Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №110616

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 8
1.1 Определение эмоционального интеллекта и особенности его
развития в младшем школьном возрасте 8
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в условиях
сотрудничества младших школьников со сверстниками 14
Глава 2 Результаты практического изучения эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками 22
2.1 Диагностическое исследование уровня развития
эмоционального интеллекта учащихся младших классов в возрасте 7-8 лет 22
2.2 Описание системы работы по формированию эмоционального интеллекта учащихся в возрасте 7-8 лет на основе сотрудничества со сверстниками 34
2.3 Описание результатов контрольного исследования 47
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список диагностических методик 58
Приложение Б Стимульный материал к методике «Эмоциональная
пиктограмма» (Е.И. Изотовой) 59
Приложение В Стимульный материал к методике «Эмоциональная
идентификация» (Е.И. Изотова) 60
Приложение Г План игр, тренингов, игровых упражнений, гимнастик 61
Приложение Д Этапы формирующего эксперимента


Эмоциональная составляющая личностного развития ученика является фундаментом его успешного взаимодействия со сверстниками, помогает ему быть понятым и принятым в окружающем социальном мире.
Сегодня во ФГОСе обозначен заказ на обучение умения понимать свои и чужие чувства, проявлять чуткость, выстраивать отношения со сверстниками и педагогами. Совокупность данных личностных качеств учащихся определятся в современной психологии как эмоциональный интеллект.
Проблема изучения эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста востребована и актуальна, поскольку жизнь современного ребёнка полна эмоциональных перегрузок, ограничена повсеместной компьютеризацией, что в значительной мере обедняет эмоциональную сферу современных школьников.
О значении эмоциональной сферы в развитии личности говорили следующие отечественные исследователи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др. Опираясь на их исследования, современные педагоги-психологи выделяют предпосылки развития эмоционального интеллекта, характерные возрастные особенности, факторы, способствующие развитию эмоционального интеллекта в разных видах деятельности младших школьников, и общее влияние эмоционального интеллекта на интеграцию в социум.
Исследования показывают, что ученик младшего школьного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта - общительный, открытый, направленный на познание мира вещей и отношений. Поэтому наличие высокого уровня эмоционального интеллекта помогает младшим школьникам активнее выстраивать коммуникации друг с другом, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. У таких учащихся лучше развита рефлексия, они быстро находят друзей, у них нет трудностей в общении с педагогом.
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обеспечивает способность управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, что помогает учащемуся быстрее адаптироваться к школьной жизни и обучению.
Не менее актуальна в современной школе и проблема поиска средств и методов развития эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что коллективные и подгрупповые формы взаимодействия лучше всего развивают эмоциональный интеллект, организуя сотрудничество сверстников. А потому, проблеме формирования умения сотрудничать у младших школьников на сегодняшний день отводятся ведущие позиции. Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся формируются разнообразные формы взаимодействия с окружающим миром, совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
Цель: развитие эмоционального интеллекта младших школьников на основе сотрудничества со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Гипотеза: процесс развития эмоционального интеллекта у младших школьников на основе сотрудничества будет успешен, если:
- педагог использует разнообразные формы организации деятельности детей (парные и подгрупповые формы взаимодействия в творческой, познавательно-исследовательской и игровой деятельности);
- педагог внедряет современные педагогические методы и технологии;
- педагог контролирует весь процесс взаимодействия детей.
Задачи:
- Изучить и проанализировать проблему развития эмоционального интеллекта в работах зарубежных и отечественных исследователей.
- Сделать диагностический мониторинг уровня сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников.
- Составить план мероприятий, направленный на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками и описать его в формирующем эксперименте.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: сравнительный анализ теоретических источников; психодиагностика исследуемого процесса; количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, модернизации и реализации системы игровых, тренинговых упражнений и иных мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта младших школьников в сотрудничестве со сверстниками.
Структура и объём работы построены с учетом поставленных задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который содержит 41 теоретический источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проведенного нами исследования заключается в осознании важности проблемы развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Отмечено, что наличие достаточного уровня развития эмоционального интеллекта помогает ученику младшего возраста использовать умение понимать свои и чужие чувства для успешной адаптации в школьную жизнь и выстраивать благополучные взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, педагогами).
Значимость темы исследования мы связали с проблемой эффективности применения педагогами разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия со сверстниками с целью развития личностных свойств и качеств, определяющих понятие «эмоциональный интеллект».
Посредством сотрудничества со сверстниками у учащихся младшего школьного возраста совершенствуются коммуникативные навыки и компетенции, нарабатывается практика социально одобряемого поведения и общения.
В процессе теоретического изучения проблемы было отмечено, что на сегодняшний день в научной среде отсутствует единое определение эмоционального интеллекта. Этот факт указывает на сложность и неоднозначность указанного феномена. На основе анализа исследований И.Н. Андреевой, О.К. Тихомирова, Д.В. Люсина и других авторов, мы пришли к мнению о том, что эмоциональный интеллект включает в себя внутренние, личностные эмоции, которые значимы, в первую очередь, для личностного роста.
Изучив теоретические источники по проблеме Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Гоулмен, М.Д. Рыжова, мы согласились с положением о том, что эмоциональный интеллект следует изучать в единстве компонентов: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Мы обратили внимание, что результатом развития эмоционального интеллекта, согласно многочисленных определений понятия эмоционального интеллекта, должна стать личность, осознающая свои эмоции и умеющая ими управлять, умеющая хорошо разбираться также и в эмоциях других людей.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение эффективных возможностей развития эмоционального интеллекта младших школьников со сверстниками посредством сотрудничества, мы указали, что важное значение в этом процессе отводится обучению учеников правилам выражения собственных эмоций и чувств в процессе совместного общения и взаимодействия. Не менее важно в процессе сотрудничества со сверстниками нарабатывать и обогащать положительный опыт социально одобряемых и конструктивных способов взаимодействия с каждым учеником.
Интерес вызвали у нас рекомендации специалистов Н.А. Батурина, В.И. Дубровиной, К.С. Кузнецовой, К. Фопель, касающихся вовлечения учеников в коллективную или подгрупповую деятельность на основе разнообразных форм сотрудничества, например, в процессе осуществления учебно-воспитательной, познавательной, творческой и другой школьной деятельности.
С целью изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников было проведено исследование на базе Детской школы искусств г. Уссурийска, в котором приняло участие двадцать один обучающийся первого класса.
По результатам диагностического исследования было определено преобладание среднего уровня развития эмоционального интеллекта. Замечено, что у младших школьников еще недостаточно сформированы навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей. Им так же затруднительно идентифицировать поведение людей в соответствии с переживаемыми эмоциями.
Организованная нами развивающая работа и предложенные педагогам рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в процессе деятельности сотрудничества со сверстниками показали свои положительные результаты. Это нашло свое подтверждение на этапе контрольного исследования.
Контрольная диагностика выявила наличие положительной динамики развития эмоционального интеллекта у учеников первого класса. Обращается внимание, что положительная динамика носила как количественные, так и качественные изменения у учеников среднего и низкого уровней развития эмоционального интеллекта. Так, например, ученики низкого уровня развития стали лучше концентрироваться на осознании и понимании эмоций и чувств людей в разных жизненных ситуациях. Ученики среднего уровня улучшили показатели, связанные с идентификацией своих и чужих эмоциональных состояний.
В результате, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что развитию эмоционального интеллекта младших школьников в возрасте 7-8 лет способствует специально организованная воспитательно-образовательная и развивающая работа в форме сотрудничества, которая опирается на современные педагогические технологии и носит социально-значимый характер, признана правильной.



