Влияние музыки на психическое здоровье младших школьников (Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов, Многопрофильная Академия непрерывного образования)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования - МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, с. Шилово).
Выборка: 5 учащихся 4 класса в возрасте 10 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………5
1.1. Проблема психического здоровья в психолого-педагогических исследованиях………5
1.2. Возрастные особенности младшего школьного возраста и их связь с психическим здоровьем ребенка……9
1.3. Музыка как фактор влияния на психическое здоровье младших школьников…12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ… 17
2.1. Методы и организация исследования……17
2.2. Анализ результатов исследования……19
2.3. Использование музыки для укрепления психического здоровья младших школьников и снижения их тревожности…………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 25
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ..…………… 27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 30
Профилактику школьных стрессов необходимо проводить уже с момента поступления ребенка в школу – чрезвычайно ответственного момента не только для него самого, но и для его родителей. В рассматриваемый период ребенок постоянно подвергается разным нагрузкам, связанным с социально-психологическими переменами в его жизни – новыми контактами, новыми отношениями, новыми обязанностями, приобретением новой социальной роли В таких условиях особенно важной становится адекватная ситуации линия поведения сопровождающих младшего школьника взрослых – учителей и родителей, доступность и своевременность психологической поддержки с применением различных инструментов, одним из которых является музыка, что объясняет актуальность выбранной темы работы.
Несмотря на наличие некоторого количества научных исследований в рамках обозначенной проблемы, ученые до сих пор уделяют недостаточно внимания вопросу влияния музыки на психическое здоровье младших школьников, хотя все они подтверждают, что пребывание детей в состоянии стресса сказывается как на их физическом и психическом здоровье, так и на процессе формирования личности.
Цель работы заключается в анализе влияния музыки на психическое здоровье младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
оценить один из критериев психического здоровья младших школьников – тревожность;
сформулировать рекомендации по снижению тревожности и поддержанию психического здоровья младших школьников;
оценить эффективность реализованных рекомендаций.
Объектом исследования стало психическое здоровье младших школьников как научный феномен.
Предмет исследования – музыка как инструмент влияния на психическое здоровье младших школьников.
Гипотеза исследования: музыка оказывает положительное влияние на психическое здоровье младших школьников.
К проблеме психического здоровья приковано внимание многих психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов (И.Л. Левина и В.В. Захаренков, Ю.А. Моргачева, В.Э. Пахальян и др.). Ряд ученых акцентирует свое внимание на особенностях и возможностях музыкальной терапии младших школьников, в том числе и для укрепления психического здоровья (Е.Г. Епифанов, Н.Л. Полыгалова, А.А. Ярошенко и И.Л. Гуляева и др.).
В работе применялись следующие методы исследования:
а) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
б) эмпирические: методика многомерной оценки детской тревожности Е.Е. Малковой (Ромицыной) «Многомерная оценка детской тревожности».
В число испытуемых вошли 5 учеников четвертого класса в возрасте 10 лет.
База исследования: МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, с. Шилово).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников и приложения.
Феномен психического здоровья является важнейшей составляющей полноценного функционирования человека и его успешного развития.
При этом психическое здоровье можно определить как максимальную степень проявления человеческой личностью своей индивидуальности, сопровождающуюся адекватной текущей ситуации степенью адаптации к внешней среде и отсутствием любых психических расстройств. В данном случае тот или иной уровень адаптации наглядно отражает успешность/неуспешность пребывания личности в социальной среде, отсутствие психических расстройств служит фундаментом и важнейшим условием психического здоровья, а их наличие является одной из основных характеристик исследуемого феномена.
Структура психического здоровья представляет собой сложное образование, в котором указанные авторы выделяют четыре составных компонента: 1) биологический; 2) психологический; 3) социальный; 4) социально-психологический.
Младший школьный возраст охватывает собой период с 6-7 до 9-10 лет и определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Следовательно, главная особенность ребенка, вступившего в младший школьный возраст, связана с его переходом от одной формы жизнедеятельности к другой, и этот этап, по мнению ряда психологов, можно отнести к критическому периоду развития человеческой личности.
Эффективное обучение младших школьников невозможно без обеспечения условий для формирования и поддержания их психического здоровья.
