Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пенитенциарная политика в отношении осужденных к лишению свободы

Работа №110521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовно-исполнительное право

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИИ 8
1.1. Пенитенциарная система дореволюционной России 8
1.2. Советский период развития уголовно-исполнительной политики 18
1.3. Уголовно-исполнительная политика в постсоветский период развития общества 24
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32
2.1. Соотношение понятий «уголовная политика» и «уголовно-исполнительная политика» 32
2.2. Цели и принципы уголовно-исполнительной политики 37
2.3. Система факторов, определяющих уголовно-исполнительную политику 42
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 49
3.1. Практика реализации уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях 49
3.2. Реализация уголовно-исполнительной политики в отношении женщин, осужденных к лишению свободы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74

Актуальность темы исследования. Российское общество на рубеже XXI в. претерпело гигантские трансформации, обусловленные как социально-политическими, так и экономическими преобразованиями в государстве. Произошедшая трансформация общества затронула все сферы общественной жизни, и потребовала переустройства всех государственных структур, включая изменение методологических основ их деятельности. В этом аспекте были проведены многочисленные преобразования и построена новая модель управления уголовно-исполнительной системой демократической России.
Криминогенная ситуация, сложившаяся в нашей стране, несомненно, стимулирует принятие жестких мер в борьбе с преступностью, в том числе посредством реализации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) политики. Уголовно-исполнительная политика, являясь составной частью уголовной и общегосударственной политики страны, представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления систему мер, направленных на выработку эффективных форм, методов и средств исполнения всех видов наказания и иных мер уголовно-правового характера, на достижение единых социальных результатов, связанных с предупреждением преступлений и исправлением осужденных.
В целях активизации борьбы с преступностью государство формирует положения пенитенциарной политики, которые базируются на уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве. Благодаря соответствующим правовым нормам законодателем четко определяются основные задачи, принципы и средства, направленные на борьбу с преступной деятельностью.
Реализация превентивных мероприятий и улучшение социально-экономической ситуации в России, разумеется, имеют серьезное значение в борьбе с преступностью, однако нельзя недооценивать и роль уголовных наказаний, к наиболее строгим из которых относится лишение свободы. В связи с этим необходимо исследовать развитие пенитенциарной политики в России в широких временных рамках для определения важных закономерностей процесса исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и перспектив ее развития, что обусловливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с пенитенциарной политикой государства, в том числе в отношении осужденных к лишению свободы, рассматривались многими исследователями, например в работах Б.С. Бикситова, В.К. Дуюнова, А.В. Кокурина, С.И. Курганова, М.В. Минстера, Т.В. Непомнящей, С.В. Пархоменко, Л.Ф. Пертли, В.И. Селиверстова, М.Т. Тащилина, А.Д. Чернова и др. В проведенных исследованиях авторы осуществили определение эффективности лишения свободы как вида наказания, изучили его в различных аспектах, рассмотрели правовое положение женщин в местах лишения свободы.
Тем не менее, несмотря на значимость проведенных исследований, до сих пор пенитенциарная политика в отношении осужденных к лишению свободы комплексно не изучалась, и некоторые проблемы ее реализации остались не решенными. В связи с этим необходимо проведение настоящего исследования, учитывающего последние изменения в уголовно-исполнительной политике государства, что позволит обосновать некоторые теоретические положения и устранить имеющиеся законодательные и научные пробелы.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы.
Предмет исследования - научные представления, правовые нормы, правоприменительная практика, связанные с порядком назначения и исполнения лишения свободы в Российской Федерации.
Цель исследования - на основе изучения особенностей пенитенциарной политики в отношении осужденных к лишению свободы выработать предложения и рекомендации по ее совершенствованию и обосновать ряд теоретических положений уголовно-исполнительного права для улучшения осуществляемой практики.
Для достижения указанных целей поставлены задачи:
• рассмотреть генезис пенитенциарной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России;
• изучить соотношение понятий «уголовная политика» и «уголовно­исполнительная политика»;
• исследовать цели и принципы уголовно-исполнительной политики, а также определяющую ее систему факторов;
• исследовать особенности реализации уголовно-исполнительной политики в отношении отдельных видов осужденных к лишению свободы;
• сформулировать предложения по совершенствованию пенитенциарной политики в отношении осужденных к лишению свободы.
Методология исследования. В исследовании применялся комплекс общенаучных методов, таких как диалектический метод, методы анализа и синтеза, системный метод, логический метод, а также совокупность частнонаучных методов: формально-юридического, сравнительно-правового, статистического и других методов познания.
Теоретическая значимость исследования заключается в авторских предложениях, развивающих положения уголовно-исполнительного права, касающихся реализации уголовно-исполнительной политики в отношении осужденных к лишению свободы, что может стать основанием для дальнейших научных исследований по данной проблематике.
Практическая значимость работы заключается том, предложенные выводы и рекомендации могут быть применены для дальнейшего проведения реформирования в части законодательного регулирования применения наказания в виде лишения свободы.
Структура и объем выполненной работы. Структура бакалаврской работы обусловлена поставленной целью и задачами. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы. Общий объем ВКР - 77 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лишение свободы в большей степени, чем другие виды наказания, связано с конкретными интересами общества и отдельных граждан. Поэтому все большее внимание уделяется проблемам оптимального использования лишения свободы в борьбе с преступностью.
Лишение свободы как вид наказания применяется судом в случаях, когда совершенное преступление представляет значительную общественную опасность, а виновный не может исправиться и скупить свою вину без применения особых мер воспитательного воздействия. Будучи одной из форм реализации кары, специфической ее формой, реализуемой в отношении лиц, виновных в совершении часто тяжких, исключительной опасности преступлений, лишение свободы служит критерием оценки поведения личности как поведения в высшей степени антиобщественного, исключительно опасного, совершенно неприемлемого в отношениях между людьми. Это и есть его « ниша», его роль, оно нужно именно в этом качестве, и здесь ему пока замены нет. В этой связи наибольшую важность представляет пенитенциарная политика государства по применению данного вида наказания.
На основе проведенного научного исследования автором был сделан ряд выводов.
1. Отношение к наказанию преступника менялось на протяжении всего исторического развития пенитенциарной политики дореволюционной России. В начале своего оформления к преступнику государство относилось чрезвычайно гуманно, но уже к середине XVI в. наблюдается тенденция ужесточения наказания - происходит становление тюремной системы, расширяется список наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества. В период правления Александра II происходит упорядочивание законодательства, смягчение уголовных репрессий и послабление пенитенциарной политики государства. Дальнейшие контрреформы привели к тому, что в начале XX в. повышается значимость наказания в виде лишения свободы. Было создано централизованное Тюремное управление, в подчинение которого перешло основное число тюрем. Лишение свободы к 1917 г. стало одним из основных назначаемых судом наказаний.
2. В советский период лишение свободы являлось одним из основных наказаний, предусмотренных системой уголовного законодательства СССР. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. содержали в себе наиболее значимые положения Общей части, которые впоследствии станут фундаментом для последующих принимаемых кодифицированных уголовно-правовых актов, изданных в советских республиках. В Основных началах определение наказания в виде лишение свободы законодатель не давал, однако предусматривал виды лишения свободы и сроки его отбывания.
Во время массовых репрессий 1930-х годов этот вид наказания применялся органами административной репрессии, судами-тройками НКВД СССР внесудебно. Это было обусловлено как политическими причинами - ликвидацией оппозиционных группировок, так и экономическими мотивами - использованием труда заключенных на стройках крупных объектах. После окончания Великой Отечественной войны, страна, находившаяся в упадке, стремилась к восстановлению народного хозяйства. В период с 1947 по 1958 гг. лишение свободы становится одним из наиболее распространенных наказаний, назначаемых судами. С середины 1950-х годов наметилась тенденция «оттепели», т.е. периода, в котором набирали оборот либеральные политико-общественные тенденции. В свою очередь активизировалась и обновленческая нормотворческая деятельность государства.
27 октября 1960 г. был утвержден новый УК РСФСР. Целями наказания провозглашается не только кара за совершенное преступное деяние, но и исправление, перевоспитание осужденного, а также предупреждение новых преступлений. По новому кодексу перестают применяться такие виды наказания как изгнание из пределов СССР, объявление врагом народа, поражение прав. Снижается максимальный срок лишения свободы до десяти лет (для преступников-рецидивистов и совершивших особо тяжкие преступления - не свыше пятнадцать лет). Однако дальнейшие процессы демократизации привели к необходимости пересмотра пенитенциарной политики государства.
3. В целях активизации борьбы с преступностью государство в ходе проведения социальной политики формирует положения уголовной политики, которые базируются на уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве. В политике по борьбе с преступностью выделяется несколько составляющих: уголовно-правовая политика в узком смысле, уголовно-процессуальная политика, пенитенциарная политика, профилактическая политика, административно­правовая политика. Пенитенциарная или уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики государства по противодействию преступности в широком смысле. При этом она устанавливается государством, как субъектом, определяющим уголовную и уголовно-исполнительную политики, в форме директив и нормативно-правовых актов.
4. Целями уголовно-исполнительной политики на современном этапе являются: создание специальной пенитенциарной концепции, формирование уголовно-исполнительного законодательства, обеспечение безопасности личности, в частности, и общества в целом, обеспечение защиты осужденных, минимизация уровня социальной напряженности, содействие достижению социального благополучия и комфорта.
Принципы пенитенциарной политики - это особые руководящие начала, исходя из сущности которых происходит осуществление деятельности государственных органов и должностных лиц, направленной на противодействие преступности в части обеспечения эффективности исполнения наказаний. Принципы современной уголовно-исполнительной политики закреплены в УИК РФ, это общие принципы - законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, и отраслевые принципы - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
5. Под системой факторов, определяющих уголовно-исполнительную политику, понимаются такие объективные и субъективные явления реальности, которые находясь в непосредственной связи друг с другом и оказывая взаимное влияние друг на друга, комплексно воздействуют на уголовно-исполнительную систему, а также определяют вектор развития пенитенциарной политики в целом. На развитие пенитенциарной политики России влияют политические, экономические факторы, зарубежный и международный опыт в области уголовно-исполнительной политики, развитие уголовно-исполнительного права и смежных отраслей науки, а также духовное и нравственное состояние общества.
6. Уголовное законодательство России стремилось к гуманизации правового положения несовершеннолетних осужденных на протяжении всей своей истории, однако только на современном этапе вполне может отвечать этому принципу. Тем не менее, необходимо создавать принципиально новые исправительные учреждения - воспитательные центры с обычным и усиленным наблюдением, где будет содержаться спецконтингент, осужденный к лишению свободы и не достигший совершеннолетнего возраста. Сотрудники подобных воспитательных центров должны будут найти индивидуальный подход к каждому осужденному в вопросах учебы, труда, воспитательной и психологической работы.
7. Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом отрицательных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, неумение принимать позитивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно в первые месяцы свободной жизни.
В связи с этим необходимо предусмотреть целый комплекс мероприятий, позволяющих адаптировать освободившихся из мест лишения свободы несовершеннолетних осужденных для осуществления нормальной жизнедеятельности. И в этом должны участвовать не только органы местного самоуправления, нужна расширенная государственная поддержка. Для распределения полномочий между органами власти и определения перечня мер социальной адаптации целесообразно принятие соответствующего федерального закона, что позволит выделять на ресоциализацию и реабилитацию несовершеннолетних осужденных средства из бюджетов различных уровней и, в итоге, должно способствовать их возвращению в социум.
Основным содержанием федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, должно быть не просто установление строгого контроля за поведением этих лиц, а главным образом гарантия государственной помощи им в процессе возвращения к нормальной жизни в обществе. Данный закон должен быть наполнен профилактическим содержанием.
