Социально-педагогическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ учащимися подросткового возраста
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Выборка. 20 подростков (мальчики) в возрасте от 13 до 15 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста 6
1.1 Обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления психоактивных веществ 6
1.2 Причины употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте 10
1.3 Особенности социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 15
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных особенностей подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Организация социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Выборка. 20 подростков (мальчики) в возрасте от 13 до 15 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста 6
1.1 Обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления психоактивных веществ 6
1.2 Причины употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте 10
1.3 Особенности социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 15
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных особенностей подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Организация социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность. Светлое будущее любого государства, в том числе и России, в руках сегодняшней молодежи, поэтому опорой страны является обеспечение всестороннего духовно-нравственного и национально-культурного развития молодежи, побуждение ее к ведению здорового образа жизни, развитие конкурентоспособности и психического здоровья. Существует ряд проблем, препятствующих реализации этих задач, в частности, неполные семьи, увеличение числа малообеспеченных семей, распространение асоциальных социальных групп, религиозных сект и др. Эти проблемы, в свою очередь, препятствуют полноценному развитию современной молодежи и приводят к неустойчивости детской психики. А безличный характер психики, особенно в переходный период подросткового возраста, приводит ребенка к различным негативным действиям. На сегодняшний день наиболее распространенной и опасной формой девиантного поведения является употребление психоактивных веществ (далее – ПАВ). В этой связи, актуальным является изучение особенностей проведения социально-педагогической работы по профилактике употребления ПАВ среди детей подросткового возраста.
Степень изученности проблемы исследования. С.В. Гречаным проведен теоретический обзор ведущих научных трудов по проблеме мотивов употребления ПАВ. Так, исследования И.В. Бабенко-Сорокопуд направлено на изучение мотивов употребления ПАВ в гендерном аспекте – девочек подростков. Т.Н. Инглик изучила мотивы употребления алкоголя подростками, Е.С. Скворцова – мотивы табакокурения среди сельских подростков. Т.А. Мардасова П.Р. Юсупов проанализировали мотивы употребления ПАВ в подростковой среде. Д.А. Донцов, А.А. Овчаренко и др. раскрыли особенности организации профилактики употребления ПАВ среди подростков. Однако, несмотря на большое количество исследования, проблема организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков изучена недостаточно.
Проблема исследования: как организовать социально-педагогическую работу по профилактике ПАВ среди подростков.
Объект исследования – профилактика употребления подростками ПАВ.
Предмет исследования – организация социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Цель исследования – изучить особенности организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста.
2. Проанализировать по результатам экспериментального исследования личностные особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ.
3. Предложить проект программы социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1) Опросник совладания со стрессом COPE.
2) Тест самоконтроля (Brief Self – Control Scale) – Р. Баумайстер (в адаптации Л.И. Дементий, В.Е. Купченко).
3) Методика изучения личностных особенностей Л.И. Дементий.
Структура: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Степень изученности проблемы исследования. С.В. Гречаным проведен теоретический обзор ведущих научных трудов по проблеме мотивов употребления ПАВ. Так, исследования И.В. Бабенко-Сорокопуд направлено на изучение мотивов употребления ПАВ в гендерном аспекте – девочек подростков. Т.Н. Инглик изучила мотивы употребления алкоголя подростками, Е.С. Скворцова – мотивы табакокурения среди сельских подростков. Т.А. Мардасова П.Р. Юсупов проанализировали мотивы употребления ПАВ в подростковой среде. Д.А. Донцов, А.А. Овчаренко и др. раскрыли особенности организации профилактики употребления ПАВ среди подростков. Однако, несмотря на большое количество исследования, проблема организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков изучена недостаточно.
Проблема исследования: как организовать социально-педагогическую работу по профилактике ПАВ среди подростков.
Объект исследования – профилактика употребления подростками ПАВ.
Предмет исследования – организация социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Цель исследования – изучить особенности организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста.
2. Проанализировать по результатам экспериментального исследования личностные особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ.
3. Предложить проект программы социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1) Опросник совладания со стрессом COPE.
2) Тест самоконтроля (Brief Self – Control Scale) – Р. Баумайстер (в адаптации Л.И. Дементий, В.Е. Купченко).
3) Методика изучения личностных особенностей Л.И. Дементий.
Структура: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Психоактивные вещества – это любое химическое соединение естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы и приводит к изменению психическое состояние, это совокупность наркотических и токсиманических средств, которые применяются для изменения психического состояния и способны привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании). Эти изменения в основном отрицательно характерны, в связи с чрезмерным употреблением психоактивных веществ может наблюдаться деградация психики. Так же может наблюдаться и положительный характер в качестве лечебного действия, но употребление соответственно должно быть в предельно допустимых нормах.
Изучение мотивов – важнейшая предпосылка для разработки мер профилактики зависимостей, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Большинство исследователей различают мотивацию инициальную (запускающую прием) и болезненную, когда основой приема является влечение. При объяснении мотивов, как правило, наблюдается преувеличение влияния внешних причин и стремление подростков скрыть истинную мотивацию приема.
Для достижения цели исследования был проведен обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления ПАВ подростками. Обзор позволил заключить, что ведущими мотивами являются личностные (психологические) и социальные. То есть внутренние и внешние факторы оказывают влияние на возникновение мотива употребления ПАВ.
Для осуществления социально-педагогической профилактики употребления подростками ПАВ в общеобразовательных учреждениях разрабатываются различные социальные программы, ориентированные на здоровый образ жизни и укрепления физического здоровья. Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевая игра, беседа, круглый стол, дискуссия, тренинги. Значительная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», День защиты детей, участие в различных акциях против употребления психоактивных веществ, спортивно-оздоровительные праздники.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что характерной особенностью подростков, склонных к употреблению ПАВ, является то, что они не умеют разрешать возникающие проблемы самостоятельно, со временем у них уже сложилось убеждение в том, что они не способны решить свои проблемы без вмешательства со стороны окружающих. Однако, они никогда не обращаются за помощью сами, как правило, проблема разрешается только в том случае, если на них обратят внимание разного рода социальные структуры. Подросткам свойственна внушаемость, существенно чаще идут на большую опасность в азартных играх; они не успешны, доминантны и терпеливы; в большей степени желают получать помощь от других и более склонны к самоуничижению. Высокий уровень невротичности подростков группы риска можно объяснить той жизненной ситуацией, в которой они оказались, теми социальными условиями, которые оказывают воздействие на их образ жизни. Данная группа подростков в силу своей социальной принадлежности не имеет уверенности в завтрашнем дне, они не строят планов, не планируют свою жизнь, они находятся в постоянной неуверенности в своих силах, что и способствует наличию высокого уровня невротичности.
По результатам исследования предложен проект программы организации социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков группы риска.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
Изучение мотивов – важнейшая предпосылка для разработки мер профилактики зависимостей, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Большинство исследователей различают мотивацию инициальную (запускающую прием) и болезненную, когда основой приема является влечение. При объяснении мотивов, как правило, наблюдается преувеличение влияния внешних причин и стремление подростков скрыть истинную мотивацию приема.
Для достижения цели исследования был проведен обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления ПАВ подростками. Обзор позволил заключить, что ведущими мотивами являются личностные (психологические) и социальные. То есть внутренние и внешние факторы оказывают влияние на возникновение мотива употребления ПАВ.
Для осуществления социально-педагогической профилактики употребления подростками ПАВ в общеобразовательных учреждениях разрабатываются различные социальные программы, ориентированные на здоровый образ жизни и укрепления физического здоровья. Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевая игра, беседа, круглый стол, дискуссия, тренинги. Значительная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», День защиты детей, участие в различных акциях против употребления психоактивных веществ, спортивно-оздоровительные праздники.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что характерной особенностью подростков, склонных к употреблению ПАВ, является то, что они не умеют разрешать возникающие проблемы самостоятельно, со временем у них уже сложилось убеждение в том, что они не способны решить свои проблемы без вмешательства со стороны окружающих. Однако, они никогда не обращаются за помощью сами, как правило, проблема разрешается только в том случае, если на них обратят внимание разного рода социальные структуры. Подросткам свойственна внушаемость, существенно чаще идут на большую опасность в азартных играх; они не успешны, доминантны и терпеливы; в большей степени желают получать помощь от других и более склонны к самоуничижению. Высокий уровень невротичности подростков группы риска можно объяснить той жизненной ситуацией, в которой они оказались, теми социальными условиями, которые оказывают воздействие на их образ жизни. Данная группа подростков в силу своей социальной принадлежности не имеет уверенности в завтрашнем дне, они не строят планов, не планируют свою жизнь, они находятся в постоянной неуверенности в своих силах, что и способствует наличию высокого уровня невротичности.
По результатам исследования предложен проект программы организации социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков группы риска.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Создание просоциальной среды в условиях профессиональных образовательных организаций как профилактика употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика употребления психоактивных веществ младшими школьниками на занятиях кружка «Страна здоровья»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2016



