Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища

Работа №110457

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье» 8
1.1 Понятие ценности «собственное здоровье» в психологии 8
1.2 Гендерные особенности отношения к здоровью 15
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей
отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища... 26
2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища 26
2.2 Результаты исследования гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища 31
2.3 Рекомендации по развитию ответственного отношения
к здоровью у студентов с учетом гендерных особенностей 62
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Анкета на определение отношения к ценности
«собственное здоровье» 74
Приложение Б Результаты исследования по индивидуально- типологическому опроснику Л.Н. Собчик 76
Приложение В Результаты исследования по опроснику «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской 79


Актуальность исследования. Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым, зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества.
Изучение личностных реакций на заболевание предполагает изучение гендерных особенностей личности не только по отношению к болезни, но и к здоровью. Составляя две стороны одного процесса жизни человека, они характеризуются как качественными различиями, так и многообразными переходными состояниями. А это выдвигает весьма актуальную проблему выявления роли ощущений в формировании представлений о здоровье, что главным образом и определяет отношение человека к состоянию его здоровья.
Следовательно, изучение гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье», является важным и актуальным вопросом в современном обществе.
«Здоровье» как ценность является предметом изучения психологов, социологов, философов и педагогов. Акцент на различных аспектах понятия «здоровья» и на его многогранности делают такие авторы как Г.С. Никифоров, Г.И. Румянцев, Г.С. Туманян.
Представители гендерного подхода в психологии выдвинули утверждение о том, что психологический и социальный пол (или гендер) формирующийся в ходе жизни человека под влиянием социальных ожиданий общества и особенностей его культуры, влияет на формирование отношений и представлений человека, в частности, на здоровье человека.
Анализ научных исследований и практического опыта работы психологов позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью в гармонично развитой, ценящей свое здоровье личности и недостаточно изученной в психологии здоровья проблеме отношения юношей и девушек к ценности «собственное здоровье».
Исходя из выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища?
Цель исследования: изучить гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища.
Объект исследования: отношение к ценности «собственное здоровье».
Предмет исследования: гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища.
Гипотеза исследования: существуют гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища: девушки относятся к своему здоровью более ответственно по сравнению с юношами.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты понятия ценности «собственное здоровье» в психологии;
- выявить гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища;
- разработать рекомендации по повышению ответственного отношения студентов училища к ценности «собственное здоровье», учитывая гендерные особенности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков);
- идеи, раскрывающие роль гендерного подхода в становлении основных социальных институтов, в том числе образования, культуры, здоровья (Т.В. Бендас, Г.М. Бреслав, Е.М. Дубовская, В.Е. Каган, Е.Н. Каменская, И.В. Русакова, С.Л. Рыков, Н.Е. Татаринцева, Л.В. Штылева, Б.И. Хасан);
- концепции социализации и воспитания качеств здоровой личности в различные возрастные периоды (Л.В. Абдульманова, В.П. Аксенов, М.Н. Алиев, Н.Р. Астарханова, А.Г. Гусейнов, Д.П. Изиева, Т.И. Исаева, Г.А. Караханова, Е.В. Королева, Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, К.А. Салихова).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ);
- эмпирические (опросник Р.А. Березовской «Отношение к здоровью», «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик, авторская анкета, направленная на выявление отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных, коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни).
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе ГБОУ НПО «Профессиональное училище №49». Участие приняли 50 студентов от 14 до 18 лет, 28 представителей мужского пола и 22 женского.
Организация и основные этапы исследования.
На первом этапе (2020г.) исследовательской части работы определена база исследования, выбор методик для исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье».
На втором этапе (2021г.): проведение, непосредственно, исследования гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье», взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища.
На третьем этапе (2022г.): интерпретация результатов и разработка рекомендаций по формированию ответственного отношения к здоровью студентов, учитывая гендерные особенности.
Научная новизна исследования: состоит в описании гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища (возраст 14-18 лет).
Теоретическая значимость исследования: результаты магистерской диссертации обобщают актуальные данные по вопросам гендерных особенностей отношения студентов к ценности «собственное здоровье», которые могут быть полезны студентам, родителям, психологам и педагогам.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты проведенного исследования и рекомендации, разработанные для обоих полов, могут быть использованы психологами в работе по повышению ценностного и ответственного отношения к здоровью у студентов училищ, колледжей и других образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была обеспечена применением актуальной методологии исследования; применением базовых теоретических положений в соответствии с принятой в исследовании понятийной терминологии научного аппарата, с опорой на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области философии, а также подтверждена методами статистической обработки данных, в программе SPSS Statistics.
Личное участие автора состоит в организации и проведении исследования: реализации целенаправленного обзора и анализа научной литературы по проблеме исследования, планировании и проведении исследования, математико-статистической обработки полученных данных, интерпретации результатов исследования, разработке психологических рекомендаций.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены в Международном научном журнале «Форум молодых ученых» №12 (52).
Положения, выносимые на защиту:
- девушки по сравнению с юношами являются более осведомленными и заинтересованными в вопросах сохранения здоровья, чаще прибегают к конкретным действиям, направленным на его поддержание;
- существуют гендерные особенности взаимосвязи индивидуально-типологических свойств и отношения к ценности «собственное здоровье» у студентов училища.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 23 рисунка. Основной текст работы изложен на 73 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровье - это основная ценность человека. Под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности формируется отношение к ценности «здоровье». Каждый человек ответственен за свое здоровье. Ответственность является определенной чертой личности и включает совокупность личных задач человека. В свою очередь, человеку свойственно приписывать ответственность за что-либо, в частности и за здоровье, внешним силам (случаю, судьбе), либо собственным действиям, стремлениям.
Следует отметить, что гендерные особенности отношения к ценности «собственное здоровье» заключается в том, что каждому человеку присущ определенный тип мышления, который определяет отношение к своему здоровью, а также существуют отличительные особенности по половому признаку, поэтому при психологической работе необходимо учитывать этот аспект и исходя из анализа личностных особенностей формировать дальнейшую программу взаимодействия с клиентом.
Опираясь результаты исследования гендерных особенностей отношения к ценности «собственное здоровье», существуют как общие, так и отличительные особенности.
Для представителей мужского пола характерны следующие особенности, влияющие на отношение к ценности «собственное здоровье»:
- сензитивность (чувствительность, внимательное отношение к своему состоянию);
- ригидность (сопротивляемость недугам, игнорирование болезни, нежелание обращаться за медицинской помощью);
- лабильность (способность адекватно оценивать собственное здоровье, состояние и придавать определенное значение ценности «здоровье»).
Что касается женской части испытуемых, следует подчеркнуть, то, что у данной категории опрошенных существуют сходства с мужской частью испытуемых в таких индивидуально-типологических особенностях, влияющих на восприятие и отношение к своему здоровью, как:
- сензитивность (проявлена в большем проценте, чем у представителей мужского пола);
- лабильность (умение адаптироваться к ситуации и адекватно воспринимать ее).
Отличие индивидуальных особенностей женского пола от мужского, в отношении восприятия своего здоровья состоит в уровне тревожности, которая может быть связана с тем, что представительницы женской части более восприимчивы и эмоциональны от природы.
Следовательно, психологическая работа по формированию ценностного отношения к здоровью, должна проводиться в группах женского и мужского пола отдельно, для обсуждения актуальных проблем и вопросов здоровья, посредством разбора конкретных ситуаций, путей выхода из них, в виде мозгового штурма и такого метода психологической работы как ролевые игры. Это способствует формированию правильных моделей поведения, ответственности за свое здоровье. Также после проведения работы в отдельных группах, общие закрепляющие занятия следует проводить совместно, для обмена мнением и опытом.
Таким образом, следует отметить, что гипотеза, о том, что представительницы женского пола относятся к своему здоровью более внимательно и ответственно, по сравнению с представителями мужского пола подтвердилась.



