В работе рассмотрены Федеральное Собрание РФ и Алтайское краевое Законодательное Собрание.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 6
1.1 Сущность и основные функции законодательной власти 6
1.2 Органы законодательной власти: подходы к формированию 11
2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ 15
2.1 Федеральное Собрание РФ как законодательный орган государственной власти 15
2.2 Алтайское краевое Законодательное Собрание 19
2.3 Проблемы законодательной власти в РФ и возможные пути их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Изучение вопросов организации законодательной власти играет важную роль, что обусловлено высокой значимостью непосредственно законодательной власти в системе социально-экономического развития страны. Законодательная власть призвана решать множество функций, основной из которых, является законотворчество. Именно законодательная власть формируется нормативно-правовые основы деятельности государства в целом и отдельных субъектов в частности. От того, насколько грамотно и эффективно организована законотворческая функция зависит развитие отдельных отраслей, уровень социальной защиты населения, темпы экономического роста. Законодательная власть призвана урегулировать любые спорные вопросы, руководствуясь при этом принципами законности и справедливости. Законодательная власть выполняет и представительную функцию, непосредственно через законодательную власть осуществляется взаимодействие население и органов государственной власти. Любые решения принимаются коллегиально.
Несмотря на высокую значимость законодательной власти, она не лишена определенных недостатков. Требуется повышение информационной открытости и прозрачности данных, актуальной является проблема борьбы с коррупцией. Развитие цифровых и информационных технологий также требуют внесения изменения в функционирование законодательной власти.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования, о необходимости исследования и обобщения данных об организации законодательной власти в РФ.
Системный подход к исследованию организации законодательной власти в РФ позволит усовершенствовать данный механизм и достичь устранения правовых пробелом.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией законодательной власти.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок организации законодательной власти в РФ.
Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования организации законодательной власти на основании комплексного исследования проблем и аспектов ее функционирования.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующий ряд задач:
определить сущность и охарактеризовать функции законодательной власти в РФ;
охарактеризовать структуру органов законодательной власти в РФ;
исследовать особенности деятельности Федерального собрания РФ как органа законодательной власти;
ознакомиться с особенностями работы Алтайского краевого Законодательного собрания, определить основные направления работы и оценить эффективность реализации поставленных задач;
идентифицировать проблемы организации законодательной власти и наметить пути их решения.
Для выполнения работы были использованы методы описания, анализа, синтеза, контент-анализа. Широкое применение в работе нашел общенаучный диалектический метод познания социально-правовой действительности, который позволил всесторонне изучить предмет и объект исследования. Для написания научно-исследовательской работы и детального изучения темы также были использованы частно-научные методы. В ходе изучения материала широко применялся формально-логический и системно-структурные методы.
Информационной базой написания курсовой работы стали учебники, учебные пособия по конституционному праву, а также широкий спектр статей, опубликованных в периодических изданиях и отражающих проблемы организации законотворческой деятельности в РФ и в Алтайском крае.
Практическая значимость работы заключается в определении перспектив правового регулирования организации законодательной власти в РФ. Представленные в данной работе научные результаты исследования, а также практические рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть учтены как в законотворческой деятельности, так и могут быть использованы в дальнейших исследованиях института организации законодательной власти
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
По результатам выполнения курсовой работы, достигнута цель и решены поставленные задачи. В результате изучения вопросов организации законодательной власти можно сделать следующие выводы.
В результате ознакомления с понятием и значением законодательной власти можно говорить о ее колоссальном значении в социально-экономическом развитии и становлении общества. В нашей стране закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представляет собой самостоятельную ветвь власти, основной функцией которой является правотворчество или издание законодательных актов, формирование правовых основ. Законодательная власть отличается соборностью и репрезентативностью. Современная законодательная власть выполняет следующие функции – законотворческая функция, контроль за исполнительной властью, формирование финансовых планов. Именно законодательная власть обеспечивает стабильность и справедливость функционирования правовой системы. Законодательная власть представляет интересы общества, народа, то есть выполняет представительскую функцию.
В настоящий момент ведутся дискуссии о том, какая из функций законодательной власти играет наибольшее значение. Одни правоведы придерживаются мнения о том, что законотворческая функция является ведущей, другие в качестве ключевой функции выделяют совещательную, представительную.
Законодательная власть представляет собой самостоятельную ветвь власти, основной задачей которой является законотворчество, все решения законодательной власти принимаются коллегиальной. Законодательная власть отличается репрезентативностью, что говорит о том, что законодательная власть осуществляться представителями народа.
Законодательная власть в РФ призвана решать следующие функции. Одной из важнейших функций является законодательная. Правотворчество является ключевой задачей органов законодательной власти. Также законодательная власть выполняет совещательную функцию. Применение данной функции на практике позволяет учитывать мнение народа, именно совещательная функция предусматривает обсуждение стратегически значимых вопросов для общества. Законодательная власть также осуществляет финансовый контроль и контроль за исполнительной властью.
Перечень представленных выше функций законодательной власти преимущественно характерен для законодательной власти РФ. В США, например, законодательная власть также реализует судебную функцию, избирательную функцию, ратификационную функцию, контроль за внешними связями. Однако, несмотря на широкий перечень функций, основной является законотворческая и совещательная функция.
На практике предусмотрены федеральные и региональные органы законодательной власти. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным собранием, на уровне субъектов РФ функционируют представительные органы субъектов РФ. Например, в Самарской области законодательная власть представлена Самарской Губернской Думой, в Алтайском крае функционирует Алтайское краевое Законодательное Собрание.
