Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 8
1.2 Проблема развития вероятностного прогнозирования в речи детей
6-7 лет с задержкой психического развития 13
1.3 Аддитивные задания как средство развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Экспериментальное изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 21
2.1 Выявление уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и методы работы по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий 28
2.3 Выявление динамики развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения
Одной из главных задач модернизации российского образования является гуманная система образования, направленная на личность ребенка, а также на развитие внутренних качеств и возможностей. Реализация такой задачи образования требует качественно современного подхода к обучению детей с задержкой психического развития и грамотной организации всего процесса дошкольного образования. Современное дошкольное образование направлено на формирование высокого уровня познавательных процессов. Эффективность воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития зависит от получения объективной информации не только об уровне речи ребенка, но и уровне его познавательной деятельности.
Проблема исследования развития вероятностного прогнозирования в речи детей в психологии и педагогике является актуальной темой на современном этапе. Исследователи (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш) проводили изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей, в том числе и эмпирически . Можно сказать, что в коррекционной педагогике развитие вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития является актуальной и интересной темой, но, тем не менее исследований развития вероятностного прогнозирования в речи детей с задержкой психического развития недостаточно. В специальной литературе встречаются только отдельные данные об особенностях вероятностного прогнозирования у детей в норме и с задержкой в развитии.
При качественно сформированных предпосылках к развитию вероятностного прогнозирования в речи у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в процессе развития, в связи с чем они нуждаются в специально организованном обучении.
В связи с этим возникла потребность изучения развития вероятностного прогнозирования в речи и теоретического обоснования возможности и необходимости развития вероятностного прогнозирования в речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Развитие вероятностного прогнозирования в речи является одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития согласно примерной АООП ДО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства, позволяющего решать данную задачу, мы определили аддитивные задания. Данные задания за счет своей наглядности позволят сделать занятия с детьми с задержкой психического развития более интересными и эффективными.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий», а также определена проблема исследования: каковы потенциальные возможности аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - аддитивные задания как средство развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет эффективным, если:
- разработаны специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами для совместной изобразительной деятельности педагога и детей, направленной на развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- организована совместная работа с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6 -7 лет с задержкой психического развития.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику уровня развития вероятностного
прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования специфики развития
вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития (А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш);
- положения исследований по использованию аддитивных заданий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (Е.А. Шилкова, Е.А. Каминская, Н.Г. Пищикова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание аддитивных заданий в изобразительной деятельности для развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей аддитивных заданий как средства развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов исследования воспитателями, учителями- дефектологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития, посещающие группу компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (43 источника), 3 приложениями. В тексте работы представлены 12 таблиц, 2 рисунка.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что развитие вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий будет наиболее эффективным, если:
- разработать специальные аддитивные задания, направленные на развитие компонентов вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, материалами для совместной изобразительной деятельности педагога с детьми, способствующими развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития ;
- осуществить совместную работу с родителями по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Для диагностики уровня развития вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития были выделены следующие показатели:
- скорость формирования прогноза;
- формирование процессов регуляции;
- сформированное запоминание;
- формирование стратегии предсказания;
- умение сравнивать прогноз с прошлым опытом.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития. В целом были получены следующие результаты большинство воспитанников - 70% показали низкий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи. Средний уровень выявлен у 2 детей (20%). Высокий уровень развития вероятностного прогнозирования в речи выявлен только у одного ребенка (10%).
Проделанная работа по развитию вероятностного прогнозирования в речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством аддитивных заданий имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов детского сада.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что у детей повысилась речевая и коммуникативная активности. По результатам контрольного этапа было выявлено, что на контрольном этапе эксперимента количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития с низким уровнем вероятностного прогнозирования уменьшилось на 40%, со средним уровнем - на 21%, а с высоким уровнем развития - увеличилось на 60%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Текст] (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г).
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст] : книга для педагогов / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 286 с.
3. Ахметзянова, А.Й. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] / А.Й. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки / Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет. - 2015. - №3. - С. 233-249.
4. Башаева, Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность [Текст] / Т.В. Башаева. - М. : Наука, 2016. - 176 с.
5. Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ [Текст] / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 63¬68.
6. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М., 1990.
7. Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №6. - С. 22-32.
8. Виноградова, Е.И. Методы педагогического воздействия во время занятий с дошкольниками [Текст] / Е.И. Виноградова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 2. - С. 13.
9. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.
10. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - 208 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко [и др.]. - М. : АРКТИ, 2001.- 224 с.
12. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 157 с.
13. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: Хрестоматия / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 320 с.
15. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : Наука, 2009. - 315 с.
16. Калина, Н.Ф. Психология личности [Текст] / Н.Ф. Калина. - М. : Академический проект, 2015. - 214 с.
17. Калишенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками [Текст] / В. Калишенко. - М. : Знание, 2007. - 168 с.
18. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 17-25.
19. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск : Мир Науки, 2009. - 285 с.
20. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. - М. : Мир Науки, 2008. - 324 с.
21. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск : Мир Науки, 2008. - 138 с.
22. Коррекционная педагогика [Текст]: учебное пособие для
педагогических специальностей вузов / И. А. Зайцева [и др.]. - Ростов-н/Д. : МарТ, 2002. - 304 с.
23. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980. - 279 с.
24. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
25. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Просвещение, 2009. - 125 с.
26. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психол. журн. - 1996. - Т. 17. - №4. - С. 107-115.
27. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2006. - 270 с.
28. Найссер, У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии [Текст] / У. Найссер. - М., 1981.
29. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева [и др.]. - 3-е изд. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 576 с.
30. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс [Текст] / Т.Г. Неретина. - М. : Флинта : МПСИ, 2008. - 376 с.
31. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Владос, 2003. - 128 с.
32. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
33. Немов, Р.С. Общая психология [Текст]. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы : Юрайт, 2015. - 739 с.
34. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] / В.А. Недоспасова. - Тольятти: Центр медиаобразования, 2012. - 63 с.
35. Носс, И.Н. Психодиагностика [Текст] / И.Н. Носс. - М. : Академический проект, 2013. - 120 с.
36. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] : пособие для педагогов / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 236 с.
37. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Н.М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
38. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 464 с.
39. Психология детей с задержкой психического развития: изучение,
социализация, психокоррекция [Текст]: хрестоматия / сост.
О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003.- 432 с.
40. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
42. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / под ред. Т.Г. Неретиной. - М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2004. - 240 с.
43. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой
психического развития [Электронный ресурс]: Кн. для учителя /
Е.С. Слепович. - Мн. : Нар. асвета, 1989. - 64 с. // режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/4/0437/4 0437-45.shtml