Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» Петропавловск-Камчатского городского округа.
Выборка. 20 подростков (мальчики) в возрасте от 13 до 15 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста 6
1.1 Обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления психоактивных веществ 6
1.2 Причины употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте 10
1.3 Особенности социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 15
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных особенностей подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
2.3 Организация социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность. Светлое будущее любого государства, в том числе и России, в руках сегодняшней молодежи, поэтому опорой страны является обеспечение всестороннего духовно-нравственного и национально-культурного развития молодежи, побуждение ее к ведению здорового образа жизни, развитие конкурентоспособности и психического здоровья. Существует ряд проблем, препятствующих реализации этих задач, в частности, неполные семьи, увеличение числа малообеспеченных семей, распространение асоциальных социальных групп, религиозных сект и др. Эти проблемы, в свою очередь, препятствуют полноценному развитию современной молодежи и приводят к неустойчивости детской психики. А безличный характер психики, особенно в переходный период подросткового возраста, приводит ребенка к различным негативным действиям. На сегодняшний день наиболее распространенной и опасной формой девиантного поведения является употребление психоактивных веществ (далее – ПАВ). В этой связи, актуальным является изучение особенностей проведения социально-педагогической работы по профилактике употребления ПАВ среди детей подросткового возраста.
Степень изученности проблемы исследования. С.В. Гречаным проведен теоретический обзор ведущих научных трудов по проблеме мотивов употребления ПАВ. Так, исследования И.В. Бабенко-Сорокопуд направлено на изучение мотивов употребления ПАВ в гендерном аспекте – девочек подростков. Т.Н. Инглик изучила мотивы употребления алкоголя подростками, Е.С. Скворцова – мотивы табакокурения среди сельских подростков. Т.А. Мардасова П.Р. Юсупов проанализировали мотивы употребления ПАВ в подростковой среде. Д.А. Донцов, А.А. Овчаренко и др. раскрыли особенности организации профилактики употребления ПАВ среди подростков. Однако, несмотря на большое количество исследования, проблема организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков изучена недостаточно.
Проблема исследования: как организовать социально-педагогическую работу по профилактике ПАВ среди подростков.
Объект исследования – профилактика употребления подростками ПАВ.
Предмет исследования – организация социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Цель исследования – изучить особенности организации социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социально-педагогической работы профилактики употребления психоактивных веществ среди детей подросткового возраста.
2. Проанализировать по результатам экспериментального исследования личностные особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ.
3. Предложить проект программы социально-педагогической работы по профилактике ПАВ среди подростков.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1) Опросник совладания со стрессом COPE.
2) Тест самоконтроля (Brief Self – Control Scale) – Р. Баумайстер (в адаптации Л.И. Дементий, В.Е. Купченко).
3) Методика изучения личностных особенностей Л.И. Дементий.
Структура: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Психоактивные вещества – это любое химическое соединение естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы и приводит к изменению психическое состояние, это совокупность наркотических и токсиманических средств, которые применяются для изменения психического состояния и способны привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании). Эти изменения в основном отрицательно характерны, в связи с чрезмерным употреблением психоактивных веществ может наблюдаться деградация психики. Так же может наблюдаться и положительный характер в качестве лечебного действия, но употребление соответственно должно быть в предельно допустимых нормах.
Изучение мотивов – важнейшая предпосылка для разработки мер профилактики зависимостей, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Большинство исследователей различают мотивацию инициальную (запускающую прием) и болезненную, когда основой приема является влечение. При объяснении мотивов, как правило, наблюдается преувеличение влияния внешних причин и стремление подростков скрыть истинную мотивацию приема.
Для достижения цели исследования был проведен обзор научных публикаций по проблеме мотивов употребления ПАВ подростками. Обзор позволил заключить, что ведущими мотивами являются личностные (психологические) и социальные. То есть внутренние и внешние факторы оказывают влияние на возникновение мотива употребления ПАВ.
