Аннотация 2
Введение 5
1 Содержание вопроса в области логистического управления цепями поставок 7
1.1 Современное состояние вопроса управления логистическими цепями 7
1.2 Описание проблемной ситуации. Выбор математических методов решения задачи 12
1.3 Выбор средств решения проблемы 22
2 Анализ деятельности предприятия 28
2.1 Анализ логистической системы с позиции системного подхода 28
2.2 Разработка алгоритма решения поставленной задачи 36
3 Апробация логистической системы 38
3. 1 Разработка информационной системы 38
3.2 Применение логистической системы на примере ООО «Центр Мебель Комплект» 42
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Повышение уровня требований потребителей происходит из-за возрастающей конкуренции на рынке товаров и услуг. В этих условиях прогресс любого бизнеса в предоставлении услуг несколькими клиентам должен быть динамичным. Целью является качество, объем и предоставление услуг, которые соответствуют ожиданиям клиентов. Тем не менее, даже компания, которая достигла высокого уровня обслуживания на рынке, во время стагнации на мгновение в ожидании открытия перспектив и возможностей, будет видеть позади конкуренции.
В наши дни потребители уточняют такие дополнительные критерии, как качественное сопровождение процесса выполнения заказа, сроки доставки и получение заказа в нужное время.
Обеспечения поставки является основной задачей транспортной логистики:
• конкретного продукта,
• место доставки,
• количество,
• надлежащего качества,
• оговоренное время,
• конкретному клиенту,
• с наименьшими потерями.
Поставка товаров в большое количество пунктов мелкими партиями является распространенной задачей для организаций, в том числе и среди малого бизнеса. В такой ситуации выбор оптимального маршрута развозки продукции между заказчиками позволяет значительно сократить как временные, так и транспортные расходы.
Применение информационных технологий для оптимизации поставок позволяет:
• четко организовать процесс поставки,
• снизить издержки, как временные, так и материальные, связанные с поставкой товара,
• увеличить удовлетворенность потребителя за счет точного выполнения обязательств по поставке товара, а в определенных ситуациях и превзойти его ожидания.
Многие предприятия малого бизнеса, планируют свои поставки и связанные с ними издержки, основываясь только на приблизительных и не всегда достоверных оценках поставленной задачи. Это приводит к тому, что они вынуждены использовать гораздо большие средства, как материальные, так и транспортные, чем может потребоваться в действительности. В противном случае фирма рискует не выполнить или выполнить в ненадлежащий срок свои обязательства по поставки товара. Но при этом расходы, связанные с внедрение специальных логистических систем или приемом на работу специалиста, окупятся за весьма длительный срок.
В связи с этим предлагается разработать логистическую систему, способную решать задачу организации мелко партийной поставки в условиях города, основанную на общедоступных и широко применяемых средствах. Это позволит практически исключить затраты на внедрение такой системы, но при этом организовать процесс поставки. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать основные математические методы решения задачи оптимизации мелкопартионных поставок,
• разработать математическую модель проблемы и программные средства ее решения,
• разработать методику применения программного комплекса,
• оценить эффективность работы системы,
• рассчитать экономический эффект от внедрения предлагаемой системы.
Бакалаврская работа представляет собой разработку информационной технологии, применимой для малых и средних предприятий и направленной на повышение качества доставки готовой продукции и снижение издержек на доставку. Производственная деятельность предприятия ОАО «Центрмебелькомплект» связана с производством корпусной мебели, доставкой её потребителю и сборкой на месте использования.
При выполнении бакалаврской работы была поставлена задача разработки логистической системы для минимизации издержек, связанных с доставкой многочисленных мелких и средних партий грузов (товаров) клиентам, расположенным в различных пунктах города. Решение указанной логистической задачи сопряжено с необходимостью выбора того или иного плана доставки заказанной и произведенной мебели, в обусловленные договорами сроки по определенным адресам г. Тольятти.
До настоящего времени задача решалась «вручную», без привлечения вычислительных средств и практически без попытки оптимизации маршрутов и загрузок.
Для решения этой проблемы была предложена сетевая модель для описания логистической сети предприятия, включающая данные о расположении узловых пунктов на карте города, местах нахождения фабрики и магазинов-салонов в различных районах, расстояниях между пунктами. Эта задача в системе решается с помощью Интернет ресурса «Яндекс. Карты».
На основании сетевой модели был разработан алгоритм оптимального распределения маршрутов и загрузки автомобилей с использованием метода ветвей и границ. Алгоритм реализован в программном средстве MSExcel с использованием языка программирования VBA.
Экономической расчет показал, что внедрение разработанной логистической системы является крайне эффективным. Затраты на разработку и внедрения составили 36324 рублей. Срок окупаемости системы менее 3 месяцев.
Предприятию передан и апробирован в экспериментальной эксплуатации программный продукт для расчета оптимального плана мелкопартионных доставок. Внедрение логистической системыи программного продукта позволило сократить расходы на топлива на 21%, повысить коэффициент использования автомобилей при доставке по городу на 0.12, что позволило высвободить транспорт для других перевозок и исключить нерациональные поездки.