Законодательная власть призвана обеспечить решение широкого спектра задач на основании принципов объективности, гласности, открытости, законности и справедливости. Одной из ключевых функций является законотворческая функция. В настоящий момент ведутся дискуссии о том, какая из функций законодательной власти играет наибольшее значение. Одни правоведы придерживаются мнения о том, что законотворческая функция является ведущей, другие в качестве ключевой функции выделяют совещательную, представительную. Организация законодательной строго регламентирована нормами законодательства в РФ. Различают федеральные и региональные органы государственной власти.
Практическое исследование организации законодательной власти позволяет сделать ряд выводов. На федеральном уровне функционирует Федеральное собрание. Можно с уверенностью сказать, что в России существует работоспособный парламент в виде Федерального Собрания, состоящего из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
На уровне субъекта РФ – Алтайского края – проанализирована деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС). Алтайское краевое Законодательное Собрание представляет собой представительный орган законодательной власти РФ. Алтайское краевое Законодательное Собрание включает в себя 68 депутатов, первая организационная сессия была проведена 7 октября 2021 года, дата проведения выборов 19 сентября 2021 году, срок полномочий – 5 лет
Алтайское краевое Законодательное Собрание призвано решать множество функциональных задач, одной из ключевых задач является законотворческая функция. Совершенствование нормативно-правовой базы позволяет обеспечивать устойчивое развитие Алтайского края, урегулировать спорные вопросы. Одной из основных задач является правотворческая функция. В 2022 году было принято 124 новых закона, внесено 104 правки в уже действующие законы, 3,2 % от общего числа законов были признаны утратившими силу.
Обобщая особенности функционирования Алтайского краевого Законодательного собрания, следует сделать вывод, что данный орган законодательной власти функционирует в соответствии с нормами законодательства РФ, решает стратегически важные задачи развития региона. Работа АКЗС организована в соответствии с принципами объективности, независимости, законности и открытости данных. На сайте представлены наиболее значимые результаты работы, определены полномочия, структура и функциональные обязанности Алтайского краевого законодательного собрания. В качестве перспективных мер совершенствования можно отметить повышение оперативности и прозрачности данных, а также выделить направление совершенствования законотворческого процесса с использованием цифровых технологий.
Сегодня организация законодательной деятельности в стране сталкивается с существенными проблемами. Эти проблемы обоснованы как возрастающей нагрузкой на законодательные органы, так и низким участием населения в решении актуальных проблем. Большинство граждан не имеют должного уровня правовой культуры и не могут справедливо оценить эффективность принимаемых законодательных актов. Цифровые и информационные технологии позволяют значительно улучшить процесс организации законотворческой деятельности путем развития правовой культуры граждан и путем привлечения населения к решению актуальных задач.
В настоящий момент требуется комплексный и системны подход к повышению эффективности организации законодательной власти в РФ и в отдельных субъектах.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 )// Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.12.2020 N 439-ФЗ // СЗ РФ. – 2020. – №52. – Ст. 8585
3. Афанасьев В.С. Правоустановление (правообразование и правотворчество) / под ред. В.В. Лазарева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. С.199, 203.
4. Абдулаев А.А. Законодательная власт в РФ: понятие и структура / А.А. Абдулаев // Проблемы совершенствования законодательства: сб. науч. статей. – Махачкала,2019. – С. 12–14.
5. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: -Учебное пособие. 2- е изд. перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017 – 188 с.
6. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Большая Российская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с.
7. Борлакова А.Х. Функции законодательного органа власти / А.Х. Борлакова // Вестник экспертного совета. – 2022. – №2.
8. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
9. Горбенко П.Д. Законодательная власть в Российской Федерации: понятие и юридические основы / П.Д. Горбенко // Современная наука. – 2022. – №68. – С. 22–25
10. Гостева С.Р. Формирование и становление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва / С.Р. Гостева // Школа науки. – 2020. – № 7(32). – C.31-33.
11. Довбня, Р. В. Актуальные проблемы законодательной деятельности Федерального Собрания РФ за 2021–2022 годы / Р. В. Довбня // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 226-232.
12. Земляк К.М. Законодательная власть как вид государственной власти / К.М. Земляк // Инновационная наука. – 2017. – №5. – С. 44–49
13. Икаев А.А. Институт законодательной инициативы граждан РФ / А.А. Икаев // Цифровизация как драйвер развития: сб. науч. статей. – Петрозаводск,2022. – С. 55–58.
14. Лимонова А.С. Понятие и значение правотворчества / А.С. Лимонова // Научный аспект. – 2023. – №1. – С. 159–165
15. Савиных, М. А. Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей / М. А. Савиных // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 111-113.
16. Скрябина Л.А. Федеральное собрание Российской Федерации / Л.А. Скрябина // Наука и образование: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. статей. – Воронеж,2022. – С. 99–102
17. Трифонов С.Г. Конституционно-правовая характеристика народной законодательной инициативы / С.Г. Трифонов // Ученые записки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. – 2023. – №1. – С. 253–260.
18. Федорова Е.А. Проблемы организации законодательной власти / Е.А. Федорова // Научный альманах. – 2022. – №6. – С. 31–35.
19. Шавцова А.В. К вопросу соотношения понятий «законодательная ветвь власти» и «представительный вид власти» / А.В. Шавцов, М.А. Козак // Синергия наук. – 2023. – №5. – С. 19–24.
20. Алтайское краевое законодательство. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.akzs.ru Дата обращения. 27.03.2023 года