1. Ананьев В. А. Психология здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. 2017. 384 с.
2. Барканова О. В. Исследование половых и гендерных различий отношения к здоровью старших подростков [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/409/41515.php(дата обращения 23.09.2021).
3. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к своему здоровью как фактору профессиональной деятельности: диссер. канд. психол. наук. СПб. 2018. 240 с.
4. Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. соч. в 6-ти т. - Т.1. М. : 1982. С.68-108.
5. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности. Вестник практической психологии образования. № 3. 2019. С. 17-21.
6. Духновский С. В. Психодиагностика. М.: Издательство Юрайт. 2020. 353 с.
7. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования 2000. № 11. С.15-23.
8. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. № 1. 2015. С. 5-12.
9. Кабаченко Т. С. Психология управления ресурсами. СПб. : СПБ. : 2017. 399 с.
10. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения. Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в ХХ1 веке; сборник научных статей. Чита. 2016. Часть 11. С.187-193.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Academia, 2014. 346 с.
12. Мандель Б. Р. Возрастная психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА. 2021. 350 с.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ. 2018. 351 с.
14. Мухамадеева Л. И., Зиннатуллина Ю. Ш. Изучение индивидуально - психологических особенностей личности. В сборнике: Будущее науки-2016. Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 118-120.
15. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. 432 с.
16. Немчин Т. А. Состояние нервно психического напряжения. Л. : Ленинградский университет. 2013. 167 с.
17. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : Сфера. 2012. 510 с.
18. Отчет ВОЗ выявляет тот факт, что здоровью подростков уделяется
недостаточно внимания [Электронный ресурс].
URL: http: //www.euro .who .int/ru/what-we-publish/information-for-the- media/sections/latest-press-releases/who-report-reveals-teenagers-do-not-get-a- fair-deal-on-health (дата обращения: 12.08.2021).
19. Торохтий В. С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. М.; МГПУ. 2019. 100 с.
20. Холодков Е. И. Диагностика психологии здоровья. М. : 2016. 183 с.
21. Феоктистова С. В. Психология. М. : Юрайт. 2020. 234 с.
22. Чапала Т. В. Психология здоровья как предмет исследования: теоретический обзор // Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Самара: Типография ЦРП, 2016. С. 248-252.
23. Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социологические исследования, 2000. № 11. С. 134-141.
24. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago. 1969. 318 с.
25. Bishop G. D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach // Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
26. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P.1-18.
27. Diener E. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. № 49. P. 71-75.
28. Lahelma E., Arber S. The myth of Gender differences in Health: Social Structural Determinants across Adult Ages in Britain and Finland // Current Sociology. 2001. №2. P.120-126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