Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики 9
1.1. Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его
развития у младших школьников 9
1.2. Условия развития познавательного интереса на уроках математики 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса у младших школьников на уроках математики 25
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса у младших
школьников на уроках математики 25
2.2. Разработка и внедрение комплекса заданий по математике,
направленного на развитие познавательного интереса у младших школьников 38
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 48
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 71
Современному обществу нужны выпускники, которые умеют самостоятельно мыслить, прогнозировать результат, определять важные для себя задачи, справляться с ними. Поэтому система образования должна формировать и развивать такие личностные качества у младших школьников, как самостоятельность, инициативность, умение адаптироваться под постоянно меняющиеся условия жизни. Выпускник начальной школы должен обладать стремлением к самообразованию, быть коммуникабельным и креативным. Личностные качества необходимо начинать формировать в дошкольном возрасте, а развивать их мы продолжаем в младшем школьном возрасте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе успешности учебной деятельности младшего школьника, а учебная деятельность отвечает потребностям младшего школьника.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [52] указаны общие требования к условиям овладения основной образовательной программой, а также личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо развивать у учеников для их социализации. Одним из таких требований является развитие личности школьника, интереса к учению, развитие самостоятельного умения учиться.
Познавательный интерес у младшего школьника возникает в процессе системно-деятельностного подхода. В то же время, познавательный интерес - это личностное образование, не сводимое к определенным свойствам и проявлениям [26]. Основу данного образования составляют психологические процессы: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможно удовлетворить интерес, который вызывает негативные эмоции. Но если человек выполняет интересную для него деятельность, у него возникают положительные эмоции.
Проблема изучения познавательного интереса - одна из актуальных тем в образовании. От решения данного вопроса во многом зависит эффективность учебного процесса, так как интерес является существенным мотивом познавательной деятельности учащихся. Учителям важно сделать процесс обучения желанным и интересным, а также чтобы ученики самостоятельно стремились добывать новые знания. Без данного стремления невозможно представить эффективное обучение. И.Н. Измайлова [20]указывает главной функцией учителя создание определенного отношения к знаниям, которое активно воспринимается и усваивается в процессе обучения.
Познавательный интерес способствует росту сознательного отношения не только к учебным дисциплинам, а также умению самостоятельно регулировать познавательные процессы, такие как: внимание, память, мышление. Ученики, у которых развит устойчивый интерес к тому или иному предмету школьной программы или отрасли знания могут самостоятельно определить дальнейшую профессию. Наличие такого интереса стимулирует постоянное расширение и углубление знаний в соответствующей области.
В психолого-педагогической литературе определены общие подходы к развитию познавательного интереса у учеников. Отмечено, что интерес может проявляться как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Психологи утверждают, что активная познавательная деятельность помогает при развитии познавательного интереса.
Вопросам развития познавательного интереса учащихся посвящен целый ряд исследований. Педагоги и психологи при рассмотрении сущности познавательного интереса имеют многочисленные точки зрения. Одни исследователи понимают познавательный интерес как стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин [13]). Другие авторы рассматривают познавательный интерес, как избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям (Г.И. Щукина [44]). Также ряд исследователей изучают психологическую природу интереса: М.Ф. Беляев [3], Л.А. Гордон [14], И.М. Цветков [43]. Другие исследователи рассматривают познавательный интерес как мотив: А.Н. Леонтьев [25], Л.И. Божович [6], Н.Г. Морозова [29], а некоторые как отношение личности, такие как, В.Н. Мясищев [30], И.А. Букреева [7]. Ряд ученых изучают познавательный интерес как важное средство обучения, такие как Г.И. Щукина [44]. И.Г. Бабанский [1]. ФГОС НОО [51] рассматривает познавательный интерес как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Таким образом, познавательный интерес глубоко рассматривается в психолого-педагогической литературе. Разные авторы рассматривают его с различных позиций, не противореча друг другу, а подчеркивая разные грани данного понятия.
Одним из учебных предметов, призванным обеспечить развитие познавательного интереса, является математика, которая развивает гибкость мышления, учит логике.