Для осуществления социально-педагогической профилактики употребления подростками ПАВ в общеобразовательных учреждениях разрабатываются различные социальные программы, ориентированные на здоровый образ жизни и укрепления физического здоровья. Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевая игра, беседа, круглый стол, дискуссия, тренинги. Значительная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», День защиты детей, участие в различных акциях против употребления психоактивных веществ, спортивно-оздоровительные праздники.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что характерной особенностью подростков, склонных к употреблению ПАВ, является то, что они не умеют разрешать возникающие проблемы самостоятельно, со временем у них уже сложилось убеждение в том, что они не способны решить свои проблемы без вмешательства со стороны окружающих. Однако, они никогда не обращаются за помощью сами, как правило, проблема разрешается только в том случае, если на них обратят внимание разного рода социальные структуры. Подросткам свойственна внушаемость, существенно чаще идут на большую опасность в азартных играх; они не успешны, доминантны и терпеливы; в большей степени желают получать помощь от других и более склонны к самоуничижению. Высокий уровень невротичности подростков группы риска можно объяснить той жизненной ситуацией, в которой они оказались, теми социальными условиями, которые оказывают воздействие на их образ жизни. Данная группа подростков в силу своей социальной принадлежности не имеет уверенности в завтрашнем дне, они не строят планов, не планируют свою жизнь, они находятся в постоянной неуверенности в своих силах, что и способствует наличию высокого уровня невротичности.
По результатам исследования предложен проект программы организации социально-педагогической работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков группы риска.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
1. Бабенко-Сорокопуд И.В. Мотивация употребления психоактивных веществ девочками-подростками // Медико-социальные проблемы семьи. – 2020. – Т. 25. – № 3. – С. 107-108.
2. Байдакова Е.Г. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выбираю жизнь в гармонии с собой» (профилактика раннего употребления подростками ПАВ) // В сборнике: Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог – 2019. Коллективная монография в рамках XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством». Под редакцией В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой. – Москва, 2019. – С. 51-57.
3. Галстян М.Н. Ребенок начал употреблять наркотики: что делать // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 5. – C. 11–23.
4. Гречаный С.В. Мотивы употребления психоактивных веществ и их связь с клинико-психологическими характеристиками (обзор литературы) // Научно-медицинский Вестник Центрального Черноземья. – 2015. – №59. – С. 28-35.
5. Донцов Д.А. Модели и формы первичной профилактики употребления подростками психоактивных веществ // Школьные технологии. – 2017. – № 2. – С. 45-51.
6. Инглик Т.Н. Изучение мотивации употребления алкоголя у подростков // Амурский научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 19-26.
7. Ипатова К. А. Изучение мотивов приема и отказа от употребления психоактивных веществ у студентов первого курса медицинского вуза // В сборнике: Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования. Сборник научных трудов. – 2016. – С. 203-207.
8. Кибальченко И.А. Отношение к употреблению ПАВ подростков, проживающих в разных бытовых условиях // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5. – № 2. – С. 83-86.
9. Кокова Е.И. Уровень сформированности мотивов жизнедеятельности у студентов высших учебных заведений с разным отношением к употреблению психоактивных веществ // В сборнике: Инновационные подходы в рекреации, туризме и физической культуре. Материалы международной научно-практической конференции. –2018. – С. 133-138.
10. Колышницына Т.С. Профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 52-58.
11. Никифорова Н.Д. Профилактика употребления ПАВ у подростков // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. материалы IV Всероссийской научно–практической конференции. – 2015. – С. 97-99.
12. Овчаренко А.А. Исследование склонности к деструктивным проявлениям (экстремизму) подростков (на базе общеобразовательной организации) // В сборнике: Духовные основы отношений человек – природа. Материалы Всероссийской (Национальной) с международным участием научно-практической конференции. Чувашский государственный аграрный университет. – Чебоксары, 2022. – С. 187-191.
13. Позднякова М.Е. Распространённость употребления наркотических средств среди работающего населения как форма дезадаптационного процесса. Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. Т. 7. – № 3 (27). – С. 120-135.
14. Распопова Н.И. Дисгармоничное развитие личности, как предиктор формирования аддиктивного поведения // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2019. – № 1. – С. 216-224.
15. Силичева Е.С. Психолого-педагогические условия профилактики употребления ПАВ среди подростков // Colloquium-Journal. – 2019. – № 21-3 (45). – С. 51-52.
16. Скворцова Е.С. Табакокурение среди сельских подростков-школьников, ежедневно длительно пользующихся интернетом // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 36-46.
17. Солдаткина М.А. Социально-педагогическая профилактика употребления ПАВ среди подростков // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. – Барнаул, 2021. – С. 355-358.
18. Уривская Н.С. Профилактика зависимости от ПАВ подростков группы риска // В сборнике: Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы. материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 327-331.
19. Щанкина Е.Н. Профилактика и злоупотребление ПАВ и алкогольной продукции среди подростков // В сборнике: Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности. материалы VII Международной научно-практической конференции посвящённой видному учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894-1977). – 2019. – С. 173-177.
20. Юсупов П.Р. Психологические особенности употребления психоактивных веществ в контексте выраженной агрессии в молодежной среде // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 110-127.