Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №110584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика и информатика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Понятие практико-ориентированных проектов и основные требования к ним
§2 Анализ проведённых исследований и опыта работы учителей
по внедрению практико-ориентированных проектов по математике
§3. Развивающая и обучающая цели практико-ориентированных проектов по математике для школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§4. Анализ тематики и содержания практико-ориентированных проектов в школьных учебниках математики и методических рекомендациях разных авторов
§5. Проектирование содержания практико-ориентированных проектов по математике для учащихся 5-6 х классов
§6. Проектирование содержания практико-ориентированных проектов по математике для учащихся 7-9 х классов
§7. Элективный курс «Математика и её практическое применение»
§8. Педагогический эксперимент и его результаты
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования подтверждается целевыми ориентирами современного образования, согласно которым у школьников необходимо формировать универсальные умения, необходимые для решения жизненных задач. В системе школьного образования активно разрабатываются и внедряются различные концепции инноваций в области преподавания. Данные концепции действуют в статусе постоянного и непрерывного обновления образовательной системы, которое происходит за счет целенаправленного накопления нового материала [50]. Развитие образования проходит как объективно обновляющийся механизм саморазвития системы и вследствие этого целенаправленное накопление потенциала. Сегодня школьное образование находится в состоянии постоянного реформирования, сопровождающегося структурными изменениями на всех уровнях системы. Главная цель школьного образования заключается в создание благоприятных условий по реализации прав на современное, востребованное в мире образование, которое соответствует потребностям процесса развития технологий. Российское образование в полной мере стремится учитывать мировые образовательные тенденции. Стратегии образовательной политики в России соотнесены с мировыми нормами и стандартами. Важной целью школьного обучения математике является подготовка будущего поколения к жизни в информационном, постоянно изменяющемся мире. Сущность обучения математике в школе заключается в ориентации образовательного процесса на активизацию потенциальных возможностей обучающегося.
Рассматривая проблему внедрения новых методов обучения математике, многие исследователи указывают на тот факт, что внедрение новых методов не должно проводиться ради внедрения. Очень важно учитывать, какие ценности формируются в результате введения данных методов, кто выиграет при реализации их в педагогический процесс, каково методическое обеспечение, насколько достижимы поставленные цели, какие образовательные области изменяться больше всего - все эти вопросы очень важно учесть при анализе причин и следствий возникновения и развития новых методов обучения математике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы следующие основные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы (применительно к теме нашего исследования), а именно: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Развитие умения мотивировать учебные действия, самостоятельно разбираться в получаемой информации, формирование творческого и нестандартного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения математики, - основные цели современного школьного образования. Достижение указанных целей на наш взгляд возможно за счет включения в систему обучения математики практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные проекты представляют собой специально подобранную систему задач, составленную на основе материала окружающей действительности, данные проекты предназначены для развития практических навыков школьников.
Проблема внедрения практико-ориентированных проектов по математике далеко не новая, исследованиями в данной области занимались многие авторы и рассматривались различные аспекты применения данных проектов:
-с точки зрения повышения мотивации к обучению на уроках математики с помощью практико-ориентированных проектов (Соларева Н.В., 2017 г.);
-математический проект как средство реализации технологии сотрудничества (Куприенко Е.Ю., 2015 г.);
-использование практико-ориентированного подхода для формирования познавательной компетенции при обучении математике (Пустовойтов В.Н., 2013 г.);
-изучение метода проектов при обучении математике (Замошникова Н.Н., 2006 г.);
-целесообразность применения практико-ориентированного
обучения в школе (Егупова М.В., 2014 г.);
-использование деятельностного подхода в обучении математике (Белов И.В., 2017 г.).
Умение применять полученные знания на практике - необходимые и важные для учащихся, поэтому проблема методики внедрения практикоориентированных проектов по математике актуальна и требует детального изучения. Уровень развития умения быстро ориентироваться и применять знания на практике влияет на результат учебной деятельности, поэтому учителю математики необходимо использовать на своих уроках различные практико-ориентированные проекты. Навык использовать знания на практике поможет учащимся достичь высоких результатов и в других видах деятельности.
В своих работах Д. Пойа, указывал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартного вида, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности» [43].
Итак, можно заключить, что вопросы применения практикоориентированных проектов на уроке математики актуальны, однако на практике большинство учителей математики испытывают затруднения в разработке таких проектов и методике включения их в структуру уроков математики, а также при организации домашней или внеурочной работы.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между необходимостью: 1) организации проектной деятельности обучающихся средствами предмета «Математика» и недостаточной разработанностью методических основ проектирования практико-ориентированных проектов по математике для школьников; 2) изучения большого объёма теоретического материала по программе в школьных учебниках математики, и отсутствием практико-ориентированных заданий (задач) по основным содержательнометодическим линиям (числовая, линия уравнений и неравенств, функциональная и др.).
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы методические особенности применения практикоориентированных проектов по математике в общеобразовательной школе?
Объект исследования: процесс обучения математике в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: практико-ориентированные проекты по математике как средство развития обучающихся общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей применения практико-ориентированных проектов по математике как средства развития обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование практико-ориентированных проектов по математике в общеобразовательной школе повысит мотивацию учащихся к изучению математики и будет способствовать формированию умений применять теоретический материал к решению практических задач.
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «практико-ориентированных проектов».
2.Провести анализ тематики и содержания практикоориентированных проектов в школьных учебниках математики и методических рекомендациях разных авторов.
3.Рассмотреть содержание проектов, обеспечивающих практикоориентированное обучение математики в общеобразовательной школе.
4.Провести анализ проведённых исследований и опыта работы учителей математики по внедрению практико-ориентированных проектов по математики.
