РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ
|
Введение 5
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 8
1.1 Определение эмоционального интеллекта и особенности его
развития в младшем школьном возрасте 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в условиях
сотрудничества младших школьников со сверстниками 14
Глава 2 Результаты практического изучения эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 22
2.1 Диагностическое исследование уровня развития
эмоционального интеллекта учащихся младших классов в возрасте 7-8 лет 22
2.2 Описание системы работы по формированию эмоционального интеллекта учащихся в возрасте 7-8 лет на основе сотрудничества со сверстниками 34
2.3 Описание результатов контрольного исследования 47
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список диагностических методик 58
Приложение Б Стимульный материал к методике «Эмоциональная
пиктограмма» (Е.И. Изотовой) 59
Приложение В Стимульный материал к методике «Эмоциональная
идентификация» (Е.И. Изотова) 60
Приложение Г План игр, тренингов, игровых упражнений, гимнастик 61
Приложение Д Этапы формирующего эксперимента
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 8
1.1 Определение эмоционального интеллекта и особенности его
развития в младшем школьном возрасте 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в условиях
сотрудничества младших школьников со сверстниками 14
Глава 2 Результаты практического изучения эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 22
2.1 Диагностическое исследование уровня развития
эмоционального интеллекта учащихся младших классов в возрасте 7-8 лет 22
2.2 Описание системы работы по формированию эмоционального интеллекта учащихся в возрасте 7-8 лет на основе сотрудничества со сверстниками 34
2.3 Описание результатов контрольного исследования 47
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список диагностических методик 58
Приложение Б Стимульный материал к методике «Эмоциональная
пиктограмма» (Е.И. Изотовой) 59
Приложение В Стимульный материал к методике «Эмоциональная
идентификация» (Е.И. Изотова) 60
Приложение Г План игр, тренингов, игровых упражнений, гимнастик 61
Приложение Д Этапы формирующего эксперимента
Эмоциональная составляющая личностного развития ученика является фундаментом его успешного взаимодействия со сверстниками, помогает ему быть понятым и принятым в окружающем социальном мире.
Сегодня во ФГОСе обозначен заказ на обучение умения понимать свои и чужие чувства, проявлять чуткость, выстраивать отношения со сверстниками и педагогами. Совокупность данных личностных качеств учащихся определятся в современной психологии как эмоциональный интеллект.
Проблема изучения эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста востребована и актуальна, поскольку жизнь современного ребёнка полна эмоциональных перегрузок, ограничена повсеместной компьютеризацией, что в значительной мере обедняет эмоциональную сферу современных школьников.
О значении эмоциональной сферы в развитии личности говорили следующие отечественные исследователи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др. Опираясь на их исследования, современные педагоги-психологи выделяют предпосылки развития эмоционального интеллекта, характерные возрастные особенности, факторы, способствующие развитию эмоционального интеллекта в разных видах деятельности младших школьников, и общее влияние эмоционального интеллекта на интеграцию в социум.
Исследования показывают, что ученик младшего школьного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта - общительный, открытый, направленный на познание мира вещей и отношений. Поэтому наличие высокого уровня эмоционального интеллекта помогает младшим школьникам активнее выстраивать коммуникации друг с другом, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. У таких учащихся лучше развита рефлексия, они быстро находят друзей, у них нет трудностей в общении с педагогом.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обеспечивает способность управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, что помогает учащемуся быстрее адаптироваться к школьной жизни и обучению.
Не менее актуальна в современной школе и проблема поиска средств и методов развития эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что коллективные и подгрупповые формы взаимодействия лучше всего развивают эмоциональный интеллект, организуя сотрудничество сверстников. А потому, проблеме формирования умения сотрудничать у младших школьников на сегодняшний день отводятся ведущие позиции. Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся формируются разнообразные формы взаимодействия с окружающим миром, совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
Цель: развитие эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта у младших школьников на основе сотрудничества будет успешен, если:
- педагог использует разнообразные формы организации деятельности детей (парные и подгрупповые формы взаимодействия в творческой, познавательно-исследовательской и игровой деятельности);
- педагог внедряет современные педагогические методы и технологии;
- педагог контролирует весь процесс взаимодействия детей.
Задачи:
- Изучить и проанализировать проблему развития эмоционального интеллекта в работах зарубежных и отечественных исследователей.
- Сделать диагностический мониторинг уровня сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников.
- Составить план мероприятий, направленный на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками и описать его в формирующем эксперименте.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: сравнительный анализ теоретических источников; психодиагностика исследуемого процесса; количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, модернизации и реализации системы игровых, тренинговых упражнений и иных мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками.
Структура и объём работы построены с учетом поставленных задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который содержит 41 теоретический источник.
Сегодня во ФГОСе обозначен заказ на обучение умения понимать свои и чужие чувства, проявлять чуткость, выстраивать отношения со сверстниками и педагогами. Совокупность данных личностных качеств учащихся определятся в современной психологии как эмоциональный интеллект.
