Введение 13
1 Объект и методы исследования 15
1.1 Содержательная постановка задачи 15
1.2 Концептуальная постановка задачи 18
1.3 Описание моделей параметризации результатов оценивания учебных
достижений 19
1.3.1 Дихотомическая модель Раша 22
1.3.2 Политомическая биномиальная модель Раша 26
1.4 Критерий согласования модели с экспериментальными данными 28
1.5 Выбор программного обеспечения 30
2 Расчёты и аналитика 31
2.1 Алгоритм дихотомической модели Раша 31
2.2 Алгоритм реализации политомической биномиальной модели Раша 33
2.3 Алгоритм проведения сравнительного исследования 34
3 Результаты проведения исследования 37
4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 45
4.1 Организация и планирование работ 45
4.2 Расчет сметы затрат на выполнение проекта 49
4.2.1 Расчет затрат на материалы 49
4.2.2 Расчет заработной платы 50
4.2.3 Расчет затрат на социальный налог 51
4.2.4 Расчет затрат на электроэнергию 51
4.2.5 Расчет амортизационных расходов 52
4.2.6 Расчет прочих расходов
4.2.7 Расчет общей себестоимости разработки 53
4.2.8 Расчет прибыли 54
4.2.9 Расчет НДС 54
4.2.10 Цена разработки НИР 54
4.3 Оценка экономической эффективности проекта 55
5 Социальная ответственность 59
5.1 Профессиональная социальная безопасность 59
5.1.1 Анализ выявленных вредных факторов 60
5.1.2 Анализ выявленных опасных факторов 66
5.2 Экологическая безопасность 68
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 69
5.3.1 Анализ вероятных ЧС 69
5.3.2 Обоснование мероприятий по предотвращению ЧС и разработка
порядка действий в случае возникновения ЧС 69
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 71
5.4.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства 71
5.4.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны 71
Заключение 73
Список публикаций студента 74
Список используемых источников 75
Приложение А Матрицы ответов студентов на тесты 78
Приложение Б Характеристики заданий тестов 81
Приложение В Блок-схема алгоритма проведения исследования 84
Приложение Г Программный код реализации разработанных алгоритмов 86
Приложение Д Признаки научно-технического эффекта 93
Работа проводится для Центра обеспечения качества образования Томского Политехнического Университета (ЦОКО ТПУ) с целью внедрения моделей параметризации результатов тестирования в работу центра.
Ежегодно ЦОКО ТПУ проводит большое количество тестирований. Это и входной контроль по физике и математике, срезы знаний по таким предметам как экономика, философия, а также вступительный экзамен в магистратуру.
Основное назначение педагогического тестирования - оценивание уровня подготовленности участников тестирования в определенной области знаний.
Причем оценка должна обладать свойством объективности, то есть при тестировании одного и того же студента различными тестами должны получаться близкие результаты (с точностью до погрешности вычислений).
При проведении тестирования возникают вопросы об определении уровня знаний тестируемых, определения трудности заданий и качества самого теста. Получить ответы на данные вопросы становится возможным при использовании моделей параметризации результатов тестирования. И на этом этапе возникает потребность в выборе конкретной модели, которую следует принять за основу разработанного теста с целью его анализа. Что приводит к необходимости сравнения существующих моделей параметризации результатов тестирования.
Теория моделирования и параметризации тестов - это относительно новая и практически не исследованная в нашей стране область знаний. Однако имеется необходимость в реализации моделей параметризации результатов тестирования в различных областях. Данная работа проводилась с упором на применимость результатов исследования для работы с педагогическими тестами в связи с чем были выделены дихотомическая модель Раша и биномиальная политомическая модель.
Актуальность данной работы основывается на необходимости:
интерпретировать результаты тестирования для определения объективной оценки уровня знаний;
2) определить критерии применимости модели для параметризации результатов;
3) выявить индикаторные переменные, адекватные для оценки уровня подготовленности в определённой области знаний.
Целью данной работы является сравнение моделей параметризации результатов оценивания учебных достижений.
Задачи, которые поставлены для достижения данной цели следующие:
1) анализ литературы по заданной теме;
2) изучение моделей параметризации результатов тестирования;
3) реализация рассматриваемых моделей;
4) анализ тестов по рассматриваемым моделям;
5) сравнение рассматриваемых моделей.
Объектом исследования являются параметрические модели результатов оценивания учебных достижений.