8. Пенитенциарная политика в отношении женщин, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, сделала большой шаг в сторону гуманизации, относительно дореволюционного и советского периода истории. Материально-бытовое, моральное и правовое положение женщин в местах отбывания наказания в виде лишения свободы значительно облегчилось. Были урегулированы вопросы раздельного содержания спецконтингента от остальных осужденных, созданы специализированные учреждения, в которых женщины получили не только возможность отбывать положенное наказание, но и трудиться сообразно их половозрастным характеристикам, таким образом вставая на путь исправления.
Получили свою нормативную разработку вопросы материнства и детства, в рамках которого были определены льготные условия для беременных женщин, кормящих матерей, а также матерей, имеющих детей возрастом до трех лет. В системе уголовно-исполнительных учреждений создаются специальные дома ребенка, в которых содержатся дети осужденных женщин до наступления трехлетнего возраста и где созданы условия для их нормального развития и содержания.
Однако до сих пор отсутствует законодательно закрепленный комплекс обязанностей осужденной матери заботиться о ребенке, находящемся с ней на территории исправительного учреждения, что, в свою очередь, может приводить к злоупотреблениям полагающимися льготами со стороны спецконтингента. Также отсутствует надлежащее нормативное регулирование коррекционного процесса поведения женщин, осужденных к отбыванию лишения свободы в сложившейся ситуации, что требует соответствующего внимания законодателя.
Представляется, что подготовленные выводы и рекомендации могут стать основой для дальнейших исследований пенитенциарной политики в отношении осужденных к лишению свободы.


1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. -1997. - № 2. - ст. 198.
3. Алексеев В.И. Российская пенитенциарная политика в контексте сравнительно-правового исследования (1879-1917 гг.) [Текст] / В.И. Алексеев // История государства и права. 2015. № 14. С. 9-15.
4. Брылева Е.А., Гилязов И.Ф. Развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних: история и современность [Текст] / Е.А. Брылева, И.Ф. Гилязов // История государства и права. - 2015. - № 8. - С. 17­21.
5. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1: 1762-1825 [Текст] / М.Н. Гернет. - М.: Госюриздат, 1951. - 328 с.
6. Деревич А.Р. Уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних [Текст] / А.Р. Деревич // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 3. - С. 286-292.
7. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России [Текст] / М.Г. Детков. - М.: «Вердикт - 1М», 1999. - 448 с.
8. Жилко И.А. Социально-демографическая характеристика осужденных женщин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в следственных изоляторах [Текст] / И.А. Жилко // Современное право. - 2016. - № 4. - С. 105-108.
9. Ищенко О.Е. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания в России и практика его применения [Текст] / О.Е. Ищенко // Российский следователь. - 2013. - № 18. - С. 14-17.
10. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций [Текст] / В.О. Ключевский. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. - 831 с.
11. Минстер М.В., Пархоменко С.В. Правовое положение женщин в местах лишения свободы: исторический, компаративистский, международно-правовой аспекты [Текст] / М.В. Минстер, С.В. Пархоменко. - Иркутск, 2017. - 87 с.
12. Наумов А.В. Уголовная политика в области назначения и исполнения наказания: противоречие между законодательным идеалом и практикой [Текст] / А.В. Наумов // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. - Вологда: Изд-во Волог. ин-та права и экон. ФСИН России, 2009. - № 5. - С. 3-9.
13. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания. Теория, практика, перспективы [Текст] / Т.В. Непомнящая. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. - 781 с.
14. Омельченко О.А. Личность преступниц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей [Текст] / О.А. Омельченко // Уголовно­исполнительная система: право, экономика, управление. - 2016. - № 5. - С. 15-17.
15. Первозванский В.Б. О духовности как факторе, определяющем развитие уголовно-исполнительной системы [Текст] / В.Б. Первозванский // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. - № 6. - С. 7-12.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