В психолого-педагогической литературе в качестве основного средства развития познавательного интереса у учеников начальной школы выступают дидактические и интеллектуальные игры, так как они имеют важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.
Цель исследования - выявить и проверить эффективность педагогических условий развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках математики.
Предметом исследования являются педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития познавательного интереса у младших школьников будет более успешен, если:
1. Включить в содержание уроков математики дифференцированные задания.
2. Обогатить игровыми методами учебный процесс.
3. Создать ситуации соревновательного характера.
Задачи:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у учеников начальной школы.
2. Выявить критерии и показатели развития познавательного интереса у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс заданий по математике, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников.
4. Обобщить результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.
Новизна исследования состоит в разработке комплекса заданий по математике, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их интерес и вызвать желание самостоятельно осваивать знания в рамках предмета математика.
База исследования: Самарская область, г. Тольятти, МБУ «Школа №47» 4 «Д» и 4 «Е» классы.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс заданий может быть использован на уроках математики для развития познавательного интереса у младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, общим количеством страниц 61, список используемой литературы, включающий в себя 53 источника, 3 приложения. В ВКР 13 рисунков и 6 таблиц.
Проблема развития познавательного интереса обучающихся особенно актуальна для сегодняшнего образовательного процесса. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для развития познавательного интереса. Данная тема для исследования перспективна, и в дальнейшем развивать познавательный интерес можно на других дисциплинах.
Этим вопросом занимались многие педагоги и ученые (Л.С. Выготский [10], Ю.К. Бабанский [1] и другие), которые показали важность окружающей среды. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам раскрыть понятие «познавательный интерес у младших школьников» с разных сторон. Рассмотрев различные точки зрения данного определения, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес - это образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека.
Анализ психолого-педагогической литературы помог нам выделить в работе критерии и показатели для выявления уровня познавательного интереса у младших школьников. Нами были выделены следующие критерии: когнитивный, мотивационный и деятельностный. Показателем когнитивного критерия была выбрана интеллектуальная активность, показателем мотивационного критерия - познавательная активность, а познавательная самостоятельность была выбрана в качестве показателя в деятельностном критерии. Для изучения выделенных показателей в практической части исследования были подобраны диагностические методики и задания.
Для решения проблемы развития познавательного интереса нами была спланирована и проведена опытно-экспериментальная работа. Данная работа включает в себя: реализацию педагогических условий через разработку и внедрение комплекса заданий по математике (включение дифференцированных математических заданий, игровые ситуации).
Для повышения уровня развития познавательного интереса нами были внедрены следующие педагогические условия: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся; создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся.
Реализация выше представленных условий проходила с помощью игровых методов (дидактические и интеллектуальные игры, игровые ситуации). Данный метод оказался эффективным, так как усвоение знаний по математике проходило в игровой форме. Работа с дифференцированными карточками с заданиями, математические и терминологические диктанты, помогло четвероклассникам запомнить большой объем материала.
В ходе эксперимента было доказано, что развитие познавательного интереса у младших школьников будет более успешным при внедрении в школах дифференцированных заданий, игровых методов, а также ситуаций соревновательного характера. Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования решены, гипотеза подтверждена.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 2015. 208 с.
2. Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач // Начальная школа. 2017, №2. С.41-44.
3. Беляев М.Ф. Психология интереса. М. : Просвещение, 2014. 259 с.
4. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015, № 8. С. 192-195.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. 172 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2009. 231 c.
7. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2014, № 8. С. 309-312.
8. Варданян С.С. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников // Прикладная информатика. 2015, №2. С.21-23.
9. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных
действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. 2015, № 3. С. 29-36.
10. Выготский Л.С. Психология развития человек. М. : Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. 1136 с.
11. Гаврильева Н.Н., Неустроев Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 64-71.
12. Годин Г.Н. Самостоятельность младших школьников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений. М. : Педагогика, 2009. 45 с.
13. Гоноболин Ф.Н. Внимание и воспитание. М. : Психология и педагогика, 1999. 200 с.
14. Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. Киев : Ряданька школа, 2000. 114 с.
