Введение 10
Теоретические основы организации коммерческой деятельности интернет-магазина 15
1.1 Понятие, сущность и задачи коммерческой деятельности 15
1.2 Сущность, функции и классификация интернет-магазинов 17
2 Методы организации интернет-торговли 30
2.1 Преимущества интернет торговли по сравнению с традиционной 30
2.2 Этапы разработки web-сайта 39
3 Анализ коммерческой деятельности интернет магазина 48
3.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 48
3.2 Техническое задание на создание интернет-проекта 49
3.3 Продвижение интернет-проекта ООО *********** 57
3.4 Оценка экономической эффективности интернет-проекта
ООО ***********
67
Социальная ответственность 74
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А Сравнительная характеристика стадий цикла продажи
товара 84
Приложение Б Бриф-лист на создание интернет-магазина 86
Приложение В Техническое задание на разработку сайта интернетмагазина 89
Приложение Г Смета на создание интернет-магазина 91
Интернет является одновременно и причиной и результатом возникновения нового вида экономики, продуктом фундаментальных технологических и экономических изменений, приведших к ее рождению, а также ее средой и рынком. Каждый день доля покупок через интернет увеличивается, и открываются все новые и новые интернет-магазины. Сочетание невысокой стоимости и высокой эффективности интернет-магазина помогает компании обрести или укрепить свои позиции на рынке товаров и услуг, увеличить клиентскую базу и повысить популярность бренда.
Формирования Российского рынка интернет-торговли произошло 20 лет назад, но за столь малый промежуток времени данная сфера показывает высокие темпы роста [1]. В первую очередь это было обусловлено стабильным увеличением количества пользователей Интернета в связи с развитием современных технологий, в частности широкополосного Интернета, и ростом доходов населения. Высокие темпы роста были также вызваны тем, что рынок еще окончательно не сформировался, а его объем был гораздо меньше его потенциальной емкости, и это создавало значительный ресурс для дальнейшего развития рынка. Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы в состояние дел на рынке интернет-торговли в России: произошло замедление темпов роста, впрочем, как и на всех остальных рынках. В данном случае в качестве положительного фактора можно рассматривать то, что в условиях экономии потребительский спрос может сместиться в сторону интернет магазинов, т.к. в них товары преимущественно стоят дешевле, чем в традиционных магазинах.
В целом рынок интернет-торговли представляет собой совокупность механизмов, позволяющих осуществлять процесс купли-продажи товаров и услуг посредством Интернета. В качестве таких механизмов выступают сайты, на которых размещается информация об имеющихся в наличии товарах и услугах.
Идея интернет-магазина в том что любой пользователь Интернета может зайти на сайт интернет-магазина, найти подробную информацию о интересующем его товаре и о том где этот товар можно приобрести.
С помощью web-сайта фирмы решают такие задачи, как представление компании в сети Интернет, расширение потенциальной аудитории потребителей, поддержка бренда, повышение узнаваемости, информирование общественности и др.
Электронная торговля обеспечивает функционирование таких бизнес- процессов и моделей, которые без нее невозможны: интерактивное взаимодействие продавцов и покупателей предоставляет возможность доступа к рынку в любой точке земного шара, в любое время суток. Это, с одной стороны, позволяет на качественно ином уровне удовлетворять запросы покупателей, а с другой - оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Современное предпринимательство активно использует возможности информационных технологий в своей практике. Создание современной информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг в России, интеграция ее в мировые рынки способно обеспечить кардинальное снижение издержек в российской экономике, высвобождая значительные ресурсы для экономического роста без дополнительных затрат[2].
Развития современных компьютерно-коммуникационных технологий, их новизна требуют проведения экономических исследований для успешного применения ресурсов Интернета в торговле и совершенствования коммерческой деятельности предприятий.
Начальная волна распространения электронной коммерции была инициирована торговыми организациями, которые создавали системы электронной коммерции и использовали возможности Интернета как дополнительного коммерческого канала сбыта. На сегодняшний день электронная торговля является самым быстроразвивающимся элементом информационного общества. Она закладывает фундамент перехода от индустриальной экономики к глобальной цифровой экономике [3].
Коммерческие возможности Интернета высоко оцениваются специалистами в области торговли. Однако Интернет не только является технологической основой для бизнеса, но и выступает как новое средство маркетинговых исследований, коммуникаций с потребителем, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень. В то же время для использования указанных возможностей недостаточно только оснащение предприятия аппаратными и программными средствами интернет-технологий - требуется комплексная реорганизация и функциональная реструктуризация работы торговой структуры. Необходимость комплексного исследования теоретических вопросов и обобщения практического опыта организации и функционирования торговых предприятий с использованием интернетинструментов, а также недостаточная разработанность подхода к развитию электронной коммерции на предприятиях обуславливает актуальность данной работы.