Положительное воздействие на психофизиологические показатели любого человека, включая детей младшего школьного возраста, может оказывать музыка. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании музыки усиливает концентрацию внимания, активизирует процессы, протекающие в центральной нервной системе, стимулирует мыслительную деятельность, а также увеличивает уровень работоспособности человека. При помощи музыкотерапии в начальных классах можно моделировать детские эмоции, снижать чувство тревожности, формировать у неуравновешенных детей чувства внутреннего покоя и радости, желание общаться друг с другом, что, в конечном счете, окажет положительное влияние на психическое здоровье младших школьников.
В рамках настоящего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, с. Шилово), где в качестве испытуемых выступили 5 учеников 4 класса в возрасте 10 лет.
Основной диагностической методикой был выбран опросник Е. Е. Малковой (Ромицыной) «Методика многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для работы с детьми и подростками от 8 до 18 лет. Выбор данной методики был обусловлен тем, что изучение теоретических аспектов формирования и развития психического здоровья показало заметное влияние нарастающей тревожности на психическое здоровье ребенка.
Анализ результатов исследования показал, что большинство младших школьников независимо от пола имеют повышенный уровень тревожности, что может негативно сказаться на уровне их психического здоровья. Низкий и крайне высокий уровни тревожности были диагностированы у значительно меньшего числа детей.
Для решения выявленной проблемы был разработан проект «Музыкальная аптечка», рассчитанный на 15 учебных дней. После его реализации улучшились результаты почти по всем шкалам тревожности. Если в начале эксперимента большинство испытуемых имели повышенный уровень по большинству типов тревожности, то по его окончании этот уровень у многих детей снизился до нормативного. Полученные данные доказывают эффективность музыки как терапевтического средства для работы с детьми.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер,2014. – 398 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 2014. –368 с.
3. Малкова (Ромицына) Е. Е. Психодиагностическая методика многомерной оценки детской тревожности: пособие для врачей и психологов / Е. Е. Малкова (Ромицына). – СПб., 2007. – 34 с.
4. Немов Р. С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 400 с.
5. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2015.–386 с.
6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
7. Блажена, Н. В. Нивелирование школьной тревожности средствами арттерапии / Н. В. Блажена, О. В. Лозгачева // Актуальные проблемы психологии образования: сборник научно-исследовательских работ студентов / сост. О. В. Лозгачева / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2015 – С. 7-10.
8. Блинова Н. Г. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей / Н. Г. Блинова, [и др.] // Валеология. – 2014. – № 4. – С. 7-13.
9. Дергоусова М. О. Особенности взаимоотношений первоклассника со взрослыми в период адаптации к школьному обучению / М. О. Дергоусова // Студенческий научный форум 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. – М.: РАЕ, 2015. – С. 89-113.
10. Епифанов Е.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи / Е.Г. Епифанов, Н.Г. Шпагонова // Психологический журнал. – 2012. – №3. – С. 105-112.
11. Левина И.Л. Критерии, показатели и уровни психического здоровья детей и подростков / И.Л. Левина, В.В. Захаренков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – №7 (14). – С. 43-44.
12. Моргачева Ю.А. Феномен психологического здоровья / Ю.А. Моргачева // Молодой ученый. – 2022. – № 24 (419). – С. 554-556.
13. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2012. – № 5-6. – С. 83-94.
14. Смирнов, С. Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии» / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 119-121.
15. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Академия, 2015. – 608 с.
16. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с.
17. Яковлева, О. В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков/ О. В. Яковлева // Альманах современной науки и образования. –Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (54). – C. 133-135.
18. Вельма К.М. Влияние музыки разных стилей на умственную работоспособность школьников [Электронный ресурс] / К.М. Вельма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
19. Горобец Т.Н. Влияние визуальных и аудиальных стимулов на функциональные состояния и работоспособность [Электронный ресурс] / Т.Н. Горобец, В.В. Ковалев, В.В. Огнев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
20. Костюченко А.А. Влияние музыки на умственную работоспособность человека [Электронный ресурс] / А.А. Костюченко, Е.А. Николаев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
21. Ментальное здоровье школьников [Электронный ресурс] // Lahta junior. – 08.09.2022. – Режим доступа: https://lahtajunior.ru/blog/mental-health-schoolchildren
22. Назарова К.А. Влияние музыкальных стимулов на работоспособность и функциональное состояние человека [Электронный ресурс] / К.А. Назарова, Л.Д.Чайнова, В.В. Ковалев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
23. Полыгалова Н.Л. Влияние музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста / Н.Л. Полыгалова, А.А. Ярошенко, И.Л. Гуляева // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru