Введение
1Теоретические аспекты интернет-маркетинга
1.1Интернет-маркетинг: сущность, этапы и инструменты
1.2Отличие интернет-маркетинга от традиционного маркетинга
1.3Показатели эффективности интернет-маркетинга
2Анализ маркетинговой деятельности ПАО «МГТС»
2.1Организационно-экономическая характеристика ПАО «МГТС»
2.2Анализ маркетинговой деятельности ПАО «МГТС»
2.3Анализ использования интернет-технологий в маркетинговой
деятельности организации
3Совершенствование системы интернет-маркетинга ПАО «МГТС»
3.1Алгоритм разработки системы интернет-маркетинга предприятия
3.2Апробация алгоритма разработки системы интернет-маркетинга на базе
ПАО «МГТС»
3.3Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Воронка продаж по каналу «интернет» в динамике за 4 месяца Приложение Б_Воронка продаж Московская область и Санкт-Петербург
Приложение В_Схемы воронок продаж
Приложение Г_Показатели эффективности интернет-рекламы
Приложение Д_Отчет о финансовых результатах ПАО «МГТС» за 2019 год Приложение Е_Отчет о финансовых результатах ПАО «МГТС» за 2020 год
Актуальность темы исследования заключается в том, что интернет- технологии подвержены достаточно стремительному росту. Интернет обладает большим объемом инструментов для продвижения и со временем их число расширяется все больше и больше. При этом, он дает возможность продвижения наименее затратными способами, чем другие носители и охватывать ранее недоступную часть целевой аудитории.
Интернет-маркетинг понимается как использование стратегий маркетинга прямого отклика. Сегодня он дает возможности организациям находиться в постоянном контакте с клиентами и мгновенно собирать статистику о посещениях сайта, просмотрах объявлений, анализировать спрос и в соответствии с результатами мгновенно реагировать на все изменения, проводить корректировки в своей рекламной кампании.
Со стороны же потребителя это можно охарактеризовать как возможность узнать всю необходимую информацию об интересующем товаре или услуге удаленно. При этом он также удаленно может получить консультацию и приобрести желаемый товар.
Интернет-маркетинг и его методы позволяют оптимизировать затраты компании. Разница интернет-маркетинга и привычных медиаресурсов прослеживается и в том, что выход на рынок через интернет не является слишком затратным и главным преимуществом является то, что в отличие от традиционных маркетинговых методов продвижения, интернет-маркетинг дает чёткую статистическую картину эффективности маркетинговой кампании.
Степень разработанности научной проблемы. Исследованиям в области маркетинга посвящены труды многих зарубежных и российских авторов. Значимый вклад в развитие теоретической базы по управлению маркетингом на предприятии внесли следующие российские ученые: И.В. Барченков, А.Ю. Бенедичук, Ф.Ю. Вирин, Е.П. Голубков, М.Б. Зуев, И.В. Корнеева, Н.А.
Нагапетьянц, Р.Б. Ноздрева, Е.П. Пешкова, Ю.С. Пименов и другие.
Целью данной работы является повышение эффективности интернет- маркетинга организации.
Для эффективного достижения цели были разработаны следующие задачи:
-изучить сущность, этапы и инструменты интернет-маркетинга;
-представить методы оценки эффективности интернет-маркетинга;
-проанализировать отличие интернет-маркетинга от традиционного;
-дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
-провести анализ внешней среды организации;
-провести анализ маркетинговой деятельности и интернет-маркетинга на предприятии;
-разработать рекомендации по совершенствованию рекламной кампании в сети интернет.
Объектом исследования данной работы является ПАО «МГТС».
Предметом исследования - эффективность интернет-маркетинга. В работе раскрыта важность применения интернет-коммуникаций для современного бизнеса, обозначена роль сети интернет в сфере бизнеса.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование системы интернет-маркетинга приведет к повышению всех основных показателей деятельности предприятия.
Теоретическо-методологической основой для написания работы послужили научные издания, периодическая литература отечественных и зарубежных авторов, интернет-ресурсы.
Информационной базой исследования послужила внутренняя статистика предприятия (устав компании, бухгалтерская отчетность, учредительные документы и др.), первичные данные и информация, собранные автором.
Базовыми для настоящего исследования явились также: нормативноправовые акты в сфере рекламы, маркетинга и PR.
Методы исследования: общие методы (индукция и дедукция, анализ и синтез, определение и классификация, сравнение и аналогия); общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование); аналитико-прогностические методы (статистические методы, экспертный опрос); маркетинговые методы (анализ конкурентов, SWOT- анализ, PEST-анализ), экономико-математические методы и методы социологии.
Опытно-экспериментальная база исследования: ПАО «МГТС».
Теоретическая значимость полученных результатов исследования определяется достигнутым уровнем разработанности изучаемых проблем, научной новизной, полученной в результате исследования, и заключается в научном обосновании теоретико-методологических основ формирования системы интернет-маркетинга.
Практическая значимость полученных научно-методических результатов заключается в том, что они доведены до конкретных рекомендаций и предложений, которые будут способствовать совершенствованию системы интернет-маркетинга в организациях любых форм собственности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: нормативно-правовой документацией и финансовой
отчетностью ПАО «МГТС».
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в проведении анализа маркетинговой деятельности ПАО «МГТС».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретико-методических подходов к разработке системы интернет- маркетинга на предприятии.
Научная новизна подтверждается следующими основными научными результатами, выносимыми на защиту:
- выявлены и обоснованы основные отличия интернет-маркетинга от традиционного маркетинга;
-предложен алгоритм разработки системы интернет-маркетинга для предприятия;
-предложены инструменты совершенствования интернет-маркетинга.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: "Экономика и социум" N11(90) 2021.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений. Названия глав отображают их содержание.
В первой главе освещаются теоретические аспекты интернет- маркетинга, его сущность, этапы и инструменты, что они из себя представляют и каков ареал их практического применения, а также возможности повышения их эффективности и их влияние на коммерческую деятельность предприятия.
Во второй главе рассматривается общая характеристика и организационные особенности ПАО «МГТС», анализ внешней среды организации, проводится анализ комплекса продвижения и, в частности, исследование применения интернет-маркетинга с целью выявления возможностей повышения эффективности интернет-маркетинга в деятельности предприятия.
В третьей главе представлен алгоритм разработки системы интернет- маркетинга предприятия, а также рекомендации по повышению эффективности интернет-маркетинга. Итоговой частью третьей главы является анализ экономической эффективности выбранных инструментов интернет-маркетинга.
В данном исследовании была рассмотрена тема повышения эффективности интернет-маркетинга. В ходе работы были решены следующие задачи:
-представлены методы оценки эффективности интернет-маркетинга;
-изучены сущность, этапы и инструменты интернет-маркетинга
-проанализированы отличия интернет-маркетинга от традиционного;
-дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
-выполнен анализ маркетинговой деятельности и интернет- маркетинга на предприятии;
-разработаны рекомендации по совершенствованию рекламной кампании в сети интернет.
После изучения данной информации можно сделать выводы.
Интернет-маркетинг на данный момент является одним из самых эффективных, быстроразвивающихся инструментов, при относительно низких затратах. Он позволяет организации произвести более широкий охват аудитории, получать обратную связь за короткий промежуток времени, быстро донести всю имеющуюся информацию до потребителей.
Возможности интернет-маркетинга позволяют быстро и четко отслеживать все показатели эффективности данного инструмента и быстро реагировать на все выявленные проблемы. Для каждой отрасли будут полезны разные показатели эффективности, которые отбираются исходя из цели исследования, специфики предприятия, его масштабов и прочих характеристик.
При продвижении компании важно использовать инструменты интернет-маркетинга в сочетании с традиционным маркетингом, так как у обоих видов есть свои преимущества и недостатки - наиболее эффективно выстроить маркетинговую деятельность предприятия возможно только при комплексном подходе.
Анализ интернет-маркетинга предприятия ПАО «МГТС» выявил такие проблемы в деятельности, что за счет большой загруженности специалиста по рекламе не ведется постоянный контроль рекламной кампании в интернете, плановые показатели не выполняются и не задействованы дополнительные каналы интернет-маркетинга.
Это можно отследить и по снижению экономических показателей. В последние годы можно отметить тенденцию снижения всех основных показателей и снижение рентабельности продаж. Стоит отметить, что отрицательная динамика способна значительно повлиять на дальнейшее развитие организации и значительное снижение спроса.
По итогам опроса клиентов компании можно сделать выводы, что существуют проблемы, которые могут повлиять на динамику спроса в дальнейшем. Клиенты отметили такие проблемы как недостаток информации на сайте и в рекламных объявлениях, а также неудовлетворительный лендинг (сайт) компании.
В последний год можно отметить замедление темпов роста показателей эффективности используемых средств рекламы, что можно объяснить изменением в структуре бюджета и сокращениями рекламных каналов. Было сокращено число площадок для объявлений и прекращена рекламная кампания по контекстной рекламе в интернете по г. Москва. При этом анализ показал, что сайт для продвижения услуг компании является одним из самых эффективных инструментов, поэтому компании стоит уделить данному вопросу внимание.
В рамках настоящего исследования был предложен алгоритм разработки программы интернет-маркетинга для предприятия. Предложенный алгоритм включает в себя принципиально новые этапы:
-исследование спроса в интернете;
-аудит актуального состояния электронного маркетинга в компании;
-разработка медиаплана;
-анализ эффективности инструментов интернет-маркетинга относительно отрасли;
-выбор подходящих маркетинговых решений и инструментов. Формирование системы интернет-маркетинга.
Разработанный алгоритм включает 11 последовательных этапов (шагов) выбора и оценки инструментов интернет-маркетинга, разделенных на три блока:
1-й блок - это подготовка информации и утверждение целей;
2-й блок - это разработка и выбор маркетинговых решений и инструментов;
3-й блок - это оценка выбранных инструментов интернет-маркетинга с точки зрения эффективности их реализации (рисунок 3).
В рамках данного алгоритма были предложены следующие инструменты по повышению эффективности интернет-маркетинга предприятия.
Более частый и глубокий анализ показателей эффективности контекстной рекламы. Это позволит выделить наиболее эффективные рекламные объявления и те, которые не дают результат. В соответствии с этим нужно перераспределять бюджет на рекламные кампании для большей эффективности. А также рекомендуется использовать не более 15% от бюджета на рекламу в сетях, так как при более высоком проценте бюджет будет расходоваться значительно быстрее при таком же уровне эффективности.
Рекомендуется использовать Instagram в качестве тестовой площадки для размещения. Настраивать объявления рекомендуется по местоположению и интересам. В таком случае стоит выбрать местную аудиторию, но с радиусом около 20 км, а далее ограничить охват интересами аудитории (недвижимость, офисы, бизнес, экономическое развитие, менеджмент) и ограничениями по возрасту (30-45 лет). Также очень эффективно будет использовать рекламу для существующих и потенциальных клиентов с помощью их контактных данных, настройку рекламных объявлений возможно произвести по номерам телефона и электронной почте пользователей.
Рекомендуется сократить количество сайтов-агрегаторов и повысить качество самих объявлений. Учитывая анализ эффективности, на данный момент наиболее эффективными являются «Авито» и «Циан», при умеренно небольших вложениях они дают большой охват и отклик аудитории. Для них стоит повысить количество лимита объявлений. Для «N1» рекомендуется провести отслеживание эффективности по номеру телефона, а от «Бибосс» отказаться, так как стоимость одного звонка обходится компании очень дорого.
Такие инструменты, как программатик-реклама и SEO рекомендуется подключить после разработки отдельного сайта по корпоративным услугам. Так как настройки и план целесообразно формировать исходя из возможностей, наполнения и готовности сайта.
Самым главным критерием повышения эффективности интернет- маркетинга в деятельности данного предприятия является разработка сайта для проекта корпоративных услуг. В отношении данного вопроса был проведен анализ наиболее популярных сайтов по данной тематике и даны рекомендации по структуре и наполнению сайта, а также дальнейшему его продвижению.
Данные исследования позволили получить представление о том, насколько правильно и эффективно организация использует инструменты интернет-маркетинга в своей деятельности, их преимущества и недостатки, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны. На основе данных были разработаны рекомендации по совершенствованию данного направления.
1.Агафонов А. Сетевой маркетинг. Система рекрутирования в интернете / А. Агафонов. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 с.
2.Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / Абрютина М.С., Грачев А.В. - М: Дело и сервис, 2017. - 322 с.
3.Аналитика Google Ads - сервис отслеживания и анализа посещаемости сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ads.google.com
4.Астафьев Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции / Л.В. Астафьев - М.: Кнорус, 2017. - 304 с.
5.Багрин Ю. интернет как новый маркетинговый канал // Маркетинг и реклама. - 2017. - № 11. - С.8-10.
6.Барченков И.В. Базовые элементы интернет-маркетинга //
Издательство: Издательский дом «Гребенников». - 2018. - №3. - С. 168-171.
7.Бенедичук А.Ю. Тенденции интернет-маркетинга: социальное доказательство и персонализация // Издательство: Издательский дом «Гребенников». - 2018. - №5. - С. 314-322.
8.Вебер Л. Эффективный маркетинг в интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Л. Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 311 с.
9.Вирин Ф. Ю. интернет-маркетинг / Ф.Ю. Вирин- М.: Кнорус, 2018. - 388 с.
10.Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский - М.: Изд-во МГУ, 2018. - 332 с.
11.Волшенская Т. Нужен ли интернет? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arkadia.com/rus/blogs/members/9256
12.Губский А. Возникновение и развитие интернет-маркетинга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topmarketing.by/internet- marketing/vozniknovenie-i-razvitie-internet-marketinga
13.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Голубков - М.: Финпресс, 2017. - 167 с.
14.Зуев М. Б. интернет-маркетинг / М.Б. Зуев - Спб.: Питер, 2017. - 214 с.
15.История развития интернет-маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.matik.ru/publications/407...