15. Горнобатова Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. 2015, № 5. С. 51 - 55.
16. Десницкая В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015, № 3. С.63-69.
17. Добрынин Н.Ф. Младший школьник как субъект учебной деятельности. М. : Вопросы психологии, 1993. 363 с.
18. Заварина М.С Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2015, №1. С. 15-17.
19. Иванов В.Г Развитие и воспитание познавательных интересов у старших школьников. Л. : ЛГУ, 1999. 97 с.
20. Измайлова И.Н. Понятие познавательный интерес. Развитие познавательного интереса на уроках физики в школах с углубленным изучением английского языка // Образование и наука в России и за рубежом. 2015. №2. С.23-26.
21. Ильин В.С. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д: Книжное издательство, 2001. 224 с.
22. Клепиков В. Н. Создание развивающей среды по формированию математической культуры школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014, №4. С.49-55.
23. Ковалев А.Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 120 с.
24. Кузнецов В.Н. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014, № 1. С.44-51.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 2011. 786 c.
26. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности. М. : Просвещение, 2017. 38 с.
27. Маклаева Э. В., Дмитриева Е. К. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач // Молодой ученый. 2017, №14. С.629-633.
28. Малышева Г.И. Пусть урок будет интересным // Воспитание школьников. 2016, №6. С.21-26.
29. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Знание, 2016. 246 с.
30. Мясищев В.Н. О потребностях как отношении человека // Ученые записки ЛГ. Философские науки. 2014. №16. С.32-39.
31. Нагибин Ф.Ф. Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе. // Инновационные проекты и программы в образовании 2015, № 1. С. 53-58.
32. Образовательные технологии как средство формирования УУД. СПб. : АППО, 2015. 56с.
33. Окунев А.А. Формирование у подростков интереса к учению через игру. Минск : 2015, 542 с.
34. Первова Г.М. О современных учебниках по литературному
чтению в начальной школе // 17 Державинские чтения: материалы
общероссийской научной конференции. 2012. № С. 377-383.
35. Петрова В.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб. : КАРО, 2014. 176с.
36. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2014, № 4. С. 108¬112.
37. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. СПб. : Издательство «Питер», 2014. 448 с.
38. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. 2016, №3. С.185-189.
39. Сафиуллина А.В. Использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы // Начальная школа. 2014, №5. С.17-22.
40. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М. : Педагогика, 1971. 124 с.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 432 с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие . М. : Юрист, 2014. 512 с.
43. Цветков И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 400¬411.
44. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии М. : Просвещение, 2006. 382 с.
45. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014, № 4. С. 122-124.
46. Александрова Н.Н., Шульга Т.И. Методика «нерешаемая задача»
[Электронный ресурс] : URL:https://www.psyoffice.ru/6-1095-metodika-nereshaemaj a-zadacha-n-n-aleksandrova-t-i- shul ga. htm (дата обращения:
28.11.2017).
47. Выскребенцева И.В. Нетрадиционные формы проведения урока
[Электронный ресурс] URL: https: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2014/04/01/statya-netraditsionnye-formy-provedeniya-uroka(дата обращения: 21.01.2018).
48. Горчинская А.А. Анкета «Познавательная самостоятельность
младшего школьника» [Электронный ресурс] : URL:
http://pandia.ru/text/78/101/515.php(дата обращения 03.12.2017).
49. Идамовна Э.Х. Анкета «Выявление интереса учащихся к математике» [Электронный ресурс] : URL:https://infourok.ru/anketa-na-viyavlenie-interesov-detey(дата обращения: 28.11.2017).
50. Лусканова Н.Г. Анкета «Выявление уровня мотивации
познавательного интереса» [Электронный ресурс] : URL:
https://psiho.guru/metodiki/luskanova-i-unikalnaya-metodika-izucheniya-motivacii.html(дата обращения: 01. 12.2017).
51. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL:https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/(дата обращения: 28.09.2017).
52. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL:https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/(дата обращения: 16.03.2018).
53. Щукина Г.И. Методика «Конверты» [Электронный ресурс] : URL:http://pandia.ru/text/78/101/515.php(дата обращения 03.12.2017).