Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №110622

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей аутистов 5-6 лет посредством песочной арт-терапии 9
1.1. Развитие произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Характеристика песочной арт-терапии и ее роль в развитии произвольного внимания у детей аутистов 5-6 лет
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной терапии 24
2.1. Выявление уровня развития произвольного внимания у детей
аутистов 5- 6 лет 24
2.2. Методика применения песочной арт-терапии в развитии произвольного внимания у детей аутистов 5-6 лет
2.3. Анализ результатов исследования развития произвольного внимания
у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной терапии
Заключение 51
Список используемой литературы 52
Приложение 56


На современном этапе развития задач модернизации российского образования является достижение результатов качественного инновационного дошкольного образования. В связи с этим наиболее важно разработать базу современных образовательных технологий, обновить содержание работы по развитию произвольного внимания у детей с особыми образовательными потребностями, в данном случае с ранним детским аутизмом.
У детей с аутизмом наблюдаются грубые нарушения в развитии произвольного внимания. Такие дети нуждаются в специальном организованном обучении. Программы обучения и воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом должны соответствовать требованиям ФГОС и возрастному развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Проблему развития произвольного внимания у детей с аутизмом в историческом аспекте можно рассматривать с различных противоположных теоретических позиций. Большая часть исследований подтверждает, что произвольное внимание у детей дошкольного возраста с аутизмом развито недостаточно.
Анализ данных, связанного с темой нашего исследования, показал, что проблема изучение развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет является интересной и актуальной. Это обусловлено тем, что система образования ориентирована на всестороннее развитие дошкольников, а дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети аутисты, не соответствует нормальному развитию и нуждаются в создании особых педагогических условий, которые будут способствовать успешному обучению в школе. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия [4, с 23].
На научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что проблема изучения произвольного внимания нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных, являющихся представителями различных наук. Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвящённых нашей проблеме, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается не полно (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г. И. Жаренкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова и). В связи с этим возникло противоречие между потребностью развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет и недостаточным использованием средств песочной арт-терапии для реализации данного процесса [5, с 38].
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить проблему исследования: какова роль песочной арт-терапии в развитии произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет.
Объект исследования - процесс развития произвольного внимания у детей аутистов5 - 6 лет.
Предмет исследования - песочная арт-терапия как средство развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии возможно, если:
- реализация определенного дифференцированного подхода в работе с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры детского аутизма;
- использование методов решения изобретательских задач развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии;
В соответствии с данной проблемой, объектом, предметом, целью, а также гипотезой были определены задачи исследования :
1. Раскрыть и охарактеризовать процесс развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования произвольного внимания (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.);
- положения специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития, нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Л.И. Солнцева);
- исследования в области детского аутизма (Л. Каннер, Г. Аспергер, С.С. Мнухин, Л. Уинг, Э. Орниц, К. Джиллберг) [7, с 54].
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2016 -2017 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2016 г.) - теоретико-поисковом - проводился подробный анализ научной литературы по проблеме исследования; а также был разработан теоретико-методологический аппарат исследования и программа работы; предоставлено теоретическое обоснование методики диагностического исследования, а также были подобраны и адаптированы авторские методики, которые позволяют изучить развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии.
На втором этапе (2017 г.) - опытно-поисковом - реализация констатирующего эксперимента и анализа полученных результатов; разработаны и апробированы психолого-педагогические условия по коррекции и развитию произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии.
На третьем этапе (2017 г.) - обобщающем - реализация контрольного эксперимента, осуществление анализа и интерпретации полученных данных, выявление эффективности внедрённых психолого-педагогических условий, сформулированы выводы, оформлены материалы дипломного исследования.
Научная новизна исследования говорит о том, что
- определены необходимые возможности развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии, а именно реализация дифференцированного подхода, с учетом симптомов детского аутизма, организация и использование методов развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет.
- выявлены уровни развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы и охарактеризованы возможности развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет посредством песочной арт-терапии; описана содержательная характеристика уровней развития произвольного внимания у детей аутистов 5 - 6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенных исследований могут быть реализованы в процессе коррекционно-развивающей работы педагогами-психологами, воспитателями, учителями-логопедами, педагогами-дефектологами в практике дошкольных образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность данных результатов исследования подтверждается начальными методологическими позициями, комплексом эмпирических и теоретических методов исследования, которые соответствуют поставленным целям, задачам, объекту и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных; репрезентативностью выборки испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Организация исследования проводилось на базе ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа». В исследовании приняли участие 14 детей 5-6 лет, педагог-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 40 литературных источников, 15 таблиц, 12 рисунков и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования была рассмотрена основная сущность понятия внимания, были выявлены свойства и виды внимания. Так же рассмотрели особенности внимания у дошкольников с аутизмом. Была проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития внимания у детей аутистов 5-6 лет. На основе результатов были предложены методические рекомендации по развитию внимания.
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.
В результате мы выяснили, что у многих детей аутистов отсутствует интерес и мотивация к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания. На основе этих результатов был разработал комплекс упражнений и игр с применением методики песочной арт-терапии. Упражнения и игры были направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Результаты доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы, что развития произвольного внимания будет успешным при использовании комплекса упражнений и игр в коррекционно-развивающей работе методом песочной арт-терапии. По результатам сопоставительного анализа среднего показателя было выявлено, что на констатирующем и контрольном этапе эксперимента высокий уровень детей 14%-(28%) повысился на 14%; средний уровень детей 57% - (58%) повысился на 1%, низкий уровень 29%-(14%) понизился на 14%.
