История села Павловка Ульяновской области
|
Введение 4
Глава 1 История села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период 8
1.1 Этапы становления села Павловка 8
1.2 Положение сельчан в дореволюционный период 19
Глава 2 Развитие села Павловка в ХХ - начале XXI века 31
2.1 История села в советский период 31
2.2 Постсоциалистический период в развитии Павловки 50
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58
Приложение А Михаил Андреевич Суслов 63
Приложение Б Биография Михаила Андреевича Суслова 64
Приложение В Сергей Александрович Виноградов 66
Приложение Г Биография Сергея Александровича Виноградова (посол
Советского Союза) 67
Приложение Д Федор Иванович Панферов 68
Приложение Е Биография Федора Ивановича Панферова
Глава 1 История села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период 8
1.1 Этапы становления села Павловка 8
1.2 Положение сельчан в дореволюционный период 19
Глава 2 Развитие села Павловка в ХХ - начале XXI века 31
2.1 История села в советский период 31
2.2 Постсоциалистический период в развитии Павловки 50
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58
Приложение А Михаил Андреевич Суслов 63
Приложение Б Биография Михаила Андреевича Суслова 64
Приложение В Сергей Александрович Виноградов 66
Приложение Г Биография Сергея Александровича Виноградова (посол
Советского Союза) 67
Приложение Д Федор Иванович Панферов 68
Приложение Е Биография Федора Ивановича Панферова
Актуальность исследования. Слово «родина» имеет глубокий смысл, это широкое и непостижимое понятие, но в первую очередь это место, где человек родился, место, где он живет. Понятия «родная земля» и «родной край» означают прежде всего то или иное место на земле, то или иное место, где ты чувствуешь себя в своей среде, где окружающие тебя люди близки тебе по своему образу жизни, по своей культуре и по своему взгляду на мир. По мере взросления человека его жажда познания своей родины растет год от года, как и интерес к необъятным масштабам и незабываемой красоте ее земли. К ее просторам и природным заповедникам, к городам со старинными зданиями и далекому прошлому «малой родины». Связи между домом и родиной неразрывны. Любовь к родине начинается дома и простирается до границ всей страны. Любовь к родине питает любовь к родине. «Знать свою родину и изучать ее - значит любить ее глубже», - отметил академик А.С. Барков [2].
Поселок городского типа Павловка имеет важные рекреационные ресурсы, интересную историю и самобытную культуру, уникальные природные и географические особенности, которые заслуживают более детального изучения, поэтому для написания данного выпускного квалификационного исследования мы выбрали тему «История создания и формирования р.п. Павловка и Павловский район».
Объект данного исследования - р.п. Павловка и Павловский край. Целенаправленным изучением конкретного р.п. Павловка и Павловского края никто не занимался. Немногими исследованиями посвященных истории развития р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области стали работы В.Ф. Русяева «Наш Павловский край. Павловка»; Т.М. Устименко «Село Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии» и некоторые архивные документы, с которыми нам удалось ознакомиться в архиве. Но либо из-за недостаточности материалов, либо из-за ненадобности данные авторы исследуют подробно не все объекты этого района. Такая проблема существует и во всех остальных основных источниках, посвященных изучению или описанию р.п. Павловка: в каждой работе в какой-то мере упущен тот или иной факт. Пробелы в изучении р.п. Павловка и Павловского края объясняет актуальность настоящего исследования.
Объектом данного исследования является Павловка и Павловский край.
Предметом исследования выступает этапы создания и формирования р.п. Павловка и Павловский район.
Цель данной работы - изучить и проанализировать историю села Павловка Симбирской губернии (Ульяновской области).
Задачи исследования:
- рассмотреть этапы становления села Павловка,
- характеризовать положение сельчан в дореволюционный период,
- раскрыть историю села в советский период,
- представить особенности постсоциалистического периода в развитии Павловки.
Территориальные рамки исследования: Павловка и Павловский край Ульяновской области.
Хронологические рамки исследования охватывают период: конец XVI века - начало XXI века. Указанные хронологические рамки позволяют проследить на материалах основные стадии развития села Павловка и Павловского района в дореволюционный, советский и постсоциалистический период, а также охарактеризовать особенности становления культурно-просветительской жизни Павловского района.