В настоящее время в России наблюдается бум электронной торговли. Все больше и больше граждан нашей страны либо приобретают товары и услуги через Интернет, либо сами открывают бизнес в сети. Спектр товаров поистине огромен: техника, софт, мебель, одежда - перечень не ограничивается ничем [4].
Интернет все больше интегрируется в жизнь людей, доступ в мировую паутину стал повсеместным и дешевым, а с развитием ЗG технологий еще и мобильным. Вместе с тем свободного времени у современного человека становится все меньше, тратить его на поездку по магазинам, на стояние в пробках никто не желает. Гораздо удобнее, находясь в домашней обстановке выбрать требуемый товар сидя у экрана монитора, спокойно исследовать его характеристики и при необходимости приобрести путем нескольких кликов мыши.
С развитием электронных платежных систем и современных банковских продуктов оплатить необходимый товар или услугу не составит никакого труда. Несколько секунд и товар оплачен и будет доставлен Вам в удобное время службами курьерской доставки или по почте в ближайшее к Вашему дому отделение. Естественно, что все больше и больше людей предпочитают этот способ приобретения товаров или заказа услуг, кроме того стоимость аналогичного товара в обычном магазине куда более высокая, так как включает в себя затраты продавца на организацию продажи (аренда, зарплата и т.п.).
Известно, что если возрастает спрос, то также и возрастает предложение. В настоящее время выгодно и оправдано заниматься электронной коммерцией, быть продавцом товаров и услуг.
Простота в работе, удобство и прозрачность финансовых операций, востребованность на рынке современных и актуальных услуг, например, видеонаблюдение через интернет, - вот чем характеризуется электронная коммерция сегодня. С течением времени электронный бизнес будет только развиваться, и привлекать все большее количество населения.
Все это свидетельствует о больших потенциальных возможностях в России получить значительную прибыль от электронной торговли.
Лучших результатов, очевидно, достигнет тот, кто раньше других и более профессионально включится в данную сферу бизнеса[5].
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является эффективность организации интернет-магазина.
Объектом исследования является деятельность ООО *********** (клиент медиа-холдинга ********** ********»).
Целью выпускной квалификационной работы является создание эффективного процесса интернет-торговли.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие
задачи:
• изучить теоретические аспекты организации коммерческой деятельности интернет-магазина;
• Разработать и создать «с нуля» оптимизированный для поисковых систем сайт интернет - магазина ООО ***********
• провести экономический анализ деятельности торгового предприятия на примере ООО ***********
Объем и структура работы:
Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
• В первой главе «Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности интернет-магазина» рассматриваются понятие, сущность и задачи коммерческой деятельности, а так же структура и состояние рынка электронной торговли в России.
• Во второй главе «Методы организации интернет-торговли» рассматриваются методы организации эффективного процесса интернетторговли и методы создания интернет-магазина.
• В третьей главе «Анализ коммерческой деятельности интернет-магазина» проводится организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия и анализируется процесс создания прецедента интернет-торговли.
Практическая новизна исследования заключается в создании эффективного процесса интернет торговли и
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в применения предложенных мероприятий по организации и совершенствованию электронной торговли ООО «*********», а так же аналогичных предприятий
Развитие современных технологий привело к росту популярности и распространению интернета, что позволило занять лидирующее положение среди основных инструментов ведения бизнеса, в частности, электронной торговли. Присутствие предприятия прямым или косвенным способом в интернете необходимо не только для получения и наращивания желаемой прибыли, но также и для эффективной конкурентной борьбы в современных условиях.
Интернет-магазин - самый популярный вид электронной торговли. На одном только российском рынке функционирует более сорока трех тысяч интернет магазинов, а количество пользователей данного сегмента к 2015 году составило восемьдесят четыре миллиона человек, что на 3% больше чем в предыдущем году. Поскольку число пользователей постоянно растет, владельцам новых интернет-магазинов приходится фокусироваться на более узкой аудитории, что приводи к сегментации данного рынка.
Преимущества электронной формы торговли по сравнению с традиционной можно рассматривать как для предприятия, так и для клиента. С точки зрения предприятия преимущества заключаются не только в получении прибыли, но и снижение затрат на содержания штата сотрудников, рекламу, улучшения имиджа и т.п. Но ориентация деятельности предприятия может быть направлена не только на обычного человека, но и на другие предприятия. В связи с этим возникает и ряд других немаловажных преимуществ: удобство поиска партнеров, снижение издержек на 20-30% и возможность вывода продукции на международный рынок. С покупательской же точки зрения ключевыми факторами, влияющими на решение о приобретении товара в интернет магазине будут являться: качество представленного товара, приемлемая цена и удобная доставка. Так же немаловажным фактором в современных реалиях является оптимизированность ресурса, поскольку клиент имеет дело лишь с внешним оформлением любой системы.