Предметом исследования являются алгоритмы реализации моделей и оценки адекватности заданий тестирования, применяемого для оценивания учебных достижений.
Практическая новизна заключается в детальной реализации моделей параметризации результатов тестирования.
Практическая значимость работы состоит во внедрении рассматриваемых в работе моделей в Центре оценки качества образования ТПУ.
Результаты исследований были представлены на III Международной научной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине».
С целью проведения исследования в работе была осуществлена реализация алгоритмов дихотомической модели Раша и биномиальной политомической модели в системе компьютерной математики MATLAB.
Для решения поставленных задач создан и реализован алгоритм сравнительного анализа рассматриваемых моделей.
Основными результатами работы являются следующие.
Дихотомическую модель Раша можно использовать для анализа результатов тестирования не только с заданиями с двумя категориями, но и в заданиях с тремя категориями ответов. Такой вывод делается на основе результатов анализа теста №1, который показал идентичные данные при расчете статистики Хи-квадрат для дихотомической модели Раша и биномиальной политомической модели.
Для заданий с четырьмя категориями ответов и более следует использовать биномиальную политомическую модель. Об этом говорит анализ результатов теста №3, который показал значения статистики Хи-квадрат намного больше критического значения для всех заданий теста по дихотомической модели Раша.
1. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - М.: Прометей, -2010. - 169 с.
2. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Педагогическое тестирование как измерение. Учебное пособие, ч.1. - М.: Центр Тестирования МО РФ. - 2012. - 67 с.
3. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Как оценивается уровень подготовленности учащихся по результатам единого государственного экзамена. - М.: - Центр Тестирования МО РФ. - 2013. - 44 с.
4. Психологическая диагностика / Под редакцией Гуревича К.М., Борисовой Е.М. - М.: Издательство УРАО. - 2010. - 302 с.
5. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. - М.: Высшая Школа. - 1994.- 336 с.
6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - С.-П.: Питер. -2010. - 522 с.
7. Wright B.D., Stone M.N. Best Test Design. Rasch Measurement Chicago, 2009, Mesa Press, 223 p.
8. Wright B.D., Masters G.N. Rating Scale Analysis. Rasch Measurement. - Chicago: Mesa Press. - 2009. - 206 p.
9. Hamblenton R.K., Swaminathan H., Rogers H.J. Fundamentals of Item Response Theory. - London.: Sage publications. -2002. - 174 p.
10. Wright B.D., Mok M. Rasch Model Overview // Journal of Applied Measurement, 2000. - V.1. - № 1. - Р. 83-106.
11. Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copengagen, 1960, Danish Institute of Educational Research (Expanded edition, -Chicago.: Mesa Press. - 1980. - 199 p.).
12. Smith R.M. Rasch Measurement Models: Interpreting Winsteps/Bigsteps and Facets Output. Maple Grove. - Minnesota.: JAM Press. - 1999. - 58 p.
13. Smith E.V., Wakely M.B., Kruif R. Optimizing Rating Scales. In press: Educational and Psychological Measurement, 31 p.
14. Елисеев И. Н. Математические модели и комплексы программ для автоматизированной оценки результатов обучения с использованием латентных переменных: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. тех. наук (14.02.14) / Елисеев Иван Николаевич; ЮРГТУ. - Новочеркасск, 2014. - 33 с.
15. Братищенко В. В. Политомическая биномиальная модель оценок // Сборник трудов 73-й ежегодной научной конференции профессорскопреподавательского состава и докторантов в рамках Дней науки - 2014, посвященных зимней Олимпиаде 2014г. - Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2014 - С. 93 - 101
16. Маслак А. А., Поздняков С. А. Системы обработки информации: учебное пособие. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. Ун-та а г. Славянске-на-Кубани, 2014 - 122 с.
17. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории застройки.
18. СанПиН 2.2.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
19. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
20. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Выписки из СаНпиН 2.2.2.542-96.
21. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.
22. ГОСТ 12.1.019 (с изм. №1) ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
23. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
24. Федеральный классификационный каталог отходов [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.ecoguild.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
25. Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681.
26. ТОИ Р-45-084-01. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере.
27. Зинченко В.П. Основы эргономики. - М.: МГУ, 1979. - 179 с.
28. Борисов Ю.М. Электротехника: учебник для вузов. - М.: МГТУ им Н. Э. Баумана. - 592 с.