Степень изученности темы (историографический анализ): в историографии развития села Павловка Павловского района Ульяновской области можно выделить три условных периода: дореволюционный, советский и постсоциалистический. Работы, посвященные изучению истории развития села Павловка были следующие: В.П. Семенов «Россия» Полное географическое описание нашего Отечества»; Н.Ф. Хованский «Очерки по истории г. Саратова и Саратовской губернии»; Сборник статистических сведений по Саратовской губернии»; «Словарь Российской империи»; В.Ф. Русяев «Наш Павловский край. Павловка»; А.А. Гераклитов «История Саратовского края в XVI - XVIII в.в.»; А.А. Гераклитов «Саратовская мордва»; В. и Г. Холмогоровы «Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII в.»; Т.М. Устименко «Село Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии»; архивные документы музеев города Ульяновска, Саратова, Куйбышева, Хвалынска, Павловского района, статистические сборники и книги, изданные в дореволюционный и советский период, статьи и корреспонденции, опубликованные в центральной, областной и местной печати (газета «Искра»), материалы журнала «Мономах» и другие. Достойна внимания биогафия посла СССР С.А. Виноградова (приложение В и приложение Г) и писателя Д.Е. Панферова (приложение Д приложение Е).
Методы исследования: работа основывается на принципах историзма, объективности, системности и ценностного подхода. Принцип историзма - подход к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени - позволил рассмотреть историю развития села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период, советский период и постсоциалистический период. Принцип объективности выразился во всестороннем охвате изучаемого явления, опоре на достигнутый уровень знаний с учетом разных точек зрения на рассматриваемую проблему. Принцип системности определил ориентацию на раскрытие особенностей развития культурно-просветительской жизни Павловского района; выявление его разнообразных стилей и направлений, их реализации и сведение их в единую целостную картину. В ходе работы над темой исследования также использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Новизна работы. Предпринята попытка уточнить и обобщить особенности создания и формирования р.п. Павловка и Павловского района.
В результате проведенного исследования удалось выявить не только общие тенденции и этапы развития р.п. Павловка и Павловского района, но и охарактеризовать особенности культурно-просветительской жизни села, проследить ее специфику и общие закономерности развития.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в преподавательской деятельности при подготовке лекций и материалов семинарских занятий; при написании студентами курсовых, дипломных работ, рефератов, сообщений; подготовки заданий для управляемой самостоятельной работе студентов; для факультативных занятий и при подготовке олимпиадных заданий в средних общеобразовательных учреждениях; подготовке информационных сообщений в рамках идеологической работы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования, методы исследования. В рамках первой главы рассматривается история села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период. Вторая глава работы посвящена характеристике развития села Павловка в ХХ - начале XXI века.
Поселок городского типа Павловка имеет важные рекреационные ресурсы, интересную историю и самобытную культуру, уникальные природные и географические особенности, которые заслуживают более детального изучения, поэтому для написания данного выпускного квалификационного исследования мы выбрали тему «История создания и формирования р.п. Павловка и Павловский район».
Объект данного исследования - р.п. Павловка и Павловский край. Целенаправленным изучением конкретного р.п. Павловка и Павловского края никто не занимался. Немногими исследованиями посвященных истории развития р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области стали работы В.Ф. Русяева «Наш Павловский край. Павловка»; Т.М. Устименко «Село Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии» и некоторые архивные документы, с которыми нам удалось ознакомиться в архиве. Но либо из-за недостаточности материалов, либо из-за ненадобности данные авторы исследуют подробно не все объекты этого района. Такая проблема существует и во всех остальных основных источниках, посвященных изучению или описанию р.п. Павловка: в каждой работе в какой-то мере упущен тот или иной факт. Пробелы в изучении р.п. Павловка и Павловского края объясняет актуальность настоящего исследования.
Объектом данного исследования является Павловка и Павловский край.
Предметом исследования выступает этапы создания и формирования р.п. Павловка и Павловский район.
Цель данной работы - изучить и проанализировать историю села Павловка Симбирской губернии (Ульяновской области).
Задачи исследования:
- рассмотреть этапы становления села Павловка,
- характеризовать положение сельчан в дореволюционный период,
- раскрыть историю села в советский период,
- представить особенности постсоциалистического периода в развитии Павловки.
Территориальные рамки исследования: Павловка и Павловский край Ульяновской области.
Хронологические рамки исследования охватывают период: конец XVI века - начало XXI века. Указанные хронологические рамки позволяют проследить на материалах основные стадии развития села Павловка и Павловского района в дореволюционный, советский и постсоциалистический период, а также охарактеризовать особенности становления культурно-просветительской жизни Павловского района.