Проблема изучения эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста востребована и актуальна, поскольку жизнь современного ребёнка полна эмоциональных перегрузок, ограничена повсеместной компьютеризацией, что в значительной мере обедняет эмоциональную сферу современных школьников.
О значении эмоциональной сферы в развитии личности говорили следующие отечественные исследователи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др. Опираясь на их исследования, современные педагоги-психологи выделяют предпосылки развития эмоционального интеллекта, характерные возрастные особенности, факторы, способствующие развитию эмоционального интеллекта в разных видах деятельности младших школьников, и общее влияние эмоционального интеллекта на интеграцию в социум.
Исследования показывают, что ученик младшего школьного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта - общительный, открытый, направленный на познание мира вещей и отношений. Поэтому наличие высокого уровня эмоционального интеллекта помогает младшим школьникам активнее выстраивать коммуникации друг с другом, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. У таких учащихся лучше развита рефлексия, они быстро находят друзей, у них нет трудностей в общении с педагогом.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обеспечивает способность управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, что помогает учащемуся быстрее адаптироваться к школьной жизни и обучению.
Не менее актуальна в современной школе и проблема поиска средств и методов развития эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что коллективные и подгрупповые формы взаимодействия лучше всего развивают эмоциональный интеллект, организуя сотрудничество сверстников. А потому, проблеме формирования умения сотрудничать у младших школьников на сегодняшний день отводятся ведущие позиции. Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся формируются разнообразные формы взаимодействия с окружающим миром, совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
Цель: развитие эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта у младших школьников на основе сотрудничества будет успешен, если:
- педагог использует разнообразные формы организации деятельности детей (парные и подгрупповые формы взаимодействия в творческой, познавательно-исследовательской и игровой деятельности);
- педагог внедряет современные педагогические методы и технологии;
- педагог контролирует весь процесс взаимодействия детей.
Задачи:
- Изучить и проанализировать проблему развития эмоционального интеллекта в работах зарубежных и отечественных исследователей.
- Сделать диагностический мониторинг уровня сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников.
- Составить план мероприятий, направленный на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками и описать его в формирующем эксперименте.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: сравнительный анализ теоретических источников; психодиагностика исследуемого процесса; количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, модернизации и реализации системы игровых, тренинговых упражнений и иных мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками.
Структура и объём работы построены с учетом поставленных задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который содержит 41 теоретический источник.
Актуальность проведенного нами исследования заключается в осознании важности проблемы развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Отмечено, что наличие достаточного уровня развития эмоционального интеллекта помогает ученику младшего возраста использовать умение понимать свои и чужие чувства для успешной адаптации в школьную жизнь и выстраивать благополучные взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, педагогами).
Значимость темы исследования мы связали с проблемой эффективности применения педагогами разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия со сверстниками с целью развития личностных свойств и качеств, определяющих понятие «эмоциональный интеллект».
Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся младшего школьного возраста совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
В процессе теоретического изучения проблемы было отмечено, что на сегодняшний день в научной среде отсутствует единое определение эмоционального интеллекта. Этот факт указывает на сложность и неоднозначность указанного феномена. На основе анализа исследований И.Н. Андреевой, О.К. Тихомирова, Д.В. Люсина и других авторов, мы пришли к мнению о том, что эмоциональный интеллект включает в себя внутренние, личностные эмоции, которые значимы, в первую очередь, для личностного роста.
Изучив теоретические источники по проблеме Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Гоулмен, М.Д. Рыжова, мы согласились с положением о том, что эмоциональный интеллект следует изучать в единстве компонентов: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Мы обратили внимание, что результатом развития эмоционального интеллекта, согласно многочисленных определений понятия эмоционального интеллекта, должна стать личность, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, умеющая хорошо разбираться также и в эмоциях других людей.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение эффективных возможностей развития эмоционального интеллекта младших школьников со сверстниками посредством сотрудничества, мы указали, что важное значение в этом процессе отводится обучению учеников правилам выражения собственных эмоций и чувств в процессе совместного общения и взаимодействия. Не менее важно в процессе сотрудничества со сверстниками нарабатывать и обогащать положительный опыт социально одобряемых и конструктивных способов взаимодействия с каждым учеником.
Интерес вызвали у нас рекомендации специалистов Н.А. Батурина, В.И. Дубровиной, К.С. Кузнецовой, К. Фопель, касающихся вовлечения учеников в коллективную или подгрупповую деятельность на основе разнообразных форм сотрудничества, например, в процессе осуществления учебно-воспитательной, познавательной, творческой и другой школьной деятельности.
С целью изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников было проведено исследование на базе Детской школы искусств г. Уссурийска, в котором приняло участие двадцать один обучающийся первого класса.