Таким образом, на основе опытно - экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс упражнений и игр в коррекционно-развивающей работе методом песочной арт-терапии с детьми позволил выявить положительную динамику формирования произвольного внимания у детей аутистов 5-6 лет. Цель исследования достигнута, задачи решены, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева. - СПб. Нико 2012. - 288 с.
2. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
3. Бардышева Т.Ю. Логопедические задания для детей 4-5 лет. Учебно - практическое пособие [Текст] / Т.Ю. Бардышева - СПб. Речь, 2016.-36с.
4. Белкина, В.Н., Дошкольник: Обучение и развитие: Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина - Ярославль. Академия развития, 2008. - 256 с.
5. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н.Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед 2014 №8 с 112-117.
6. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика 2013 № 2 с. 63-68.
7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство [Текст] / Л.А. Венгер - М. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 160 с.
8. Виноградова, Е. И. Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и методы педагогического воздействия во время занятий с педагогом [Текст] / Е.А. Виноградова // Проблемы педагогики 2016, № 2 (13).
9. Выготский, Л.С. Вопрос о детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Прометей, 2007. - 254 с.
10. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст] / И.С. Гринченко: Учебно-методическое пособие. - М. «ЦГЛ», 2002. - 80 с.
11. Дубовик, Л.Н. Методика диагностики уровня развития школьно - значимых функций у детей [Текст] / Л.Н. Дубовик // Логопед в детском саду2012 № 4 с. 38-53.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Грабенко Т.М. Чудеса на песке [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко - М.: Речь, 2011. - 12с.
13. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Кисилева - М.: Речь, 2012. - 22с.
14. Ивченко, Е.П. Игры в коррекционной работе логопеда [Текст] / Е.П. Ивченко // Дошкольная педагогика 2014 № 1 С. 46-50.
15. Иванова, С.Л. Специфические нарушения умственного развития и поведения у детей с ранним детским аутизмом и способы их коррекции [Текст] / С.Л. Иванова // Педагогические науки 2013 № 3 с. 45-50.
16. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. Академия, 2004. - 288 с.
17. Калишенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками [Текст] / В. Калишенко. - М. Знание, 2007. - 168 с.
18. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник - М. Генезис. 2002. - 202с.
19. Куценко, Е. Все дети - особые. Советы по организации инклюзии [Текст] / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников 1 сентября 2014 №7-8 с. 10-11.
20. Лебединская, К.С., Лебединский К.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, К.В. Лебединский : Учебное пособие для вузов,- М. Академический проект, 2013. - 303 с.
21. Линдсли, Д.Б. Эмоции [Текст] / Д.Б. Линдсли // Экспериментальная психология. - М. Инлит, 1960. - С. 132-151.
22. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук: Учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ - СПб. Речь, 2006. - 400 с.
23. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы [Текст] / С.В. Маланов. - М. МПСИ, 2010. - 212 с.
24. Микляева, Н.В. Социально-эмоциональное развитие
дошкольников, [Текст] /Н.В. Микляева - М. Сфера, 2013. - 160с.
25. Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом [Текст] / О.С. Никольская, М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014. № 18-1. с. 2.
26. Никольская О. С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Текст] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО 2014 № 19-2. с. 1-2.
27. Новикова, Н.В. Цветотерапия на логопедических занятиях [Текст] / Н.В. Новикова // Логопед 2014 №1 с. 43-49.
28. Пашкевич, Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет [Текст] / Т.Д. Пашкевич - М. Учитель, 2015. - 65с.
29. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Под ред.А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой: Учебное пособие. - Ставрополь Изд. СГПИ, 2011. - 372 с.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод.пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М. Просвещение, 2005. - 164 с. + Прил. (268 с. Ил.)
31. Перепелкина, А.В, Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. ФГОС ДО [Текст] / А.В. Перепелкина - М. Учитель, 2015. - 202 с.
32. Постоева, Л.Д. Играй, слушай, познавай. Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет [Текст] / Л. Д. Постоева, Л. А. Мартыненко. - СПб. Речь, 2010. - 95 с.
33. Работникова, Т.П. Первичное логопедическое обследование детей с нарушениями аутистического спектра в условиях детской поликлиники [Текст] / Т.П. Работникова // Логопед 2014 №10 с. 23-27.
34. Сапожникова, О.Б. Инновационные технологии в практической работе логопеда [Текст] / О.Б. Сапожникова // Логопед 2014 №8 с. 120-122.
35. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб.пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. Академия, 2001. - (Высшее образование). - 312 с.
36. Стребелева, Е.А Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Е. Стребелева, А. Закрепина // Дошкольное воспитание 2013 № 12 с. 80-86. № 3 с. 169-171.
37. Смирнова, Е.О. Лучшие развивающие игры [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Эксмо, 2010. - 240 с.
38. Татарникова, Г.М., Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Эксперементально - исследовательская деятельность, коррекционно - развивающие занятия, картотека игр. ФГОС ДО [Текст] / Г.М. Татарникова - М.: Учитель, 2016. - 203с.
39. Чернышева, В.Ю. Развитие эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / В.Ю. Чернышева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010 № 4 с. 102-156.
40. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. [Текст] / Под общ.ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной -2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2010. - 240с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