Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование .
База исследования - КОУ ОО «Адаптивная школа – детский сад №76» (г. Омск).
Выборка: 7 человек из числа воспитанников подготовительных групп с легкой степенью умственной отсталости.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 6
1.1. Закономерности формирования временных представлений у дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 12
1.3. Методические аспекты коррекционной работы по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 16
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости временных представлений 22
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 25
Выводы по 2 главе 31
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Приложения 37
Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из сложных и актуальных научно – методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости временных представлений.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить закономерности формирования временных представлений у дошкольников в онтогенезе;
– выявить особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости;
– подвергнуть анализу методы и приемы по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости;
– установить особенности и уровень сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на КОУ ОО «Адаптивная школа – детский сад №76». Экспериментальная выборка составила 7 человек из числа воспитанников подготовительных групп с легкой степенью умственной отсталости.
Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению временных представлений в силу их особой роли. Низкий уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости оказывает отрицательное воздействие на психическую и учебную деятельность. Это отражается на процессе развития устной речи, овладения письмом, чтением, освоении математических представлений, развитии изобразительных навыков, организации деятельности на занятии и уроке, формировании бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости по формированию временных представлений необходимо использовать такие методы и приемы, как: наблюдения, беседы, чтение, пересказ сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Есть такие временные представления, основа которых начинает закладываться в семье. Если же они не были заложены в семье, то воспитатели в детском саду сталкиваются с определенными трудностями. При организации работы со старшими дошкольниками с легкой степенью умственной отсталости по формированию временных представлений, педагог должен: помнить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра; знать возрастные и индивидуальные особенности группы и каждого ребенка; уровень сформированности временных представлений; владеть в совершенстве формами и методами организации деятельности с детьми и их родителями.
В основу исследования, для выявления особенностей формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, положены критерии и показатели Р.Ф. Галямовой, которые определяют понятие временных представлений как интегральное качество ребенка-дошкольника.
Анализ результатов исследования позволил выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста на среднем (57%) и низком (43%) уровнях сформированы временные представления. Проведенное исследование, направленное на изучение опыта работы дефектологов, позволил сделать вывод: взрослые недостаточно понимают необходимость и значимость данной проблемы, не используют полностью имеющиеся возможности для формирования временных представлений у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
В целом полученные данные и их анализ позволяют утверждать, что поставленная цель достигнута.