По результатам диагностического исследования было определено преобладание среднего уровня развития эмоционального интеллекта. Замечено, что у младших школьников еще недостаточно сформированы навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей. Им так же затруднительно идентифицировать поведение людей в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Организованная нами развивающая работа и предложенные педагогам рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в процессе деятельности сотрудничества со сверстниками показали свои положительные результаты. Это нашло свое подтверждение на этапе контрольного исследования.
Контрольная диагностика выявила наличие положительной динамики развития эмоционального интеллекта у учеников первого класса. Обращается внимание, что положительная динамика носила как количественные, так и качественные изменения у учеников среднего и низкого уровней развития эмоционального интеллекта. Так, например, ученики низкого уровня развития стали лучше концентрироваться на осознании и понимании эмоций и чувств людей в разных жизненных ситуациях. Ученики среднего уровня улучшили показатели, связанные с идентификацией своих и чужих эмоциональных состояний.
В результате, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что развитию эмоционального интеллекта младших школьников в возрасте 7-8 лет способствует специально организованная воспитательно-образовательная и развивающая работа в форме сотрудничества, которая опирается на современные педагогические технологии и носит социально-значимый характер, признана правильной.
Отмечено, что наличие достаточного уровня развития эмоционального интеллекта помогает ученику младшего возраста использовать умение понимать свои и чужие чувства для успешной адаптации в школьную жизнь и выстраивать благополучные взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, педагогами).
Значимость темы исследования мы связали с проблемой эффективности применения педагогами разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия со сверстниками с целью развития личностных свойств и качеств, определяющих понятие «эмоциональный интеллект».
Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся младшего школьного возраста совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
В процессе теоретического изучения проблемы было отмечено, что на сегодняшний день в научной среде отсутствует единое определение эмоционального интеллекта. Этот факт указывает на сложность и неоднозначность указанного феномена. На основе анализа исследований И.Н. Андреевой, О.К. Тихомирова, Д.В. Люсина и других авторов, мы пришли к мнению о том, что эмоциональный интеллект включает в себя внутренние, личностные эмоции, которые значимы, в первую очередь, для личностного роста.
Изучив теоретические источники по проблеме Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Гоулмен, М.Д. Рыжова, мы согласились с положением о том, что эмоциональный интеллект следует изучать в единстве компонентов: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Мы обратили внимание, что результатом развития эмоционального интеллекта, согласно многочисленных определений понятия эмоционального интеллекта, должна стать личность, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, умеющая хорошо разбираться также и в эмоциях других людей.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение эффективных возможностей развития эмоционального интеллекта младших школьников со сверстниками посредством сотрудничества, мы указали, что важное значение в этом процессе отводится обучению учеников правилам выражения собственных эмоций и чувств в процессе совместного общения и взаимодействия. Не менее важно в процессе сотрудничества со сверстниками нарабатывать и обогащать положительный опыт социально одобряемых и конструктивных способов взаимодействия с каждым учеником.
Интерес вызвали у нас рекомендации специалистов Н.А. Батурина, В.И. Дубровиной, К.С. Кузнецовой, К. Фопель, касающихся вовлечения учеников в коллективную или подгрупповую деятельность на основе разнообразных форм сотрудничества, например, в процессе осуществления учебно-воспитательной, познавательной, творческой и другой школьной деятельности.
С целью изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников было проведено исследование на базе Детской школы искусств г. Уссурийска, в котором приняло участие двадцать один обучающийся первого класса.
По результатам диагностического исследования было определено преобладание среднего уровня развития эмоционального интеллекта. Замечено, что у младших школьников еще недостаточно сформированы навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей. Им так же затруднительно идентифицировать поведение людей в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Организованная нами развивающая работа и предложенные педагогам рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в процессе деятельности сотрудничества со сверстниками показали свои положительные результаты. Это нашло свое подтверждение на этапе контрольного исследования.
Контрольная диагностика выявила наличие положительной динамики развития эмоционального интеллекта у учеников первого класса. Обращается внимание, что положительная динамика носила как количественные, так и качественные изменения у учеников среднего и низкого уровней развития эмоционального интеллекта. Так, например, ученики низкого уровня развития стали лучше концентрироваться на осознании и понимании эмоций и чувств людей в разных жизненных ситуациях. Ученики среднего уровня улучшили показатели, связанные с идентификацией своих и чужих эмоциональных состояний.
В результате, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что развитию эмоционального интеллекта младших школьников в возрасте 7-8 лет способствует специально организованная воспитательно-образовательная и развивающая работа в форме сотрудничества, которая опирается на современные педагогические технологии и носит социально-значимый характер, признана правильной.
Подобные работы
- Развитие эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - Соотношение эмоционального интеллекта и
социометрического статуса подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие чувственного интеллекта у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Социально-коммуникативное развитие детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