В процессе создания данного веб-ресурса важно грамотно выстроить стратегию ведения бизнеса. В ряд важнейших вопросов, которые предстоит решить торговой компании, входят разработка организационной структуры и ассортиментной политики, выбор способа построения и дальнейшего сопровождения информационной системы интернет-магазина, организация службы доставки, маркетинговая деятельность и, разработка качественного вебдизайна предоставляемого ресурса.
В ходе выпускной квалификационной работы был рассмотрен круг ключевых проблем, связанный с электронной коммерцией и эффективными методами их решения, исследованы особенности взаимодействия пользователя с веб-ресурсами, а также проанализированы функциональные и прагматические возможности веб-дизайна.
С учетом использования всех рекомендаций был разработан интернет-магазин для некоторой коммерческой организации, занимающейся реализацией сельскохозяйственной деятельности. Данный электронный ресурс удачно сочетает в себе удобный интерфейс, функциональность и простоту использования: доступные и понятные диалоговые окна, структурированный каталог, разбитые по категориям товары, имеющие краткое и подробное описание с иллюстрациями, возможность поиска, просмотр "новинок" и самых продаваемых товаров.
В работе был проведен анализ коммерческой деятельности интернет магазина на предприятии ООО «*********». Для этого мы сопоставили затраты и результаты: затраты на разработку, создание и внедрение информационной системы, а также текущие затраты на ее эксплуатацию, с одной стороны, и, с другой стороны, результат - прибыль, получаемую в результате использования системы.
Приведенные расчеты показывают, что внедрение данного торгового ресурса экономически обоснованно и, помимо быстрой окупаемости проекта, принесет дополнительную прибыль магазина за счет:
• круглосуточного канала сбыта товаров;
• удобного сервиса для потребителей, позволяющего ознакомиться с перечнем товаров, совершить резервирование или покупку товаров в реальном времени, используя различные варианты доставки;
• логично представленная информация позволит потенциальному покупателю самостоятельно найти интересующий его товар.
1. 20 лет - «возраст» первого интернет-магазина. [Электронный ресурс].//Электронный журнал URL: http://pro-books.ru/news/companynews/7784 (Дата обращения 15.02.2016)
2. Филимонова Е.Е. Информационные технологии в экономике: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 443 с.
3. Симонов Ю.А. Информационные технологии в экономике. М.: Форум, 2011. 194 с.
4. Итоги Российского рынка e-commerce в первом квартале 2016 года. [Электронный ресурс]./Ассоциация компаний интернет торговли АКИТ URL: http://www.akit.ru/crossborder_1kv2016 (Дата обращения 18.02.2016)
5. Гаврилов Л.П. Основы электронной коммерции и бизнеса. М.: ИНЛ, 2013. 321 с.
6. Панкратов Ф., Солдатова Н. Коммерческая деятельность: учебник. СПб.: Дашков и К, 2012. 500 с.
7. Синяева И., Романенкова О. Коммерческая деятельность. Бакалавр. Базовый курс: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2014. 506 с.
8. Дик В., Лужецкий М., Родионов А. Электронная коммерция. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2009. 376 с.
9. Покровский Л. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции//Экономические науки. 2012. №3. С.2.
10. Атлас интернет-торговли: прогноз сегментов в 2015-2018 году. [Электронный ресурс]/ J’son & Partners Consulting. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/atlas-internet-torgovli-prognoz-segmentov- v-20152018-gg-20150519103348 (Дата обращения )
11. Обзор рынка e-commerce в России. [Электронный ресурс]//
SEOnews. URL: http://www. seonews.ru/events/yandeks-predstavil-obzor-rynka-
ecommerce-v-rossii (Дата обращения 19.02.2016)
12. Аналитика по сервисам для интернет-магазинов Рунета.
79
[Электронный pecypc]./InSales. URL:
http://www.insales.ru/blog/2015/09/30/ecommerce_services_report_2015/ (Дата
обращения 26.02.2016)
13. Омнибук GK 2015. М.: вся Россия 16+, 2016. 5 с.