Степень изученности темы (историографический анализ): в историографии развития села Павловка Павловского района Ульяновской области можно выделить три условных периода: дореволюционный, советский и постсоциалистический. Работы, посвященные изучению истории развития села Павловка были следующие: В.П. Семенов «Россия» Полное географическое описание нашего Отечества»; Н.Ф. Хованский «Очерки по истории г. Саратова и Саратовской губернии»; Сборник статистических сведений по Саратовской губернии»; «Словарь Российской империи»; В.Ф. Русяев «Наш Павловский край. Павловка»; А.А. Гераклитов «История Саратовского края в XVI - XVIII в.в.»; А.А. Гераклитов «Саратовская мордва»; В. и Г. Холмогоровы «Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII в.»; Т.М. Устименко «Село Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии»; архивные документы музеев города Ульяновска, Саратова, Куйбышева, Хвалынска, Павловского района, статистические сборники и книги, изданные в дореволюционный и советский период, статьи и корреспонденции, опубликованные в центральной, областной и местной печати (газета «Искра»), материалы журнала «Мономах» и другие. Достойна внимания биогафия посла СССР С.А. Виноградова (приложение В и приложение Г) и писателя Д.Е. Панферова (приложение Д приложение Е).
Методы исследования: работа основывается на принципах историзма, объективности, системности и ценностного подхода. Принцип историзма - подход к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени - позволил рассмотреть историю развития села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период, советский период и постсоциалистический период. Принцип объективности выразился во всестороннем охвате изучаемого явления, опоре на достигнутый уровень знаний с учетом разных точек зрения на рассматриваемую проблему. Принцип системности определил ориентацию на раскрытие особенностей развития культурно-просветительской жизни Павловского района; выявление его разнообразных стилей и направлений, их реализации и сведение их в единую целостную картину. В ходе работы над темой исследования также использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Новизна работы. Предпринята попытка уточнить и обобщить особенности создания и формирования р.п. Павловка и Павловского района.
В результате проведенного исследования удалось выявить не только общие тенденции и этапы развития р.п. Павловка и Павловского района, но и охарактеризовать особенности культурно-просветительской жизни села, проследить ее специфику и общие закономерности развития.
Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в преподавательской деятельности при подготовке лекций и материалов семинарских занятий; при написании студентами курсовых, дипломных работ, рефератов, сообщений; подготовки заданий для управляемой самостоятельной работе студентов; для факультативных занятий и при подготовке олимпиадных заданий в средних общеобразовательных учреждениях; подготовке информационных сообщений в рамках идеологической работы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования, методы исследования. В рамках первой главы рассматривается история села Павловка Симбирской губернии в дореволюционный период. Вторая глава работы посвящена характеристике развития села Павловка в ХХ - начале XXI века.
Село Избалык, или Дмитриевское, позднее известное как Павловка, было основано у истоков красивой чистой реки. Основные заселения в регионе начались в XVI веке с мордовских племен, за которыми последовали русские. С приходом русских быстро начали развиваться земледелие, скотоводство, ремесла и торговля. Более трех веков русские, мордва, татары и чуваши жили в согласии на павловской земле.
Позже пришли украинцы, белорусы, немцы и, в начале прошлого века, армяне. На протяжении всей своей истории Павловка входила в состав Саратовской, Пензенской, Куйбышевской, а затем Ульяновской губерний. Первый «кинотеатр» в Павловке появился в 1916 году. «Живые картины» были также известны на местном уровне как «туманные картины»; в кинотеатре их называли «имитационным кино или симатограф». Однако показ «живых картин» оказался очень невыгодным делом - прибыли было мало.
Церкви были не только религиозными учреждениями, но и центрами культуры и начального образования, а также архитектурными памятниками. Архивные документы показывают, что к середине XIX века обучение грамоте получило значительное развитие. В больших деревнях организовывались одноклассные академии. Обучение в школе было светским, то есть, помимо «Закона Божьего», преподавались арифметика, чтение, грамматика и география.
Здравоохранение села Павловки претерпело серьезный путь развития: от народной медицины до создания поликлиник и больниц. Здравоохранение села Павловки в первую очередь направленно на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание здорового образа жизни и оказание медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. ОВД села Павловки являлось и до сих пор является многофункциональным правоохранительным органом, на который возложены следующие основные виды правоохранительной деятельности: административная, связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения; оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску преступлений и лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия и судов, лиц, скрывшихся из мест лишения свободы, пропавших без вести.
С древних времен сельское хозяйство было основным занятием большинства людей в регионе. В то время, когда крестьяне жили в условиях натурального хозяйства, только работа на земле могла обеспечить им средства к существованию. Борьба за землю как источник средств к существованию велась на протяжении всей истории российского крестьянства. Экономическое положение крестьян в дореволюционный период было неоднородно. Некоторые крестьяне разбогатели, другие разорились. В сельской местности возникли два противоположных полюса: беднота и кулаки, сельский пролетариат и сельская буржуазия.
В соответствии с пожеланиями первых коммунистов Павловки, выражавших интересы трудового крестьянства и ремесленников, в городах и селах была установлена советская власть и проведены радикальные преобразования. Путь к социализму был трудным. Из-за экономической разрухи людям было трудно достать соль, спички и мыло. Парафина не было, поэтому в домах жгли жировые костры или спички. У многих крестьян не было ни лошадей, ни коров.
