;
- анализ результатов исходно-диагностического этапа позволил заключить, что у младших школьников недостаточно сформированы исследовательские умения – в основном у третьеклассников исследовательские умения сформированы на среднем (62%) и низком уровнях (15%).
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по организации работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения. Содержание материала представлено блоками: «Выдвижение гипотез», «Индивидуальный проект», «Групповой проект».
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.
УУД – это комплекс обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними. Они обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира. В результате проведенного исследования мы пришли к общему выводу, что наиболее эффективно формируют познавательные УУД активные методы обучение, в том числе и исследование. Поэтому на каждом занятии желательно использовать эти методы обучения или хотя бы некоторые приемы: постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, создание опорных схем и др.
Исследование как учебный метод имеет большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Анализ результатов исходно-диагностического этапа модели формирования исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы учителей начальных классов работа по формированию исследовательских умений у третьеклассников является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой формирования исследовательский умений у третьеклассников на уроках литературного чтения. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования организации работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения;
- анализ результатов исходно-диагностического этапа позволил заключить, что у младших школьников недостаточно сформированы исследовательские умения – в основном у третьеклассников исследовательские умения сформированы на среднем (62%) и низком уровнях (15%).
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии по организации работы по формированию исследовательских умений у третьеклассников на уроках литературного чтения. Содержание материала представлено блоками: «Выдвижение гипотез», «Индивидуальный проект», «Групповой проект».
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.



