РАЗВИТИЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ АДДИТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 8
1.2 Проблема развития вероятностного прогнозирования в речи детей
6-7 лет с задержкой психического развития 13
1.3 Аддитивные задания как средство развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальное изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 21
2.1 Выявление уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и методы работы по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 28
2.3 Выявление динамики развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 8
1.2 Проблема развития вероятностного прогнозирования в речи детей
6-7 лет с задержкой психического развития 13
1.3 Аддитивные задания как средство развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальное изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 21
2.1 Выявление уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и методы работы по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 28
2.3 Выявление динамики развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения
Одной из главных задач модернизации российского образования является гуманная система образования, направленная на личность ребенка, а также на развитие внутренних качеств и возможностей. Реализация такой задачи образования требует качественно современного подхода к обучению детей с задержкой психического развития и грамотной организации всего процесса дошкольного образования. Современное дошкольное образование направлено на формирование высокого уровня познавательных процессов. Эффективность воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития зависит от получения объективной информации не только об уровне речи ребенка, но и уровне его познавательной деятельности.
Проблема исследования развития вероятностного прогнозирования в речи детей в психологии и педагогике является актуальной темой на современном этапе. Исследователи (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш) проводили изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей, в том числе и эмпирически . Можно сказать, что в коррекционной педагогике развитие вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития является актуальной и интересной темой, но, тем не менее исследований развития вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития недостаточно. В специальной литературе встречаются только отдельные данные об особенностях вероятностного прогнозирования у детей в норме и с задержкой в развитии.
При качественно сформированных предпосылках к развитию вероятностного прогнозирования в речи у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в процессе развития, в связи с чем они нуждаются в специально организованном обучении.
В связи с этим возникла потребность изучения развития вероятностного прогнозирования в речи и теоретического обоснования возможности и необходимости развития вероятностного прогнозирования в речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Развитие вероятностного прогнозирования в речи является одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития согласно примерной АООП ДО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства, позволяющего решать данную задачу, мы определили аддитивные задания. Данные задания за счет своей наглядности позволят сделать занятия с детьми с задержкой психического развития более интересными и эффективными.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий», а также определена проблема исследования: каковы потенциальные возможности аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - аддитивные задания как средство развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет эффективным, если:
- разработаны специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами для совместной изобразительной деятельности педагога и детей, направленной на развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- организована совместная работа с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6 -7 лет с задержкой психического развития.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования специфики развития
вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш);
- положения исследований по использованию аддитивных заданий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Е.А. Шилкова, Е.А. Каминская, Н.Г. Пищикова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание аддитивных заданий в изобразительной деятельности для развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования воспитателями, учителями- дефектологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития, посещающие группу компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (43 источника), 3 приложениями. В тексте работы представлены 12 таблиц, 2 рисунка.
Проблема исследования развития вероятностного прогнозирования в речи детей в психологии и педагогике является актуальной темой на современном этапе. Исследователи (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш) проводили изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей, в том числе и эмпирически . Можно сказать, что в коррекционной педагогике развитие вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития является актуальной и интересной темой, но, тем не менее исследований развития вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития недостаточно. В специальной литературе встречаются только отдельные данные об особенностях вероятностного прогнозирования у детей в норме и с задержкой в развитии.
При качественно сформированных предпосылках к развитию вероятностного прогнозирования в речи у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в процессе развития, в связи с чем они нуждаются в специально организованном обучении.
В связи с этим возникла потребность изучения развития вероятностного прогнозирования в речи и теоретического обоснования возможности и необходимости развития вероятностного прогнозирования в речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Развитие вероятностного прогнозирования в речи является одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития согласно примерной АООП ДО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства, позволяющего решать данную задачу, мы определили аддитивные задания. Данные задания за счет своей наглядности позволят сделать занятия с детьми с задержкой психического развития более интересными и эффективными.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий», а также определена проблема исследования: каковы потенциальные возможности аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - аддитивные задания как средство развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет эффективным, если:
- разработаны специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами для совместной изобразительной деятельности педагога и детей, направленной на развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- организована совместная работа с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6 -7 лет с задержкой психического развития.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования специфики развития
вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш);
- положения исследований по использованию аддитивных заданий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Е.А. Шилкова, Е.А. Каминская, Н.Г. Пищикова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание аддитивных заданий в изобразительной деятельности для развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования воспитателями, учителями- дефектологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития, посещающие группу компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (43 источника), 3 приложениями. В тексте работы представлены 12 таблиц, 2 рисунка.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет наиболее эффективным, если:
- разработать специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, материалами для совместной изобразительной деятельности педагога с детьми, способствующими развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- осуществить совместную работу с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Для диагностики уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития были выделены следующие показатели:
- скорость формирования прогноза;
- формирование процессов регуляции;
- сформированное запоминание;
- формирование стратегии предсказания;
- умение сравнивать прогноз с прошлым опытом.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В целом были получены следующие результаты большинство воспитанников - 70% показали низкий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи. Средний уровень выявлен у 2 детей (20%). Высокий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов детского сада.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая и коммуникативная активности. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития с низким уровнем вероятностного прогнозирования уменьшилось на 40%, со средним уровнем - на 21%, а с высоким уровнем развития - увеличилось на 60%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет наиболее эффективным, если:
- разработать специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, материалами для совместной изобразительной деятельности педагога с детьми, способствующими развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- осуществить совместную работу с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Для диагностики уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития были выделены следующие показатели:
- скорость формирования прогноза;
- формирование процессов регуляции;
- сформированное запоминание;
- формирование стратегии предсказания;
- умение сравнивать прогноз с прошлым опытом.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В целом были получены следующие результаты большинство воспитанников - 70% показали низкий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи. Средний уровень выявлен у 2 детей (20%). Высокий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов детского сада.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая и коммуникативная активности. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития с низким уровнем вероятностного прогнозирования уменьшилось на 40%, со средним уровнем - на 21%, а с высоким уровнем развития - увеличилось на 60%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