5.Разработать практико-ориентированные проекты по математике для учащихся 5-6 х классов и по алгебре для учащихся 7-8 классов.
6.Выделить и описать методические особенности технологии реализации практико-ориентированных проектов по математике.
7.Составить программу элективного курса «Математика и ее практическое применение» для учащихся 5-6 х классов.
8.Представить результаты педагогического эксперимента.
Методы исследования, которые применялись для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебнометодической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного педагогического опыта работы в школе; проведение эксперимента по проверке гипотезы исследования.
Новизна проводимого исследования состоит в выявлении методических особенностей применения практико-ориентированных проектов по математике как средства развития обучающихся общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- определены методические особенности применения технологии проблемного обучения при реализации практико-ориентированных проектов по математике.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации применения практикоориентированных проектов по математике могут быть использованы при обучении учащихся в общеобразовательной школе.
Основные этапы исследования:
1этап (2017/18 уч.г.): анализ диссертаций по теме исследования, анализ статей, отечественных и зарубежных авторов (на оригинальном языке), анализ учебников и задачников по высшей математике, нормативных документов (стандартов, программ).
2этап (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3этап (2018/19 уч.г.): разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных проектов по математике, разработка примеров таких проектов.
4этап (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Экспериментальная проверка технологии проблемного обучения, апробация примеров практико-ориентированных проектов была осуществлена в период производственной, педагогической и преддипломной практик на базе кафедры алгебры и геометрии (высшей математики и математического образования); в период работы учителем математики в общеобразовательной школе ГБОУ школа №16 г.о. Сызрань.
На защиту выносятся:
1.Примеры практико-ориентированных проектов, созданных для учащихся общеобразовательных школ.
2.Методические рекомендации по внедрению практикоориентированных проектов.
Апробация результатов исследования была осуществлена путем выступлений (отчетов по НИР) на: научно-исследовательских семинарах преподавателей, аспирантов и студентов кафедры алгебры и геометрии (высшей математики и математического образования) ТГУ; Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференция «Молодежь. Наука. Общество» 5 декабря 2018 года (г. Тольятти, ТГУ).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических разработок и рекомендаций, программы элективного курса осуществлена в период работы учителем математики на базе ГБОУ ООШ № 16 г.о. Сызрань
Основные результаты отражены в 2 публикациях.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (66 наименований).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1.Рассмотрены различные трактовки понятия практикоориентированных проектов. Сделан вывод, что использование практикоориентированных проектов по математике позволяет каждого обучающегося из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, улучшает воображение и фантазию, развивают трудолюбие, терпение и целенаправленность. Виды и формы практико-ориентированных проектов для учащихся зависят от принципов построения образовательного процесса.
2.Проанализированы исследования и опыт работы учителей математики. Их анализ показал, что проектирование содержания практикоориентированных проектов в соответствии со стандартом второго поколения предполагает создание условий, которые обеспечивают самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности.
3.Раскрыта методика практико-ориентированных проектов учащихся на уроках математики, с помощью применения различных тематических заданий.
4.Выявлены особенности организации практико-ориентированных проектов в школьном курсе математики. Представлены примеры обучающих проектов.
5.Проведен констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента, результаты которого позволяют утверждать, что гипотеза исследования нашла подтверждение. В дальнейшем требуется её уточнение и проведение обучающего этапа эксперимента.


1.Аннушкина Ю.В. Дидактика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Ю.В. Аннушкина, О.Л. Подлиняев. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2018. -165 с.
2.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев-Геометрия 7-9 классы.-19-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-384с.
3.Бакулина Е.А. Проектные домашние задания по математике как средство интеграции деятельности учителя и учащихся // Интеграция образования. - 2011. - № 3. - С. 60-62.
4.Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. Математика. Арифметика. Геометрия.5-6 класс.-3-е изд.-М.:2014.-240с.
5.Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. Организаций-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2014.-95 с.
6.Бухаркина, М.Ю. Разработка учебного проекта / М.Ю. Бухаркина.
-М., 2003. - 26 с.
7.Беспалова Г.М. Методологическая пропедевтика: новый взгляд на
обучение математике // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2014. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-propedevtika-novyy-vzglyad- na-obuchenie-matematike (дата обращения: 06.04.2019).
8.Васильева Г.Н. Современные технологии обучения математике [Электронный ресурс] : учеб. пособие. Ч. 1 / Г.Н. Васильева, В.Л. Пестерева. - Пермь : Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. - 113 с.
9.Велетень О.С. Развитие проектных и исследовательских умений шестиклассников на уроке математики в процессе участия в проекте «Создание обучающего плаката по теме «Признаки делимости» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. № 9 (137).
-С. 137-142.
10.Волкова В.Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики // Молодой ученый. - 2014. - №11.1. - С. 32-33.
11.Галямова Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э.Х. Галямова; Набережночелнин. гос. пед. ун-т. - Набережные челны : НГПУ, 2016. - 115 с.
12.Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 8 (123). С. 163.
13.Глазырина, М.В., Эрентраут Е.Н. Обучение учащихся решению задач прикладного характера на оптимизацию на разных уровнях / Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: А43 межвуз. сб. науч. тр./ Челяб. гос. пед. Ун-т; под ред. О.Р. Шефер. - Вып. XII. - Челябинск: «Край Ра», 2016. - 196с.
14.Гуманитарный потенциал математики и гуманитаризация математического образования [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М.С. Ананьева, И.В. Магданова. - Пермь: Пермский гос. гуманит.- пед. ун-т, 2013. - 67 с.
15.Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. -Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. -С. 230-243...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