Особенности развития у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи устной монологической речи на примере творческого рассказа (Омский государственный педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 10 детей младшего школьного возраста – учащиеся 1-го класса составили экспериментальную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи. 5
1.1. Развитие устной монологической речи у детей в онтогенезе 5
1.2. Особенности развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи 10
1.3. Методы и приемы развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи 14
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи 26
2.1. Организация экспериментального исследования 26
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи 28
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 36
Приложение 40
Изучением развития устной речи учащихся занимались многие отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и другие. Особенности развития устной монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи описаны в работах Л. Давидович, Р.Е. Левиной, Е.И. Обуховой, Е.В. Ситниковой, Л.П. Федоренко и других.
С учетом изложенного выше, можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.
Объект исследования: развитие устной монологической речи в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности развития устной монологической речи в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития устной монологической речи в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить закономерности развития устной монологической речи в онтогенезе;
- выявить особенности развития устной монологической речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
- проанализировать методические аспекты коррекционной работы по развитию устной монологической речи на примере творческого рассказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: методы изучения, анализа, оценки и обобщения психолого-педагогической литературы по теме;
- эмпирические: диагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа экспериментальных.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Монологическая речь – это речь одного человека, она более развернута и грамматически оформлена по сравнению с диалогической, логически связана и систематична.
Отличительной особенностью речевого развития младших школьников с ТНР является своеобразие устной монологической речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Устная монологическая речь младших школьников с ТНР характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами (нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи).
Творческий рассказ может послужить основой для развития устной монологической речи у младших школьников с ТНР, так как данный вид развивающей работы будет им интересен, если будут выбраны приемы и методы, доступные для детей. Можно использовать такие методы и приемы, как инсценировка, работа с мнемотаблицами, упражнения по речевому творчеству, рассказ по сюжетной картинке и т.д.
Было организовано и проведено экспериментальное изучение уровня развития устной монологической речи у младших школьников с ТНР. На основе анализа результатов исследования, был сформулирован вывод о том, что у младших школьников с ТНР устная монологическая речь развита на среднем (30%) и низком (70%) уровнях.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
1. Анисимов, Г. А. Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка [Текст] / Г. А. Анисимов, Л. Б. Пастухова, З. Н. Якушкина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2017. – Т. 2. – № 3 (95). – С. 157-164.
2. Белополова, Ю. С. Развитие монологической речи у детей с нарушениями речи: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / Ю. С. Белополова. – Томск: Изд-во Томского. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
3. Бухтаярова, Е. Ю. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи умению составлять творческие рассказы [Текст] / Е. Ю. Бухтаярова // В сборнике: Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 189-197.
4. Водолазская, М. Н. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у обучающихся с ТНР [Текст] / М. Н. Водолазская // E-Scio. – 2022. – № 3 (66). – С. 126-134.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2015. – 158 с.
6. Воронько, Н. А. Особенности построения и репродукции описательных рассказов учащимися с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Н. А. Воронько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5. – С. 12-18.
7. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2003. – 368 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1991. – 67 с.
9. Готовцева, Ю. И. Формирование навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с тяжёлым нарушением речи [Текст] / Ю. И. Готовцева // Colloquium-Journal. – 2020. – № 11-5 (63). – С. 9-11.
10. Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. – 2020. – №7. – С. 71-76.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у детей с речевыми нарушениями. Пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Эксмо, 2017. – 112 с.
12. Зимняя, И. А. Психолингвистика [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2015. – 487 с.
13. Коновалова, Е. Г. Мнемотехника в развитии связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е. Г. Коновалова // Инновационная наука. – 2018. – № 11. – С. 147-148.
14. Круглова, А. В. Развитие речевой культуры младших школьников с ТНР [Текст] / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
15. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей – алаликов. [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 120 с.
16. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2004. – 317 с.
17. Макарова, В. Г. Методика работы по формированию связной речи детей младшего школьного возраста с ТНР с использованием малых форм фольклора [Текст] / В. Г. Макарова // Альманах мировой науки. – 2019. – № 9 (35). – С. 43-45.
18. Обухова, Е. И. Современное состояние проблемы формирования монологической речи детей С ТНР [Текст] / Е. И. Обухова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 199-202.
19. Полякова, Н. В. Закономерности развития связной речи у детей с ТНР [Текст] / Н. В. Полякова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 45-4. – С. 59-61.
20. Пятница, Т. В. Система коррекционного воздействия при алалии. Ч.2 [Текст] / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
21. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи [Текст] / П. Д. Рогова. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
22. Ситникова, Е. В. Анализ межфразовых связей в пересказах младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е. В. Ситникова // В сборнике: Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции. – Екатеринбург, 2020. – С. 27-35.
23. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Текст] / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М.: Наука, 2000. – 168 с.
24. Шубина, О. В. Коррекция связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Шубина // Педагогический вестник. – 2021. – № 19. – С. 70-71.
25. Шумейко, А. А. Методики исследования возможностей структурирования рассказов детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А. А. Шумейко // В сборнике: Современные тенденции в науке. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 63-64.
26. Федоренко, Л. П. Закономерности развития речи – основа теории методики [Текст] // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 274 с.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Москва : Просвещение, 2009. – 223 с.
28. Янулевич, В. А. Электронный тренажер «Говорю связно» по формированию монологической речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / В. А. Янувлевич // В сборнике : Специальная педагогика и психология: традиции и инновации. Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием. Под редакцией Ю. О. Филатовой. – 2019. – С. 264-269.