1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. 234 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2014. 388 с.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С.57-62.
4. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 288 с.
5. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 75 с.
6. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам. Москва: Сфера, 2014. 88 с.
7. Батурин Н.А. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. № 42. С. 4-10.
8. Белопольская, А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383. URL: https://moluch.ru/archive/363/81131/(дата обращения: 07.04.2022).
9. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс - минус. 2001. № 4. С. 12-14.
10. Венгер Л.А. Психология. М.: Просвещение, 2011. 467 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Перспектива, 2018. 224 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Академия, 2021. 278 с.
13. Гиниятуллина Э.Д. «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника». // Психология и образование. 2019. - № 2. С.56.
14. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 560 с.
16. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. 368 с.
17. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. М: Педагогика, 1986. 176 с.
18. Изотова, М.А. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 2004. 288 с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2019. 784 с.
20. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. М.: Генезис, 2010. 268 с.
21. Кузнецова К.С. Модель педагогического сопровождения школьников в процессе развития эмоционального интеллекта. // Вестник ПАГС. 2011. № 4. С. 125-130.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Знание, 1999. 337 с.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж: Институт практической психологии, 2011. 591 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 2011. 295 с.
25. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
26. Мухина В.С. Детская психология. М.: Эксмо - Пресс, 2009. 502 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студентов вузов. М.: Академия, 2008. 608 с.
28. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. // Ребёнок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 460 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Прогресс, 2010. 287 с.
31. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. Москва: Юрайт, 2016. 448 с.
32. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.
33. Романова О.М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников. // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 89-93.
34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1991. 412 с.
35. Рыжов Д.М. Исследование и развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 166-171.
36. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие. М.: Академия, 2007. 287 с.
37. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. 312 с.
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000. 167 с.
39. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
40. Шиманская В.А. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми. М.: Бомбора, 2017. 128 с.
41. Щетинина А.М. Восприятие и понимание младшими школьниками эмоционального состояния человека. // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 60-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