14. Интернет торговля в России 2015. Годовой отчет [Электронный ресурс]: Электрон. журн. М., 2015. URL: http://around-the-shops.ru/prodazhi-v- internet-magazine (Дата обращения 3.03.2016)
15. Где и что покупают россияне в интернете. [Электронный ресурс]/ Данные Яндекс.Маркета и компании GfK Rus URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_commerce (Дата обращения
05.03.2016)
16. Оплата покупок. [Электронный ресурс]/ Данные Яндекс.Маркета и
компании GfK Rus URL:
https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_ecommerce#oplatapokupok (Дата
обращения 05.03.2016)
17. Что раздражает посетителей в интернет-магазине. [Электронный ресурс]/ Университет InSales. URL: http://www.insales.ru/blogs/university/chto- razdrazhaet-posetiteley-internet-magazina (Дата обращения 17.03.2016)
18. Эвод И.А. Электронная коммерция. Планирование, создание, эксплуатация Web-сайтов. М.: Юла, 2012. 302 с.
19. Russia Internet Usage and Marketing Report. [Электронный ресурс]/
Internet World Stats - Usage and Population Statistics URL:
http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (Дата обращения 19.03.2016)
20. The classification assets. [Электронный ресурс]/ OUR B2B EXPERTISE URL: http://ru.kompass.com/e/en/article/the-classification-assets-2 (Дата обращения 07.04.2016)
21. Варианты товарного продвижения интернет-магазинов: сб. ст., 2014 / Сборник докладов 4-ой Всероссийской конференции по электронной торговле. М. : Экономист. 2015. 55 с.
22. Правовые аспекты торговли в сети интернет: метод. рекомендации / НИУ ВШЭ сост. В.М Елин, А.К. Жарова. Москва, 2014. С.20
23. Удобство процесса покупки в интернет-торговле: рейтинг
крупнейших интернет-магазинов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]/ J’son & Partners Consulting. URL:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/udobstvo-protsessa-pokupki-v-internet- torgovle-reyting-krupneyshih-internet-magazinov-v-rossiyskoy-federatsii- 20150804122006 (Дата обращения 12.04.2016)
24. Гото Г., Котлер Э. Web-дизайн СПб: Символ Плюс, 2009. 256 с.
25. Носова О. Контент сайта: требования и направления работ.
[Электронный ресурс]// Комсомольская правда URL:
http://www.kp.ru/guide/kontent-saita.html (Дата обращения 16.04.2016)
26. Тим Эш пер. с англ. - Михаила Фербера. Повышение эффективности интернет-рекламы. Оптимизация целевых страниц для улучшения конверсии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 408 с.
27. Медиа-холдинг «Рекламный дайджест» - крупнейший бренд на рекламном рынке Томска [Электронный ресурс]. / Сайт медиа-холдига «Рекламный дайджест» URL: http://rde.ru/page/o-nas/ (Дата обращения
16.04.2016)
28. ООО
29. Техническое задание на создание интернет-магазина
30. Смета на разработку интернет-магазина
31. Особенности продвижения интернет магазина на конкурентном рынке. [Электронный ресурс]./ CMSmagazin аналитический портал рынка вебразработок URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/ecommerce/particularly- promoting-online-store-in-competitive-market/ (Дата обращения 18.04.2016)
32. Hacker B., Andersson A. Landing page optimization. Chicago: R-life,
2014. 245 p.
33. Рейтинг ключевых запросов. [Электронный ресурс] /
Wordstat.Yandex URL: https://wordstat.yandex.ru (Дата обращения 18.04.2016)
34. Рейтинг поисковых систем 2015 года [Электронный ресурс] / Фонд Общественное Мнение. ФОМ URL: http://fom.ru/library/524 (Дата обращения
26.04.2016)
35. Статистика кликов и показов. [Электронный ресурс]./
Информационный портал tomsk.ru личный кабинет URL: http://tomsk.ru/images/pdf/TOMSK.RU.2015.pdf (Дата обращения 13.05.2016)
36. Статистика кликов и показов. [Электронный ресурс]./
Корпоративный раздел информационного портала vtomske.ru URL: http://corp.vtomske.ru/help/view-113.html (Дата обращения 13.05.2016)
37. Статистика кликов и показов. Личный кабинет. [Электронный ресурс]./ Личный кабинет на сайте садовод-томск.рф URL: садовод- томск.рф/corp/... (Дата обращения 13.05.2016)
38. Бухгалтерский баланс ООО «********» за 2015 год.
39. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации. [Электронный ресурс]./ Официальный сайт Центрального банка России URL:
http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refmancing_rates.htm (Дата обращения 20.05.2016)
40. Как рассчитать эффективность создания интернет магазина по ключевым параметрам. [Электронный ресурс]/ Блог медиа-агентства ИнтерВолга URL: http://www.intervolga.ru/blog/thoughts/eshop-dohod-calculator/ (Дата обращения 22.05.2016)