Хорошее питание было серьезной проблемой. С 1919 года начали организовываться потребительские общества, члены которых имели право покупать некоторые промышленные товары через распределение после уплаты паевого взноса. Советские власти, несмотря на огромные трудности, с которыми они столкнулись, начали заботиться о детях. Возникли зачатки культурной революции. Началось обучение грамотности взрослого населения.
Павловский район - сельскохозяйственный район. За двадцать лет неуправляемых реформ по сельскому хозяйству был нанесен сильнейший удар, большинство колхозов и совхозов, строительных организаций и предприятий, связанных с сельским производством и его обслуживанием, развалилось, сократились посевные площади, снизилось поголовье скота. Из 24 предприятий, занимающихся сельхозпроизводством, животноводство сосредоточено в 7, в 15 предприятиях сосредоточено только растениеводство. Павловский район - это не только сельское хозяйство, это и те отрасли, которые его обслуживают, перерабатывают продукцию, ремонтируют технику, перевозят грузы. Маслозавод, пищекомбинат, агротехснаб, преобразованные в акционерные общества и унитарные предприятия функционируют, хотя и в непростых условиях, страдая от отсутствия сырья и покупательского спроса на продукты переработки.
Позже пришли украинцы, белорусы, немцы и, в начале прошлого века, армяне. На протяжении всей своей истории Павловка входила в состав Саратовской, Пензенской, Куйбышевской, а затем Ульяновской губерний. Первый «кинотеатр» в Павловке появился в 1916 году. «Живые картины» были также известны на местном уровне как «туманные картины»; в кинотеатре их называли «имитационным кино или симатограф». Однако показ «живых картин» оказался очень невыгодным делом - прибыли было мало.
Церкви были не только религиозными учреждениями, но и центрами культуры и начального образования, а также архитектурными памятниками. Архивные документы показывают, что к середине XIX века обучение грамоте получило значительное развитие. В больших деревнях организовывались одноклассные академии. Обучение в школе было светским, то есть, помимо «Закона Божьего», преподавались арифметика, чтение, грамматика и география.
Здравоохранение села Павловки претерпело серьезный путь развития: от народной медицины до создания поликлиник и больниц. Здравоохранение села Павловки в первую очередь направленно на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание здорового образа жизни и оказание медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. ОВД села Павловки являлось и до сих пор является многофункциональным правоохранительным органом, на который возложены следующие основные виды правоохранительной деятельности: административная, связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения; оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску преступлений и лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия и судов, лиц, скрывшихся из мест лишения свободы, пропавших без вести.
С древних времен сельское хозяйство было основным занятием большинства людей в регионе. В то время, когда крестьяне жили в условиях натурального хозяйства, только работа на земле могла обеспечить им средства к существованию. Борьба за землю как источник средств к существованию велась на протяжении всей истории российского крестьянства. Экономическое положение крестьян в дореволюционный период было неоднородно. Некоторые крестьяне разбогатели, другие разорились. В сельской местности возникли два противоположных полюса: беднота и кулаки, сельский пролетариат и сельская буржуазия.
В соответствии с пожеланиями первых коммунистов Павловки, выражавших интересы трудового крестьянства и ремесленников, в городах и селах была установлена советская власть и проведены радикальные преобразования. Путь к социализму был трудным. Из-за экономической разрухи людям было трудно достать соль, спички и мыло. Парафина не было, поэтому в домах жгли жировые костры или спички. У многих крестьян не было ни лошадей, ни коров.
Хорошее питание было серьезной проблемой. С 1919 года начали организовываться потребительские общества, члены которых имели право покупать некоторые промышленные товары через распределение после уплаты паевого взноса. Советские власти, несмотря на огромные трудности, с которыми они столкнулись, начали заботиться о детях. Возникли зачатки культурной революции. Началось обучение грамотности взрослого населения.
Павловский район - сельскохозяйственный район. За двадцать лет неуправляемых реформ по сельскому хозяйству был нанесен сильнейший удар, большинство колхозов и совхозов, строительных организаций и предприятий, связанных с сельским производством и его обслуживанием, развалилось, сократились посевные площади, снизилось поголовье скота. Из 24 предприятий, занимающихся сельхозпроизводством, животноводство сосредоточено в 7, в 15 предприятиях сосредоточено только растениеводство. Павловский район - это не только сельское хозяйство, это и те отрасли, которые его обслуживают, перерабатывают продукцию, ремонтируют технику, перевозят грузы. Маслозавод, пищекомбинат, агротехснаб, преобразованные в акционерные общества и унитарные предприятия функционируют, хотя и в непростых условиях, страдая от отсутствия сырья и покупательского спроса на продукты переработки.



