База исследования: МБОУ «Средняя школа №3» (г. Нижневартовска).
Выборка: 20 детей, обучающихся во втором классе (8 лет).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования фонетических умений у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Психологические предпосылки формирования фонетических умений у младших школьников 5
1.2 Особенности знакомства младших школьников с фонетической системой русского языка 9
1.3 Способы формирования фонетических умений в начальной школе 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности фонематических умений у детей младшего школьного возраста 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29
В настоящее время изучению фонетике не уделяется достаточного внимания в младших классах общеобразовательных школ, поскольку не существует целенаправленной организации наблюдения над фонетическими явлениями, а также не признается влияние фонетических знаний и умений на развитие навыков грамотного письма. Все это тормозит эффективное освоение необходимых фонетических умений.
Изучение фонетики занимает одно из центральных мест во втором классе общеобразовательной школы, поскольку учащиеся в этом возрасте продолжают овладевать процессом чтения и письма.
Проблемой формирования фонетических умений в начальных классах занимались такие исследователи, как В.П. Вахтеров, А.И. Воскресенская, В.Г. Горецкий, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и др. Ими были разработаны способы, которые способствуют привлечению внимания младших школьников к звукам речи в качестве анализируемого предмета, а также помогают в формировании способности их слышать, выделять из общего речевого потока и выявлять их характеристики. При развитии фонетических умений в школах стала широко применяться наглядность, так как младшим школьникам проще запоминается яркое и необычное из-за направленности детей этого возраста на более интересное, которое вызывает эмоции, а, как известно, запоминается лучше то, что находит эмоциональный отклик у ребенка. Исходя из всего вышеизложенного, исследование на данную тему в настоящее время является актуальным.
Цель исследования: изучение сформированности фонетических умений у второклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические предпосылки формирования фонетических умений у младших школьников.
2. Определить особенности знакомства младших школьников с фонетической системой русского языка.
3. Раскрыть способы формирования фонетических умений в начальной школе.
4. Исследовать сформированность фонетических умений у второклассников.
5. Сформулировать выводы на основании проведенного исследования.
Объект исследования: фонетические умения и их развитие.
Предмет исследования: сформированность фонетических умений у второклассников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Организационные: сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические: наблюдение; психодиагностические методы - тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; количественные методы - количественный анализ результатов.
4. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
В системе обучения русскому языку в начальной школе огромное значение имеет изучение его звуковой стороны, поскольку фонетические знания и умения, с ними взаимосвязанные, способствуют эффективному усвоению родного языка. В начальных классах происходит закладывание фундамента грамотности, а без прочных фонетических знаний и умений нельзя научить детей языку, сформировать в достаточном объеме устную и письменную речь. Это подтверждает, что младших школьников необходимо системно обучать фонетике.
В младшем школьном возрасте у детей еще не сформировано произвольное внимание и запоминание, поэтому необходимо создавать мотивацию для усвоения фонетики в этом возрасте. Кроме этого, преобладает пока еще наглядно-образное мышление, поэтому при проведении занятий отдается предпочтение ярким пособиям и связи усвоения языкового материала с конкретными предметами. Ведущая деятельность в этом возрасте меняется с игровой на учебную, но доминирующими должны быть игровые упражнения, а в течение урока, рекомендуется менять формы деятельности.
В начальной школе при изучении фонетики дети учатся определять характеристики звуков, выделять в слове нужный звук и ударный слог, сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и выявлять различия. Школьники осваивают произносительную культуру, а именно обучаются правильному и отчетливому произношению, постановке ударения, различению ударных и безударных гласных.
Существуют разнообразные методы обучения младших школьников фонетике. Они направлены на формирование действия моделирования звуковой оболочки слова, развитие способности к перекодированию слов в звуки транскрипции, восприятие речи на слух и нахождение определенных звуков, а также формирование умений соединять и разделять звуки в слове. Отмечается, что большей эффективностью в процессе обучения учеников начальных классов обладают игровые упражнения.
С целью исследования сформированности фонематических умений у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3» города Нижневартовска 13-15 марта 2023 года. В исследовании принимали участие 20 детей, обучающихся во втором классе. Всем детям на момент исследования было 8 лет.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства младших школьников преобладает высокий уровень сформированности фонетических умений, который проявляется в том, что эти дети без особого труда определяют характеристики гласных и согласных звуков, они способны без труда найти лишнюю букву и слог в слове, могут создать пары букв по глухости и звонкости звуков.
Все это говорит о хорошей, но недостаточной работе по формированию фонетических умений в начальной школе. Следует включать в ходе урока больше заданий на фонетику. Начинать следует с самого простого, постепенно переходя к сложному, не нужно перегружать детей, а следует мотивировать их к деятельности разнообразными способами и вовремя заканчивать занятия. Такие игры помогут не только в формировании фонетических умений, но и будут способствовать обогащению словаря, развитию внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Полученные результаты говорят о том, что на уроках русского языка необходимо уделять больше внимания развитию фонетической стороны речи для более эффективного освоения грамоты в начальной школе, включая в процесс урока больше фонетических тренировочных упражнений в игровой форме.
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А. Сосновского. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 359 с.
2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 372 с.
3. Журавлев, В.П. От азбуки до учебно-методического комплекса / В.П. Журавлев. – М.: Прометей, 2021. – 136 с.
4. Иванников, В.А. Общая психология: учебник для вузов / В.А. Иванников. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 482 с.
5. Исаева, Л.А. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Практикум по дисциплине / Л.А. Исаева. – Махачкала: АЛЕФ, 2018. - 120 с.
6. Ким, А.А. Формирование фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения / А.А. Ким // Вестник науки. - 2019. – №1. - С. 45-48.
7. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для вузов / В.В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 156 с.
8. Луковников, Н.Н. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / Н.Н. Луковников. - Тверь: Тверская ГСХА, 2021. - 201 с.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2019. - 275 с.
10. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов / под редакцией Т.И. Зиновьевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 255 с.
11. Нуркова, В.В. Общая психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 524 с.
12. Педагогика: учебник и практикум для вузов / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова; под научной редакцией Р.С. Димухаметова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 219 с.
13. Плотникова, С.В. Методические основы начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. – Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2022. – 251 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 713 с.
15. Скуратова, А.О. Формирование фонетических навыков у младших школьников с помощью игр / А.О. Скуратова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. - С. 56-60.
16. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 218 с.